Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Утверждено
распоряжением
Администрации Томской области
от 16.10.2020 N 687-ра
Описание
создаваемого центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по созданию центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи (далее - Мероприятие), в том числе с указанием проблематики и планируемых результатов
Томская область - исторически сложившийся научный и инновационный центр, регион, имеющий значительный потенциал для реализации нового технологического прорыва России. Становление региона как главного сибирского центра образования и науки началось в 19 веке с основания первого в азиатской части России императорского университета (Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Томский государственный университет", далее - НИ ТГУ) и первого технологического института (Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Томский политехнический университет", далее - НИ ТПУ), которые входят в топ-400 университетов мира и топ-21 ведущий университет страны проекта 5 - 100 повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Томск реализует модель пилотного региона Стратегии научно-технологического развития России и занимает 4-е место в рейтинге инновационной активности регионов Российской Федерации.
Мощный научно-образовательный комплекс региона, включающий 6 государственных университетов и 11 научно-исследовательских институтов, послужил основой построения устойчивой инновационной инфраструктуры, представленной сетью из 8 бизнес-инкубаторов, 4 центров трансфера технологий, 3 инжиниринговых центров, 8 офисов коммерциализации разработок, R&D-центров крупнейших компаний, Центра кластерного развития Томской области и Особой экономической зоны технико-внедренческого типа "Томск".
Важным элементом инновационной инфраструктуры являются образовательные сети, созданные под реализацию региональных межведомственных проектов, обеспечивающие формирование открытой мотивационной образовательной среды для детей, молодежи, населения в целом, повышающие доступность и качество образования и обеспечивающие кооперацию системы образования всех уровней, науки и производственных компаний.
В целях развития инновационной инфраструктуры, обеспечения в регионе лучшего качества жизни за счет реализации модели интенсивного развития Томская область приступила к реализации проекта по созданию Научно-образовательного центра мирового уровня - "ИНО Томск": индустрия, наука, образование. Проект "Большой университет" в Томске даст возможность для развития и вовлечения талантливых детей и молодежи в научную и инновационную деятельность и станет центром притяжения для талантов из других регионов и стран мира.
Томский региональный Центр выявления и поддержки одаренных детей (далее - ТРЦ, Центр) создается в Томской области с учетом опыта Образовательного Фонда "Талант и успех" как выделенное структурное подразделение Областного государственного бюджетного учреждения "Региональный центр развития образования" (далее - РЦРО).
Основой для создания Центра в Томской области станут результаты, достигнутые в регионе в рамках реализации с 2013 года ведомственной целевой программы "Развитие системы выявления и поддержки детей, проявивших выдающиеся способности", основная цель которой - создание в Томской области системы выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей и молодежи, обеспечивающей условия для развития их способностей, дальнейшей самореализации независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семей.
Несмотря на позитивную динамику и достигнутые положительные результаты, особенно в части реализации в Томской области целого ряда масштабных проектов, направленных на создание условий для выявления и поддержки одаренных детей и молодежи, в фокусе внимания сегодня остаются следующие проблемы:
недостаток современных образовательных программ, в том числе сетевых образовательных программ, онлайн-программ;
отсутствие устойчивых связей между системой образования и производственными компаниями региона, сдерживающее реализацию целей научно-технологического развития;
низкий уровень межведомственного взаимодействия субъектов системы образования с организациями культуры, спорта;
отсутствие нормативных механизмов реализации сетевых образовательных программ, а также механизмов, регулирующих использование ресурсов организаций профессионального образования, производственных компаний для обучения, сопровождения и развития одаренных детей, молодежи;
отсутствие единого регионального (межведомственного) информационного ресурса о детях, проявивших выдающиеся способности в области науки, искусства и спорта;
отсутствие системы индивидуального сопровождения (наставничество) одаренных детей, молодежи на этапах "школа - вуз - предприятие";
отток лучших выпускников школ и вузов из региона.
Учитывая принципиальные для страны вызовы, обозначенные в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 N 642 (далее - Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации), связанные с "ростом требований к квалификации исследователей, международной конкуренцией за талантливых высококвалифицированных работников и привлечение их в науку, инженерию, технологическое предпринимательство", созданный в Томской области Центр будет решать следующие цели и задачи:
1) выявление проявляющих выдающиеся способности детей и молодежи, проживающих в Томской области, сопровождение и мониторинг их дальнейшего развития;
2) координация, организация и проведение олимпиад и иных мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений;
3) консолидация ресурсов образовательных организаций, организаций культуры и спорта, иных организаций, работающих с проявившими выдающиеся способности детьми и молодежью, организаторов мероприятий, способствующих их выявлению, сопровождению и мониторингу их развития;
4) реализация мероприятий по выявлению проявляющих выдающиеся способности детей и молодежи, проживающих в Томской области, сопровождению и мониторингу их дальнейшего развития;
5) разработка и дальнейшая реализация образовательных программ по направлениям "Искусство", "Наука" и интенсивных программ по направлению "Спорт", в том числе в формате интенсивных профильных смен, с использованием собственной инфраструктуры (а также инфраструктуры, переданной в управление или используемой в рамках кластерного взаимодействия) и программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;
6) участие в формировании региональной образовательной политики в области развития талантов в соответствии с приоритетами Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, национального проекта "Образование", Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р, Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р, и Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2018 N 2245-р;
7) создание и развитие межведомственной партнерской сети, взаимодействие с индустриальными и технологическими компаниями, научными и образовательными организациями, организациями культуры и спорта, общественными организациями, осуществляющими свою деятельность на территории Томской области, в том числе посредством реализации образовательных программ с использованием сетевых форм, спортивных программ в форме кластерного взаимодействия субъектов спортивной подготовки;
8) сопровождение и дальнейшее развитие проявивших выдающиеся способности детей и молодежи, организация стажировок, практик для них, а также содействие в их трудоустройстве после получения профессионального образования;
9) обеспечение индивидуальной работы с детьми и молодежью, проявившими выдающиеся способности, по формированию и развитию их познавательных интересов, построению индивидуальных образовательных маршрутов, в том числе тьюторской и (или) тренерской поддержки;
10) реализация дополнительных профессиональных программ для педагогических и управленческих кадров для работы с проявившими выдающиеся способности детьми и молодежью; организация обучения управленческих и педагогических кадров по программам и методикам работы с одаренными детьми на площадках ведущих организаций по работе с одаренными детьми, в том числе на базе Образовательного центра "Сириус";
11) создание и развитие информационных ресурсов для проявивших выдающиеся способности детей и молодежи, а также работающих с ними педагогических работников;
12) анализ данных и разработка предложений по индивидуальному развитию детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности, включая сбор информации о победителях и призерах олимпиад, конкурсов и иных высокорейтинговых мероприятий, а также данных о достижениях детей, сведения о которых включены в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности, и (или) получателях грантов Президента Российской Федерации, а также выпускниках Образовательного центра "Сириус";
13) создание инфраструктуры для реализации и дальнейшего развития интенсивных профильных образовательных программ и интенсивных спортивных программ для проявивших выдающиеся способности детей и молодежи, в том числе из других субъектов Российской Федерации;
14) анализ, обобщение и формирование лучших практик работы с детьми, в том числе распространение опыта реализации дополнительных общеобразовательных программ, интенсивных профильных образовательных программ, а также интенсивных спортивных программ на территории Томской области;
15) мониторинг и формирование сводной аналитической отчетности о реализации в Томской области мер по выявлению детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождению и мониторингу их дальнейшего развития;
16) обмен опытом по выявлению, поддержке, сопровождению и развитию проявивших выдающиеся способности детей и молодежи с другими региональными центрами;
17) координация особо значимых мероприятий по выявлению выдающихся способностей и высокой мотивации у детей и молодежи в Томской области, начиная с муниципального уровня, формирование технических заданий для образовательных округов, сформированных системой образования Томской области в 6 группах муниципальных образований для обеспечения равной доступности качественного образования и взаимодействия детей, педагогов и родителей (далее - Хабы);
18) проведение исследований, способствующих формированию образовательной политики Томской области в области выявления, сопровождения и дальнейшего развития проявивших выдающиеся способности детей и молодежи, в соответствии с задачами социально-экономического, научно-технологического, промышленного и пространственного развития Томской области;
19) информирование общественности о целях и задачах работы с проявившими выдающиеся способности детьми и молодежью, возможностях по развитию их талантов и способностей в Томской области.
