Во исполнение требований пункта 2 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пункта 2.4 целевой модели "Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 N 147-р, и в соответствии с пунктом 1 раздела I заседания рабочей группы от 05.07.2018 N 84-СШ по мониторингу внедрения в субъектах Российской Федерации целевой модели "Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации", приказываю:
1. Утвердить результаты обобщения правоприменительной практики при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации на территории Московской области по итогам IV квартала 2020 года согласно приложению к настоящему приказу.
2. Организационному управлению Главного управления государственного строительного надзора Московской области (далее - Главгосстройнадзор Московской области) обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Главгосстройнадзора Московской области в разделе "Деятельность. Контрольно-надзорная деятельность. Надзор за эксплуатацией объектов повышенного уровня ответственности" в подраздел "Публикации сведений об обобщении практики контроля (надзора)" в пятидневный срок со дня его подписания.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя начальника Главгосстройнадзора Московской области Алборова Т.М.
Начальник Главного управления государственного |
А.П. Гарибян |
Утверждено
приказом Главного управления
государственного строительного надзора
Московской области
от 11.12.2020 N 189
Об обобщении правоприменительной практики
при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением собственниками (пользователями) нежилых здании, строений и сооружений повышенного уровня ответственности норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации на территории Московской области по итогам IV квартала 2020 года
Обобщение правоприменительной практики осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений, сооружений обязательных требований при эксплуатации объектов повышенного уровня ответственности на территории Московской области подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
I. Общие положения
Целью деятельности Главного управления государственного строительного надзора Московской области (далее - Главгосстройнадзор Московской области) как органа, осуществляющего государственный надзор за эксплуатацией объектов недвижимости повышенного уровня ответственности в соответствии с Законом Московской области N 54/2006-ОЗ "О порядке эксплуатации нежилых зданий, строений, сооружений на территории Московской области" является регулирование отношений, возникающих при эксплуатации нежилых зданий, строений, сооружений повышенного уровня ответственности на территории Московской области, а также предупреждение, выявление и пресечение допущенных собственником (пользователем) поднадзорных объектов нарушений норм по технической эксплуатации и требований утвержденного положения по технической эксплуатации.
В соответствии с Положением о Главном управлении государственного строительного надзора Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 11.04.2016 N 270/9, Главгосстройнадзор Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, осуществляющим на территории Московской области региональный государственный надзор за эксплуатацией нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности.
Основной задачей является:
- проверка соблюдения собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации.
При реализации функций по осуществлению регионального государственного строительного надзора Главгосстройнадзор Московской области руководствуется в своей деятельности:
- Федеральным законом от 29.12.2004 N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации", глава 6.2 "Эксплуатация зданий";
- Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий, сооружений";
- Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Законом Московской области N 54/2006-ОЗ "О порядке эксплуатации нежилых зданий, строений, сооружений на территории Московской области";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме";
- ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния (введен в действие
- Приказом Росстандарта от 27.12.2012 N 1984-ст);
- СП 68.13330.2017 Свод правил. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения. Актуализированная редакция СНИП 3.01.04-87;
- приказом Минэнерго России от 13.01.2006 N 6 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей".
На текущий момент под надзором Отдела надзора за эксплуатацией объектов, недвижимости Управления специальных видов надзора находится 269 объектов недвижимости, отнесенных распоряжением Правительства Московской области к объектам повышенного уровня ответственности.
Целями обобщения и анализа правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности, осуществляемой на территории Московской области Главным управлением, являются:
- обеспечение единства практики применения контролирующим органом федеральных законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации;
- обеспечение доступности сведений правоприменительной практики для подконтрольных субъектов;
- разъяснение неоднозначных или не ясных для подконтрольных лиц обязательных требований, в том числе в силу пробелов или коллизий в нормативных правовых актах;
- разъяснение новых требований нормативных правовых актов;
- обсуждение нормативно-правовых актов с целью совершенствования и устранения дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных надзорных функций;
- выявление типичных нарушений обязательных требований с целью их квалификации по степени тяжести последствий, размеру причинённого вреда, выработки предложений по профилактики и предупреждению.
II. Правоприменительная практика законодательства об организации и проведении государственного контроля (надзора) в сфере эксплуатации нежилых зданий повышенного уровня ответственности на территории Московской области
Контрольно-надзорные мероприятия проводятся в соответствии с требованиями ст. 10 Закона N 294-ФЗ в форме плановых выездных и внеплановых документарных и выездных проверок.
Главгосстройнадзор Московской области проводит плановые проверки - поднадзорных объектов не чаще одного раза в три года, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 9 Закона N 294-ФЗ.
Плановые проверки проводятся на основании разработанного и утвержденного Главным управлением ежегодного плана плановых проверок.
Утвержденный ежегодный план плановых проверок размещается на официальном сайте Главгосстройнадзора Московской области в сети "Интернет", а также входит в состав обобщенного плана плановых проверок, размещенного на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры Московской области.
