Решение Калининградского областного суда от 29 октября 2020 г. N 3а-182/2020
Калининградский областной суд в составе: председательствующего судьи - С.А.А., с участием прокурора - Б.А.В., при секретаре - К.И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО "О." об оспаривании в части приказов Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 30 декабря 2019 года N 154-01э/19 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования, необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций на 2020-2024 годы и признании утратившими силу отдельных приказов Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области", от 30 декабря 2019 года N 154-05э/19 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между территориальными сетевыми организациями Калининградской области на 2020 год и признании утратившими силу отдельных приказов Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области", от 30 декабря 2019 года N 154-07э/19 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Калининградской области на 2020 год", установил:
АО "О." обратилось в суд с указанным административным иском к Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области и просило признать не действующими и не подлежащими следующие правовые акты:
- строку 4 таблицы 3 Приложения N 1 к приказу Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 30 декабря 2019 года N 154-07э/19 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Калининградской области на 2020 год" в части установленной необходимой валовой выручки АО "О." на 2020 год (без учета оплаты потерь), учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Калининградской области, в размере 130 729,65 тыс. руб.;
- строку 3 Приложения к приказу Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 30 декабря 2019 года N 154-05э/19 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между территориальными сетевыми организациями Калининградской области на 2020 год и признании утратившими силу некоторых решений Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области" об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО "Я." и АО "О." на 2020 год с календарной разбивкой по полугодиям;
- строку 3 Приложения N 1 к приказу Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 30 декабря 2019 года N 154-01э/19 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования, необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций на 2020-2024 годы и признании утратившими силу отдельных решений Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области" об установлении базового уровня подконтрольных расходов АО "О." в размере 90,09221 млн руб. на 2020-2024 годы, а также строку 3 Приложения N 2 к этому же приказу Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 30 декабря 2019 года N 154-01э/19 в части установленной необходимой валовой выручки АО "О." на 2020 год в размере 130 729,65 тыс. руб.
Административные исковые требования обоснованы тем, что АО "О.", осуществляя регулируемые виды деятельности, обратилось 29 апреля 2019 года в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области с заявлением об открытии дела по утверждению необходимой валовой выручки (далее - НВВ) и установлению индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО "О." в зоне деятельности филиала "Калининградский" на территории Калининградской области на 2020-2024 годы, приведя расчет необходимой валовой выручки на 2020 год в размере 293 323,80 тыс. руб.
Согласно экспертному заключению и протоколу заседания правления Службы от 26 ноября 2019 года установлены необходимая валовая выручка АО "О." (без учета оплаты потерь) на 2020 год в размере 151 463,13 тыс. руб., а также индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО "Я." и АО "О." на 2020 год с разбивкой по полугодиям, в том числе во втором полугодии 2020 года одноставочный тариф - 0,98952 руб./кВт.ч, ставка за содержание электрических сетей - 332 170,88 руб./МВт.мес.
Однако в дальнейшем из необходимой валовой выручки АО "О." произведен вычет расходов в сумме 20 733,50 тыс. руб. в соответствии с механизмом расчета пропорционально условным единицам электросетевого оборудования регулируемых организаций, разработанным Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области по собственному на то усмотрению в целях исполнения приказа ФАС России от 31 декабря 2019 года N 1786/19 о согласовании решения органа регулирования Калининградской области о превышении максимальных предельных уровней тарифов для прочих потребителей на 2020 год, который не был подписан на дату принятия оспариваемых приказов от 30 декабря 2019 года и не устанавливает порядка и механизма вычета расходов в целях сдерживания роста тарифов на передачу электроэнергии.
С учетом такого вычета экономически обоснованных расходов из необходимой валовой выручки оспариваемыми приказами Службы от 30 декабря 2019 года N 154-07э/19 и N 154-01э/19 установлен размер НВВ АО "О." на 2020 год в размере 130 729,65 тыс. руб., а приказом N 154-05э/19 - индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО "Я." и АО "О." на 2020 год, в том числе во втором полугодии 2020 года одноставочный тариф - 0,80197 руб./кВт.ч, ставка за содержание электрических сетей - 233740,08 руб./МВт.мес.
По мнению административного истца, применение корректировки НВВ пропорционально условным единицам электросетевого хозяйства не соответствует требованиям п. 1 ст. 20, п. 2 ст. 23 Федерального закона "Об электроэнергетике", п.п. 7, 16, 17, 18 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года N 1178, и п. 11 Методических указаний, утвержденных приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года N 20-э/2, и нарушает права и законные интересы АО "О.", необходимая валовая выручка которого на 2020 год неправомерно уменьшена на 5,07% относительно установленного размера необходимой валовой выручки на 2019 год и на 13,6% относительно размера необходимой валовой выручки на 2020 год, признанной экономически обоснованной решением правления Службы от 26 ноября 2019 года.
