Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение I
Требования системы управления безопасностью, касающиеся предприятий железнодорожного транспорта
1. Специфика организации
1.1. Организация должна:
(а) указать тип, объем и направление своей деятельности;
(b) определить серьезные риски обеспечения безопасности, возникшие в результате эксплуатации ею железных дорог, независимо от того, осуществлялись ли указанные действия по эксплуатации самой организацией либо подрядчиками, партнерами или поставщиками под ее контролем;
(с) определить заинтересованные стороны (например, регулятивные органы, органы власти, операторы инфраструктуры, подрядчики, поставщики, партнеры), в том числе сторонние организации, не относящиеся к системе железнодорожного транспорта, которые имеют отношение к системе управления безопасностью;
(d) определить и соблюдать правовые и иные требования заинтересованных сторон, указанных в пункте (с), имеющие отношение к обеспечению безопасности;
(е) обеспечить, чтобы требования, указанные в пункте (d), учитывались при разработке, внедрении и сопровождении системы управления безопасностью;
(f) указать сферу действия системы управления безопасностью, определив, какая часть деятельности включена или не включена в указанный объем, и учитывая требования, указанные в пункте (d).
2. Руководство
2.1. Руководство и приверженность делу
2.1.1. Руководство высшего звена должно демонстрировать руководящую роль и приверженность разработке, внедрению, сопровождению и непрерывному совершенствованию системы управления безопасностью посредством:
(а) осуществления общего контроля и взятия на себя ответственности за обеспечение безопасности;
(b) обеспечения приверженности безопасности со стороны руководства на разных уровнях организации в процессе осуществления их деятельности, а также в их взаимоотношениях с сотрудниками и подрядчиками;
(с) обеспечения того, чтобы политика в области безопасности и цели безопасности были разработаны, понятны и соответствовали стратегической направленности организации;
(d) обеспечения интеграции требований системы управления безопасностью в производственную деятельность организации;
(е) обеспечения наличия ресурсов, необходимых для системы управления безопасностью;
(f) обеспечения эффективности системы управления безопасностью при осуществлении контроля за рисками безопасности, возникшими в связи с деятельностью организации;
(g) направления рекомендаций сотрудникам по соблюдению требований системы управления безопасностью;
(h) оказания содействия в непрерывном совершенствовании системы управления безопасностью;
(i) обеспечения того, чтобы безопасность рассматривалась при определении и управлении коммерческими рисками организации и объяснении того, каким образом конфликт между безопасностью и иными коммерческими целями может быть признан и разрешен;
(j) способствования созданию позитивной культуры безопасности.
2.2. Политика в области безопасности
2.2.1. Документ, описывающий политику в области безопасности организации, разрабатывается руководством высшего звена и является:
(а) соответствующим типу и объему деятельности организации по эксплуатации железных дорог;
(b) одобренным единоличным исполнительным органом организации (или представителем(ями) руководства высшего звена);
(с) активно внедряется, доводится до сведения всех сотрудников организации и предоставляется в их распоряжение.
2.2.2. Политика в области безопасности должна:
(а) включать в себя обязательства по соблюдению всех правовых и иных требований, касающихся обеспечения безопасности;
(b) предусматривать основу для постановки целей безопасности и оценки показателей безопасности организации по сравнению с указанными целями;
(с) включать в себя обязательства по контролю за рисками безопасности, которые возникли в результате осуществления собственной деятельности организации и в результате осуществления деятельности другими субъектами;
(d) включать в себя обязательства по непрерывному совершенствованию системы управления безопасностью;
(е) соблюдаться в соответствии с коммерческой стратегией и оценкой состояния безопасности организации.
2.3. Организационные роли, обязанности, индивидуальная ответственность и полномочия
2.3.1. Обязанности, индивидуальная ответственность и полномочия сотрудников, имеющих отношение к обеспечению безопасности (включая руководство и иных сотрудников, принимающих участие в осуществлении задач, связанных с обеспечением безопасности), должны быть определены на всех уровнях организации, оформлены документально, закреплены за сотрудниками и доведены до их сведения.
