В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", постановления Правительства Республики Тыва от 11 ноября 2016 г. N 471 "Об утверждении государственной программы "Социальная поддержка граждан в Республике Тыва на 2017 - 2020 годы", Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о системе долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в Республике Тыва.
2. Контроль за реализацией настоящего постановления возложить на Министерство труда и социальной политики Республики Тыва.
3. Разместить настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Глава Республики Тыва |
Ш. Кара-оол |
Положение
о системе долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в Республике Тыва
(утв. постановлением Правительства Республики Тыва от 25 января 2021 г. N 23)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в Республике Тыва (далее - Положение) определяет цель создания системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, основные принципы, участников, перечень стационарозамещающих технологий, этапы внедрения, механизм выявления граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянной посторонней помощи, регламент межведомственного взаимодействия органов и организаций, являющихся участниками системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в Республике Тыва.
1.2. Основные понятия, используемые в настоящем Положении:
долговременный уход - комплекс мероприятий по системной поддержке граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянной посторонней помощи в связи с полной или частичной утратой способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности (далее - граждане, нуждающиеся в постоянной посторонней помощи), который включает сбалансированное социальное, медицинское обслуживание и поддержку семейного ухода;
система долговременного ухода - совокупность органов и организаций, организующих предоставление и предоставляющих услуги по долговременному уходу, а также механизмов выявления граждан, нуждающихся в постоянной посторонней помощи, обмена информацией между участниками системы долговременного ухода, необходимой для определения набора и объема социальных и медицинских услуг по долговременному уходу, координации, планирования и предоставления медицинской помощи и социального обслуживания.
2. Цель создания системы долговременного ухода, основные принципы, целевые группы
2.1. Целью создания системы долговременного ухода является обеспечение граждан, нуждающихся в постоянной посторонней помощи, услугами по долговременному уходу.
2.2. К целевым группам граждан, вовлеченным в систему долговременного ухода, относятся:
1) граждане, нуждающиеся в постоянной посторонней помощи, в том числе:
с нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящим к ограничению жизнедеятельности и вызывающим необходимость в постоянной посторонней помощи;
со снижением функциональности, связанной с возрастом, наличием или последствиями перенесенных заболеваний и травм;
со снижением функциональности в сочетании с развитием острого заболевания или состояния;
со снижением функциональности после выполнения медицинских вмешательств, в том числе инвазивных диагностических процедур, хирургических вмешательств;
с неизлечимым прогрессирующим заболеванием и состоянием, в том числе нуждаемостью в паллиативной помощи, характеризующимся снижением уровня функциональной активности и появлением или повышением уровня зависимости от посторонней помощи (при отсутствии показаний к стационарной медицинской помощи);
2) родственники и иные лица, задействованные в уходе за гражданами, нуждающимися в постоянной посторонней помощи.
2.3. Основными принципами системы долговременного ухода являются:
доступность оказания медицинской помощи и социального обслуживания, в том числе на дому;
обеспечение непрерывности предоставления необходимой помощи, преемственности и взаимосвязи всех ее составляющих, включая медицинскую помощь и социальное обслуживание (диагностика, лечение, реабилитация, психологическая поддержка, уход);
предоставление услуг с учетом личных предпочтений, сохранения самостоятельности, независимости и самореализации граждан, нуждающихся в постоянной посторонней помощи, обеспечение им более высокого качества жизни;
приоритетность сохранения пребывания гражданина, нуждающегося в постоянной посторонней помощи, в привычной благоприятной среде с предоставлением социальных услуг по уходу в форме социального обслуживания на дому или в полустационарной форме, в том числе с применением стационарозамещающих технологий;
обеспечение взаимодействия гражданина с органами и организациями, являющимися участниками системы долговременного ухода, после его однократного обращения к одному из участников системы долговременного ухода (по принципу "одного окна").
3. Участники системы долговременного ухода, применяемые стационарозамещающие технологии
3.1. Участниками системы долговременного ухода являются:
Министерство труда и социальной политики Республики Тыва и его подведомственные учреждения;
Министерство здравоохранения Республики Тыва, в том числе его подведомственные учреждения;
медицинские организации всех форм собственности, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Тыва, в части оказания первичной медико-санитарной и стационарной медицинской помощи взрослому населению (далее - медицинские организации);
организации социального обслуживания Республики Тыва (центры социальной помощи семье и детям, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты) (далее - организации социального обслуживания);
органы социальной защиты населения муниципальных образований республики (далее - органы социальной защиты населения).
3.2. Основными задачами Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, Министерства здравоохранения Республики Тыва в рамках системы долговременного ухода являются:
формирование методических подходов к предоставлению долговременного ухода;
совершенствование механизмов межведомственного взаимодействия;
создание инфраструктуры долговременного ухода;
определение перечня медицинских организаций и организаций социального обслуживания, являющихся участниками системы долговременного ухода;
организация обучения (подготовки) работников медицинских организаций и работников организаций социального обслуживания предоставлению услуг по долговременному уходу.
