В соответствии с паспортом национального проекта "Образование", утвержденным протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 года N 16, региональным проектом "Современная школа" на 2019 - 2024 годы подпрограммы "Дошкольное, общее и дополнительное образование" на 2019 - 2024 годы государственной программы Иркутской области "Развитие образования" на 2019 - 2024 годы, утвержденной постановлением Правительством Иркутской области от 9 ноября 2018 года N 820-пп, руководствуясь частью 4 статьи 66, статьей 67 Устава Иркутской области:
1. Определить региональным координатором, ответственным за создание и функционирование детских технопарков "Кванториум" на базе муниципальных общеобразовательных организаций в Иркутской области, министерство образования Иркутской области.
2. Утвердить Концепцию по созданию и функционированию детских технопарков "Кванториум" на базе муниципальных общеобразовательных организаций (прилагается).
3. Утвердить Комплекс мер ("дорожная карта") по созданию и функционированию детских технопарков "Кванториум" на базе муниципальных общеобразовательных организаций в Иркутской области (прилагается).
4. Признать утратившими силу:
1) распоряжение Правительства Иркутской области от 23 октября 2017 года N 602-рп "О создании сети детских технопарков "Кванториум" в Иркутской области";
2) распоряжение Правительства Иркутской области от 30 марта 2018 года N 187-рп "О внесении изменения в Комплекс мер по созданию и функционированию сети детских технопарков "Кванториум" в Иркутской области на 2018 - 2020 годы";
3) распоряжение Правительства Иркутской области от 4 июля 2019 года N 454-рп "О создании мобильных технопарков "Кванториум" в Иркутской области";
4) распоряжение Правительства Иркутской области от 4 июля 2019 года N 459-рп "О создании мобильных технопарков "Кванториум" в Иркутской области".
5. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию в общественно-политической газете "Областная", а также в сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области" (ogirk.ru).
6. Настоящее распоряжение вступает в силу с даты его подписания.
Первый заместитель Губернатора Иркутской области - |
К.Б.Зайцев |
Утверждена
распоряжением Правительства Иркутской области
от 18 января 2021 года N 14-рп
Концепция
по созданию и функционированию детских технопарков "Кванториум" на базе муниципальных общеобразовательных организаций в Иркутской области
1. Общие положения
Настоящая Концепция по созданию и функционированию в 2021 - 2022 годах детских технопарков "Кванториум" на базе муниципальных общеобразовательных организаций в Иркутской области (далее соответственно - Концепция, общеобразовательные организации) направлена на обеспечение единых организационных и методических условий создания и функционирования детских технопарков "Кванториум" на базе общеобразовательных организаций (далее - школьные Кванториумы) в целях реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", в том числе в части реализации результата "На базе общеобразовательных организаций созданы и функционируют детские технопарки "Кванториум".
Школьный Кванториум - это модель образования, обеспечивающая расширение содержания общего образования для развития у обучающихся естественно-научной, математической, информационной грамотности, формирования критического и креативного мышления, совершенствования навыков естественно-научной и технологической направленностей.
Школьный Кванториум включает в себя оснащение общеобразовательной организации средствами обучения и воспитания, в том числе высокотехнологичным современным оборудованием, для реализации предметных областей "Естественнонаучные предметы" ("Естественные науки"), "Математика и информатика", "Технология", реализации программ дополнительного образования естественно-научной и технической направленностей.
Создание школьных Кванториумов осуществляется в городах с населением не менее 50 тысяч человек на базе общеобразовательных организациях, показывающих низкие образовательные результаты. Это обеспечивает совершенствование условий для повышения качества образования в данных общеобразовательных организациях, расширяет возможности обучающихся в освоении учебных предметов естественно-научной и технологической направленностей, программ дополнительного образования естественно-научной и технической направленностей, а также для практической отработки учебного материала по учебным предметам "Технология", "Информатика", "Физика", "Химия", "Биология", "Астрономия" и другим предметам.
Создание школьного Кванториума осуществляется при соблюдении следующих условий:
общеобразовательная организация оснащена базовым оборудованием, средствами обучения и воспитания, которые соответствуют перечню, представленному в приложение настоящей Концепции;
в общеобразовательной организации имеются отдельные учебные кабинеты по учебным предметам "Физика", "Химия", "Биология" (рекомендуется также наличие помещений, используемых для проектной и совместной деятельности (коворкинги) обучающихся, либо помещений, которые возможно переоборудовать для данных целей);
численность обучающихся общеобразовательной организации составляет не менее 500 человек;
общеобразовательная организация имеет лицензию на дополнительное образование.