Центр создается по распределенной модели, при которой инфраструктура размещается на нескольких площадках, включая объекты других организаций. Функционирование будет осуществляться на основании договоров о реализации образовательных программ в сетевой форме.
Модель ТРЦ описана РЦРО и прошла экспертизу в Образовательном центре "Сириус" в ноябре 2018 года в рамках программы переподготовки педагогических и управленческих кадров "Большие вызовы".
Организационно-управленческая структура ТРЦ зеркальна структуре Образовательного центра "Сириус", но в ней отражена региональная специфика: наличие образовательных сетей, в т.ч. сети межмуниципальных центров по работе с одаренными детьми, ведущих университетов, научных центров, инновационных предприятий, организаций культуры и спорта, в т.ч. спортивных федераций.
В целях сопровождения процесса создания и функционирования ТРЦ в Томской области формируются коллегиальные органы управления с учетом методических рекомендаций, утвержденных Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 05.12.2019 N Р-122 "Об утверждении Методических рекомендаций по созданию и развитию региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей молодежи, созданных с учетом опыта фонда "Талант и успех" в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
С целью формирования стратегии деятельности ТРЦ, его развития и ресурсного обеспечения создается ключевой коллегиальный орган управления Центром - Попечительский совет под председательством Губернатора Томской области. Наличие и полномочия Попечительского совета отражаются в Уставе РЦРО, на базе которого создается Центр.
С целью обеспечения эффективного принятия решений, координации межведомственного взаимодействия Центра с партнерами, решения проблемных вопросов, требующих участия Администрации Томской области, решением Губернатора Томской области создается Рабочая группа по созданию и развитию Центра под руководством заместителя Губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу.
С целью содержательного, программного и методического обеспечения деятельности Центра, экспертизы образовательных программ, программ повышения квалификации педагогов, критериев отбора участников смен, подбора преподавателей и тренеров, анализа результативности и эффективности реализации образовательных программ создается Экспертный совет. Члены Экспертного совета также будут привлекаться к разработке и реализации образовательных программ по направлениям "Искусство", "Наука" и интенсивных спортивных программ.
В перспективе планируется создание Фонда поддержки молодых талантов Томской области.
Исходя из Концепции инновационного территориального центра "ИНО Томск" и приоритетных для региона кластеров, определены направления для установления связей с интеллектуальными партнерами, предприятиями реального сектора экономики и других сфер.
Образовательная деятельность Центра будет развернута по четырем содержательным блокам: "Наука", "Искусство", "Спорт", "Предпринимательство". Блок "Наука" является ядром Центра. При определении направлений каждого блока учтена региональная специфика и достижения в области науки, культуры и спорта: наличие современной инфраструктуры, наличие персоналий: ведущих ученых, спортсменов международного уровня, заслуженных деятелей культуры.
Так, блок "Наука" дополнен направлением "Общественные науки", в блок "Спорт" включены водные виды спорта, лыжи, футбол, борьба, спортивная гимнастика, в блок "Искусство" - скульптура, кино, журналистика, актерское мастерство. Блок "Предпринимательство" представлен курсом "Введение в предпринимательство", Предпринимательскими школами, стартапами проектов.
Центр рассматривается как:
пространство по вопросам глобальной повестки;
месторождение современных образовательных программ;
среда для проектирования и достижения рекордных целей;
сообщество, формирующее новые подходы к работе с талантливыми детьми.
ТРЦ, находясь "в точке пересечения интересов разных субъектов", будет выполнять функцию координатора протяженной деятельности по выявлению и поддержке одаренных детей в регионе на всех уровнях, начиная со школьного: от многообразия проб и активностей на этапе выявления до мотивированного выбора профессии и построения профессиональной карьеры на этапе сопровождения. С этой целью будет создана карта возможностей и полигоны проб, в том числе в рамках федерального проекта "Билет в будущее" и регионального проекта "Территория интеллекта".
Проводниками ТРЦ в этом станут сформированные и эффективно действующие региональные образовательные сети и Хабы. Хабы включают сеть центров цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста", межмуниципальные центры по работе с одаренными детьми, представительства томских ведущих университетов и организации профессионального образования.
В структуре ТРЦ предполагается создание Центра олимпиадной подготовки, Научно-технологических студий "Уроки настоящего", Технико-внедренческого полигона особой экономической зоны, Market Place проектов, Клубов "4К", Стажировочных площадок для повышения квалификации педагогов, Парка студенческих педагогических практик, Лабораторий педагогических исследований, Экспертного клуба.
Программный офис создается для разработки современных программ дополнительного образования, программ исследований, проектной деятельности, постсопровождения, образовательных событий, повышения квалификации, стажировок, технических заданий для Хабов.
Data Center формирует Государственный информационный ресурс и Региональный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности, Банк "Молодежный кадровый ресурс Томской области", сообщество экспертов, банк исследований и разработок, региональные платформы: "TROPA", "Территория интеллекта".