3.3. Основными задачами медицинских организаций и организаций социального обслуживания, органов социальной защиты населения в рамках системы долговременного ухода являются:
типизация - выявление реальной потребности граждан в долговременном уходе;
маршрутизация - определение оптимальной формы предоставления услуг по долговременному уходу;
межведомственное взаимодействие при выявлении граждан, нуждающихся в постоянной посторонней помощи, и организации предоставления им услуг по долговременному уходу;
поддержка семейного ухода за гражданами, нуждающимися в постоянной посторонней помощи;
информирование населения о возможности получения услуг по долговременному уходу;
проведение оценки качества услуг по долговременному уходу.
3.4. В рамках системы долговременного ухода в Республике Тыва применяются стационарозамещающие технологии "Мобильная бригада", "Услуги сиделок", "Приемная семья для пожилого человека", "Школа ухода", "Сопровождаемое проживание".
4. Этапы внедрения системы долговременного ухода
Внедрение системы долговременного ухода в Республике Тыва осуществляется в три этапа:
1 этап - в 2021 году - в Кызылском, Тандинском кожуунах и г. Кызыле;
2 этап - в 2022 году - в Улуг-Хемском, Дзун-Хемчикском, Барун-Хемчикском, Сут-Хольском, Чеди-Хольском, Каа-Хемском и Пий-Хемском кожуунах;
3 этап - в 2023 году - в Бай-Тайгинском, Монгун-Тайгинском, Овюрском, Тес-Хемском, Тоджинском, Тере-Хольском, Чаа-Хольском, Эрзинском кожуунах и г. Ак-Довураке.
5. Организация деятельности мультидисциплинарных бригад
5.1. В муниципальных районах и городских округах Республики Тыва создаются межведомственные мультидисциплинарные бригады на базе центров социальной помощи семье и детям в целях:
увеличения продолжительности и повышения качества жизни, снижения смертности среди граждан, обслуживаемых посредством мультидисциплинарных бригад;
обеспечения доступности и адресности предоставления социальных услуг получателям социальных услуг;
достижения максимально положительных результатов ухода, восстановительных и реабилитационных мероприятий, проводимых в отношении граждан;
предоставления родственникам и другим лицам консультирования, обучение навыкам ухода за больным с выездом на дом, определение возможности предоставления услуги школы для обучения лиц, осуществляющих уход за тяжелобольными людьми, патронирование;
повышения эффективности оказания социально-медицинских услуг гражданам, нуждающимся в постороннем уходе, находящимся по состоянию здоровья на постельном режиме (лежачим больным);
достижения оптимально возможного уровня жизни и социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной для них домашней обстановке;
создания благоприятной обстановки и психологической атмосферы в семье, обеспечивающей снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, способствующих формированию личностных предпосылок для адаптации к изменяющимся условиям и мотивации на здоровье, побуждающих к активной жизни в социуме;
снижения потребности в услугах медицинских организаций и организаций социального обслуживания.
5.2. К гражданам, обслуживаемым мультидисциплинарной бригадой, относятся граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании, из числа: тяжелобольных граждан, граждан пожилого возраста и инвалидов, полностью или частично утративших способность к самообслуживанию; членов семей граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации в связи с возрастом, заболеванием, инвалидностью.
5.3. Основными задачами мультидисциплинарной бригады являются:
- информирование, консультирование граждан по вопросам реабилитации инвалидов, общего и профессионального ухода за ослабленными и тяжелобольными гражданами, наблюдение за состоянием и обеспечение ухода за ними с использованием вспомогательных технических средств реабилитации и ухода;
- адаптация и оказание социально-психологической помощи гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, включая психологическую диагностику и коррекцию психологического состояния, психологическое сопровождение указанных граждан;
- выявление потребности граждан в конкретных видах социальных услуг;
- осуществление реабилитационных мероприятий и (или) оказание содействия в их осуществлении;
- динамический контроль за процессом реабилитации тяжелобольных граждан, граждан пожилого возраста и инвалидов.
5.4. Организации социального обслуживания выявляют тяжелобольных граждан, граждан пожилого возраста и инвалидов, а также членов их семей, лиц с факторами риска развития различных заболеваний, нуждающихся в патронаже медицинскими и социальными работниками, социально-реабилитационных мероприятиях в домашних условиях, обучении навыкам пользования техническими средствами реабилитации и ухода, в том числе состоящих на надомном социальном обслуживании.