Создание школьного Кванториума на базе общеобразовательных организаций предполагает деятельность по следующим направлениям:
оснащение данных организаций средствами обучения и воспитания, в том числе комплектами оборудования, предназначенными для расширенного и углубленного освоения основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования по предметным областям "Математика и информатика" и "Естественнонаучные предметы" ("Естественные науки"), программ дополнительного образования естественно-научной и технической направленностей;
разработка и распространение методических материалов, кейсов, практических заданий для совершенствования практической подготовки обучающихся по учебным предметам из указанных выше предметных областей, дополнительного образования детей.
Создание школьного Кванториума обеспечивает возможность проведения экспериментов и опытов в области естественных наук и новых технологий, организации проектной и исследовательской деятельности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, проведения внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению, дополнительного образования технической и естественно-научной направленностей.
Организационно-техническое, методическое и информационное сопровождение создания в Иркутской области школьных Кванториумов осуществляет учреждение, подведомственное Министерству просвещения Российской Федерации и уполномоченное на выполнение данных функций (далее - Федеральный оператор).
2. Порядок создания школьного Кванториума
Распоряжением Правительства Иркутской области определяется ответственный за создание и функционирование школьных Кванториумов на базе общеобразовательных организаций (далее - региональный координатор) и утверждается:
Концепция;
комплекс мер (дорожная карта) по созданию и функционированию школьного Кванториума, включающий:
мероприятия, направленные на создание и открытие школьного Кванториума;
мероприятия, направленные на обеспечение функционирования школьного Кванториума;
мероприятия по повышению профессионального мастерства работников школьного Кванториума;
мероприятия по разработке и утверждению образовательных программ, реализуемых на базе школьного Кванториума;
Региональный координатор не позднее 14 рабочих дней с даты его определения утверждает:
должностное лицо в составе регионального координатора, ответственное за создание и функционирование школьных Кванториумов;
перечень общеобразовательных организаций, на базе которых планируется создание школьных Кванториумов;
месторасположение школьных Кванториумов (адрес, площадь помещений, доступность), проект зонирования;
перечень показателей и индикаторов деятельности школьного Кванториума.
Создание школьного Кванториума допускается как путем выделения соответствующего структурного подразделения общеобразовательной организации, так и без выделения отдельного подразделения.
Общеобразовательная организация издает локальный правовой акт о создании школьного Кванториума, об утверждении положения о деятельности школьного Кванториума, включающего функции школьного Кванториума, а также о назначении руководителя школьного Кванториума.
3. Требования к помещениям общеобразовательной организации, на базе которой создается школьный Кванториум, оснащению средствами обучения и воспитания
Создание школьного Кванториума предполагает развитие образовательной инфраструктуры общеобразовательной организации, в том числе оснащение общеобразовательной организации:
средствами обучения и воспитания для изучения (в том числе экспериментального) предметов, курсов, дисциплин (модулей) естественно-научной направленности и технологической направленностей при реализации основных общеобразовательных программ и дополнительных общеобразовательных программ, и дополнительных общеобразовательных программ, в том числе для расширения содержания учебных предметов "Физика", "Химия", "Биология";
оборудованием для начального знакомства обучающихся с проектированием и конструированием роботов, обучения основам конструирования и программирования, углубленного изучения основ разработки автономных роботов с элементами искусственного интеллекта, освоения принципов функционирования и основы разработки информационных систем и аппаратно-программных комплексов, углубленного изучения принципов функционирования элементной базы и основных технических решений, применяемых при разработке инженерных систем и робототехнических комплексов и т.д.
компьютерным, презентационным и иным оборудованием, в том числе для реализации программ дополнительного образования естественно-научной и технической направленностей.
Перечень направленностей реализуемых программ и соответствующего оборудования может дополняться и расширяться в каждой из общеобразовательных организаций, на базе которых создаются школьные Кванториумы.
