Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 1069677-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации",
внесенный сенаторами Российской Федерации С.Н. Рябухиным, А.Н. Епишиным, Д.И. Оюн и А.А. Салпагаровым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В проекте федерального закона предлагается статью 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ) дополнить новой частью 7.1, согласно которой стеклянная потребительская тара, производимая на территории Российской Федерации, должна содержать обозначение (клеймо), позволяющее идентифицировать ее изготовителя (производителя). Информация о таком обозначении (клейме) вносится в федеральный реестр обозначений, позволяющих идентифицировать изготовителя стеклянной потребительской тары, до начала производства такой тары.
Одновременно проектом федерального закона вносятся изменения в Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), устанавливающие запрет производства и (или) оборота алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 28 процентов объема готовой продукции в полимерной потребительской таре, за исключением алкогольной продукции, ввозимой (импортируемой) в Российскую Федерацию под таможенной процедурой беспошлинной торговли или производимой в целях вывоза (экспорта) из Российской Федерации, а также потребительской тары объемом не более 50 миллилитров.
Также проектом федерального закона запрещается поставка алкогольной продукции в упаковке, не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации. Данное положение следует соотнести с положениями технических регламентов Евразийского экономического союза, устанавливающих единые обязательные для применения и исполнения требования к пищевой продукции, в том числе алкогольной продукции, в части ее упаковки в соответствии с техническими регламентами, а не законодательством Российской Федерации. Кроме того, проектом не учитываются изменения, внесенные Федеральным законом от 22 декабря 2020 г. N 436-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым с даты вступления в силу технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности алкогольной продукции" (ТР ЕАЭС 047/2018) запрещаются поставки алкогольной продукции в упаковке, не соответствующей требованиям технических регламентов, национальных (государственных), региональных (межгосударственных), международных стандартов, включенных в перечни стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов Евразийского экономического союза.
Проектируемая часть 7.1 статьи 8 Федерального закона N 381-ФЗ не может рассматриваться в качестве требований к упаковке алкогольной продукции, поскольку является только требованием к стеклянной потребительской таре, при этом ни проектом федерального закона, ни законодательством Российской Федерации не предусмотрено требования о том, что упаковка алкогольной продукции, как и иной продукции, должна содержать обозначение (клеймо).
Частью 2 статьи 3 проекта федерального закона устанавливается, что оборот продукции, выпущенной в обращение до дня вступления проектируемого федерального закона в силу в стеклянной таре без информации (обозначений), предусмотренной частью 2 проекта (проектируемая часть 7.1 статьи 8 Федерального закона N 371-ФЗ), не ограничивается сроком. Таким образом, выпуск в обращение любой продукции (пищевой и непищевой) в стеклянной таре после вступления проектируемого федерального закона в силу возможен только при наличии обозначения (клейма) на таре, в том числе и импорт такой продукции в Российскую Федерацию. В указанной части 2 статьи 3 проекта федерального закона следует указать ссылку на часть 7.1 статьи 8 Федерального закона N 371-ФЗ, а не на статью 2 проекта.
Полагаем возможным также рассмотреть вопрос об ответственности за производство и оборот продукции в стеклянной потребительской таре без обозначения (клейма), поскольку предлагаемое проектом федерального закона нанесение изготовителем (производителем) тары обозначение (клеймо) на тару не является маркировкой и нанесением информации на продукцию в смысле Федерального закона N 381-ФЗ , иных федеральных законов и статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Кроме того, остается неурегулированным вопрос о конфискации предметов административного правонарушения - тары, содержащей продукцию, изъятие которой в силу требований КоАП РФ не предполагается.
Действующей редакцией пункта 6.1 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ уже установлен запрет производства и (или) оборот алкогольной продукции в полимерной потребительской таре объемом более 1500 миллилитров, за исключением производства, закупки, поставок, хранения и (или) перевозок в целях вывоза из Российской Федерации (экспорта) пива и пивных напитков. При этом абзацами вторым и третьим указанного пункта установлены условия, при которых допускается вывоз из Российской Федерации (экспорт) пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре. Полагаем возможным предусмотреть аналогичные требования в отношении допускаемого проектом федерального закона вывоза (экспорта) из Российской Федерации алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 28 процентов объема готовой продукции в полимерной потребительской таре.
Корреспондирующие изменения также потребуется внести в подпункт 6 пункта 1 статьи 10.2, подпункт 15 пункта 2 статьи 16, абзацы тридцать седьмой, сорок пятый пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ.
Применительно к проектируемым изменениям в пункт 6.1 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ в части запрета производства и (или) оборота алкогольной продукции в полимерной потребительской таре корреспондирующие изменения потребуются в пункт 2.2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.