2.3.2. Организация должна удостовериться в том, что сотрудники, наделенные делегированными обязанностями по решению задач, связанных с обеспечением безопасности, должны иметь полномочия, компетентность и соответствующие ресурсы для осуществления своих задач, не подвергаясь негативному воздействию иных направлений хозяйственной деятельности.
2.3.3. Делегирование обязанности по осуществлению задач, связанных с обеспечением безопасности, должно быть оформлено документально и должно быть доведено до сведения соответствующих сотрудников, принято ими и изучено.
2.3.4. Организация должна описать распределение ролей, указанных в параграфе 2.3.1., по направлениям хозяйственной деятельности в рамках организации и при необходимости за ее пределами (см. параграф 5.3. Подрядчики, партнеры и поставщики).
2.4. Консультирование сотрудников и иных сторон
2.4.1. Сотрудники, их представители и сторонние заинтересованные организации в соответствующих случаях должны получить консультации при разработке, сопровождении и совершенствовании системы управления безопасностью в соответствующих частях, за которые они ответственны, в том числе по аспектам обеспечения безопасности производственной деятельности.
2.4.2. Организация должна способствовать проведению консультаций с сотрудниками путем обеспечения методов и средств для привлечения сотрудников, учета заключений сотрудников и обеспечения ответной реакции на заключения сотрудников.
3. Планирование
3.1. Действия по устранению рисков
3.1.1. Оценка риска
3.1.1.1. Организация должна:
(а) определить и проанализировать все эксплуатационные, организационные и технические риски, соответствующие типу, объему и сфере деятельности, осуществляемой организацией. Указанные риски должны включать в себя риски, возникающие в результате человеческого и организационного факторов, таких как загруженность, характер работы, утомляемость или соответствие процедур, а также из деятельности иных заинтересованных сторон (см. параграф 1. Специфика организации);
(b) оценить риски, указанные в пункте (а), путем применения соответствующих методов оценки риска;
(с) развивать и принимать меры безопасности с определением сопутствующих обязанностей (см. параграф 2.3. Организационные роли, обязанности, индивидуальная ответственность и полномочия);
(d) разработать систему мониторинга эффективности мер безопасности (см. параграф 6.1. Мониторинг);
(е) признать в соответствующих случаях необходимость сотрудничества с другими заинтересованными сторонами (таким как предприятия железнодорожного транспорта, операторы инфраструктуры, производители, поставщики ремонтно-эксплуатационных материалов, владельцы железнодорожных подвижных составов, обслуживающие организации и снабженческие организации) по вопросам о совместных рисках и принятии соответствующих мер безопасности;
(f) доводить до сотрудников и привлеченных сторонних организаций информацию о рисках (см. параграф 4.4. Информация и информационное взаимодействие).
3.1.1.2. При оценке риска организация должна учитывать необходимость определения обеспечения и поддержания безопасной рабочей среды, которая соответствует положениям применимого законодательства, в частности, положениям Директивы 89/391/ЕЭС.
3.1.2. Планирование внесения изменений
3.1.2.1. Организация должна определить потенциальные риски безопасности и соответствующие меры безопасности (см. параграф 3.1.1. Оценка риска) до внедрения изменений (см. параграф 5.4. Организация внесения изменений) в соответствии с процессом управления рисками, установленном в Регламенте (ЕС) 402/2013*(12), в том числе рассмотрение рисков безопасности, связанных с самим процессом внесения изменений.
3.2. Цели обеспечения безопасности и планирование
3.2.1. Организация должна определить цели обеспечения безопасности для соответствующих должностей на соответствующих уровнях для сохранения, а также, когда это практически достижимо, для улучшения показателей безопасности.
3.2.2. Цели обеспечения безопасности должны:
(а) соответствовать политике в области безопасности и стратегическим целям организации (если это применимо);
(b) быть связаны с приоритетными рисками, которые оказывают влияние на показатели безопасности организации;
(с) быть измеримыми;
(d) учитывать применимые правовые и иные требования;
(е) пересматриваться в части, касающейся их осуществления, и уточняться сообразно обстоятельствам;
(f) доводиться до сведения соответствующих лиц.