Перечень, минимально необходимые функциональные и технические требования и минимальное количество оборудования и средств обучения для оснащения школьного Кванториума (далее - инфраструктурный лист) определяются региональным координатором с учетом перечня основных средств обучения и воспитания, примерного типового инфраструктурного листа, определяемого Федеральным оператором, и методических рекомендаций Минпросвещения России.
Инфраструктурный лист, формируемый региональным координатором, в обязательном порядке включает в себя оборудование и средства обучения и воспитания по естественно-научной направленности, технологической направленности, а также компьютерное и презентационное оборудование. Выбор наименований и количество единиц оборудования и средств обучения по соответствующим направленностям подлежит согласованию с Федеральным оператором.
Региональный координатор обеспечивает согласование инфраструктурного листа с Федеральным оператором в соответствии с регламентом, определяемым Федеральным оператором.
При осуществлении закупок с целью приобретения средств обучения и воспитания за счет субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации применяется национальный режим в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Помещения (функциональные зоны, в том числе учебные кабинеты физики, химии, биологии, проектной деятельности) школьного Кванториума рекомендуется располагать в пределах одного здания общеобразовательной организации. Не допускается размещение на площадях в других зданиях.
Помещение школьного Кванториума должно соответствовать действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций и иным нормативным правовым актам, определяющим требования к организации общего и дополнительного образования детей, в том числе в части формирования специальных условий для получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами.
Рекомендуется осуществлять проектирование и зонирование помещений согласно современным и актуальным стандартам проектирования и зонирования офисных и общественных пространств (открытые пространства, энергосберегающие технологии, использование возможностей для написания на стенах и другие), а также с учетом руководства по проектированию школьного Кванториума, утверждаемого Минпросвещения России или Федеральным оператором.
4. Требования к финансовому обеспечению школьного Кванториума
Финансовое обеспечение функционирования школьного Кванториума включает затраты в соответствии с Общими требованиями к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное образование, профессионального обучения, применяемыми при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением, утвержденными приказом Минпросвещения России от 20 ноября 2018 года N 235 и включающими в том числе:
оплату труда педагогических работников общеобразовательной организации с учетом прогноза среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) по Иркутской области;
приобретение достаточного объема основных средств и материальных запасов, в том числе расходных материалов, для обеспечения реализации образовательных программ в объеме, необходимом для непрерывной реализации образовательного процесса;
обеспечение текущей деятельности общеобразовательной организации по обеспечению образовательного процесса.
Заместитель Председателя Правительства Иркутской области |
В.Ф.Вобликова |
Приложение
к Концепции по созданию и функционированию
детских технопарков "Кванториум" на базе
муниципальных общеобразовательных организаций
в Иркутской области
Базовый набор оборудования,
средств обучения и воспитания, наличие которого в муниципальной общеобразовательной организации в Иркутской области является обязательным условием создания школьного Кванториума
N п/п |
Наименования оборудования, средств обучения и воспитания |
Биология | |
1 |
Комплект влажных препаратов демонстрационный |
2 |
