Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Общие положения
1. Муниципальная программа Сургутского района "Повышение эффективности управления муниципальными финансами" (далее - муниципальная программа) разработана в целях реализации стратегии социально-экономического развития Сургутского района до 2030 года, утверждённой решением Думы Сургутского района от 17.12.2018 N 591 "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Сургутского района до 2030 года", концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 N 117-р "Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах", обеспечения исполнения требований бюджетного законодательства Российской Федерации.
2. Характеристика текущего состояния сферы социально-экономического развития по направлению реализации муниципальной программы:
Одной из важнейших составляющих системы местного самоуправления в Сургутском районе является система управления муниципальными финансами, основной задачей которой является обеспечение дальнейшего роста социального благополучия и качества жизни населения Сургутского района, обеспечение интенсивного развития экономики, повышение её инновационного наполнения и конкурентоспособности, сохранение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Сургутского района, повышение эффективности муниципального управления.
Система управления муниципальными финансами Сургутского района также интегрирована в финансовые системы региона и страны, в связи с чем развивается с общими тенденциями, происходящими в экономике и бюджетной сфере, включая процессы реформирование и проблематику.
За период реализации бюджетных реформ система управления муниципальными финансами в Сургутском районе была существенно модернизирована.
Осуществлён переход к среднесрочному финансовому планированию путём составления бюджета района на очередной финансовый год и плановый период по принципу "скользящей трёхлетки", что в среднесрочном периоде позволяет решать приоритетные задачи развития Сургутского района, оценивать необходимые ресурсы для их реализации и определять возможные источники их финансового обеспечения.
При формировании бюджета на очередной финансовый год и плановый период реализуется практика подготовки главными распорядителями бюджетных средств обоснований бюджетных ассигнований. Планирование бюджетных ассигнований осуществляется раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств.
Внедрены инструменты бюджетирования, ориентированного на результат, включая разработку муниципальных программ, переход от сметного финансирования учреждений, к финансовому обеспечению муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг. Разработан пакет муниципальных правовых актов, регламентирующих деятельность по оказанию муниципальных услуг.
Создана система мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств.
Долговая политика, проводимая в Сургутском районе, является фундаментом стабильности бюджетной системы муниципального района и направлена на минимизацию муниципальных заимствований и бюджетных кредитов. В настоящее время долговые обязательства муниципального образования Сургутский район отсутствуют.
Качественное, эффективное управление муниципальным долгом предполагает, не только отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам, но прежде всего наличие прозрачной системы управления муниципальным долгом с применением чётких процедур и механизмов. Для реализации указанной задачи разработаны и применяются Концепция управления муниципальным долгом Сургутского района, а также методика планирования долговых обязательств и определения критериев по муниципальному долгу.
В Сургутском районе большое внимание уделяется прозрачности и открытости бюджетного процесса. На официальном сайте муниципального образования Сургутский район размещается информация о деятельности департамента финансов администрации Сургутского района на всех стадиях бюджетного процесса.
Сургутский район стабильно занимает лидирующие позиции в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре среди муниципальных образований по качеству организации и осуществления бюджетного процесса, а также заявляет о себе на федеральном уровне.
Три последних года Сургутский район является участником и призёром конкурса "Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами", который проводится журналом "Бюджет" совместно с союзом финансистов России и при поддержке Совета Федерации.
Уже несколько лет по оценке Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры уровень сводной оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса Сургутского района не ниже среднего среди муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, что даёт право на получение гранта из бюджета автономного округа, который в свою очередь направляется на приоритетные социально-значимые расходы Сургутского района.
Межбюджетные отношения являются важным инструментом регулирования бюджетных правоотношений. На текущий момент можно констатировать, что в целом система межбюджетных отношений, как в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, так и в Сургутском районе соответствует общепринятым базовым требованиям, установленным федеральным законодательством.
Постоянно совершенствуется порядок предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджетам городских и сельских поселений района в целях укрепления доходной базы местных бюджетов.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района относится выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счёт средств бюджета муниципального района.