3.2.3. У организации должен быть план, предусматривающий, каким образом организация будет достигать поставленные целей обеспечения безопасности.
3.2.4. Организация должна определить стратегию и план(ы), используемые для мониторинга осуществления целей обеспечения безопасности (см. параграф 6.1. Мониторинг).
4. Поддержка
4.1. Ресурсы
4.1.1. Организация должна предоставить ресурсы, в том числе компетентных сотрудников, а также эффективное и пригодное для использования оборудование, которые необходимы для разработки, внедрения, сопровождения и непрерывного совершенствования системы управления безопасностью.
4.2. Компетентность
4.2.1. Система управления компетентностью персонала организации должна обеспечивать, чтобы сотрудники, занимающие должности, которые влияют на обеспечение безопасности, обладали достаточной квалификацией для выполнения задач, связанных с обеспечением безопасности, в отношении которых они несут ответственность (см. параграф 2.3. Организационные роли, обязанности, индивидуальная ответственность и полномочия), и должна включать как минимум:
(а) определение компетентности (в том числе знаний, умений, общекультурного и профессионального поведения и отношения к работе), необходимой для выполнения задач, связанных с обеспечением безопасности;
(b) правила отбора (основной образовательный уровень, необходимые психологическая и физическая подготовка);
(с) первоначальную подготовку, опыт и квалификацию;
(d) непрерывное обучение и регулярные пересмотры имеющейся компетентности;
(е) регулярную оценку компетентности и контроль за психологической и физической подготовкой в целях обеспечения того, чтобы квалификация и умения сохранялись в течение длительного периода времени;
(f) специальное обучение в соответствующих направлениях системы управления безопасностью с целью выполнения задач, связанных с обеспечением безопасности.
4.2.2. Организация должна предусмотреть наличие программы обучения, как указано в пунктах (с), (d) и (f) параграфа 4.2.1, для сотрудников, решающих задачи, связанные с обеспечением безопасности, которая гарантирует, что:
(а) обучение проводится в соответствии с определенными требованиями к компетентности и конкретными потребностями сотрудников;
(b) в соответствующих случаях обучение обеспечивает, чтобы персонал мог функционировать в соответствии со всеми рабочими условиями (нормальный режим работы, сложные условия и аварийный режим работы);
(с) продолжительность обучения и частота повышения квалификации соответствуют целям обучения;
(d) отчеты хранятся в отношении всех сотрудников (см. параграф 4.5.3. Контроль за документально подтвержденной информацией);
(е) программа обучения периодически пересматривается и проверяется (см. параграф 6.2. Внутренний аудит), и при необходимости вносятся изменения (см. параграф 5.4. Порядок внесения изменений).
4.2.3. В отношении сотрудников после несчастных случаев/происшествий или длительного отсутствия должны быть предусмотрены меры по возвращению к работе, в том числе с обеспечением дополнительного обучения, если определена такая необходимость.
4.3. Информированность
4.3.1. Руководство высшего звена должно удостовериться в том, что они и их сотрудники, занимающие должности, оказывающие влияние на обеспечение безопасности, осведомлены об актуальности, важности и последствиях их деятельности, а также о том, каким образом они способствуют правильному применению и эффективности системы управления безопасностью, в том числе достижению целей обеспечения безопасности (см. параграф 3.2. Цели обеспечения безопасности и планирование).
4.4. Информация и информационное взаимодействие
4.4.1. Организация должна определить надлежащие информационные каналы взаимодействия для обеспечения обмена информацией, касающейся обеспечения безопасности, между разными уровнями организации, а также со сторонними заинтересованными организациями, в том числе подрядчиками, партнерами и поставщиками.
4.4.2. В целях обеспечения того, чтобы информация, касающаяся обеспечения безопасности, дошла до лиц, дающих оценку и принимающих решения, организация должна управлять идентификацией, получением, обработкой, формированием и распространением информации, касающейся обеспечения безопасности.
