Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы
Федерального Собрания РФ от 19 мая 2004 г. N вн 2.2-1/1724
по проекту федерального закона N 189205-3 "Об ограничении розничной продажи пива", внесенному Законодательным Собранием Омской области"
(I чтение)
(Выписка из протокола заседания Совета Государственной Думы от 11.05.04 N 24)
Законопроект запрещает розничную продажу пива в детских, учебных, культовых, лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях, а также лицам, не достигшим возраста 18 лет.
Следует отметить, что Конституция Российской Федерации (часть 3 статьи 55) и Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) (статья 1) допускают возможность ограничения прав человека и гражданина и гражданских прав участников гражданского оборота в определенных случаях, в частности, если это необходимо в целях защиты здоровья, нравственности. С этой точки зрения концепция законопроекта возражений не вызывает.
При дальнейшей доработке законопроекта следовало бы обратить внимание на то, что статья о вступлении закона в силу (см. статью 3 проекта) вводится в законопроекты в случае, если необходимо установить особый порядок вступления в силу данного законодательного акта, отличный от определенного Федеральным законом от 14.06.94 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (см. пункт 13 Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов - выписка из протокола заседания Совета Государственной Думы от 20.11.03 N 187, пункт 36).
Предлагаемая проектом преамбула, в которой идет речь о снижении вредного воздействия пива на организм детей и подростков требует согласования с текстом проекта (часть 1 статьи 2), из которого следует, что речь может идти о более широком круге лиц, поскольку запрет розничной продажи пива распространяется и на культовые, лечебно-профилактические учреждения и прилагаемые к ним территории. Кроме того, в преамбуле используется терминология (см. "детей и подростков"), требующая согласования с положениями ГК РФ (статьи 26, 28). В целом, учитывая объем законопроекта, вряд ли есть необходимость в преамбуле (см. пункт 2 вышеназванных Методических рекомендаций).
С правовой точки зрения нецелесообразно выделять положения, содержащиеся в статье 1, в самостоятельную статью, поскольку субъектами предпринимательской деятельности согласно ГК РФ могут быть только юридические лица и граждане, зарегистрированные в этом качестве в установленном законом порядке (статьи 2, 23, 50). В крайнем случае, положения статей 1, 2 могли бы быть объединены.
Термин "учебные заведения" (статья 2 проекта) целесообразно уточнить (см. Федеральный закон "Об образовании", содержащий термин "образовательные учреждения").
Следует также иметь в виду, что реализация положений, предусматривающих введение ограничений розничной продажи пива (с учетом того, что оно не регулируется в "режиме алкогольной продукции"), потребует также внесения соответствующих изменений в статью 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На наш взгляд, отмеченные и иные замечания могли бы быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Заместитель начальника |
M.B. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.