Полномочиями в области организации межбюджетных отношений и обеспечения исполнения отдельных государственных полномочий по расчёту и предоставлению дотаций бюджетам поселений за счёт средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с "Положением о департаменте финансов администрации Сургутского района", утверждённым решением Думы Сургутского района от 28.11.2013 N 425 наделён департамент финансов администрации Сургутского района.
На территории Сургутского района находятся 13 муниципальных образований, в том числе 4 городских и 9 сельских поселений.
Неравномерность распределения налоговой базы по поселениям Сургутского района, связанная с различиями поселений в уровне социально-экономического развития, территориальном расположении, демографическом положении и рядом других объективных факторов, обуславливает существенные диспропорции в бюджетной обеспеченности поселений Сургутского района. Это требует активных действий органов местного самоуправления Сургутского района по созданию равных финансовых возможностей для органов местного самоуправления поселений по эффективному осуществлению ими полномочий по решению вопросов местного значения.
Основным видом межбюджетных трансфертов являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов, поселений автономного округа, которые направляются на сглаживание диспропорций в уровне бюджетных возможностей и исполнение первоочередных расходов. Порядок расчёта уровня бюджетной обеспеченности поселений установлены методикой, утверждённой Законом автономного округа от 10.11.2008 N 132-оз "О межбюджетных отношениях в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
В целях содействия развитию местного самоуправления, повышению качества организации и осуществления бюджетного процесса, достижению показателей социально-экономического развития и оздоровления муниципальных финансов поселений и на другие цели осуществляется грантовая поддержка бюджетов поселений в порядке и на условиях, предусмотренных решением Думы Сургутского района от 01.10.2013 N 389 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района", а также иными муниципальными правовыми актами Сургутского района, принимаемыми по вопросам, связанным с регулированием бюджетных правоотношений.
В бюджеты поселений обеспечивается предоставление иных межбюджетных трансфертов в целях обеспечения выполнения поселениями части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями о передаче полномочий, а также субвенций в случае наделения отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления городских и сельских поселений и наделения органов местного самоуправления Сургутского района отдельными государственными полномочиями по расчёту и предоставлению субвенций бюджетам городских и сельских поселений на осуществление отдельных государственных полномочий.
В целом, проводимая в Сургутском районе финансовая политика, направлена на обеспечение преемственности реализации бюджетной и налоговой политики прошлых лет, с учётом текущей экономической ситуации в стране и прогнозируемого уровня инфляции, что позволяет сохранять социальную и экономическую стабильность на территории Сургутского района, обеспечивать сбалансированность и устойчивость бюджета Сургутского района, а также городских и сельских поселений, входящих в состав Сургутского района.
Вместе с тем, процесс формирования целостной системы управления муниципальными финансами в Сургутском районе ещё не завершён.
В настоящее время сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешённых проблем, в том числе:
- недостаточность доходной базы для достижения целей и задач приоритетных направлений стратегического развития Сургутского района;
- ограниченность практики использования в качестве основного инструмента для достижения целей муниципальной политики и основы для бюджетного планирования муниципальных программ;
- сохранение условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов и недостаточной мотивации главных распорядителей бюджетных средств к повышению эффективности использования бюджетных средств и оптимизации бюджетных расходов;
- отсутствие оценки экономических последствий принимаемых решений и, соответственно, отсутствие ответственности;
- недостаточная степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
Задачами первостепенной важности на всех этапах бюджетных реформ также остаются соблюдение бюджетного законодательства и безусловное исполнение расходных обязательств.
Муниципальная программа направлена на решение указанных проблем и задач, ориентирована на создание общих условий для всех участников бюджетного процесса, в том числе отраслевых (функциональных) органов администрации Сургутского района, реализующих другие муниципальные программы района и является "обеспечивающей".
3. Цель (цели) муниципальной программы:
Целью муниципальной программы является "Повышение эффективности управления муниципальными финансами в Сургутском районе и входящих в него городских и сельских поселениях".