4.4.3. Организация должна удостовериться в том, чтобы информация, касающаяся обеспечения безопасности, была:
(а) актуальной, полной и понятной для предполагаемых пользователей;
(b) действительной;
(с) точной;
(d) последовательной;
(е) контролируемой (см. параграф 4.5.3. Контроль за документально подтвержденной информацией);
(f) доведенной до сведения соответствующих лиц до вступления в силу;
(g) полученной и понятой.
4.5. Документально подтвержденная информация
4.5.1. Документальное оформление системы управления безопасностью
4.5.1.1. Описание системы управления безопасностью включает в себя:
(а) идентификацию и описание процессов и видов деятельности, касающихся обеспечения безопасности эксплуатации железных дорог, в том числе выполнения задач, связанных с обеспечением безопасности, и сопутствующих этому обязанностей (см. параграф 2.3. Организационные роли, обязанности, индивидуальная ответственность и полномочия);
(b) взаимодействие указанных процессов;
(с) процедуры или иные документы, предписывающие, каким образом указанные процессы подлежат реализации;
(d) определение подрядчиков, партнеров и поставщиков с описанием типа и объема предоставленных услуг;
(е) определение договорных соглашений и иных коммерческих соглашений, заключенных между организацией и иными сторонами, определенным в пункте (d), необходимых для контроля за рисками безопасности организации и теми рисками, которые связаны с привлечением подрядчиков;
(f) ссылку на документально подтвержденную информацию, требуемую в соответствии с положениями настоящего Регламента.
4.5.1.2. Организация должна обеспечить, чтобы ежегодный отчет по безопасности представлялся соответствующему национальному органу власти по обеспечению безопасности (или органам власти) в соответствии со Статьей 9(6) Директивы (ЕС) 2016/798 и включал в себя:
(а) обобщение решений об уровне значимости изменений, в том числе пересмотр важных изменений в соответствии со Статьей 18(1) Регламента (ЕС) 402/2013;
(b) цели обеспечения безопасности организации на следующий(е) год(ы) и способы влияния серьезных рисков для безопасности на постановку указанных целей обеспечения безопасности;
(с) результаты внутреннего расследования несчастного случая/происшествия (см. параграф 7.1. Выводы из несчастных случаев и происшествий) и иных видов мониторинга (см. параграф 6.1. Мониторинг, 6.2. Внутренний аудит и 6.3. Проверка управленческой деятельности) в соответствии со Статьей 5(1) Регламента (ЕС) 1078/2012*(13);
(d) подробную информацию о ходе выполнения невыполненных рекомендаций национальных органов расследования (см. параграф 7.1. Выводы из несчастных случаев и происшествий);
(е) показатели безопасности организации, установленные для оценки показателей безопасности организации (см. параграф 6.1. Мониторинг);
4.5.2. Создание и обновление
4.5.2.1. Организация должна удостовериться в том, что при создании и обновлении документально оформленной информации, касающейся системы управления безопасностью, используются надлежащие форматы и информационные средства.
4.5.3. Контроль за документально оформленной информацией
4.5.3.1. Организация должна осуществлять контроль за документально оформленной информацией, касающейся системы управления безопасностью, в частности, ее хранение, распространение и контроль за изменениями, обеспечивать ее доступность, соответствие и защиту в соответствующих случаях.
4.6. Интеграция человеческого и производственного факторов
4.6.1. Организация должна продемонстрировать системный подход к интеграции человеческого и организационного факторов в рамках системы управления безопасностью. Указанный подход должен:
(а) включать в себя разработку стратегии, а также использовать экспертизу и общепризнанные методы из области человеческого и организационного факторов;
(b) устранять риски, связанные с разработкой и использованием оборудования, задач, условий работы и организационных соглашений, принимая во внимание возможности человека, а также ограничения и влияние на работоспособность человека.