С целью эффективного взаимодействия всех субъектов системы выявления и поддержки одаренных детей Томской области, постсопровождения и закрепления в регионе выпускников ТРЦ и Образовательного центра "Сириус" будет создан Межвузовский проектный офис, в структуре которого "Центр профнавигации" и "Молодежная корпорация". Для выполнения исследований и проектов на междисциплинарной основе в НИ ТГУ создан "Центр развития современных компетенций детей и молодежи" им. Д.И. Менделеева, который входит в сеть федеральных центров "Дом научной коллаборации".
Работа ТРЦ будет организована круглогодично в различных форматах, в том числе:
образовательные события, смены-интенсивы (7 дней), профильные и проектные смены (14 - 24 дня);
программы Центра олимпиадной подготовки ТРЦ для обучающихся и педагогов по подготовке к всероссийской олимпиаде школьников и другим олимпиадам и высокорейтинговым перечневым мероприятиям;
совместные с промышленными предприятиями, научными и образовательными организациями, организациями культуры и спорта просветительские мероприятия по научно-стратегическим направлениям Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации;
программы олимпиадных центров на базе университетов, университетские субботы, образовательные online-программы;
стажировки и практики в производственных компаниях, университетах, научных центрах, в том числе обучение воспитанников Центра через выполнение заказов и проектов реального сектора экономики;
проектная, исследовательская деятельность;
индивидуальное и групповое сопровождение обучающихся Центра наставниками;
мероприятия-спутники для резидентов Регионального банка данных "Молодежный кадровый ресурс Томской области"; программы обучения основам технологического предпринимательства, выездные проектные и предпринимательские школы; квестовые программы; повышение квалификации педагогов;
программы постсопровождения проектных команд и авторов индивидуальных проектов.
В интенсивных профильных образовательных программах смен могут принять участие школьники от 10 до 17 лет, демонстрирующие успехи в науке, искусстве и спорте и прошедшие конкурсный отбор. Критерии отбора обучающихся для участия в программах (сменах) Центра разрабатываются с учетом критериев, применяемых в Образовательном центре "Сириус", а также с учетом региональной специфики и направлений деятельности Центра.
Выпускник ТРЦ - воспитанник, прошедший обучение по профильной образовательной программе Центра, нормативный срок освоения которой не менее 21 дня, и завершивший обучение защитой аттестационной работы в различных формах в зависимости от направления. Нормативный срок освоения может складываться по накопительной системе.
По итогам освоения профильной образовательной программы и защиты аттестационной работы выпускник получит сертификат о прохождении программы и удостоверение о включении в число резидентов Регионального банка данных "Молодежный кадровый ресурс Томской области". Для выпускников ТРЦ и Образовательного центра "Сириус", лучших педагогов предусматривается система стимулов: гранты, стипендии, премии, знаки отличия и др.
Педагогический состав ТРЦ формируется на конкурсной основе из числа специалистов, имеющих опыт и достижения в управленческой, педагогической, проектной деятельности; ведущих ученых, преподавателей университетов; педагогов, подготовивших победителей и призеров высокорейтинговых мероприятий; педагогов - победителей значимых профессиональных конкурсов; аспирантов и магистрантов вузов; сотрудников научных центров, инновационных предприятий и производственных компаний, а также выдающихся деятелей культуры и спорта.
К разработке и реализации программ ТРЦ будут привлечены более 100 партнеров, включая вузы, НИИ, организации профессионального образования, производственные компании, представителей малого бизнеса и некоммерческие организации, члены Экспертного совета Центра.
Планируемые результаты деятельности Центра:
1. В Томской области создан региональный центр выявления и поддержки одаренных детей с учетом опыта Образовательного фонда "Талант и успех" с охватом образовательной деятельностью ТРЦ не менее 5% обучающихся по образовательным программам основного и среднего общего образования в Томской области.
2. Выделена и развивается инфраструктура для круглогодичной организации профильных смен по направлениям "Наука", "Предпринимательство", "Спорт", "Искусство".
3. Сформирован и развивается единый региональный (межведомственный) информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности в области науки, искусства и спорта.
4. Не менее 20% школьников 5 - 11 классов ежегодно принимают участие в профильных сменах, мероприятиях, организованных в Хабах на муниципальном уровне в соответствии с техническим заданием, разработанным ТРЦ.
5. Положительная динамика по победителям и призерам Всероссийской олимпиады школьников, Олимпиады Национальной технологической инициативы (далее - олимпиада НТИ) и других высокорейтинговых мероприятий.
6. Не менее 100 томских школьников ежегодно участвуют в образовательных программах/сменах Образовательного центра "Сириус".
7. Реализовано проектов школьниками совместно с учеными и представителями реального сектора экономики: 2023 г. - 40, 2024 г. - 50, 2025 г. - 60.
8. Доля детей, обучающихся в 5 - 11 классах, вовлеченных в мероприятия по выявлению и сопровождению одаренных детей: 2023 г. - 20%, 2024 г. - 30%, 2025 г. - 40%.
9. Численность детей, участвующих в программах с применением дистанционных технологий (человек на 1 млн населения): 2023 г. - 3000 чел., 2024 г. - 3500 чел., 2025 г. - 4000 чел.
10. Число детей, включенных в Государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности (человек на 1 млн населения): 2023 г. - 3000 чел., 2024 г. - 3500 чел., 2025 г. - 4000 чел.
11. В Томской области сформирована и развивается партнерская сеть из промышленных предприятий, научных и образовательных организаций, организаций культуры и спорта, общественных организаций для обеспечения сопровождения и дальнейшего развития одаренных детей и молодежи. Количество заключенных соглашений о сотрудничестве к 2025 году - не менее 50.
12. В Томской области доля обучающихся в возрасте 10 - 19 лет по дополнительным общеобразовательным программам, охваченных программами менторства и наставничества, не менее 70% к 2024 году.
13. Число педагогов, прошедших ПК в ТРЦ, - 2023 г. - 250, 2024 г. - 300, 2025 г. - 350.
14. Число студентов, магистрантов, прошедших педагогическую практику в ТРЦ: 2023 г. - 50 чел., 2024 г. - 100 чел., 2025 г. - 150 чел.
15. Не менее 10 прорывных проектов школьников ежегодно являются победителями всероссийских высокорейтинговых конкурсов.
16. Не менее 50% выпускников ТРЦ (школьников 11 классов) - абитуриенты томских вузов.
17. Не менее 150 школьников Томской области ежегодно становятся победителями и призерами спортивных соревнований, интеллектуальных и творческих конкурсов и олимпиад всероссийского и международного уровней.
Таблица индикаторов эффективности деятельности Центра представлена в приложении N 1 к Описанию создаваемого центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи.
2. Данные по региональной сети организаций, осуществляющих деятельность по работе с одаренными детьми, их количеству, кадровому составу
С целью реализации на территории Томской области Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 г., разработана и реализуется ведомственная целевая программа "Развитие системы выявления и поддержки детей, проявивших выдающиеся способности" (далее - ВЦП, Программа).
