Президиум РАН, заслушав и обсудив доклад академика РАН Ушачева И.Г. "Основные направления комплексного развития сельских территорий России и научное обеспечение их реализации", содоклады члена Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, руководителя представительства РАН в Белгородской области члена-корреспондента РАН Савченко Е.С., ректора ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный аграрный университет" члена-корреспондента РАН Рудого Е.В. и выступления: заместителя председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, члена Совета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации академика РАН Гордеева А.В., председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по аграрным вопросам академика РАН Кашина В.И., председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Майорова А.П.., члена Коллегии (министра) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии академика РАН Глазьева С.Ю., Главы администрации Тамбовской области доктора экономических наук Никитина А.В., заместителей министра сельского хозяйства Российской Федерации Лут О.Н. и Увайдова М.И., директора Департамента координации деятельности организаций в сфере сельскохозяйственных наук Минобрнауки России члена-корреспондента РАН Багирова В.А., ректора ФГБОУ ВО "Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева" академика РАН Трухачева В.И., академика РАН Нигматулина Р.И., заведующего Кафедрой агроэкономики экономического факультета ФГБОУ ВО "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" доктора экономических наук Киселева С.В., отмечает, что стратегической целью комплексного развития сельских территорий является формирование в сельских поселениях условий жизни, труда и хозяйственной деятельности, качественно равных городским.
При этом важно понимать, что сельские территории, кроме экономической задачи продовольственного обеспечения страны, всегда несли цивилизационную миссию - воспроизводство национальной идентичности. Они являются многофункциональной системой, выполняющей сложные функции демографического характера, социального контроля территорий, природоохранные, рекреационные, пространственно-коммуникационные и служат сбережению традиций национальной культуры.
С 2003 года в Российской Федерации реализуется программно-целевой подход к социальному развитию сельских территорий. В настоящее время для решения системных проблем развития села принята Государственная программа комплексного развития сельских территорий на период до 2025 года (постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696 в редакции от 30 декабря 2020 г.), в которой ключевыми целями являются:
сохранение доли сельского населения в общей численности населения России на уровне не менее 25,1%;
достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 75,5%;
повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 43,2%.
В рамках действующей версии программы в период до 2025 года предусмотрено реализовать 3841 инициативный проект комплексного развития сельских территорий, построить 1,3 млн кв. м жилья (без учета ввода жилых помещений с использованием ипотечного кредита), проложить 1480 км газораспределительных сетей, 1310 км локальных водопроводов, благоустроить 31300 сельских населенных пунктов, повысить уровень занятости сельского населения до 70% и снизить уровень безработицы до 6,5%, что будет способствовать постепенному формированию современного облика сельских поселений, сближению уровня и качества жизни городского и сельского населения.
Российский агропромышленный комплекс в последние годы демонстрирует позитивную динамику развития, обеспечивает продовольственную безопасность, рост показателей внешней торговли и тем самым вносит важнейший вклад в экономику страны.
Однако при этом нарастает дисбаланс между относительно высокими темпами развития агропромышленного производства и темпами социального обустройства сельских территорий. Село по-прежнему намного отстает от города по уровню и качеству жизни, углубляется меж- и внутрирегиональная дифференциация сельских территорий по уровню социально-экономического и экологического развития. В настоящее время на сельских территориях концентрируются российская безработица и бедность. Заработная плата в сельском хозяйстве составляет лишь 60 р%# от средней по экономике, сельский жилищный фонд остается в основном неблагоустроенным, увеличивается радиус доступности жителям села объектов социальной инфраструктуры. Неудовлетворительные условия жизни негативно сказываются на демографической ситуации в сельских поселениях. Кроме того, агропромышленный комплекс и социальная сфера села испытывают острый дефицит высококвалифицированных кадров высшего и среднего профессионального образования.
Отрицательное воздействие на темпы и эффективность социальных преобразований на селе оказывает сокращение масштабов научных исследований в этой сфере, произошедшее в последние годы, в том числе в ходе проводимой реформы аграрной науки.
Решение социальных проблем сельских территорий на основе активизации их государственной поддержки и развития комплексных научных исследований в данной области, направленных на обоснование потребности в средствах и повышение эффективности их использования, будет способствовать достижению целей, обозначенных в указах Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 21 января 2020 г. N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации", от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", в распоряжениях Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 151-р "Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года", от 12 апреля 2020 г. N 993-р "Об утверждении Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года", в постановлении Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" и в других документах.