Комплект гербариев демонстрационный |
3 |
Комплект коллекций демонстрационный |
4 |
Цифровой микроскоп бинокулярный (с камерой) |
5 |
Скелет человека на подставке |
6 |
Дополнительное оборудование |
6.1 |
Бинокль |
6.2 |
Плитка электрическая |
7 |
Оборудование для ученических лабораторных и практических работ |
7.1 |
Комплект посуды и принадлежностей для ученических опытов |
Химия | |
1 |
Демонстрационное оборудование |
1.1 |
Столик подъемный |
1.2 |
Штатив демонстрационный химический |
1.4 |
Аппарат для проведения химических реакций |
1.6 |
Набор для электролиза демонстрационный |
1.7 |
Комплект мерных колб малого объема |
1.8 |
Набор флаконов (250 - 300 мл для хранения растворов реактивов) |
1.9 |
Прибор для опытов по химии с электрическим током (лабораторный) |
1.12 |
Прибор для иллюстрации закона сохранения массы веществ |
1.13 |
Делительная воронка |
1.15 |
Установка для перегонки веществ |
1.16 |
Прибор для получения газов |
1.19 |
Баня комбинированная лабораторная |
1.22 |
Фарфоровая ступка с пестиком |
1.24 |
Комплект термометров (0 - 100 ОС; 0 - 360 ОС) |
1.25 |
Комплект "Натуральные элементы таблицы Менделеева" |
1.26 |
Комплект "Набор моделей кристаллических решеток" (алмаза, графита, углекислого газа, железа, магния, меди, поваренной соли, йода, льда или конструктор для составления молекул) |
1.27 |
Дополнительное оборудование |
1.27.1 |
Штатив для демонстрационных пробирок ПХ-21 |
1.27.2 |
Аппарат Киппа |
1.27.3 |
Прибор для определения состава воздуха |
1.27.4 |
Прибор для окисления спирта над медным катализатором |
1.27.5 |
Бюретка |
1.27.6 |
Прибор для иллюстрации зависимости скорости химической реакции условий |
1.27.7 |
Весы для сыпучих материалов |
1.27.8 |
Тигель |
1.27.9 |
Щипцы тигельные |
1.27.10 |
Колбонагреватель |
2 |
Комплект посуды и принадлежностей для ученических опытов |
2.1 |
Набор банок для хранения твердых реактивов (30 - 50 мл) |
2.2 |
Набор склянок (флаконов) для хранения растворов реактивов |
2.3 |
Набор приборок (ПХ-14, ПХ-16) |
2.4 |
Прибор для получения газов |
2.5 |
Спиртовка |
2.6 |
Фильтровальная бумага (50 шт.) |
2.7 |
Штатив лабораторный химический ШЛХ |
2.8 |
Палочка стеклянная (с резиновым наконечником) |
2.9 |
Чашечка для выпаривания (выпарительная чашечка) |
2.10 |
Мерный цилиндр (пластиковый) |
2.11 |
Воронка стеклянная (малая) |
2.12 |
Стакан стеклянный (100 мл) |
2.13 |
Газоотводная трубка |
3 |
Комплект химических реактивов |
3.1 |
Набор "Кислоты" (азотная, серная, соляная, ортофосфорная) |
3.2 |
Набор "Гидроксиды" (гидроксид бария, гидроксид калия, гидроксид кальция, гидроксид натрия) |
3.3 |
Набор "Оксиды металлов" (алюминия оксид, бария оксид, железа (III) оксид, кальция оксид, магния оксид, меди (II) оксид, цинка оксид) |
3.4 |
Набор "Щелочные и щелочноземельные металлы" (литий, натрий, кальций) |
3.5 |
Набор "Металлы" (алюминий, железо, магний, медь, цинк, олово) |
3.6 |
Набор "Щелочные и щелочноземельные металлы" (литий, натрий, кальций) |
3.7 |
Набор "Огнеопасные вещества" (сера, фосфор (красный), оксид фосфора(У)) |
3.8 |
Набор "Галогены" (йод, бром) |
3.9 |
Набор "Галогениды" (алюминия хлорид, аммония хлорид, бария хлорид, железа (III) хлорид, калия йодид, калия хлорид, кальция хлорид, лития хлорид, магния хлорид, меди (II) хлорид, натрия бромид, натрия фторид, натрия хлорид, цинка хлорид) |
3.10 |
Набор "Сульфаты, сульфиды, сульфиты" (алюминия сульфат, аммония сульфат, железа (II) сульфид, железа (II) сульфат, 7-ми водный, калия сульфат, кобальта (II) сульфат, магния сульфат, меди (II)) сульфат безводный, меди (II) сульфат 5-ти водный, натрия сульфид, натрия сульфит, натрия сульфат, натрия гидросульфат, никеля сульфат |
3.11 |
Набор "Карбонаты" (аммония карбонат, калия карбонат, меди (II) карбонат основной, натрия карбонат, натрия гидрокарбонат) |
3.12 |
Набор "Фосфаты. Силикаты" (калия моногидроортофосфат, натрия силикат 9-ти водный, натрия ортофосфат трехзамещенный, натрия дигидрофосфат) |
