Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 27 ноября 2020 г. N 03-04-04/103470
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц сумм оплаты стоимости проезда депутатов представительного органа в поездках, совершаемых в рамках выполнения ими депутатских обязанностей, и в соответствии со статьей 34 2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Частью 1 статьи 10 Закона города Москвы от 25.11.2009 N 9 "О гарантиях осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в городе Москве" депутату, главе муниципального образования предоставляется право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (в том числе автобусом от города Москвы до города Зеленограда и от города Зеленограда до города Москвы), за исключением такси и маршрутного такси.
Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 211 Кодекса к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.
При использовании депутатами представительного органа проездных документов (билетов) для поездок, совершаемых в целях выполнения ими депутатских обязанностей дохода, предусмотренного указанной нормой статьи 211 Кодекса, у таких лиц не возникает, поскольку транспортные услуги в указанных случаях оказываются не в интересах налогоплательщиков - физических лиц.
При этом в организации должны иметься документы, подтверждающие использование депутатами проездных документов (билетов) для поездок в целях выполнения ими депутатских обязанностей, поскольку использование депутатами предоставленных им проездных документов (билетов) без документов, подтверждающих цели совершенных поездок, может привести к возникновению у таких лиц экономической выгоды в той мере, в которой эту выгоду можно оценить.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 27 ноября 2020 г. N 03-04-04/103470
Текст письма опубликован не был