На территории региона определен региональный оператор реализации ВЦП - РЦРО.
С 2013 года в Томской области функционирует сеть региональных и межмуниципальных центров по работе с одаренными детьми. Сеть создана по итогам конкурсного отбора среди муниципальных образовательных организаций Томской области для организации системы выявления, сопровождения одаренных детей. В сеть входят 5 региональных центров по работе с одаренными детьми, которые действуют на базе областных государственных образовательных учреждений, подведомственных Департаменту общего образования Томской области, из них РЦРО, областное государственное автономное образовательное учреждение "Губернаторский Светленский лицей" имеют статусы Федеральных инновационных площадок Минобрнауки России, 9 межмуниципальных центров по работе с одаренными детьми, которые созданы в семи группах муниципальных образований, объединенных по территориальному признаку, вузы. Кроме того, участвуют в организации образовательных событий, мероприятий организации культуры, спорта, представители бизнеса и производства. Созданная сеть своей деятельностью охватывает все 20 муниципальных образований и городских округов Томской области. При этом финансирование деятельности межмуниципальных центров по работе с одаренными детьми обеспечивается на основании соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов, заключенных между Департаментом общего образования Томской области и органами местного самоуправления.
Сеть региональных и межмуниципальных центров по работе с одаренными детьми (всего 14) действует по распределенной модели, каждый центр имеет свою специфику. Важным инструментом инфраструктуры является Томский региональный образовательный портал по работе с одаренными детьми http://tropa.tomsk.ru/, разработанный РЦРО в 2013 году. Портал обеспечивает единое информационно-коммуникационное пространство взаимодействия различных субъектов (обучающихся, педагогов, родителей, экспертов, образовательных организаций).
Центрами ежегодно реализуются более 50 образовательных программ для 20 тысяч школьников. Около 100 тысяч детей приняли участие в мероприятиях (от школьного до международного уровня), направленных на выявление и поддержку одаренных детей. Обучающимся школ, работающих в сложных социальных условиях и расположенных в отдаленных от областного центра территориях, обеспечена возможность участия в сетевых образовательных событиях региональных и межмуниципальных центров по работе с одаренными детьми, в том числе в дистанционной форме.
При поддержке региональных и межмуниципальных центров по работе с одаренными детьми обеспечено участие обучающихся Томской области в различных статусных мероприятиях всероссийского и международного уровней. Всего за 2019 год 387 школьников региона приняли участие в 94 таких мероприятиях, 154 из них стали победителями или призерами и удостоены почетного знака "Юное дарование Томской области" (2018 год - 193, 2017 год - 168). Ежегодно происходит увеличение числа высокорейтинговых мероприятий всероссийского и международного уровней, в которых принимают участие томские школьники, стабильно высоким остается процент победителей и призеров от общего количества участников (2019 год - 39,8%; 2018 год - 47,4%, 2017 год - 36,8%). Среди проводимых мероприятий - Всероссийская олимпиада школьников, Олимпиада НТИ, международные соревнования по робототехнике, всероссийские конкурсы имени Д.И. Менделеева и В.И. Вернадского, всероссийская акция "Я - гражданин России", всероссийская программа "Ученическое самоуправление", Всероссийский конкурс научно-технологических проектов "Большие вызовы". Одним из наиболее значимых для региона результатов является успешное участие школьников Томской области в XIV Международной азиатско-тихоокеанской астрономической олимпиаде (Китай) - 2-е место (обучающиеся областного государственного бюджетного образовательного учреждения "Томский физико-технический лицей" в составе команды России).
Университетами города Томска также разработаны и реализуются различные модели сопровождения и поддержки одаренных детей. Ежегодно вузами предлагается более 50 форматов для школьников: от обучения по образовательным программам до разработки научных проектов и участия в интерактивных образовательных событиях.
В 2018 и 2019 годах победителями всероссийской олимпиады школьников стали по 9 обучающихся Томской области, в 2020 году призерами признаны 7 обучающихся. По официальным данным организаторов всероссийской олимпиады школьников, Томская область в рейтинге регионов поднялась с 49-го места на 29-е место по количеству дипломов, приходящихся на 100000 человек.
С целью развития образовательной робототехники в учебной и внеурочной деятельности, в дополнительном образовании в регионе разработана система образовательных событий: олимпиады, конкурсы, соревнования. Одним из главных событий являются соревнования по робототехнике на Кубок Губернатора. В 2019 году в соревнованиях на Кубок Губернатора Томской области приняли участие 46 команд из дошкольных образовательных организаций (100 воспитанников) и 328 школьников (186 команд) из 20 муниципальных образований и городских округов Томской области, города Кемерово и города Караганды (Республика Казахстан) (2018 год - 45 воспитанников дошкольных образовательных организаций; 271 обучающийся (169 команд) из общеобразовательных организаций).
В 2019 году школьники Томской области успешно выступили на всероссийских и международных соревнованиях: завоевали два первых места на X Международном фестивале моделей робоавтомобилей "Роботраффик" (Израиль) Technion - Israel Institute of Technology; стали победителями и призерами Мирового чемпионата "Worldskills"; Международной олимпиады по астрономии и астрофизике (Румыния); Международной конференции "Химия и химическая технология в 21 веке"; Евразийской лингвистической олимпиады и др.
В рамках реализации соглашения между Администрацией Томской области и Образовательным Фондом "Талант и успех" в 2019 году впервые проведены 8 профильных смен-интенсивов для олимпиадников, потенциальных высокобалльников, обучающихся профильных классов по инженерному, медицинскому и IT направлениям, а также литературно-олимпиадная и медиа смены, смена для юных шахматистов и смены в рамках регионального этапа Всероссийского конкурса научно-технологических проектов "Большие вызовы". В сменах-интенсивах принял участие 601 школьник, прошли стажировку 160 педагогов. Разработаны и апробированы в рамках 8 смен 34 интенсивные образовательные программы. Разработчиками программ успешно использована программа мониторинга уровня деловой активности, позволяющая преподавателям оценить возможности участников смен-интенсивов работать продуктивно в ситуации многозадачности, сохранять на протяжении смены работоспособность, проявлять разные способности, в том числе творческие, при выполнении заданий и участии в различных активностях. К реализации программ привлечены 166 преподавателей томских университетов и ведущих университетов страны, 5 из которых - доктора наук, 55 - кандидаты.
С 2015 года в Образовательном центре "Сириус" в программах по направлениям "Наука", "Искусство", "Спорт" приняли участие 255 обучающихся из образовательных организаций Томской области, их них в 2015-2018 годах - 106 человек, в 2019-2020 годах - 149 человек.
В рамках модели ТРЦ описана система дальнейшего сопровождения выпускников Образовательного центра "Сириус" на территории Томской области.