5.5. Медицинские организации выявляют граждан, состоящих на учете в медицинской организации, и нуждающихся в оказании комплексной медико-психолого-социальной помощи мультидисциплинарной бригадой, а также их родственников, нуждающихся в оказании социально-психологических услуг. При выявлении у граждан, получающих услуги посредством мультидисциплинарной бригады, родственников, нуждающихся в обучении навыкам ухода за указанными гражданами, в том числе с помощью современных технических средств реабилитации и ухода.
6. Выявление граждан, нуждающихся в постоянной посторонней помощи
6.1. Выявление граждан, нуждающихся в постоянной посторонней помощи, осуществляется:
1) по заявительному принципу:
при непосредственном обращении гражданина, нуждающегося в постоянной посторонней помощи, или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания в орган социальной защиты населения, организации социального обслуживания;
2) по проактивному принципу:
при обращении в орган социальной защиты населения, организации социального обслуживания в интересах гражданина, нуждающегося в постоянной посторонней помощи, иных граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений;
при обследовании условий жизнедеятельности граждан пожилого возраста и определении причин, влияющих на ухудшение этих условий, в рамках проведения центрами социальной помощи семье и детям подомовых (поквартирных) обходов граждан старше 70 лет, не имеющих в составе домохозяйства иных зарегистрированных лиц;
при установлении у гражданина пожилого возраста (инвалида) полной или частичной утраты способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности медицинскими работниками медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослому населению или оказывающих стационарную помощь взрослому населению, при обращении гражданина за получением медицинской помощи.
6.2. Выявление граждан, нуждающихся в постоянной посторонней помощи, медицинскими работниками медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослому населению или оказывающих стационарную помощь взрослому населению, специалистами органов социальной защиты и работниками организаций социального обслуживания осуществляется в рамках исполнения ими своих функциональных обязанностей.
7. Организация планирования и предоставления услуг по долговременному уходу
7.1. Организация социального обслуживания, выявившая гражданина, нуждающегося в постоянной посторонней помощи, направляет информацию о выявлении в медицинскую организацию, оказывающую первичную медико-санитарную помощь взрослому населению, по месту жительства гражданина.
7.2. Медицинская организация, оказывающая первичную медико-санитарную помощь взрослому населению, при поступлении информации о выявлении гражданина, нуждающегося в постоянной посторонней помощи, либо при обращении гражданина, нуждающегося в постоянной посторонней помощи, обеспечивает проведение комплексной оценки его физического состояния, функционального статуса, психического здоровья (далее - комплексная оценка).
7.3. При выявлении гражданина, нуждающегося в постоянной посторонней помощи, при оказании специализированной медицинской помощи в медицинской организации, оказывающей стационарную помощь взрослому населению, комплексная оценка проводится данной медицинской организацией.
7.4. Комплексная оценка граждан пожилого возраста и инвалидов, являющихся получателями социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, проводится медицинскими работниками медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь взрослому населению, по обращению администрации соответствующей организации социального обслуживания при изменении функциональности получателей социальных услуг и их потребности в уходе.
7.5. При установлении у гражданина по результатам комплексной оценки полной или частичной утраты способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности медицинская организация обеспечивает:
составление долгосрочного индивидуального плана профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий (далее - план лечебно-реабилитационных мероприятий);
формирование сведений об имеющихся у гражданина ограничениях жизнедеятельности и рекомендациях по организации ухода за ним, необходимые для определения перечня социальных услуг, их объема и периодичности предоставления, а также формы социального обслуживания, по форме, утвержденной совместным приказом Министерства здравоохранения Республики Тыва и Министерства труда и социальной политики Республики Тыва (далее - сведения медицинской организации);
направление сведений медицинской организации в орган социальной защиты населения по месту жительства гражданина в случае письменного информированного согласия гражданина (его законного представителя) для организации предоставления гражданину социальных услуг.
В случае отказа гражданина (его законного представителя) от направления сведений медицинской организации в орган социальной защиты населения указанные сведения передаются гражданину (его законному представителю).
7.6. Орган социальной защиты населения при поступлении сведений медицинской организации:
в течение двух рабочих дней организует совместно со специалистами организации социального обслуживания посещение гражданина на дому, проведение обследования условий его жизнедеятельности, информирует о порядке и условиях предоставления социальных услуг;
в сроки и порядке, установленные законодательством в сфере социального обслуживания, с учетом сведений медицинской организации и результатов обследования условий жизнедеятельности гражданина принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, составляет и передает гражданину (его законному представителю) индивидуальную программу предоставления социальных услуг;
в случае отсутствия согласия гражданина на получение социальных услуг предлагает ему оформить письменный отказ от предоставления социальных услуг;
при наличии родственников, совместно проживающих с гражданином и планирующих осуществление самостоятельного ухода за ним, предлагает им пройти обучение навыкам ухода в рамках стационарозамещающей технологии "Школа ухода".