5. Эксплуатационная деятельность
5.1. Производственное планирование и контроль
5.1.1. При планировании, разработке, реализации и пересмотре своих производственных процессов организация должна обеспечивать, чтобы в процессе эксплуатационной деятельности:
(а) применялись критерии приемлемости риска и меры безопасности (см. параграф 3.1.1. Оценка риска);
(b) выполнялся(лись) план(ы) по достижению целей безопасности (см. параграф 3.2. Цели обеспечения безопасности и планирование);
(с) была собрана информация для оценки правильного применения и эффективности эксплуатационных соглашений (см. параграф 6.1. Мониторинг).
5.1.2. Организация должна гарантировать, что ее эксплуатационные соглашения соответствуют связанным с обеспечением безопасности требованиям применимых Технических условий относительно эксплуатационной совместимости, соответствующих национальных правил, а также иных актуальных требований (см. параграф 1. Специфика организации).
5.1.3. В целях осуществления контроля за рисками в случаях, если это необходимо для обеспечения безопасности эксплуатационной деятельности (см. параграф 3.1.1. Оценка риска), как минимум следующее должно быть принято во внимание:
(а) планирование существующих или новых железнодорожных маршрутов и нового железнодорожного сообщения, в том числе введение в действие новых типов транспортных средств, необходимость аренды транспортных средств и/или найма сотрудников сторонних организаций и обмен информацией о техническом обслуживании для эксплуатационных целей с организациями, отвечающими за техническое обслуживание;
(b) разработка и внедрение расписания движения поездов;
(с) подготовка поездов или транспортных средств до начала движения, в том числе предотъездные проверки и формирование поезда;
(d) обеспечение функционирования поездов или перемещения транспортных средств в разных эксплуатационных режимах (нормальном, сложном или чрезвычайном);
(е) адаптация эксплуатационной деятельности к запросам об изъятии из эксплуатации и к уведомлениям о возвращении к эксплуатации, направляемым организациями, отвечающими за техническое обслуживание;
(f) разрешения на движение транспортных средств;
(g) удобство и простота использования интерфейсов в кабине машиниста поезда и центров управления поездом, а также оборудования, используемого обслуживающим персоналом.
5.1.4. Для того чтобы контролировать распределение обязанностей в случаях, если это необходимо для обеспечения безопасности эксплуатационной деятельности, организация должна установить обязанности по координированию и управлению безопасным движением поездов и движением транспортных средств и определить, каким образом соответствующие цели, оказывающие влияние на безопасное предоставление всех услуг, должны быть распределены между компетентными сотрудниками организации (см. параграф 2.2. Организационные роли, обязанности, индивидуальная ответственность и полномочия), а также иными сторонними квалифицированными организациями при необходимости (см. параграф 5.3. Подрядчики, партнеры и поставщики).
5.1.5. Для осуществления контроля за информацией и информационным взаимодействием в случаях, если это необходимо для обеспечения безопасности эксплуатационной деятельности (см. параграф 4.4. Информация и информационное взаимодействие), соответствующие сотрудники (например, поездная бригада) должны быть проинформированы о деталях каких-либо специальных условий поездки, в том числе соответствующих изменений, которые могут повлечь за собой опасные временные или постоянные эксплуатационные ограничения (например, в связи с особым типом транспортных средств или особых маршрутов) и условий для особых отправок грузов при необходимости.
5.1.6. Для осуществления контроля за компетентностью сотрудников в случаях, если это необходимо для обеспечения безопасности эксплуатационной деятельности (см. параграф 4.2. Компетентность), организация должна в соответствии с применимым законодательством (см. параграф 1. Специфика организации) обеспечить для своих сотрудников:
(а) соответствие обучающим и рабочим инструкциям и принятие при необходимости корректирующих мер;
(b) специальное обучение в случае прогнозируемых изменений, оказывающих влияние на осуществление эксплуатационной деятельности или на распределение задач;
(с) принятие соответствующих мер, принимаемых после несчастного случая или происшествия.
5.2. Управление активами
5.2.1. Организация должна управлять рисками безопасности, связанными со средствами производства в процессе периода их эксплуатации (см. параграф 3.1.1. Оценка риска) от разработки до использования, и должна соответствовать требованиям человеческих факторов на всех стадиях периода эксплуатации.