РЦРО получен доступ к Государственному информационному ресурсу об одаренных детях. По состоянию на октябрь 2020 года в Государственном информационном ресурсе содержатся сведения о 2656 обучающихся из Томской области, ресурс регулярно пополняется.
Томская область в 2018 году стала одним из 39 регионов, в которых открыты научно-технологические студии в рамках волонтерского проекта Образовательного центра "Сириус" "Уроки настоящего".
В 2018 году в реализации проекта участвовали 7 студий под руководством старшеклассников - выпускников Образовательного центра "Сириус" и резидентов Регионального банка данных "Молодежный кадровый ресурс Томской области", в 2019 и в 2020 годах - уже по 18 студий. В студиях ежегодно работают более 100 обучающихся 8 - 10 классов. Деятельность студий разбита на циклы, один цикл длится один месяц, всего 8 за учебный год. Каждый месяц участники знакомятся с одним из ведущих научно-технологических направлений и решают задачу, которую ставит компания-представитель этого направления. Все решения оценивает экспертная группа и дает обратную связь.
За 3 года реализации проекта решения участников томских студий 9 раз признавались лучшими, воспитанники муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования Центра дополнительного образования "Планирование карьеры" г. Томска (межмуниципальный центр по работе с одаренными детьми) получили возможность пройти полноценную стажировку на базе ПАО "КАМАЗ", став победителями цикла от автомобильного гиганта России.
В мае 2019 года в рамках программы Форума новых решений U-NOVUS проведен Полигон лучших практик, где участники студий продемонстрировали наиболее успешные решения поставленных перед ними производственных задач.
В 2019 году проведен CO//LAB FEAST - фестиваль Национальной технологической инициативы, направленный на популяризацию Национальной технологической инициативы среди школьников и студентов, занятых в инженерно-техническом творчестве. На фестивале были представлены все 12 рынков Национальной технологической инициативы (AutoNet, MariNet, SafeNet, TechNet, EnergyNet, AeroNet, HealthNet, FoodNet, NeuroNet, FashionNet, MediaNet, EduNet), в которых обучающиеся представили свои проекты, прошедшие в очный этап Всероссийского конкурса "Терра Инженера".
Межмуниципальные центры по работе с одаренными детьми обеспечены педагогическими кадрами. В реализации образовательных программ межмуниципальных центров принимают участие специалисты томских университетов, региональные и федеральные эксперты.
3. Информация о повышении квалификации педагогических работников, специалистов и руководящего состава в области выявления и поддержки одаренных детей
Ежегодно региональными и межмуниципальными центрами по работе с одаренными детьми обеспечивается повышение квалификации не менее 200 педагогических работников образовательных организаций Томской области (курсы повышения квалификации объемом не менее 36 часов, переподготовка) по вопросам работы с одаренными и талантливыми детьми и молодежью в различных формах. Например, РЦРО совместно с сетью ресурсно-внедренческих центров инноваций и сетью межмуниципальных центров по работе с одаренными детьми разработаны и реализованы 42 программы стажировок для педагогов. Ключевые темы:
"Теория и практика работы с одаренными детьми. Методическое сопровождение и подготовка к работе с одаренными детьми";
"Современные технологии работы с одаренными детьми в интеллектуальной области";
"Подготовка обучающихся к участию в высокорейтинговых конкурсных мероприятиях";
"Использование современных образовательных технологий, программ в работе с одаренными детьми, в том числе дистанционных технологий";
"Одаренность: проблемы выявления и развития";
"Практика проектной и исследовательской работы с одаренными школьниками на разных возрастных ступенях".
Кроме того, в 2018 году прошли обучение по программе переподготовки педагогических и управленческих кадров для систем выявления и поддержки одаренных детей и молодежи "Большие вызовы", реализованной Образовательным центром "Сириус", 14 педагогов и управленцев из Томской области. За последние 3 года прошли обучение по дополнительным профессиональным программам в Образовательном центре "Сириус" 90 педагогов региона, из них в 2020 году - 19 человек.
Кадровый состав планируемого Центра:
Штатное расписание ТРЦ формируется с учетом методических рекомендаций, утвержденных Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 05.12.2019 N Р-122 "Об утверждении Методических рекомендаций по созданию и развитию региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей молодежи, созданных с учетом опыта фонда "Талант и успех" в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование". Управленческий, основной и вспомогательный персонал штата Центра формируется из специалистов, имеющих профильное образование, опыт работы и соответствующих квалификационным характеристикам и требованиям к занимаемым должностям.
Педагогический состав, в том числе привлекаемых к работе в Центре, формируется из числа специалистов, имеющих высшее профильное образование, опыт и достижения в управленческой, педагогической, проектной деятельности; ведущих ученых, преподавателей вузов, имеющих опыт и достижения в профессиональной сфере; педагогов общего и дополнительного образования, подготовивших обучающихся - победителей и призеров высокорейтинговых мероприятий; педагогов - победителей высокорейтинговых профессиональных конкурсов; аспирантов и магистрантов вузов; сотрудников научных центров и инновационных предприятий, производственных компаний.
Центр вправе привлекать к реализации дополнительных общеобразовательных программ лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование.
Отбор педагогических работников по направлениям образовательной деятельности Центра осуществляется на основании разработанных критериев, представленного профессионального резюме и мотивационного письма.
За последние три года (2017-2019 гг.) 16 специалистов РЦРО, в структуре которого создается ТРЦ, прошли курсы повышения квалификации по основным направлениям работы с одаренными детьми, 1 человек прошел обучение в магистратуре федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский педагогический государственный университет" по программе "Медиаобразование", 1 человек - в аспирантуре НИ ТГУ, 4 сотрудника РЦРО (директор, заместитель директора по организационно-методической работе, начальник отдела выявления и поддержки молодых талантов, старший научный сотрудник) прошли обучение по программе переподготовки педагогических и управленческих кадров для систем выявления и поддержки одаренных детей и молодежи "Большие вызовы" в Образовательном центре "Сириус".
Для томских педагогов реализуются программы дополнительного профессионального образования, содержание которых ориентировано в том числе на освоение новых педагогических позиций, важных для работы с одаренными детьми: навигатор, ментор, проектировщик, модератор, эксперт, наставник, тьютор.
Магистранты и аспиранты университетов смогут проходить учебные практики в Парке студенческих педагогических практик, а также проводить научные исследования на базе Центра.
Таким образом, для создания и развития Центра имеются кадровые и организационно-методические условия.
Примерный перечень категорий и должностей Центра (штатное расписание) представлен в приложении N 4 к Описанию создаваемого центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи.