Пункт 4 изменен. - Постановление Администрации Сургутского района от 18 февраля 2021 г. N 569-нпа
4. Показатели конечных результатов цели (целей) муниципальной программы:
Показателями конечных результатов целей муниципальной программы являются:
- "Доходы бюджета муниципального образования в расчёте на 1 жителя муниципального образования", тыс. руб.;
- "Расходы бюджета муниципального образования на содержание работников органов местного самоуправления в расчёте на 1 жителя муниципального образования", тыс. руб.
Целевые (плановые) значения показателей конечных результатов целей муниципальной программы указаны в паспорте муниципальной программы и приведены в приложении к муниципальной программе "Перечень целевых показателей и основных мероприятий с информацией по финансовому обеспечению" к настоящей муниципальной программе (далее - приложение к муниципальной программе).
Порядок определения фактических значений показателей конечных результатов цели (целей) муниципальной программы:
Показатели конечных результатов цели (целей) муниципальной программы |
Расчёт показателя |
Источники данных для расчёта показателя |
Доходы бюджета муниципального образования в расчёте на 1 жителя муниципального образования, (тыс. руб.) |
П1(ЦМП) = QДох. / Ч, где:
П1(ЦМП) - значение показателя "Доходы бюджета муниципального образования в расчёте на 1 жителя муниципального образования", (тыс. руб.); QДох. - общий объём средств, поступивших в доход бюджета Сургутского района за отчётный период, (тыс. руб.); Ч - численность постоянного населения Сургутского района, (чел.) |
форма 0503317 ежемесячной бюджетной отчётности об исполнении бюджета за декабрь |
Расходы бюджета муниципального образования на содержание работников органов местного самоуправления в расчёте на 1 жителя муниципального образования, (тыс. руб.) |
П2(ЦМП) = QРасх. / Ч, где:
П2(ЦМП) - значение показателя "Расходы бюджета муниципального образования на содержание работников органов местного самоуправления в расчёте на 1 жителя муниципального образования", (тыс. руб.); QРасх. - объём фактических расходов, произведённых из бюджета Сургутского района на содержание работников органов местного самоуправления Сургутского района по разделу классификации расходов 0100, (тыс. руб.); Ч - среднегодовая численность постоянного населения Сургутского района, (чел.). |
форма федерального статистического наблюдения N 1-МБ "Сведения об исполнении бюджета муниципального образования (местного бюджета)" |
5. Задачи муниципальной программы:
Задачами муниципальной программы являются:
- "Повышение качества организации и осуществления бюджетного процесса в Сургутском районе и входящих в него городских и сельских поселениях";
- "Содействие повышению качества организации и осуществления бюджетного процесса в городских и сельских поселениях, входящих в состав Сургутского района";
- "Обеспечение функционирования системы управления муниципальными финансами в Сургутском районе".
Пункт 6 изменен. - Постановление Администрации Сургутского района от 18 февраля 2021 г. N 569-нпа
6. Показатели непосредственных результатов задач муниципальной программы:
Показателями непосредственных результатов задач муниципальной программы являются:
- "Достижение значения показателя сводной оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса, превышающего среднее значение среди муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (в сопоставимых показателях)", %;
- "Наличие результатов сводной оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в городских и сельских поселениях Сургутского района по итогам работы за отчётный год", шт.;
- "Наличие неустранённых замечаний органа внутреннего муниципального финансового контроля администрации Сургутского района на отчётную дату", шт.
Целевые (плановые) значения показателей непосредственных результатов задач муниципальной программы указаны в паспорте муниципальной программы и приведены в приложении к муниципальной программе.
