Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Анализ конкурентных преимуществ и особенностей развития. SWOT-анализ.
Важнейшей составной частью разработки стратегии социально-экономического развития города Курчатова Курской области на долгосрочный период является выявление основных сильных и слабых конкурентных позиций территории, установление взаимосвязей этих позиций, их систематизация, определение возможностей города и существующих для него внешних угроз.
Для этих целей использовалась методика SWOT-анализа, который проводился в разрезе ведущих отраслей, сфер и направлений экономического и социального развития города.
SWOT-анализ социально-экономического развития муниципального образования "Город Курчатов"
Внутренние факторы |
Внешние факторы |
||
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Возможности |
Угрозы |
Географическое положение и климатические условия | |||
Выгодное экономико-географическое и транспортное расположение к областному центру. |
Дополнительные трудовые и образовательные возможности за счет использования ресурсов областного центра (города Курска). |
Развитая транспортная инфраструктура (близко расположена железнодорожная станция Курск, Льгов дороги с асфальтобетонным покрытием. |
Угроза окружающей среде от возрастания транспортных потоков. |
Коммунальное хозяйство и инфраструктура | |||
- Наличие всех элементов промышленной инфраструктуры (электроэнергия, газ, тепло, вода). - Отсутствие дефицита по зонам действия источника теплоснабжения. - Осуществление бесперебойной подачи основных видов услуг населению, предприятиям и учреждениям города. - Проведение работ по благоустройству дворовых территорий. - Реализация жилищных программ, направленных на улучшение жилищных условий населения города. - Высокий уровень развития электросвязи, в том числе и высокий уровень проникновения мобильной связи. - Растущие темпы жилищного строительства. |
- Необходимость модернизации и реконструкции жилищно-коммунальной инфраструктуры. - Необходимость обустройства городских маршрутов для велосипедистов, создание физически обособленных или выделенных разметкой велосипедных дорожек. - Необходимость капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения. - Недостаточный уровень эффективности использования энергоресурсов и воды в жилищно-коммунальном хозяйстве. |
- Участие в региональных программах развития инженерной и дорожной инфраструктуры. - Повышение качества услуг жилищно-коммунального хозяйства. - Внедрение единой информационной основы для внедрения цифровых городских сервисов - платформы "Умный город". Технологии "Умного города" повышают эффективность управления городскими процессами, облегчая жизнь горожанам и органам власти, расширяя возможность обратной связи. - Создание безопасных пешеходных переходов за счет устройства светофорных объектов и оптимизации их работы, обустройства пешеходных переходов для удобства людей с ограниченными возможностями, установки пешеходных ограждений. - Обеспечение строящихся объектов местами для хранения автомобилей. - Обустройство автобусных остановок, установка дорожных знаков и устройство светофорных объектов, отвечающих современным требованиям (на солнечных батареях). - Закупка необходимой техники для проведения полного комплекса работ в соответствии с техническими регламентами. - Организация раздельного сбора отходов. |
- Растущая конкуренция со стороны других муниципальных образований Курской области, особенно в части предоставления инвестиционной инфраструктуры (промышленных площадок). - Недостаток финансирования реконструкции и строительства новой инфраструктуры. - Рост цен на тарифы ЖКХ, который будет являться препятствием развитию малого и среднего бизнеса. - Увеличение количества аварий из-за ветхих участков системы водоснабжения и водоотведения. - Падение платежеспособности населения и предприятий и рост их задолженности по предоставляемым услугам ЖКХ. - Опасность загрязнения скважин используемых для обеспечения населения водой. - Негативные тенденции в строительной отрасли в стране - удорожание строительных материалов. |
Экономическое развитие | |||
- Увеличение темпов роста объемов продукции и услуг. - Наличие стабильного локомотива экономики города - Курской АЭС: в течение ближайшего десятилетия АЭС будет обеспечивать стабильный выпуск продукции, поступления в местный бюджет (прежде всего НДФЛ), сравнительно высокую заработную плату сотрудников. - Многоотраслевая структура экономики города, обеспечивающая уровень заработных плат выше среднеобластных: имеется развитая энергетическая и пищевая промышленность. -Наличие высококвалифицированных кадров в области энергетики, строительства. - Высокая доля работающих на крупных и средних предприятиях промышленного комплекса от занятых в экономике города. |
- Высокая зависимость экономики города от состояния развития атомной энергетики. - Недостаточно свободных площадей для реализации инвестиционных проектов (строительства промышленных предприятий). - Субъективное восприятие инвесторами АЭС как постоянной радиационной угрозы (субъективное восприятие вероятности аварий на АЭС как достаточно высокой). - Высокая степень износа основных фондов. - Низкая инновационная активность предприятий города. |