7.7. Реализация плана лечебно-реабилитационных мероприятий осуществляется медицинской организацией, оказывающей первичную медико-санитарную помощь взрослому населению, по месту жительства гражданина, нуждающегося в постоянной посторонней помощи.
Предоставление социальных услуг по долговременному уходу в рамках реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг осуществляется в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг поставщиком социальных услуг по выбору гражданина, нуждающегося в постоянной посторонней помощи.
7.8. При изменении состояния здоровья и функциональности гражданина, получающего услуги по долговременному уходу, медицинской организацией, оказывающей первичную медико-санитарную помощь взрослому населению, по месту жительства гражданина осуществляется пересмотр его потребности в уходе и объеме поддержки, по результатам которого актуализируется план лечебно-реабилитационных мероприятий и индивидуальная программа предоставления социальных услуг.
7.9. Ведение регистра граждан, нуждающихся в постоянной посторонней помощи и получающих услуги по долговременному уходу, осуществляется органом социальной защиты населения.
8. Регламент межведомственного взаимодействия медицинских организаций, органов социальной защиты населения и организаций социального обслуживания в рамках системы долговременного ухода
8.1. Межведомственное взаимодействие между медицинскими организациями, органом социальной защиты населения и организацией социального обслуживания осуществляется в целях обеспечения преемственности ведения граждан, нуждающихся в постоянной посторонней помощи, при их выявлении и организации предоставления им услуг по долговременному уходу.
8.2. Межведомственное взаимодействие осуществляется путем направления информации на бумажном носителе или по защищенным каналам связи в электронной форме в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" и статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
8.3. В случае выявления гражданина, нуждающегося в постоянной посторонней помощи, при оказании ему медицинских услуг на дому информация об этом передается медицинской организацией, выявившей гражданина, в медицинскую организацию, оказывающую первичную медико-санитарную помощь взрослому населению, по месту жительства гражданина в течение одного рабочего дня со дня выявления.
8.4. В случае выявления гражданина, нуждающегося в постоянной посторонней помощи, в рамках проведения подомовых (поквартирных) обходов граждан пожилого возраста от 70 лет и старше, не имеющих в домохозяйстве иных зарегистрированных лиц, либо при обследовании условий жизнедеятельности гражданина в связи с его обращением либо обращением в его интересах иных граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, информация об этом направляется организацией социального обслуживания в органы социальной защиты населения в течение одного рабочего дня со дня выявления.
8.5. В случае обращения гражданина, нуждающегося в постоянной посторонней помощи, за получением социальных услуг по долговременному уходу или при поступлении информации от физических и юридических лиц, организации социального обслуживания о гражданине, нуждающемся в постоянной посторонней помощи, орган социальной защиты населения:
в течение одного рабочего дня направляет в медицинскую организацию, предоставляющую первичную медико-санитарную помощь взрослому населению, по месту жительства гражданина информацию о выявлении гражданина, нуждающегося в постоянной посторонней помощи;
организует выход в течение двух рабочих дней специалистов центра социальной помощи семье и детям по месту жительства гражданина для проведения обследования условий его жизнедеятельности (для граждан, выявленных центрами социальной помощи семье и детям в рамках подомовых (поквартирных) обходов, повторное обследование условий жизнедеятельности проводится по решению органа социальной защиты).
8.6. Медицинская организация, оказывающая первичную медико-санитарную помощь взрослому населению, при поступлении информации о гражданине, нуждающемся в постоянной посторонней помощи, от медицинской организации, выявившей такого гражданина при оказании медицинских услуг на дому, от центра социальной помощи семье и детям, от физических или юридических лиц:
в течение трех рабочих дней со дня получения информации организует проведение комплексной оценки гражданина и составление плана лечебно-реабилитационных мероприятий;
в течение трех рабочих дней со дня проведения комплексной оценки сведения медицинской организации направляет в орган социальной защиты населения по месту жительства гражданина.
8.7. Медицинская организация, оказывающая стационарную помощь взрослому населению, при выявлении гражданина, нуждающегося в постоянной посторонней помощи, при оказании ему специализированной медицинской помощи:
в период оказания специализированной медицинской помощи проводит комплексную оценку и составляет план лечебно-реабилитационных мероприятий;
не позднее последнего дня оказания специализированной медицинской помощи направляет:
в медицинскую организацию, оказывающую первичную медико-санитарную помощь взрослому населению, по месту жительства гражданина индивидуальный план лечебно-реабилитационных мероприятий для организации его исполнения;
в организацию социального обслуживания по месту жительства гражданина (при наличии письменного информированного согласия гражданина (его законного представителя) сведения медицинской организации для организации предоставления социальных услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Тыва от 25 января 2021 г. N 23 "Об утверждении Положения о системе долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в Республике Тыва"
Вступает в силу с 25 января 2021 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Правительства Республики Тыва (GOV.TUVA.RU) 26 января 2021 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 27 января 2021 г. N 1700202101270004