Порядок определения фактических значений показателей непосредственных результатов задач муниципальной программы:
Показатели непосредственных результатов задач муниципальной программы |
Расчёт показателя |
Источники данных для расчёта показателя |
Достижение значения показателя сводной оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса, превышающего среднее значение среди муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (в сопоставимых показателях), (%) |
П1(ЗМП) = ОКБП (МОСР) / ОКБП сред. (МР ХМАО) * 100%, где:
П1(ЗМП) - значение показателя "Достижение значения показателя сводной оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса, превышающего среднее значение среди муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (в сопоставимых показателях)", (%); ОКБП (МОСР) - фактически достигнутое значение показателя сводной оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в Сургутском районе по результатам мониторинга, проводимого органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в отчётном периоде, (ед.); ОКБП сред. (МР ХМАО) - исчисленное среднее значение показателя сводной оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса среди муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по результатам мониторинга, проводимого органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в отчётном периоде, (ед.). |
приказ департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа "О сводной оценке качества организации и осуществления бюджетного процесса в городских округах и муниципальных районах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и их рейтинге по итогам ____ года" Официальные источники опубликования (обнародования) правовых актов органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Информация на официальном сайте органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
Наличие результатов сводной оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в городских и сельских поселениях Сургутского района по итогам работы за отчётный год, (шт.) |
П2(ЗМП) = 1 или 0, где:
П2(ЗМП) - значение показателя "Наличие результатов сводной оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в городских и сельских поселениях Сургутского района по итогам работы за отчётный год", (шт.); П2(ЗМП) = 1, при наличии результата сводной оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в городских и сельских поселениях Сургутского района, утверждённого приказом руководителя департамента финансов администрации Сургутского района в отчётном периоде, (шт.); П2(ЗМП) = 0, при отсутствии результата сводной оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в городских и сельских поселениях Сургутского района, утверждённого приказом руководителя департамента финансов администрации Сургутского района в отчётном периоде, (шт.). |
приказ руководителя департамента финансов администрации Сургутского района "О сводной оценке качества организации и осуществления бюджетного процесса в городских и сельских поселениях Сургутского района по итогам работы за год". Официальный сайт муниципального образования Сургутский район/ Деятельность/ Бюджет и финансы/ Правовые акты департамента финансов администрации Сургутского района/ Приказы департамента финансов администрации Сургутского района |
Наличие неустранённых замечаний органа внутреннего муниципального финансового контроля администрации Сургутского района на отчётную дату, (шт.) |
П3(ЗМП) = 1 или 0, где:
П3(ЗМП) - значение показателя "Наличие неустранённых замечаний органа внутреннего муниципального финансового контроля администрации Сургутского района на отчётную дату", (шт.); П3(ЗМП) = 1 при наличии неустранённых замечаний органа внутреннего муниципального финансового контроля администрации Сургутского района на отчётную дату, (шт.); П3(ЗМП) = 0 при отсутствии неустранённых замечаний органа внутреннего муниципального финансового контроля администрации Сургутского района на отчётную дату, (шт.). |
акты по результатам контрольных мероприятий управления внутреннего муниципального финансового контроля администрации Сургутского района, направленные в адрес департамента финансов администрации Сургутского района. Отчёты департамента финансов администрации Сургутского района об устранении замечаний, указанных в актах по результатам контрольных мероприятий управления внутреннего муниципального финансового контроля администрации Сургутского района Входящие, исходящие документы департамента финансов администрации Сургутского района согласно номенклатуры дел |
7. Сроки и этапы реализации муниципальной программы:
Срок реализации муниципальной программы устанавливается на 6 лет с 01.01.2020 по 31.12.2025, без выделения этапов.
8. Перечень подпрограмм муниципальной программы:
- Подпрограмма "Повышение эффективности управления муниципальными финансами Сургутского района";
- Подпрограмма "Создание условий для повышения эффективности управления муниципальными финансами городских, сельских поселений, входящих в состав Сургутского района";
- Подпрограмма "Обеспечение эффективности деятельности в сфере управления муниципальными финансами".
Пункт 9 изменен. - Постановление Администрации Сургутского района от 18 февраля 2021 г. N 569-нпа
9. Финансовое обеспечение муниципальной программы:
Финансовое обеспечение муниципальной программы осуществляется за счёт средств бюджета Сургутского района.
Объёмы финансового обеспечения муниципальной программы по годам реализации муниципальной программы и по источникам финансового обеспечения указаны в паспорте муниципальной программы и приведены в приложении к муниципальной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.