- Развитие существующего потенциала привлечения инвестиционных и человеческих ресурсов из соседних муниципальных образований и г. Курска. - Возможности использования ресурсов Росатома, заинтересованного в стабильном развитии территории, на которой расположена АЭС. - Возможности привлечения инвесторов вследствие наличия внутреннего потенциала развития города. - Взаимодействие органов власти, работодателей и бизнес-сообществ по вопросам инвестиционной привлекательности города, инструментов поддержки и стимулирования инвесторов. |
- Сокращение платежеспособного спроса внутри страны. - Сниженная инвестиционная активность как российских, так и иностранных инвесторов (инвестирующих на территории РФ). - Снижение объемов производства действующих предприятий обрабатывающих производств (конкурентные потери). - Снижение объема инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий. - Усиление налоговой нагрузки. - Отсутствие бюджетного финансирования мероприятий по развитию промышленного производства и предпринимательства. - Рост инфляции и, как следствие, снижение платежеспособного спроса. |
- Участие субъектов малого и среднего предпринимательства в решении социальных проблем. - Мобильность малого и среднего бизнеса, позволяющая перепрофилировать деятельность в соответствии с потенциальными точками экономического роста. |
- Высокая доля малых предприятий, работающих в сфере торговли. - Высокая доля субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных, но не ведущих реальную деятельность. - Отсутствие статистического учета субъектов малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне. |
- Расширение финансовых механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. - Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. - Снижение административных барьеров. |
- Уход малых предприятий с рынка под действием крупных конкурентов. - Теневое развитие малых предприятий; усиление налоговой нагрузки. - Недостаток у субъектов предпринимательства финансовых ресурсов для организации и развития бизнеса. |
Социальная сфера и гражданское общество | |||
- Развитая сеть муниципальных учреждений. - Наличие развитой сети образовательных учреждений с высококвалифицированным педагогическим кадровым составом. - Наличие значительного потенциала для развития сферы досуга, с учетом интересов и потребностей различных социальных групп. - Высокая доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом. - Высокая степень оснащенности объектами инфраструктуры спорта. - Разнонаправленность основных и дополнительных программ дошкольного образования. - Наличие социальной поддержки работников образования, культуры. - Отсутствие обучающихся, занимающихся во вторую (третью) смену. - Разножанровость учреждений культуры и искусства. - Достаточно большое количество участников культурно-досуговых мероприятий (бесплатных). |
- Отсутствие научно-исследовательских центров, формирующих научный задел и повышающих общий уровень образования. - Слабая инвестиционная привлекательность сферы образования, недостаточное развитие частных образовательных учреждений. - "Старение" педагогических кадров. - Тенденция "старения" и снижения квалификации кадров, острая нехватка менеджеров, умеющих разрабатывать и успешно реализовывать бизнес-планы учреждений. |
- Реализация существующего потенциала в развитии социально ориентированных направлений бизнеса. - Внедрение лучших практик развития современных компетенций среди талантливой молодежи. - Наличие высокого потенциала развития профессиональных и массовых видов спорта. - Расширение активности некоммерческих организаций и общественных объединений в решении проблем развития муниципального образования. - Наращивание усилий общественных объединений в деле укрепления правопорядка и законности. - Увеличение доли педагогических работников, участников конкурсов профессионального мастерства различного уровня. - Укрепление и развитие материально-технической базы учреждений культуры, повышение квалификации персонала и др. - Привлечение инвесторов (в том числе и на принципах государственно-частного партнерства) для развития учреждений культуры. - Увеличение доли информированного населения о деятельности в сфере культуры. |
- Увеличение числа граждан, относящихся к социально незащищённым категориям населения. - Снижение гражданской активности. - Прогнозируемое увеличение дефицита педагогических кадров в образовательных организациях. - Недостаток финансирования. - Снижение объемов государственной поддержки системы образования приведет к снижению его качества. - Отсутствие в городе ведомственного жилья для молодых специалистов. - Состояние здоровья обучающихся. |
Население и уровень жизни | |||
- Уровень средней заработной платы значительно выше других муниципальных образований Курской области. - Наличие инфраструктуры для организации программ по оздоровлению населения. - Наличие развитой инфраструктуры здравоохранения. - Стоимость одного квадратного метра общей площади жилья не превышает среднюю стоимость квадратного метра в регионе. |