АО "О." обращает внимание на то, что даже при применении вышеописанного механизма вычета в целях сдерживания роста тарифов на передачу электрической энергии в 2020 году рост необходимой валовой выручки остальных 6 сетевых организаций Калининградской области (в отношении которых также применен подобный вычет) относительно установленной необходимой валовой выручки на 2019 год составил от 1,35% до 41,83%.
Кроме того, из заявленных филиалом "Калининградский" АО "О." расходов по статье "Работы и услуги производственного характера" в размере 13 842,97 тыс. руб. Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области расходы установлены в размере 4 311,56 тыс. руб., исходя из фактических расходов на 2018 год с учетом прогнозных индексов-дефляторов Минэкономразвития России в нарушение п. 25 Основ ценообразования, что, по утверждению административного истца, не позволит обеспечить содержание в технически исправном состоянии объектов электросетевого хозяйства и транспортных средств АО "О.", осуществить в полном объеме работы по установлению границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства и по охране труда работников общества.
Также АО "О." указывает, что в нарушение п. 20 Основ ценообразования в НВВ общества на 2020 год не включены расходы по статье "Выпадающие расходы (налог на прибыль)" в размере 31 405,03 тыс. руб., заявленные АО "О." на основании налоговой декларации за 2018 год, принятой в установленном порядке налоговым органом.
В судебном заседании представитель АО "О." - Ф.О.В. заявленные требования поддержала, изложив аналогичные доводы.
Представитель Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области - К.А.В. просил в административном иске отказать, представив письменные пояснения на административное исковое заявление.
Определением суда от 24 августа 2020 года по ходатайству Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Федеральная антимонопольная служба России.
Представитель ФАС России в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, сославшись на то, что решение суда по настоящему административному делу не повлияет на объем прав и обязанностей антимонопольного органа по отношению к сторонам.
Определением суда от 18 сентября 2020 года по ходатайству АО "Я." к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено АО "Я.".
Представитель АО "Я." - Ю.А.А. полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Заслушав пояснения представителей сторон и заинтересованного лица, показания допрошенных в качестве свидетелей начальника планово-технического отдела филиала "Калининградский" АО "О." П.И.А. и ведущего консультанта отдела регулирования в сфере электроэнергетики Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области З.Е.В., заключение прокурора о наличии оснований к удовлетворению административного иска, выслушав судебные прения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании п. 3 ст. 24 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области является исполнительным органом государственной власти Калининградской области, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов), к компетенции которого отнесено, в частности, установление цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую прочим покупателям на розничном рынке Калининградской области, не объединенном в ценовые зоны оптового рынка, а также цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов) (п. 1, п.п. 2, 3 п. 12 Положения о Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 28 марта 2011 года N 189).
Как следует из материалов дела, оспариваемые приказы приняты большинством на правомочном заседании правления Службы (п. 59 Положения о Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области), состоявшемся 30 декабря 2019 года (т. 1 л.д. 170-183).
Оспариваемые приказы опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 31 декабря 2019 года, вступили в силу 1 января 2020 года и применяются на территории Калининградской области до настоящего времени.
Таким образом, оспариваемые правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции, официально опубликованы и введены в действие в установленном порядке, что не оспаривается административным истцом.
Согласно статье 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178.
При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться, помимо иных, принципы обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учета результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); обязательного раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
При этом достигается баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечивающий доступность электрической энергии при возврате капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики.
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Из материалов дела следует, что АО "О." является сетевой организацией, владеющей объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых общество оказывает услуги по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к распределительным электросетям, в том числе на территории Калининградской области в зоне деятельности филиала "Калининградский".
Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 18 декабря 2014 года N 158-01э/14 для АО "О." были установлены долгосрочные параметры регулирования и необходимая валовая выручка на содержание сетей (без учета оплаты потерь) на период 2015-2019 годы, в том числе НВВ на 2019 год в размере 137 717,89 тыс. руб.
29 апреля 2019 года АО "О." обратилось в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области с заявлением об открытии дела по утверждению необходимой валовой выручки и установлению индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО "О." в зоне деятельности филиала "Калининградский" на территории Калининградской области на 2020-2024 годы.
Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области период долгосрочных параметров регулирования установлен с 2020 года по 2024 год включительно, базовым периодом регулирования принят 2020 год, регулирование на 2020 год осуществлено методом экономически обоснованных затрат.
В тарифной заявке филиала Калининградский АО "О." приведен расчет необходимой валовой выручки на 2020 год в сумме 293 323,80 тыс. руб.
Согласно протоколу заседания правления Службы N 111/19 от 26 ноября 2019 года установлена необходимая валовая выручка АО "О." на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годы, в том числе на 2020 год (без учета оплаты потерь) в размере 151 463,13 тыс. руб. (что превышает установленную НВВ на 2019 год на 9,98%), а также индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО "Я." и АО "О." на 2020 год с разбивкой по полугодиям, в том числе во втором полугодии 2020 года одноставочный тариф - 0,98952 руб. (т. 1 л.д. 133-157).
АО "О." было заблаговременно уведомлено с расчетом НВВ на период 2020-2024 годы и с расчетами тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям, возражений и замечаний по проектам расчетов не представило.