4. Опыт Томской области в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области работы с одаренными детьми
В Томской области имеется значительный опыт в разработке и реализации проектов, организации и проведении образовательных событий всероссийского и международного уровней:
|
Проекты |
|
N |
Наименование проекта |
Сроки реализации |
1. |
Международный проект онлайн-образования "Образовательный курс "Гениальность, одаренность и посредственность" |
ежегодно с 2016 г. по настоящее время |
2. |
Всероссийский проект "Исследование индивидуальных различий в образовании и успешности" |
с 2016 г. по настоящее время |
3. |
Федеральный проект "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации" |
с 2016 г. по настоящее время |
4. |
Центр развития современных компетенций детей и молодежи НИ ТГУ (в рамках реализации приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование детей") |
с 2018 г. по настоящее время |
Федеральные инновационные площадки Минпросвещения России (далее - ФИП) | ||
1. |
Проект ФИП - РЦРО "Развитие региональной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей достижение высокого качества образования в соответствии с ФГОС: сети Ресурсно-внедренческих центров инноваций и Межмуниципальных центров по работе с одаренными детьми" |
2015-2020 гг. |
2. |
Проект ФИП - областное государственное автономное общеобразовательное учреждение "Губернаторский Светленский лицей" "Эмоциональное образование как новая модель развития современной школы" |
2017-2022 гг. |
3. |
Проект ФИП - муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Школа "Эврика-развитие" г. Томска "Методическое обеспечение индивидуализации и тьюторского сопровождения в образовании" |
2016-2021 гг. |
4. |
Проект ФИП - НИ ТПУ "Инновационная модель организации образовательного процесса в области проектной деятельности и инженерного изобретательства" |
2015-2020 гг. |
5. |
Проект ФИП - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники" "Разработка и внедрение новых инновационных образовательных технологий для выстраивания индивидуальной траектории непрерывного образования по схеме "школа - вуз - предприятие" |
2016-2021 гг. |
6. |
Проект ФИП - областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования" "Методическая поддержка педагогов и школьных команд во внедрении и реализации эффективных образовательных технологий" |
2019-2023 г. |
Всероссийские и международные образовательные мероприятия | ||
1. |
Сибирская Молодежная Ассамблея "Профессии будущего" |
ежегодно с 1998 г. по настоящее время |
2. |
Международная научно-практическая тьюторская конференция "Многообразие и индивидуализация как возможность становления образовательной культуры" |
ежегодно с 2000 г. по настоящее время |
3. |
Областной этап Всероссийской акции "Я - гражданин России" |
ежегодно с 2001 г. по настоящее время |
4. |
Всероссийская научно-практическая конференция школьников "Юные дарования" |
ежегодно с 2002 г. по настоящее время |
5. |
Всероссийская научно-практическая конференция "Создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности: детский сад - школа - университет" |
ежегодно с 2010 г. по настоящее время |
6. |
Всероссийская научно-практическая конференция "Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы" |
ежегодно с 2010 г. по настоящее время |
7. |
Региональный этап всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив "Леонардо", региональный этап всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского |
ежегодно с 2013 г. по настоящее время |
8. |
Всероссийский форум молодых ученых U-NOVUS |
ежегодно с 2013 г. по настоящее время |
9. |
Межрегиональный Сибирский медиафестиваль "Солнечный парус" |
ежегодно с 2013 г. по настоящее время |
10. |
Всероссийский образовательный форум-конкурс "Новое поколение - ресурс будущего" |
ежегодно с 2013 г. по настоящее время |
11. |
Межрегиональный фестиваль лидеров ученического самоуправления, детских и молодежных объединений "Новый потенциал" |
ежегодно с 2015 г. по настоящее время |
12. |
Всероссийский чемпионат по робототехнике RoboCup Russia Open |
ежегодно с 2015 г. по настоящее время |
13. |
Всероссийский форум университетских городов "Энергия университета для развития города и региона" |
ежегодно с 2016 г. по настоящее время |
14. |
Всероссийская научно-практическая конференция "Дошкольное образование: проблемы, перспективы и возможности" |
ежегодно с 2016 г. по настоящее время |
15. |
Всероссийский форум "Таланты Сибири" СФО |
ежегодно с 2016 г. по настоящее время |
16. |
Всероссийский форум Siberian Industrial Design Days |
ежегодно с 2016 г. по настоящее время |
17. |
Всероссийский форум образовательных практик |
ежегодно с 2016 г. по настоящее время |
18. |
Всероссийский форум для студентов технических специальностей Breakpoint |
ежегодно с 2016 г. по настоящее время |
19. |
Всероссийская конференция "Комплексные исследования человека. Психология" |
2017 г. |
20. |
Всероссийский форум молодых талантов |
2017 г. |
21. |
Региональный этап Всероссийского конкурса творческих, проектных и исследовательских работ учащихся "#ВместеЯрче" |
ежегодно с 2017 г. по настоящее время |
22. |
Всероссийский форум организаторов творческих событий |
2018 г. |
23. |
Всероссийская научно-практическая конференция "Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов" |
2018 г. |
24. |
Международная научно-практическая тьюторская конференция "Многообразие и индивидуализация как возможность становления образовательной культуры" |
2018 г. |
25. |
ОГБУ "Региональный центр развития образования" - площадка для проведения очных отборочных туров на программы Образовательного центра "Сириус" |
2018 г. по настоящее время |
26. |
Региональный этап Всероссийского конкурса научно-технологических проектов "Большие вызовы" (совместно с Образовательным центром "Сириус") |
2018 г., 2019 г., 2020 г. |
27. |
Всероссийский этап международных соревнований моделей робоавтомобилей "Роботраффик" |
2018 г., 2019 г. |
28. |
Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по физике |
2019 г. |
29. |
X Всероссийская научно-практическая конференция "Организация исследовательской деятельности детей и молодежи: проблемы, поиск, решения" |
2019 г. |
30. |
II Всероссийская конференция "Современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования" |
2019 г. |
31. |
I Всероссийская научно-практическая конференция "Эмоциональное образование как новая модель качественного изменения современной школы и путь к гармоничному развитию общества" |
2019 г. |
32. |
Региональный этап Всероссийского конкурса "Юные техники и изобретатели" |
2020 г. |
33. |
CO//LAB FEAST - фестиваль Национальной технологической инициативы |
2019 г., 2020 г. |
34. |
Фестиваль Rukami (проект АО "РБК", Фонд поддержки проектов Национальной технологической инициативы) |
2020 |
Мероприятия в области "Искусство" | ||
1. |
Международный конкурс "Молодые композиторы имени Э.В. Денисова" |
ежегодно с 2010 г. по настоящее время |
2. |
Международный детско-юношеский кинофестиваль "Бронзовый витязь" |
