Письмо Минфина России от 25 декабря 2020 г. N 02-06-10/115220
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо Контрольно-счетной палаты муниципального образования (далее - Контрольно-счетная палата) (далее - Запрос) и сообщает.
Согласно положениям статьи 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений Бюджетного кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона N 44-ФЗ и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии со статьей 3 Закона N 44-ФЗ под единой информационной системой в сфере закупок (далее - единая информационная система) понимается совокупность информации, указанной в части 3 статьи 4 Закона N 44-ФЗ и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом в соответствии с частью 7 статьи 4 Закона N 44-ФЗ субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вправе создавать региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, интегрированные с единой информационной системой.
В соответствии с Положением о государственной информационной системе "Автоматизированная информационная система управления бюджетным процессом Удмуртской Республики", утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22 мая 2017 г. N 203, государственная информационная система "Автоматизированная информационная система управления бюджетным процессом Удмуртской Республики" обеспечивает осуществление управления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также обеспечивает возможность интеграции и (или) информационного взаимодействия с другими информационными системами на основании соглашений (договоров).
Согласно части 1 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации уполномочено определять единую методологию и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности.
Согласно единым требованиям к ведению бюджетного учета, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 157н), принимаемым обязательством признаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом обязанности учреждений предоставить с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) или при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (при условии размещении извещения, приглашения принять участие) в соответствующем финансовом году денежные средства.
Суммы принимаемых обязательств определяются в размере начальной (максимальной) цены контракта (договора) на основании размещаемых в единой информационной системе в сфере закупок извещений об осуществлении закупок (направленных приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (при условии размещении извещения, приглашения принять участие).
Принимаемые обязательства отражаются на счете 050207000 "Принимаемые обязательства" (пункт 318 Инструкции N 157н).
Порядком формирования Отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128), установленным Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191 (далее - Инструкция N 191н), установлено, что в графе 8 указанного отчета отражаются принятые бюджетные обязательства с применением конкурентных способов, в том числе при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) относительно начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении конкурса (аукциона, запроса котировок, запроса предложений).
Следовательно, в графе 8 Отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) отражаются принятые бюджетные обязательства с применением конкурентных способов, в том числе при закупке у единственного поставщика при условии размещения извещения в единой информационной системе.
Департамент полагает, что отражение в бюджетном учете и бюджетной отчетности закупок у единственного поставщика с применением счета 050207000 "Принимаемые обязательства", при условии размещения извещения в региональной информационной системе в сфере закупок, интегрированной с единой информационной системой, не противоречит действующим нормативным правовым актам, регулирующим ведение бухгалтерского учета.
При этом ни Инструкцией N 157н, ни Инструкцией N 191н в настоящее время не установлены требования по учету и раскрытию информации в отчетности по принимаемым обязательствам при закупках у единственного поставщика, осуществляемых через агрегатор торговли.
В то же время, необходимо отметить, что положениями статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что принятие бюджетных обязательств получателем бюджетных средств осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Таким образом, с учетом положений бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе заказчик вправе определять поставщика (подрядчика, исполнителя) только после доведения до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, полагаемым целесообразным заказчику - получателю бюджетных средств обеспечить контроль за использованием бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, в том числе на стадии принятия решения об осуществлении публичных административных действий по закупке.
Департамент полагает, что реализация такого контроля возможна посредством отражения таких закупок в бюджетном учете на счетах 050207000 "Принимаемые обязательства" по факту размещения извещения в государственной региональной информационной системе.
Дополнительно сообщаем, что согласно приказу Минфина России от 28 октября 2020 г. N 246н (зарегистрирован Минюстом России 9 декабря 2020 г. регистрационный N 61340) внесены изменения в Инструкцию по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденную приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. N 162н.
Приказ Минфина России от 16 декабря 2020 г. N 311н "О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н" направлен на регистрацию в Минюст России.
Электронные версии приказов Минфина России от 28 октября 2020 г. N 246н и от 16 декабря 2020 г. N 311н размещены на официальном сайте Минфина России https://minfin.gov.ru/ru/.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заказчик - получатель бюджетных средств должен обеспечить контроль за использованием бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, в том числе на стадии принятия решения об осуществлении публичных административных действий по закупке.
Реализация такого контроля возможна посредством отражения закупок в бюджетном учете на счетах 050207000 "Принимаемые обязательства" по факту размещения извещения в государственной региональной информационной системе.
Письмо Минфина России от 25 декабря 2020 г. N 02-06-10/115220
Текст письма опубликован не был