На этом же заседании правления Службы были установлены и в отношении других регулируемых организаций размеры необходимой валовой выручки, с учетом которых Службой произведен расчет единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Калининградской области на 2020 год, в том числе определены ставки на содержание электрических сетей и одноставочные тарифы на 2 полугодие 2020 года на уровнях, превышающих предельный максимальный уровень тарифов, утвержденный приказом ФАС России от 14 ноября 2019 года N 1508/19 "Об утверждении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2020 год".
Так, по расчетам Службы во 2 полугодии 2020 года рост ставок на содержание сетей составил от 126,6% до 133,1%, одноставочных (котловых) тарифов - в среднем 127% к установленным на 2 полугодие 2019 года.
Согласно ч. 6 ст. 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" орган регулирования субъекта Российской Федерации обязан установить цены (тарифы) на электрическую энергию в пределах минимального и (или) максимального уровня цен (тарифов) на розничных рынках, определенных ФАС России с учетом региональных и иных особенностей.
В силу п. 7 ст. 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляемому в порядке, установленном правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, до принятия данного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с приказом ФСТ РФ от 7 декабря 2004 года N 236-э "Об утверждении Порядка согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов", действовавшим до 10 января 2020 года, Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области обратилась в ФАС России о согласовании проекта приказа Службы об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2 полугодие 2020 года в части ставок на содержание электрических сетей и одноставочных тарифов с превышением максимальных предельных уровней тарифов для прочих потребителей, определенных приказом ФАС России от 14 ноября 2019 года N 1508/19 (т. 2 л.д. 52-57).
Данное обращение мотивировано тем, что закрепленный в приказе ФАС России от 14 ноября 2019 года N 1508/19 предельный рост тарифов на услуги по передаче электрической энергии с 1 июля 2020 года на 3% для прочих потребителей не позволяет обеспечить учет минимально необходимого уровня расходов в необходимой валовой выручке котлодержателя АО "Я." с учетом роста с 1 июля 2020 года сбытовой надбавки гарантирующего поставщика АО "Я." (114,6%), выхода на новый долгосрочный период регулирования с 2020 года 7 территориальных сетевых организаций, регулирование которых в первый год долгосрочного периода регулирования осуществляется методом экономически обоснованных расходов, значительного роста амортизационных отчислений АО "Я." в связи с реализацией утвержденной инвестиционной программы в 2017-2019 годах, в том числе направленной на обеспечение работы энергосистемы региона в изолированном режиме, и необходимости компенсации экономически обоснованных расходов, понесенных котлодержателем АО "Я." в 2017-2018 годах и не компенсированных ранее в тарифе на передачу электрической энергии.
В ходе рассмотрения указанного заявления Службой с учетом определенных замечаний ФАС России произведен перерасчет котловых тарифов в сторону снижения (118,4% в одноставочном выражении) без изменения НВВ сетевых организаций (т. 1 л.д. 178).
Приказом ФАС России от 31 декабря 2019 года N 1786/19 согласован для Калининградской области рост единых (котловых) одноставочных тарифов с 1 июля 2020 года в размере 109,9%, в том числе ставок на содержание сетей также на 109,9%, то есть значительно ниже, чем предусматривалось в проекте решения Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области.
Из протокола заседания правления Службы от 30 декабря 2019 года видно, что орган регулирования указал НВВ регулируемых организаций в экономическом размере (по мнению Службы), в том числе НВВ филиала "Калининградский" АО "О." на 2020 год в размере 151 463,15 тыс. руб. (т. 1 л.д. 171).
Однако в целях исполнения приказа ФАС России от 31 декабря 2019 года N 1786/19 (с проектом которого Служба, по ее утверждению, была ознакомлена в период времени до 30 декабря 2019 года) из совокупного ("котлового") размера необходимой валовой выручки всех регулируемых организаций, учитываемой при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Калининградской области на 2020 год, требовалось исключить расходы в размере 189 112 тыс. руб.
В данной ситуации Служба, как указано в протоколе заседания правления от 30 декабря 2019 года, произвела вычет расходов в общей сумме 189 112 тыс. руб. из НВВ тех сетевых организаций, у которых рост НВВ на 2020 год составлял по расчету Службы более 3% (АО "Я.", филиал Калининградский АО "О.", АО "Р.", ОАО "Р.", ООО "М.", ООО "А.", МКП "К.") пропорционально условным единицам электросетевого оборудования вышеперечисленных регулируемых организаций при отсутствии в приказе ФАС России от 31 декабря 2019 года N 1786/19 порядка и механизма соответствующего вычета.
Размер удержания из НВВ АО "О." составил 20 733,50 тыс. руб.
В этой связи размер установленной НВВ АО "О." на 2020 год - 130 729,65 тыс. руб. (151 463,15 тыс. руб. - 20 733,50 тыс. руб.) (т. 1 л.д. 178-181, 196-197).