Президиум РАН постановляет:
1. Принять к сведению представленную в докладах и выступлениях информацию об основных направлениях комплексного развития сельских территорий России и научном обеспечении их реализации.
2. Отделению сельскохозяйственных наук РАН (академик РАН Лачуга Ю.Ф.) до 1 июня 2021 г. подготовить предложения для последующего представления в установленном порядке в Правительство Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Министерство сельского хозяйства Российской Федерации по:
разработке проекта Федерального закона "Об устойчивом развитии сельских территорий", в котором следует закрепить содержание понятий "сельские территории" и "сельско-городские агломерации", определить основные, в том числе приоритетные, направления государственной политики сельского развития и меры по их реализации, полномочия федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления в области развития сельских территорий, формы участия субъектов экономической деятельности, граждан, общественных организаций и объединений в сельском развитии, закрепить проведение ежегодного мониторинга состояния сельских территорий и подготовку по его результатам национального доклада о реализации Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года и Государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", другие нормы, регулирующие развитие сельских территорий;
научному обоснованию необходимых объемов и эффективных механизмов государственной поддержки сельских территорий, обеспечивающих их динамичное, устойчивое, комплексное развитие;
совершенствованию системы управления и ресурсного обеспечения развития сельских территорий, предусматривающему переход от ведомственного порядка управления к надведомственному с целью аккумулирования и координации использования средств, направляемых на развитие сельских территорий как единого объекта государственной политики и управления;
разработке механизмов сокращения региональной и внутрирегиональной дифференциации сельских территорий по уровню развития путем приоритетной государственной поддержки низкоразвитых и депрессивных территорий в сочетании с поддержкой "точек роста", которые могут обеспечить быстрый экономический эффект;
приданию сельским территориям, прежде всего в Нечерноземной зоне страны, особого статуса по типу территорий опережающего социально-экономического развития, имеющих преференции и особые условия ведения хозяйственной деятельности.
3. Отделению сельскохозяйственных наук РАН (академик РАН Лачуга Ю.Ф.) совместно с Отделением общественных наук РАН (академик РАН Смирнов А.В.), Отделением биологических наук РАН (академик РАН Кирпичников М.П.), Отделением медицинских наук РАН (академик РАН Стародубов В.И.) и Отделением энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН (академик РАН Филиппов С.П.) до 15 июня 2021 г. разработать предложения для последующего представления в Правительство Российской Федерации по:
повышению занятости и доходов сельского населения, в том числе на основе перехода от моноотраслевой к диверсифицированной модели экономики сельских территорий, которая предполагает организацию на селе и перенос из городов производств иных отраслей экономики, в том числе по развитию сферы услуг, включая услуги в области туризма;
применению нормативного метода формирования расходов на реализацию программ и проектов развития жилищного строительства, инженерной инфраструктуры и социальной сферы сельских территорий на основе разработки региональных стандартов обеспечения комфортной жизнедеятельности;
улучшению демографической ситуации на селе, формирующейся под воздействием социально-экономических и экологических условий жизнедеятельности;
совершенствованию системы высшего и среднего профессионального образования, переподготовке кадров с учетом развития научно-технического прогресса в агропромышленном комплексе и диверсификации сельской экономики;
разработке проекта перевода сельского хозяйства на "зеленый" стандарт, а также развития производства органической продукции;
поддержке внедрения альтернативной энергетики на сельских территориях;
разработке национального проекта адаптации отраслей экономики, включая аграрную сферу, к процессам глобального изменения климата.
4. Отделению сельскохозяйственных наук РАН (академик РАН Лачуга Ю.Ф.) до 1 апреля 2021 г. подготовить предложения в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации:
о необходимости разработки и реализации комплексных планов научных исследований в сфере развития сельских территорий на междисциплинарной основе;
о выделении федеральному государственному бюджетному научному учреждению "Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий - Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства" (далее - ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ) финансовых средств на проведение исследований по комплексному развитию сельских территорий, направленных на обеспечение реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", учитывая, что в настоящее время государственное задание в ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ по этим проблемам не предусмотрено.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на вице-президента РАН академика РАН Донник И.М.
Президент РАН |
А.М. Сергеев |
Главный ученый секретарь |
Н.К. Долгушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Российской академии наук от 22 декабря 2020 г. N 199 "Основные направления комплексного развития сельских территорий России и научное обеспечение их реализации"
Текст постановления опубликован не был