3.13 |
Набор "Ацетаты. Роданиды. Соединения железа" (калия ацетат, калия ферро(П) гексацианид, калия ферро (III) гексационид#, калия роданид, натрия ацетат, свинца ацетат) |
3.14 |
Набор "Соединения марганца" (калия перманганат, марганца (IV) оксид, марганца (II) сульфат, марганца хлорид) |
3.15 |
Набор "Соединения хрома" (аммония дихромат, калия дихромат, калия хромат, хрома (III) хлорид 6-ти водный) |
3.16 |
Набор "Нитраты" (алюминия нитрат, аммония нитрат, калия нитрат, кальция нитрат, меди (II) нитрат, натрия нитрат, серебра нитрат) |
3.17 |
Набор "Индикаторы" (лакмоид, метиловый оранжевый, фенолфталеин) |
3.19 |
Набор "Кислородсодержащие органические вещества" (ацетон, глицерин, диэтиловый эфир, спирт н-бутиловый, спирт изоамиловый, спирт изобутиловый, спирт этиловый, фенол, формалин, этиленгликоль, уксусно-этиловый эфир) |
3.20 |
Набор "Углеводороды" (бензин, гексан, нефть, толуол, циклогескан#) |
3.21 |
Набор "Кислоты органические" (кислота аминоуксусная, кислота бензойная, кислота масляная, кислота муравьиная, кислота олеиновая, кислота пальмитиновая, кислота стеариновая, кислота уксусная, кислота щавелевая) |
3.22 |
Набор "Углеводы. Амины" (анилин, анилин сернокислый, Д-глюкоза, метиламин гидрохлорид, сахароза) |
3.25 |
Дополнительное оборудование |
3.25.1 |
Набор "Минеральные удобрения" (аммофос, карбамид, натриевая селитра, кальциевая селитра, калийная селитра, сульфат аммония, суперфосфат гранулированный, суперфосфат двойной, фосфоритная мука) |
3.25.2 |
Набор "Образцы органических веществ" (гексахлорбензол, метилен хлористый, углерод четыреххлористый, хлороформ) |
3.25.3 |
Набор "Материалы" (активированный уголь, вазелин, кальция карбид, кальция карбонат (мрамор), парафин) |
5 |
Коллекции |
Физика | |
1 |
Оборудование для демонстрационных опытов |
1.1 |
Барометр-анероид |
1.2 |
Гигрометр (психрометр) |
1.3 |
Термометр демонстрационный |
1.4 |
Штатив демонстрационный |
1.5 |
Столик подъемный |
1.6 |
Источник постоянного и переменного напряжения |
1.8 |
Динамометр демонстрационный |
1.9 |
Манометр жидкостной демонстрационный |
1.10 |
Камертон на резонансном ящике |
1.11 |
Насос вакуумный с электроприводом |
1.12 |
Тарелка вакуумная |
1.13 |
Ведерко Архимеда |
1.14 |
Огниво воздушное |
1.15 |
Прибор для демонстрации давления в жидкости |
1.16 |
Прибор для демонстрации атмосферного давления |
1.17 |
Набор тел равного объема |
1.18 |
Набор тел равной массы |
1.19 |
Сосуды сообщающиеся |
1.20 |
Трубка Ньютона |
1.21 |
Шар Паскаля |
1.22 |
Шар с кольцом |
1.23 |
Цилиндры свинцовые со стругом |
1.25 |
Груз наборный 1 кг |
1.26 |
Трансформатор универсальный |
1.28 |
Прибор Ленца |
1.29 |
Магнит дугообразный демонстрационный |
1.30 |
Магнит полосовой демонстрационный (пара) |
1.31 |
Стрелки магнитные на штативах |
1.32 |
Набор демонстрационный "Электростатика" (электроскопы (2 шт.), султан (2 шт.), палочка стеклянная, палочка эбонитовая, штативы изолирующие (2 шт.) |
1.33 |
Машина электрофорная или высоковольтный источник |
1.34 |
Набор капилляров на подставке |
1.35 |
Прибор для демонстрации теплопроводности тел |
1.38 |
Набор для демонстрации электрических полей |
1.39 |
Набор для демонстрации магнитных полей |
1.40 |
Набор демонстрационный "Постоянный ток" |
1.41 |
Набор демонстрационный "Газовые законы и свойства насыщенных паров" |
1.45 |
Набор демонстрационный "Волновая оптика" |
1.47 |
Спектроскоп двухтрубный |
1.48 |
Набор спектральных трубок с источником питания |
Приложение не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Иркутской области от 18 января 2021 г. N 14-рп "О создании и функционировании детских технопарков "Кванториум" на базе муниципальных общеобразовательных организаций"
Вступает в силу с 18 января 2021 г.
Текст распоряжения опубликован в газете "Областная" от 5 февраля 2021 г. N 12