По утверждению Службы, примененная методика вычета расходов является наиболее целесообразной и отвечает интересам регулируемых организаций.
Эта позиция органа регулирования, на который в силу п. 3 ч. 8 ст. 213 КАС РФ возложено бремя доказывания соответствия оспариваемых нормативных правовых актов актам, имеющим большую юридическую силу, опровергнута материалами дела.
Так, по делу установлено, что общая величина условных единиц, приходящихся на 7 регулируемых организаций, из необходимой валовой выручки которых произведен вычет в общей сумме 189 112 тыс. руб., составляет 16 178,04 единицы.
С учетом доли условных единиц для филиала "Калининградский" АО "О." (размер доли в общей величине условных единиц - 7,58) расчетная сумма удержаний составляет 14 343,93 тыс. руб., а не 20 733,50 тыс. руб., которые Служба исключила из необходимой валовой выручки на 2020 год.
Расчетная сумма удержаний для АО "Я." (размер доли в общей величине условных единиц - 82,20) составляет 155 450,94 тыс. руб., что не соответствует размеру вычета из НВВ АО "Я." (135 980,94 тыс. руб.).
Аналогичным образом не соответствует размер удержаний из НВВ других регулируемых организаций их доле в общей величине условных единиц электросетевых хозяйств.
Из представленных Службой дополнительных письменных пояснений относительно корректировки НВВ от 28 октября 2020 года следует, что разработанный Службой механизм вычета из НВВ сетевых организаций экономически обоснованных расходов пропорционально условным единицам электросетевого оборудования применен не ко всем 7 регулируемым организациям, у которых рост НВВ в 2020 году превысил 3%.
Расчет с учетом доли условных единиц электросетевого оборудования произведен без учета доли АО "Я.", для которого Службой установлена твердая сумма удержаний из НВВ в размере 135 980,94 тыс. руб., а подлежащая удержанию остальная сумма 56 495,80 тыс. руб. (189 111,93 тыс. руб. - 135 980,94 тыс. руб.) распределена между 6 регулируемыми организациями, в том числе АО "О." пропорционально условным единицам электросетевого оборудования.
Таким образом, по отношению к размеру необходимой валовой выручки, признанной экономически обоснованной на заседаниях правления Службы 26 ноября 2019 года и 30 декабря 2019 года (151 463,13 тыс. руб.), размер НВВ АО "О." после соответствующего вычета уменьшился на 13,6% и составил 130 729,65 тыс. руб., что не только не превышает на 3% установленную НВВ на 2019 год (137 717,89 тыс. руб.), а, напротив, свидетельствует об уменьшении НВВ на 2020 год на 5,07% относительно установленной НВВ на 2019 год (то есть на 6 988,24 тыс. руб.) при отсутствии к этому экономических оснований.
Подобное установление размера необходимой валовой выручки АО "О." не отвечает закрепленным в ст. 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", разделе III Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года N 1178, принципам расчета цен (тарифов), в частности, принципам обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии и учета результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).
Не соответствует такой подход и методу экономически обоснованных расходов (затрат), который в силу п.п. 2, 15 Основ ценообразования заключается в расчете регулируемых цен (тарифов) на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, под которой понимается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
В судебном заседании представители Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области и АО "Я.", а также допрошенная в качестве свидетеля ведущий консультант отдела регулирования в сфере электроэнергетики Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области З.Е.В., составлявшая экспертное заключение по делу по установлению тарифов для АО "О." в зоне деятельности филиала "Калининградский", указали на необходимость компенсации АО "Я." понесенных в 2017-2018 годах экономически обоснованных расходов, которые не компенсировались ранее в тарифе на передачу электрической энергии.
Оценивая эти доводы, суд обращает внимание на то, что законодательством о тарифном регулировании не допускается компенсация экономически обоснованных расходов организации, осуществляющей регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, за счет уменьшения экономически обоснованной необходимой валовой выручки другой сетевой организации, в том числе в следующем периоде регулирования.
Указание в протоколе заседания правления Службы от 30 декабря 2019 года на возможность возмещения в следующем периоде регулирования расходов в общей сумме 189 112 тыс. руб., в том числе расходов АО "О." в размере 20 733,50 тыс. руб., не учтенных в котловой необходимой валовой выручке сетевых организаций на 2020 год (т. 1 л.д. 181), сами по себе не свидетельствуют о том, что приказами Службы от 30 декабря 2019 года N 154-01э/19 и N 154-07э/19 в части установленной на 2020 год необходимой валовой выручки АО "О." в размере 130 729,65 тыс. руб. не нарушены права и законные интересы административного истца.
Делая такой вывод, суд исходит из того, что действительно согласно абзацу 11 п. 7 Основ ценообразования учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. В этом случае распределение учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, осуществляется при расчете необходимой валовой выручки соответствующего годового периода регулирования с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
В то же время, действие положений, установленных настоящим абзацем, не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Из буквального содержания приведенных норм следует, что право на последующее возмещение не учтенных экономически обоснованных расходов в тот период регулирования, в котором понесены такие расходы, не является безусловным.