5.2.2. Организация должна:
(а) обеспечивать, чтобы активы использовались по целевому назначению при сохранении их безопасного рабочего состояния в соответствии со Статьей 14(2) Директивы (ЕС) 2016/798, если это необходимо, а также их ожидаемый уровень эффективности;
(b) управлять активами в обычных и сложных условиях эксплуатации;
(с) в кратчайшие разумные сроки обнаруживать случаи несоответствия эксплуатационным требованиям до или в процессе эксплуатации активов, включая применение ограничений использования в зависимости от обстоятельств, для обеспечения безопасного эксплуатационного состояния активов (см. параграф 6.1. Мониторинг).
5.2.3. Организация должна обеспечивать, чтобы механизмы управления активами, если таковые предусмотрены, соответствовали всем существенным требованиям, установленным в соответствующих Технических условиях на эксплуатационную совместимость, а также другим соответствующим требованиям (см. параграф 1. Специфика организации).
5.2.4. Чтобы осуществлять контроль за рисками в случаях, если это необходимо для обеспечения технического обслуживания (см. параграф 3.1.1. Оценка риска), как минимум одно из следующих условий должно быть принято во внимание:
(а) идентификация необходимости в техническом обслуживании для поддержания активов в безопасном эксплуатационном состоянии, основанная на планировании и использовании активов и его проектных характеристиках;
(b) организация вывода активов из эксплуатации для технического обслуживания, если были идентифицированы дефекты или если состояние активов становится ниже пределов безопасного эксплуатационного состояния, как указано в пункте (а);
(с) организация возврата к эксплуатации активов с возможными ограничениями использования после того, как техническое обслуживание было осуществлено для обеспечения безопасного эксплуатационного состояния активов;
(d) управление контрольным и измерительным оборудованием для обеспечения того, что оно подходит для целевого использования по назначению.
5.2.5. Для осуществления контроля за информацией и информационным взаимодействием, если это необходимо для обеспечения безопасного управления активами (см. параграф 4.4. Информация и информационное взаимодействие), организация должна учитывать следующее:
(а) обмен соответствующей информацией в организации или со сторонними организациями, ответственными за техническое обслуживание (см. параграф 5.3. Подрядчики, партнеры и поставщики), в частности, о дефектах, связанных с обеспечением безопасности, несчастных случаях, происшествиях, а также о возможных ограничениях использования активов;
(b) прослеживаемость всей необходимой информации, в том числе информации, касающейся пункта (а) (см. параграф 4.4. Информация и информационное взаимодействие и параграф 4.5.3. Контроль за документально оформленной информацией);
(с) формирование и ведение отчетов, в том числе порядок внесения изменений, касающихся безопасности активов (см. параграф 5.4. Порядок внесения изменений);
5.3. Подрядчики, партнеры и поставщики
5.3.1. Организация должна определить и контролировать риски безопасности, возникающие в результате осуществления деятельности, переданной на аутсорсинг, в том числе деятельность или сотрудничество с подрядчиками, партнерами и поставщиками.
5.3.2. Для контроля за рисками безопасности, указанными в параграфе 5.3.1, организация должна определить критерии для выбора подрядчиков, партнеров и поставщиков, а также договорные требования, которые они должны соблюдать, в том числе:
(а) правовые и иные требования, касающиеся обеспечения безопасности (см. параграф 1. Специфика организации);
(b) уровень компетентности, необходимый для достижения целей, установленных в договоре (см. параграф 4.2. Компетентность);
(с) обязанности по выполнению задач, подлежащих исполнению;
(d) ожидаемые показатели безопасности, которые должны поддерживаться в процессе исполнения договора;
(е) обязательства, касающиеся обмена информацией, связанной с обеспечением безопасности (см. параграф 4.4. Информация и информационное взаимодействие);
(f) отслеживаемость документов, связанных с обеспечением безопасности (см. параграф 4.5. Документально оформленная информация).