Разработаны и утверждены проверочные листы (списки контрольных вопросов), которые применяются при проведении плановых проверок.
Ежегодный план проведения плановых проверок выполняется на 100%.
Доля проверок, результаты которых признаны недействительными - 0%.
По итогам IV квартала 2020 года проведено 15 проверок юридических лиц, в том числе 9 плановых проверок.
В результате проведения плановых проверок 100% проведенных проверок имели нарушения обязательных требований. Среднее число выявленных нарушений на одну плановую проведенную проверку составило - 4,2 нарушения.
По результатам проверок выдано 10 предписаний об устранении нарушений законодательства.
В соответствии с пп. "е" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в п. 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут проводиться внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания при поступлении в орган государственного контроля (надзора) ходатайства от юридического лица или индивидуального предпринимателя о проведении проверки в целях признания предписания исполненным. Так за отчетный период было проведено - 7 внеплановых проверок, с целью проверки исполнения ранее выданного предписания. По результатам проведения внеплановых проверок было установлено полное и своевременное устранение собственниками нарушений.
Проведено 15 мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, на основании ст. 8.3 Закона N 294-ФЗ в целях выявления и пресечения нарушений требований градостроительного законодательства и утвержденного положения по технической эксплуатации, а также заблаговременного получения сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований. Выдано 4 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Целями проведения профилактических мероприятий, проводимых Главгосстройнадзором Московской области в сфере государственного надзора за соблюдением собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации на территории Московской области являются:
- предотвращение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
- предупреждение нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований) в сфере регионального государственного надзора за соблюдением собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации на территории Московской области;
- создание инфраструктуры профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
- повышение прозрачности при осуществлении регионального государственного надзора за соблюдением собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации на территории Московской области;
- снижение административных и финансовых издержек при проведении контрольно-надзорных мероприятий;
- предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
- мотивация к добросовестному исполнению обязательных требований в сфере регионального государственного надзора за соблюдением собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации на территории Московской области;
- разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований;
- установление и оценка зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей подконтрольных субъектов (объектов) и присвоенного им уровня риска (класса опасности), проведение профилактических мероприятий с учетом данных факторов;
- формирование единого понимания обязательных требований в соответствующей сфере у всех участников контрольно-надзорной деятельности.
III. Основные виды нарушений
Основными нарушениями обязательных требований на поднадзорных объектах при проведении проверок являются:
- отсутствие и несвоевременное оформление необходимой технической документации (техпаспорта объекта, технического журнала, актов текущих и общих осмотров, приказов о назначении ответственного лица за эксплуатацию здания, о назначении комиссии по проведению общих и внеочередных осмотров здания и др.);
- невыполнение требований Положения по технической эксплуатации, нормативных документов по поддержанию в работоспособном состоянии строительных конструкций, инженерных сетей и систем (техническое обследование конструкций здания, геодезический мониторинг несущих конструкций здания, наблюдения за трещинами и повреждениями конструкций и др.);
- несвоевременное проведение планово-предупредительных и текущих ремонтов строительных конструкций и инженерных сетей и систем;
- невыполнение рекомендаций выданных по итогам проведенных технических обследований несущих и ограждающих конструкций здания, выполненных специализированными организациями;
- отсутствие архивной исполнительной документации, выполненной в ходе строительства, реконструкции и технической эксплуатации объекта.
IV. Причины нарушений
Основными причинами нарушений обязательных требований являются:
- низкая требовательность должностных лиц субъектов надзора к подчиненным по поддержанию в работоспособном состоянии строительных конструкций, инженерных сетей и систем;
- недостаточное финансирование работ по текущему и капитальному ремонту зданий и сооружений;
- недостаточная подготовка инженерно-технического состава служб эксплуатации.
V. Рекомендации
Основные рекомендации для соблюдения обязательных требований нормативных документов и положения по технической эксплуатации:
- изучать требования нормативных документов в области эксплуатации объектов недвижимости и утвержденного Положения по технической эксплуатации объекта;
- привести в надлежащее состояние текущую и архивную техническую документацию в соответствии с требованиями Положения по технической эксплуатации;
- своевременно проводить мероприятия по профилактическим и контрольным действиям на эксплуатируемых объектах с записью результатов в техническом журнале и техническом (эксплуатационном) паспорте;
- организовать обучение персонала службы эксплуатации требованиям по поддержанию в надлежащем состоянии строительных конструкций, инженерных сетей и систем в соответствии с требованиями утвержденного Положения по технической эксплуатации;
- своевременно принимать меры к проведению ремонтных работ по выявленным недостаткам при проведении текущих и общих осмотров зданий и сооружений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Главного управления государственного строительного надзора Московской области от 11 декабря 2020 г. N 189 "Об утверждении результатов обобщения правоприменительной практики при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации на территории Московской области по итогам IV квартала 2020 года"
Текст приказа опубликован на сайте Главного управления государственного строительного надзора Московской области (http://gusn.mosreg.ru) 15 декабря 2020 г.