Такое право поставлено в зависимость от доли НВВ соответствующей регулируемой организации за 3 последних периода в суммарной необходимой валовой выручке территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов, при условии дальнейшего осуществления регулируемых видов деятельности в следующем периоде регулирования.
При вышеописанных обстоятельствах соблюдение этих условий не в полной мере зависит непосредственно от заинтересованной регулируемой организации.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что вычет из необходимой валовой выручки АО "О." расходов в сумме 20 733,50 тыс. руб. не основан на законе и нарушает права и законные интересы административного истца при том, что определенный органом регулирования механизм вычета не предусмотрен законодательством о тарифном регулировании, не применен единообразно для всех сетевых организаций и повлек за собой установление НВВ АО "О." на 2020 год в размере 130 729,65 тыс. руб. без учета экономически обоснованного объема финансовых средств, необходимых для осуществления регулируемой деятельности в 2020 году, в том числе без достаточных к тому оснований ниже уровня НВВ за предыдущий период регулирования и без учета индекса роста цен 3%, предусмотренного прогнозом Минэкономразвития России на 2020 год.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах суд полагает подлежащими удовлетворению требования АО "О." об оспаривании строки 3 Приложения N 2 к приказу Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 30 декабря 2019 года N 154-01э/19 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования, необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций на 2020-2024 годы ..." и строки 4 таблицы 3 Приложения N 1 к приказу Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 30 декабря 2019 года N 154-07э/19 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Калининградской области на 2020 год" в части установленной на 2020 год необходимой валовой выручки АО "О." в размере 130 729,65 тыс. руб.
Определяя момент, с которого оспариваемые приказы подлежат признанию не действующими и не подлежащими применению, суд полагает, что, поскольку нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия и вычет из необходимой валовой выручки экономически обоснованных расходов не соответствовал законодательству о тарифном регулировании на момент принятия оспариваемых актов, названные приказы в оспариваемой части подлежат признанию не действующими и не подлежащими применению со дня их принятия.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" разъяснено, что в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс, с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В целях устранения недостаточной правовой урегулированности спорных правоотношений суд считает необходимым в соответствии с ч. 4 ст. 216 КАС РФ обязать Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области принять замещающий нормативный правовой акт, устанавливающий размер необходимой валовой выручки АО "О." на 2020 год в экономически обоснованном размере.
Иные административные исковые требования АО "О." не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Так, удовлетворяя требования АО "О." об оспаривании строки 3 Приложения N 2 к приказу Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 30 декабря 2019 года N 154-01э/19, строки 4 таблицы 3 Приложения N 1 к приказу Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 30 декабря 2019 года N 154-07э/19 в части установленной на 2020 год необходимой валовой выручки АО "О." в размере 130 729,65 тыс. руб. по вышеизложенным мотивам, суд при этом полагает необоснованными доводы административного истца о неправомерном исключении Службой при установлении необходимой валовой выручки на 2020 год выпадающих расходов (налога на прибыль) в сумме 31 405,03 тыс. руб.
Суд принимает во внимание, что в обоснование этих расходов обществом представлена, в частности, налоговая декларация АО "О." за 2018 год, в которой отражена доля прибыли (0,06255627813285), величина налога на прибыль по виду деятельности "передача электрической энергии" (22 949,65 тыс. руб.) и величина налога на прибыль по виду деятельности "технологическое присоединение к электрическим сетям" (8 455,38 тыс. руб.), относимые на филиал "Калининградский" в соответствии с учетной политикой АО "О." и положениями ст. 288 Налогового кодекса РФ, а также расчет величины налога на прибыль по АО "О." за 2018 год (т. 1 л.д. 78-132, 158-166).
Согласно пункту 16 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В соответствии с учетной политикой АО "О." расчет налога по обособленным подразделениям производится по данным налогового учета в порядке ст. 288 НК РФ, которой установлены особенности представления налоговых деклараций и уплаты налога на прибыль налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения.
Согласно п. 1 ст. 288 НК РФ налогоплательщики - российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям.
Пунктом 2 этой же статьи определено, что уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 настоящего Кодекса, в целом по налогоплательщику.
Указанные в настоящем пункте удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.
Из приведенных норм налогового законодательства следует, что для целей налогообложения доля прибыли, приходящейся на обособленное подразделение юридического лица, определяется исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств за отчетный (налоговый) период, независимо от вида осуществляемой деятельности.
Налоговая декларация не содержит и не должна содержать разграничения величины налога на прибыль в зависимости от видов деятельности, тем более, что ставка налога на прибыль - 20% - не зависит от того, является ли деятельность организации регулируемой (ст. 284 НК РФ).
Принимая во внимание, что законодательство о налогах и сборах в силу ч. 1 ст. 2 НК РФ непосредственно не регулирует порядок ценообразования по регулируемым видам деятельности, налоговая декларация за 2018 год сама не себе не подтверждает возможность отнесения расходов по налогу на прибыль к расходам регулируемой организации в связи с осуществлением регулируемых видов деятельности.
