Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 25 декабря 2020 г. N 03-05-06-01/114080
В Департаменте налоговой политики при участии Департамента финансовой политики рассмотрено обращение и сообщается следующее.
1. В части налогообложения
Согласно Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 8, часть 2 статьи 35, части 1 и 3 статьи 36) в Российской Федерации признается и защищается равным образом частная, государственная и муниципальная формы собственности; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им; граждане вправе иметь в собственности землю, условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (в частности, постановление от 31.05.2005 N 6-П, определение от 16.04.2009 N 495-О-О), право собственности предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества.
В развитие указанных выше конституционных норм статьями 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) закреплено правило о несении собственником бремени содержания имущества, которое включает в себя, в том числе уплату установленных законодательством о налогах и сборах налогов (в частности, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.03.2008 N 5-П, определение Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2008 N КАС08-648, решение Верховного Суда Российской Федерации от 02.10.2008 N ГКПИ08-1495).
Предусмотренное статьями 210 и 249 Гражданского кодекса правило является базовым для дальнейшего законодательного и договорного регулирования обязанностей собственника.
Налогоплательщиками по земельному налогу признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, а налогоплательщиками по транспортному налогу - лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.
Земельный налог и транспортный налог входят в систему имущественных налогов, взимаемых вне зависимости от факта использования соответствующего имущества.
При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. При этом уровень фактической способности налогоплательщика к уплате налога находится, как правило, в прямой зависимости от стоимости принадлежащего ему имущества и мощности транспортного средства.
Таким образом, формирование налоговой базы исходя из стоимости имущества, находящегося в его собственности, и мощности транспортного средства, по мнению Департамента, соответствует принципу справедливости и положено в основу налоговых систем большинства государств.
Учитывая изложенное, физические лица, признаваемые налогоплательщиками земельного налога и транспортного налога, обязаны платить законно установленные налоги в отношении соответствующего имущества.
В части возможного снижения рассматриваемых налогов отмечается, что законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований обладают достаточными полномочиями по регулированию налоговой нагрузки соответственно по транспортному налогу и земельному налогу путем дифференциации налоговых ставок и установления налоговых льгот.
В связи с этим по указанным вопросам следует обращаться в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований.
2. В части автострахования
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
На основании пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, в частности с использованием транспортных средств, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Целью обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО) в соответствии с преамбулой Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) является защита прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами.
При этом объектом обязательного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона об ОСАГО являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.
Таким образом, заключая договор ОСАГО, владелец транспортного средства защищает себя от риска самостоятельного возмещения вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего по его вине, потерпевшему в размерах, определенных в соответствии со статьей 7 Закона об ОСАГО.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона об ОСАГО владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены Законом об ОСАГО и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 4 Закона об ОСАГО.
Статьей 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Земельный и транспортный налоги входят в систему имущественных налогов, взимаемых вне зависимости от факта использования соответствующего имущества. Снизить налоговые ставки и установить льготы могут регионы и местные власти.
Заключая договор ОСАГО, владелец транспорта защищает себя от риска самостоятельного возмещения вреда, причиненного в результате ДТП, произошедшего по его вине.
КоАП предусмотрена ответственность за несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 25 декабря 2020 г. N 03-05-06-01/114080
Текст письма опубликован не был