5.3.3. В соответствии с процессом, установленным в Статье 3 Регламента (ЕС) 1078/2012, организация должна осуществлять мониторинг:
(а) показателей уровня безопасности всех действий и операций подрядчиков, партнеров и поставщиков с целью удостовериться в том, что они соблюдают требования, установленные в договоре;
(b) осведомленности подрядчиков, партнеров и поставщиков о рисках безопасности, которые они создают для деятельности организации.
5.4. Порядок внесения изменений
5.4.1. Организация должна внедрять и контролировать внесение изменений в систему управления безопасностью для поддержания или улучшения характеристик безопасности. Данное положение должно включать решения на различных стадиях организации внесения изменений и последующего пересмотра рисков безопасности (см. параграф 3.1.1. Оценка риска).
5.5. Управление в аварийной ситуации
5.5.1. Организация должна определить аварийные ситуации и связанные с ними временные меры, подлежащие принятию для управления указанными ситуациями (см. параграф 3.1.1. Оценка риска) и должна воссоздать нормальные рабочие условия в соответствии с Регламентом (ЕС) 2015/995*(16).
5.5.2. Организация должна гарантировать, что для каждого идентифицированного типа чрезвычайной ситуации:
(а) можно в кратчайшие сроки связаться с аварийной службой;
(b) аварийная служба обладает всей необходимой информацией для того, чтобы заблаговременно подготовить помощь при возникновении чрезвычайных ситуаций и в момент возникновения чрезвычайной ситуации;
(с) неотложные меры принимаются внутри компании.
5.5.3. Организация должна определить и документально зафиксировать роли и обязанности всех сторон в соответствии с Регламентом (ЕС) 2015/995.
5.5.4. У организации должны быть планы действий, оповещений и получения информации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе мероприятия по:
(а) оповещению всех сотрудников, отвечающих за управление чрезвычайными ситуациями;
(b) доведению информации до сведения всех сторон (например, операторов инфраструктуры, подрядчиков, органов власти, аварийно-спасательных служб), в том числе инструкций по действиям в чрезвычайных ситуациях для пассажиров;
(с) принятию любых решений, необходимых в соответствии с типом чрезвычайной ситуации.
5.5.5. Организация должна описать, какие ресурсы и средства были выделены для управления чрезвычайными ситуациями (см. параграф 4.1. Ресурсы) и какие требования были установлены к переподготовке (см. параграф 4.2. Компетентность).
5.5.6. Мероприятия, осуществляемые в случае возникновения чрезвычайной ситуации, подлежат регулярному тестированию во взаимодействии с другими заинтересованными сторонами и подлежат обновлению в случае необходимости.
5.5.7. Организация должна удостовериться в том, что компетентные сотрудники, на которых возложена ответственность за проведение мероприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, обладающие соответствующими языковыми навыками, могут легко и незамедлительно связываться с оператором инфраструктуры и предоставлять последнему соответствующую информацию.
5.5.8. В организации должна быть процедура по установлению связи с организацией, ответственной за техническое обслуживание, или с владельцем железнодорожного подвижного состава в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
6. Оценка эффективности работы
6.1. Мониторинг
6.1.1. Организация должна осуществлять мониторинг в соответствии с Регламентом (ЕС) 1078/2012:
(а) проверять надлежащее применение и эффективность всех процессов и процедур в системе управления безопасностью, в том числе эксплуатационных, организационных и технических мер безопасности;
(b) проверять надлежащее применение системы управления безопасностью в целом и в случае достижения ею ожидаемых результатов;
(с) изучать, соответствует ли система управления безопасностью требованиям настоящего Регламента;
(d) идентифицировать, реализовывать и оценивать эффективность корректирующих мер (см. параграф 7.2. Непрерывное совершенствование) в соответствующих случаях, если обнаружено любое несоблюдение пунктов (а), (b), и (с).
6.1.2. Организация должна регулярно осуществлять мониторинг на всех уровнях организации в отношении выполнения задач, связанных с обеспечением безопасности, и вмешиваться в том случае, если указанные задачи не исполняются надлежащим образом.