Пунктом 20 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике предусмотрено, что в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.
При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.
Из представленного регулируемой организацией расчета величины налога на прибыль за 2018 год (т. 1 58-166), экспертного заключения (т. 2 л.д. 43-45), а также показаний свидетелей П.И.А. и З.Е.В. видно, что соответствующий расчет налога на прибыль за 2018 год по видам деятельности "передача электрической энергии" и "технологическое присоединение" в общей сумме 31 405,03 тыс. руб. произведен, исходя из величины остаточной стоимости амортизируемого имущества без разграничения такого имущества по видам деятельности, то есть без уточнения стоимости того амортизируемого имущества, которое относится к регулируемым видам деятельности.
В этой связи орган регулирования, отказывая во включении в НВВ АО "О." расходов по статье расходов "налог на прибыль", правомерно указал, что величина остаточной стоимости амортизируемого имущества в составе расчета налога на прибыль по регулируемым видам деятельности представлена некорректно.
Также Служба обоснованно приняла во внимание, что согласно данным по раскрытию информации на сайте АО "О." деятельность по передаче электрической энергии на территории Калининградской области за 2018 год убыточна.
Суд принимает во внимание и то обстоятельство, что орган регулирования при установлении НВВ на предыдущий период регулирования, в частности на 2019 год, не включил в необходимую валовую выручку заявленные обществом расходы в виде налога на прибыль по мотиву недоказанности относимости расчетного налога на прибыль к регулируемым видам деятельности.
Решением Калининградского областного суда от 8 июля 2019 года по административному делу N 3а-50/2019, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2019 года (N 71-АПА19-9), такие действия органа регулирования признаны правомерными.
Таким образом, АО "О." осведомлена о необходимости доказывания относимости данных расходов к регулируемым видам деятельности, однако вновь не исполнило требования ст. 20 Основ ценообразования, в связи с чем довод административного истца о неправомерном исключении из состава заявленной необходимой валовой выручки расходов по налогу на прибыль является необоснованным.
Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 30 декабря 2019 года N 154-01э/19 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования, необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций на 2020-2024 годы ..." установлен для АО "О." базовый уровень подконтрольных расходов на 2020-2024 годы в размере 90,09221 млн руб. (строка 3 Приложения N 1).
На основании п.п. 34, 38 Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года N 1178, базовый уровень операционных расходов устанавливается регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов.
Пунктом 38 Основ ценообразования также определено, что базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. Базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Согласно п. 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года N 98-э, уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования и результаты проведения контрольных мероприятий.
В силу п. 12 Методических указаний при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются следующие статьи затрат:
1) сырье и материалы, определяемые в соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования;
2) ремонт основных средств, определяемый на основе пунктом 25 Основ ценообразования;
3) оплата труда, определяемая на основе пункта 26 Основ ценообразования;
4) другие подконтрольные расходы, в том числе расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли регулируемой организации.
Как следует из экспертного заключения, при установлении базового уровня подконтрольных расходов АО "О." эти требования законодательства о тарифном регулировании соблюдены.
Также органом регулирования принята во внимание правовая позиция ФАС России о том, что вне зависимости от методов регулирования, который применялся в предшествующем долгосрочном периоде регулирования и который будет применен на следующий долгосрочный период регулирования, органы регулирования при установлении базового уровня операционных, подконтрольных расходов на первый год нового долгосрочного периода регулирования обязаны провести анализ обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в текущем периоде регулирования, и принять меры, предусмотренные пунктом 7 Основ ценообразования, по исключению из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Из экспертного заключения (т. 2 л.д. 34-38), расчета расходов на услуги по передаче электроэнергии (т. 1 л.д. 54 оборот), протокола заседания правления Службы от 26 ноября 2019 года (т. 1 л.д. 138-143) видно, что обществом заявлены подконтрольные расходы в общей сумме 124 233,22 тыс. руб., органом регулирования установлен базовый уровень подконтрольных расходов в сумме 90 092,21 тыс. руб., отклонение составляет 34 141,01 тыс. руб.
В частности, по статье "Работы и услуги материального характера" регулируемой организацией заявлены расходы в сумме 13 842,97 тыс. руб., по расчету Службы расходы по этой статье составляют 4 311,56 тыс. руб.
Эта статья расходов включает в себя следующие расходы:
- расходы на выполнение подрядным способом капитальных и текущих ремонтных работ объектов электросетевого хозяйства (заявлено - 2260,55 тыс. руб., установлено - 1 632,13 тыс. руб.);
- услуги по установлению границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства (заявлено - 8996,41 тыс. руб., установлено - 1850 тыс. руб.);
- услуги по поверке и калибровке приборов (заявлено - 128,09 тыс. руб., установлено - 128,09 тыс. руб.);
- услуги по проведению технического освидетельствования зданий (заявлено - 1597,09 тыс. руб., установлено - 0);
- транспортные услуги сторонних организаций (заявлено - 326,87 тыс. руб., установлено - 275,24 тыс. руб.);
- техническое обслуживание и ремонт автотехники (заявлено - 449,87 тыс. руб., установлено - 342,01 тыс. руб.);
- экспертиза промышленной безопасности (автотранспорта) (заявлено - 59,17 тыс. руб., установлено - 59,17 тыс. руб.);
- технические осмотры автотранспорта (заявлено - 24,92 тыс. руб., установлено - 24,92 тыс. руб.).