ежегодно с 2013 г. по настоящее время |
3. |
Фестиваль "Денис Мацуев и друзья" |
ежегодно с 2016 г. |
4. |
Всероссийский фестиваль-конкурс молодых дизайнеров "Пятый угол" |
ежегодно с 2015 г. |
5. |
Межрегиональный фестиваль детской и молодежной журналистики "Огни тайги" |
ежегодно с 2015 г. |
6. |
Выставка "Эмоциональное образование. Дети из Светлого" в Центральном доме художника в Москве (областное государственное общеобразовательное учреждение "Губернаторский Светленский лицей") |
ежегодно с 2015 г. по настоящее время |
7. |
Всероссийский фестиваль-конкурс по выявлению талантливых и одаренных детей в области изобразительного искусства "Мы рисуем мир" |
ежегодно с 2018 г. по настоящее время |
8. |
Всероссийская научно-методическая конференция "Актуальные вопросы изобразительного искусства (живопись, скульптура, архитектура, художественная фотография)" |
2018 г. |
9. |
Всероссийский форум отечественного художественного образования |
2018 г. |
10. |
Фестиваль кино стран европейского союза |
2018 г., 2019 г. |
11. |
Всероссийский фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества "Крылья" |
2018 г. |
12. |
Открытый (межрегиональный) медиафестиваль "Мы - Россия" |
2020 г. |
Мероприятия в области "Спорт" | ||
1. |
Кубок России по спортивной аэробике |
всероссийские и международные спортивные мероприятия в Томской области проводятся согласно графикам мероприятий Федераций спорта |
2. |
Всероссийские соревнования "Снежные узоры" |
|
3. |
Кубок России и Всероссийские соревнования по спортивному ориентированию "Сибирский меридиан" |
|
4. |
Первенство России по подводному спорту среди юниоров и юниорок |
|
5. |
Кубок Мира по плаванию в ластах |
|
6. |
Кубок России по спортивному дайвингу |
|
7. |
Всероссийские соревнования "Снежные ласты" |
|
8. |
Фестиваль силовых видов спорта |
|
9. |
Всероссийские соревнования по баскетболу "Кубок С.А. Белова" |
|
10. |
Всероссийские соревнования по мини-футболу (футзал) среди команд общеобразовательных организаций (в рамках общероссийского проекта "Мини-футбол - в школу") |
|
11. |
50-й чемпионат России по подводному спорту (плаванию в ластах) |
5. Описание площадок Центра (общая площадь, перечень функциональных зон с указанием их площади, техническое состояние здания, необходимость капитального/косметического ремонта, информация о собственнике, сроки ввода в эксплуатацию (для строящихся), территориальная доступность для населения)
Центр будет включать основные инфраструктурные объекты, позволяющие организовать работу по выявлению и сопровождению одаренных детей по распределенной модели. Необходимым компонентом является организация транспортной логистики между инфраструктурными объектами для более оптимального использования их ресурсов.
Зонирование и дизайн-проект Центра представлены в приложении N 3 к Описанию создаваемого центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи (не приводится).
Для направлений "Наука", "Предпринимательство", "Искусство", "Спорт":
Инфраструктурное ядро Центра разместится на территории областного государственного автономного учреждения "Центр делового сотрудничества и отдыха "Томь", расположенного в сосновом бору Калтайского заказника на площади 10,5 га, где разместится основной комплекс помещений для проживания, питания, реализации образовательных программ (далее - кампус) с местами для проживания 120 человек.
Коворкинг: два зала от 30 и более рабочих мест будут оборудованы мультимедиа оборудованием с плазменными панелями, точкой беспроводного доступа к Интернету. Возможны различные типы расстановки мебели. В период с 1 мая по 31 октября (ежегодно) дополнительно в закрытой летней веранде площадью 200 кв. м оборудуется зона коворкинга на 50 рабочих мест, зона проектной и клубной деятельности.
Актовый зал площадью 169 кв. м, оборудованный сценой, планируется использовать для проведения лекториев, кинопоказов для 120 человек. Трансформация зала позволит организовать зоны для проектной деятельности или аудиторных занятий, творческих мероприятий, клубной деятельности. В период с 1 мая по 31 октября (ежегодно) дополнительно будут организованы аудиторные занятия для 50 человек, зона для проектной и клубной деятельности в летней открытой веранде площадью 180 кв. м.
Кабинет площадью 53 кв. м предполагается использовать для аудиторных занятий и лабораторий, где возможны различные типы расстановки мебели.
Имеются помещения для размещения лаборатории 3D-принтинга и прототипирования, лаборатории виртуальной реальности и искусственного интеллекта, АРТ-Science.
Шахматные зоны и медиатека будут организованы в комфортабельных холлах. В период с 1 мая по 31 октября (ежегодно) шахматные зоны будут организованы дополнительно в открытых верандах.
На территории Центра размещены: футбольное поле с современным покрытием, необходимым для тренировки профессиональных команд, открытая хоккейная коробка, волейбольная площадка, пункт проката спортивного инвентаря.
Для организации коворкинг-зоны, проектной и клубной деятельности также будут использоваться 3 веранды на 15 - 40 человек каждая.
В административно-хозяйственные зоны входят: серверная, зона ресепшен, 2 переговорные.
Инфраструктура ТРЦ будет обеспечивать доступ к Интернету не менее 100 мб/с на каждого обучающегося, а также оборудование для видео-контента.
Зонирование помещений и дизайн будут осуществляться согласно современным и актуальным стандартам зонирования общественных пространств (единый стиль брендирования, открытые пространства, энергосберегающие технологии и др.).
Техническое состояние зданий - удовлетворительное, требуется косметический ремонт. Собственник - Томская область. Доступность для населения: располагается в с. Калтай Томского района на расстоянии 25 км от г. Томска. Ежедневно осуществляются рейсы межмуниципального автобуса с интервалом 1,5 часа. Для воспитанников Центра и преподавателей будет обеспечен транспортный трансфер в кампус и обратно специальным автобусным транспортом.
В инфраструктуру также включены:
РЦРО, где оборудованы кабинеты для размещения персонала общей площадью 180 кв. м, аудитории для проведения очных отборочных этапов на образовательные программы Образовательного центра "Сириус", онлайн-конференций с муниципальными образованиями и Хабами. Имеется серверная и оборудование для видеоконтента.
Техническое состояние зданий - удовлетворительное, требуется косметический ремонт. Собственник - Томская область. Доступность для населения: располагается в центре г. Томска.
На базе областного государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Томский физико-технический лицей" будет организован дополнительно кампус для проживания 80 человек.
Будут организованы кабинеты и лаборатория робототехники площадью 180 кв. м на 15 рабочих мест, лаборатории по предметам физика, химия, биология общей площадью 200 кв. м на 75 рабочих мест по каждому предмету, компьютерные классы общей площадью 160 кв. м на 25 рабочих мест с доступом к Интернету не менее 100 мб/с на каждое рабочее место, кабинеты для аудиторных занятий общей площадью 140 кв. м на 50 мест.