6.2. Внутренний аудит
6.2.1. Организация должна проводить внутренний аудит независимым, беспристрастным и прозрачным способом для сбора и анализа информации в целях осуществления деятельности по мониторингу (см. параграф 6.1. Мониторинг), включающий в себя:
(а) график запланированных внутренних аудитов, который может быть пересмотрен в зависимости от результатов предыдущих аудитов и мониторинга показателей эффективности работы;
(b) определение и выбор компетентных аудиторов (см. параграф 4.2. Компетентность);
(с) анализ и оценку результатов аудита;
(d) определение необходимости проведения корректирующих или рационализаторских мер;
(е) проверку выполнения и эффективность указанных мер;
(f) документацию, касающуюся проведения и результатов аудита;
(g) доведение информации о результатах аудита до сведения руководства высшего звена.
6.3. Оценка управленческой деятельности
6.3.1. Руководство высшего звена должно периодически пересматривать постоянное соответствие и эффективность системы управления безопасностью, включая как минимум рассмотрение:
(а) подробной информации о ходе работы по решению нерешенных вопросов, связанных с предыдущими оценками управленческой деятельности;
(b) изменения внутренних и внешних обстоятельств (см. параграф 1. Специфика организации);
(с) характеристик безопасности организации, связанных с:
(i) достижением ее задач безопасности;
(ii) результатами деятельности по осуществлению мониторинга, в том числе результатами внутреннего аудита и внутренних расследований несчастного случая/происшествия и состоянием их соответствующих действий;
(iii) соответствующими итогами надзорной деятельности, осуществляемой национальным органом власти по обеспечению безопасности;
(d) рекомендаций по совершенствованию.
6.3.2. Основываясь на итогах оценки управленческой деятельности, руководство высшего звена должно нести полную ответственность за планирование и внедрение необходимых изменений в систему управления безопасностью.
7. Совершенствование
7.1. Выводы из несчастных случаев и происшествий
7.1.1. Несчастные случаи и происшествия, связанные с эксплуатацией организацией железных дорог, должны:
(а) быть зафиксированы, зарегистрированы, изучены и проанализированы с целью определения причин возникновения;
(b) быть доведены до сведения национальных органов власти в форме отчетов в установленном порядке.
7.1.2. Организация должна удостовериться в том, что:
(а) рекомендации национальных органов власти по обеспечению безопасности, национальных органов расследования и отраслевых/внутренних расследований подлежат оценке и исполнению при необходимости или в обязательном порядке;
(b) соответствующие отчеты/информация от иных заинтересованных сторон, таких как предприятия железнодорожного транспорта, операторы инфраструктуры, организации, отвечающие за техническое обслуживание, и владельцы железнодорожного подвижного состава, подлежат рассмотрению и принимаются во внимание.
7.1.3. Организация должна использовать информацию, касающуюся расследования для пересмотра оценки риска (см. параграф 3.1.1. Оценка риска), изучать с целью повышения безопасности и в соответствующих случаях принимать корректирующие и/или рационализаторские меры (см. параграф 5.4. Порядок внесения изменений).
7.2. Непрерывное совершенствование
7.2.1. Организация должна непрерывно совершенствовать качество и эффективность системы управления безопасностью, учитывая правовые рамки, установленные в Регламенте (ЕС) 1078/2012, и как минимум результаты следующих видов деятельности:
(а) мониторинга (см. параграф 6.1. Мониторинг);
(b) внутреннего аудита (см. параграф 6.2. Внутренний аудит);
(с) оценки управленческой деятельности (см. параграф 6.3. Оценка управленческой деятельности);
(d) выводов из анализа несчастных случаев и происшествий (см. параграф 7.1. Выводы из несчастных случаев и происшествий).
7.2.2. Организация должна предоставить средства для мотивации персонала и иных заинтересованных сторон к активной деятельности по повышению безопасности как части ее организационного обучения.
7.2.3. Организация должна предусмотреть стратегию непрерывного совершенствования своей культуры безопасности, опираясь на использование экспертных знаний и признанных методов для определения поведенческих проблем, затрагивающих различные части системы управления безопасностью, и принимать меры по их решению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.