Кроме того, АО "О." по статье "Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности (расходы по охране труда" заявлены расходы в сумме 3 124,45 тыс. руб., из них:
- расходы на обеспечение работников спецодеждой (заявлено 1 931,81 тыс. руб., установлено - 942,83 тыс. руб.);
- приобретение средств защиты (заявлено - 218,15 тыс. руб., установлено - 92,88 тыс. руб.);
- проведение специальной оценки условий труда (заявлено - 23,84 тыс. руб., установлено - 17,25 тыс. руб.);
- приобретение специальной литературы и печатной продукции (заявлено - 7,39 тыс. руб., установлено - 51,22 тыс. руб.);
- проведение периодических медицинских осмотров (заявлено - 675,31 тыс. руб., установлено - 613,30 тыс. руб.);
- прочие расходы (заявлено - 267,94 тыс. руб., установлено - 275,17 тыс. руб.;
- природоохранные мероприятия (11,21 тыс. руб.), обучение по охране труда, экологии и правилам безопасности (64,30 тыс. руб.), размещение и утилизация отходов, за исключением ТКО И ЖБО (86,55 тыс. руб.), приобретение питьевой воды (105,88 тыс. руб.) - не включены в расчет затрат по охране труда.
Сторонами не оспаривается, что расчет Службы по государственному регулированию цен и тарифов на основе документов о фактически понесенных расходах АО "О." на эти цели за 2018 год и за 9 месяцев 2019 года.
Представитель административного ответчика и свидетель З.Е.В. дополнительно пояснили, что заявленные расходы по осуществлению ремонтных работ не учтены в полном объеме ввиду отсутствия дефектовочных актов, документов о времени предыдущего производства капитальных и текущих ремонтных работ, вследствие чего сами по себе плановые графики ремонтных работ не могут быть признаны достаточным основанием к включению заявленных затрат в состав расходов по статье "Работы и услуги производственного характера".
В обоснование расходов по установлению границ охранных зон регулируемой организацией представлены только сметный расчет АО "О." на эти цели и копия договора от 30 мая 2018 года, заключенного с ООО "Г." на срок 120 календарных дней с момента заключения договора и продленного на срок до 31 марта 2019 года при отсутствии каких-либо объективных данных как об оплате по договору, так и об исполнении договора, срок действия которого на момент возникновения спорных правоотношений истек.
Применительно к расчету стоимости услуг по проведению технического освидетельствования регулируемой организацией не представлена информация о сроках службы электрооборудования, установленных нормативно-технической документацией, а также о проведении предыдущих технических освидетельствованиях.
Относительно транспортных услуг сторонних организаций и затрат на техническое обслуживание и ремонт автотехники учтены фактические затраты на эти цели за 2018 год и 9 месяцев 2019 год при том, что регулируемой организацией в составе тарифного дела на 2020 год представлен объективно не подтвержденный сводный расчет затрат на содержание автотранспорта и спецтехники.
Что касается расчета Службы по статье "расходы по охране труда", то он основан на документально подтвержденных данных о фактических расходах общества на эти цели в течение 2018 года и 9 месяцев 2019 года.
Разница в расходах, установленных Службой и заявленных АО "О.", по статьям "приобретение средств защиты", "проведение специальной оценки условий труда", "проведение периодических медицинских осмотров" обусловлено различием между принятой Службой среднесписочной численностью персонала, непосредственно осуществляющего регулируемые виды деятельности, с заявленной обществом общей численностью работников.
По статьям "обеспечение работников спецодеждой", "приобретение средств защиты", "проведение специальной оценки условий труда", "проведение периодических медицинских осмотров" не учтены заявленные АО "О." расходы и приняты фактически подтвержденные расходы на эти цели за предыдущие периоды регулирования ввиду отсутствия достоверных сведений о сроках эксплуатации спецодежды, средств защиты и проведения предыдущих медосмотров, а также сроках приобретения находящихся в эксплуатации спецодежды, средств защиты.
Указанные представителем Службы и свидетелем З.Е.В. фактические обстоятельства относительно объема представленных в тарифное дело документов не оспариваются административным истцом.
Ссылки АО "О." на необходимость учета в составе подконтрольных расходов расчетных (нормативных) расходов на перечисленные цели не соответствуют положениям п.п. 34, 38 Основ ценообразования, п.п. 11,12 Методических указаний, утвержденных приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года N 98-э.