Актовый зал с необходимым звуковым, мультимедийным оборудованием планируется использовать для проведения лекториев для 80 человек, аудиторных занятий, зоны для проектной деятельности.
Имеется серверная и оборудование для видеоконтента.
Техническое состояние зданий - удовлетворительное, требуется косметический ремонт. Собственник - Томская область. Доступность для населения: располагается в г. Томске.
На базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения Школы "Перспектива" г. Томска и муниципального автономного общеобразовательного учреждения Заозерной средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов N 16 г. Томска будут функционировать цифровые лаборатории по предметам физика, химия, биология общей площадью 900 кв. м на 100 рабочих мест по каждому предмету, компьютерные классы общей площадью 600 кв. м на 120 рабочих мест с доступом к Интернету не менее 100 мб/с на каждое рабочее место, кабинеты для аудиторных занятий общей площадью 900 кв. м на 300 мест. Имеется серверная и оборудование для видеоконтента.
Техническое состояние зданий - удовлетворительное, ремонт не требуется. Собственник - Администрация города Томска. Доступность для населения: располагаются в г. Томске.
Для реализации образовательных программ по направлению "Наука" предусматривается использование специализированных площадок акционерного общества "Особая экономическая зона технико-внедренческого типа "Томск".
Для направления "Искусство":
На базе областного государственного автономного общеобразовательного учреждения "Губернаторский Светленский лицей" будет организован кампус для проживания 40 человек.
Будут организованы изостудия, художественные мастерские общей площадью 160 кв. м. Актовый зал с необходимым звуковым, световым, мультимедийным оборудованием и системой кондиционирования планируется использовать для проведения лекториев для 65 человек, аудиторных занятий, зоны для проектной деятельности.
Будут организованы компьютерные классы общей площадью 120 кв. м на 24 рабочих места с доступом к Интернету не менее 100 мб/с на каждое рабочее место, кабинет для аудиторных занятий общей площадью 70 кв. м на 25 мест. Имеется серверная и оборудование для видеоконтента.
Техническое состояние зданий - удовлетворительное, требуется косметический ремонт. Собственник - Томская область. Доступность для населения: располагается в п. Светлый г. Томска.
На базе областного государственного автономного профессионального образовательного учреждения "Губернаторский колледж социально-культурных технологий и инноваций" будут созданы специализированные аудитории для проведения практических занятий по творческим специальностям (хореография, хоровые классы, оркестровый класс, учебный театр, кабинеты для индивидуальных занятий по дирижированию, специальному инструменту, постановке голоса, фортепиано), концертный зал. Будут оборудованы мастерские по живописи, рисунку, композиции, кабинет грима, фотостудии, фотолаборатории, звукостудия общей площадью 1500 кв. м.
Имеется серверная и оборудование для видеоконтента.
Техническое состояние зданий - удовлетворительное, требуется косметический ремонт. Собственник - Томская область. Доступность для населения: располагается в г. Томске.
На базе областного государственного автономного профессионального образовательного учреждения "Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова" имеются специализированные аудитории для проведения практических занятий по творческим специальностям (инструментальное исполнительство, вокальное искусство, хоровое дирижирование, теория музыки, музыкальное образование), концертный зал на 150 посадочных мест с концертными роялями, пультами и звукотехническим оборудованием, малый концертный зал на 70 посадочных мест с концертными роялями, пультами и звукотехническим оборудованием, а также библиотека, читальный зал, помещения для работы со специализированными материалами и их хранения (фонотека, видеотека, фильмотека) общей площадью 2000 кв. м.
Имеется серверная и оборудование для видеоконтента.
Техническое состояние зданий - удовлетворительное, требуется косметический ремонт. Собственник - Томская область. Доступность для населения: располагается в г. Томске.
На базе областного государственного автономного учреждения культуры "Томский областной театр юного зрителя" имеются хореографический зал, большая сцена, малая сцена общей площадью 1500 кв. м.
Техническое состояние зданий - удовлетворительное, требуется косметический ремонт. Собственник - Томская область. Доступность для населения: располагается в г. Томске.
Для направления "Спорт":
На базе областного государственного бюджетного общеобразовательного учреждения кадетской школы-интерната "Томский кадетский корпус" будет организован кампус для проживания 50 человек.
Имеется оборудованный спортивный зал, ковер борцовский для спортивной борьбы общей площадью 360 кв. м.
Техническое состояние здания - удовлетворительное, требуется косметический ремонт. Собственник - Томская область. Доступность для населения: располагается в г. Томске.
На базе областного государственного автономного учреждения "Томская областная спортивная школа олимпийского резерва" функционируют спортивные залы, бассейн, ледовая арена, ринги, горнолыжная трасса для подготовки по видам спорта: академическая гребля, биатлон, греко-римская борьба, каратэ-до, конькобежный спорт, легкая атлетика, пауэрлифтинг, плавание, плавание в ластах, прыжки на лыжах с трамплина, пулевая стрельба, спортивная аэробика, тяжелая атлетика, фехтование, фристайл общей площадью 20800 кв. м.
Техническое состояние зданий - удовлетворительное, требуется косметический ремонт. Собственник - Томская область. Доступность для населения: располагается в г. Томске.
На базе областного государственного автономного учреждения "Спортивная школа олимпийского резерва Натальи Барановой" функционируют спортивный зал, тренажерный зал для подготовки по видам спорта: лыжные гонки, биатлон, триатлон общей площадью 200 кв. м, кабинет для аудиторных занятий площадью 60 кв. м на 25 мест.
Техническое состояние зданий - удовлетворительное, требуется косметический ремонт. Собственник - Томская область. Доступность для населения: располагается в г. Томске.
Спортивные программы будут реализованы на инфраструктурных объектах, включенных во Всероссийский реестр объектов спорта, за исключением спортивных программ по шахматам, шашкам и другим интеллектуальным играм.
Для реализации образовательных программ по всем направлениям предусматривается использование специализированных лабораторий, спортивных и концертных залов томских университетов, расположенных на территории Томской области:
НИ ТГУ;
НИ ТПУ;
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники";
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Томский государственный архитектурно-строительный университет";
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Сибирский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации;
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Томский государственный педагогический университет".
Субсидия из федерального бюджета бюджету Томской области на создание центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи будет направлена на приобретение средств обучения, в том числе высокотехнологичного оборудования (в объеме 90%), и приведение помещений Центра (в объеме 10%) в соответствие с требованиями Роспотребнадзора для организаций, в которых оказываются услуги по дополнительному образованию детей (СанПиН 2.4.4.3172-14), Сводам Правил по доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения (СП 59.13330.2012 и СП 138.13330.2012).
Предварительная калькуляция операционных расходов на функционирование Центра представлена в приложении N 2 к Описанию создаваемого центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.