С учетом изложенного законных оснований для удовлетворения требования об оспаривании строки 3 Приложения N 1 к приказу Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 30 декабря 2019 года N 154-01э/19 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования, необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций на 2020-2024 годы ..." в части базового уровня подконтрольных расходов АО "О." в размере 90,09221 млн руб. на 2020-2024 годы не имеется.
Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 30 декабря 2019 года области N 154-05э/19 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между территориальными сетевыми организациями Калининградской области на 2020 год ..." установлены с 1 января 2020 года индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО "Я." и АО "О." на 2020 год, в том числе во втором полугодии 2020 года одноставочный тариф - 0,80197 руб./кВт.ч, ставка за содержание электрических сетей - 233740,08 руб./МВт.мес. (строка 3 Приложения к названному приказу).
На основании п. 38 Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года N 1178, тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании долгосрочных параметров регулирования, в том числе базового уровня подконтрольных расходов, устанавливаемого регулирующими органами.
В соответствии с п. 14 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э, необходимая валовая выручка регулируемой организации при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями, определенная в соответствии с методическими указаниями, принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при определении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а также индивидуальных тарифов для взаиморасчета между парой регулируемых организаций.
Из материалов дела, в частности из экспертного заключения, следует, что соответствующий расчет индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям АО "О." на 2020 год произведен на основе долгосрочных параметров регулирования, в том числе установленной на 2020 год необходимой валовой выручки АО "О." в размере 130 729,65 тыс. руб. и базового уровня подконтрольных расходов на 2020-2024 годы в размере 90,09221 млн руб. (т. 2 л.д. 50-51).
Суд полагает, что после исполнения настоящего решения суда о возложении на орган регулирования обязанности принять правовой акт об установлении необходимой валовой выручки АО "О." на 2020 год в экономически обоснованном размере, замещающий строку 3 Приложения N 2 к приказу Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 30 декабря 2019 года N 154-01э/19 и строку 4 таблицы 3 Приложения N 1 к приказу Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 30 декабря 2019 года N 154-07э/19, у органа регулирования в силу приведенных норм законодательства о тарифном регулировании возникнет обязанность по приведению в соответствие с таким замещающим актом иных приказов, в том числе приказа Службы от 30 декабря 2019 года N 154-05э/19 об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО "Я." и АО "О." на 2020 год.
До вступления в законную силу настоящего решения суда в части удовлетворения заявленных требований и установления необходимой валовой выручки АО "О." на 2020 год в ином размере относительно необходимой валовой выручки АО "О.", установленной приказами Службы от 30 декабря 2019 года N 154-01э/19 и N 154-07э/19, а также в части отказа в удовлетворении требования об оспаривании строки 3 Приложения N 1 к приказу Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 30 декабря 2019 года N 154-01э/19 в части базового уровня подконтрольных расходов в размере 90,09221 млн руб. на 2020-2024 годы оспариваемые индивидуальные тарифы не противоречат нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой, в частности, п. 38 Основ ценообразования, п. 14 Методических указаний.
В случае несоответствия в последующем расчета индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии размеру необходимой валовой выручки или базовому уровню подконтрольных расходов АО "О." вправе повторно обратиться в суд с соответствующим административным исковым заявлением (абзац 7 пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
При таких обстоятельствах в настоящее время достаточных правовых оснований для признания приказа от 30 декабря 2019 года N 154-05э/19 в оспариваемой части не действующим и не подлежащим применению не имеется (п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ).
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, решил:
Административный иск АО "О." удовлетворить частично.
Признать не действующей и не подлежащей применению со дня принятия строку 3 Приложения N 2 к приказу Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 30 декабря 2019 года N 154-01э/19 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования, необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций на 2020-2024 годы и признании утратившими силу отдельных приказов Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области" в части установленной на 2020 год необходимой валовой выручки АО "О." на 2020 год в размере 130 729,65 тыс. руб.
Признать не действующей и не подлежащей применению со дня принятия строку 4 таблицы 3 Приложения N 1 к приказу Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 30 декабря 2019 года N 154-07э/19 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Калининградской области на 2020 год" в части установленной на 2020 год необходимой валовой выручки филиала "Калининградский" АО "О." в размере 130 729,65 тыс. руб.
Обязать Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области принять нормативный правовой акт, устанавливающий размер необходимой валовой выручки АО "О." на 2020 год в экономически обоснованном размере.
В удовлетворении требований АО "О." об оспаривании строки 3 Приложения N 1 к приказу Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 30 декабря 2019 года N 154-01э/19 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования, необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций на 2020-2024 годы и признании утратившими силу отдельных приказов Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области" в части базового уровня подконтрольных расходов в размере 90,09221 млн руб. на 2020-2024 годы, об оспаривании строки 3 Приложения к приказу Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 30 декабря 2019 года области N 154-05э/19 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между территориальными сетевыми организациями Калининградской области на 2020 год и признании утратившими силу отдельных приказов Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области" - отказать.
Настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит размещению в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 13 ноября 2020 года.
Судья Калининградского |
А.А. Струкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 29 октября 2020 г. N 3а-182/2020
Текст решения опубликован не был