- Неразвитость сферы женской трудовой занятости. - Высокий уровень дифференциации доходов населения при общей высокой стоимости жизни. - Диспропорция между спросом на высококвалифицированную рабочую силу и ее предложением. - Сохранение низкой востребованности на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, беженцев и др.). - Уменьшение численности городского населения за счет естественной убыли населения - Растущая доля населения в пенсионном возрасте Возрастная структура населения: город в течение длительного периода будет иметь проблему демографических волн. Демографические волны в свою очередь увеличивают стоимость содержания социальной инфраструктуры: резкое падение и последующее резкое возрастание численности детей приводит к необходимости консервации части инфраструктуры детства на длительный срок. Также серьезной демографической проблемой является миграционный отток молодежи. - Наличие неполной занятости населения, скрытой безработицы; имеющиеся вакансии преимущественно низкооплачиваемых профессий. |
- Расширение подготовки специалистов по программам среднего профессионального образования в соответствии с требованиями локального рынка труда. - Создание конкурентоспособных условий на рынке труда для сокращения оттока трудоспособного населения в г. Курск и другие регионы. - Создание стабильной базы занятости населения. - Развитие системы профессиональной ориентации. - Повышение престижа рабочих профессий. - Обеспечение работников востребованных профессий пакетом дополнительных льгот и гарантий. - Оптимизация миграционных потоков. |
- Конкуренция с другими муниципальными районами за привлечение молодых специалистов. - Старение населения и уменьшение количества трудоспособного населения и граждан репродуктивного возраста. - Снижение роста реальных доходов населения. - Отток населения, в основном трудоспособного возраста, из-за невозможности реализации своего трудового потенциала. - Отток молодежи (обучение, отсутствие мест для трудоустройства и др.). - Низкий уровень оплаты труда в ряде отраслей приведет к оттоку квалифицированных кадров в другие сектора экономики, снижению спроса на профессиональное образование по низкооплачиваемым специальностям и невозможности восполнить кадровый дефицит в перспективе. - Недостаточное создание рабочих мест, в связи с этим отток специалистов. - Рост социальной нагрузки на работающее население в связи со старением населения. |
Потребительский рынок | |||
- Высокий уровень развития и положительная динамика роста розничного товарооборота, предоставления платных услуг населению. - Насыщенность и видовое разнообразие субъектов и объектов инфраструктуры потребительского рынка. - Сложившийся высокий уровень потребления среди населения города. |
- Увеличение влияния и доли на потребительском рынке розничных сетей, что ведет к сокращению числа малых предприятий и снижению конкуренции в потребительском секторе. - Неразвитость сектора бытовых услуг населению. - Снижение рентабельности деятельности предприятий сферы обслуживания на фоне повышения цен на материалы, оборудование, запасные части к оборудованию, роста тарифов энергоресурсов и коммунальных услуг. |
- Рост денежных доходов населения, увеличение объемов потребительского рынка. - Региональное стимулирование прямого взаимодействия предприятии малых форм торговли с представителями предприятии АПК на основе проведения сельскохозяйственных ярмарок и рынков выходного дня. |
- Вытеснение предприятий мелкой розницы сетевыми предприятиями. - Снижение доходов населения вследствие ухудшения экономической ситуации в стране |
Социальная поддержка населения | |||
- Активное развитие института замещающей семьи. - Внедрение социальных проектов, связанных с участием граждан пожилого возраста и инвалидов в общественной жизни города. - Толерантность населения города к различным социальным, национальным и др. аспектам. - Наличие рынка жилья. |
- Снижение уровня рождаемости. - Старение населения. - Недостаточность мест, специально оборудованных для активного времяпровождения пожилых людей и инвалидов, находящихся в шаговой доступности. - Недостаточная мотивация опекунов (попечителей) на самоподготовку и повышение уровня родительской компетентности после прохождения обучения по обязательной программе и передачи ребенка в замещающую семью. |
- Наличие сети учреждений социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги различным категориям граждан, а также учреждений, занимающихся подготовкой потенциальных замещающих родителей. - Строительство и приобретение жилых помещений. - Стабильное финансирование социально незащищенных слоев населения из федерального, регионального бюджетов и бюджета города. |
- Растущие потребности в социальной поддержке. - Усиление зависимости от органов государственной власти региона в процессе работы с пожилыми, инвалидами, семьями (снижение уровня оперативности в решении вопросов граждан). - Отсутствие социального жилья. - Финансовая и экономическая нестабильность. |
В разделах 1 и 2 сформулированы основные ресурсы, возможности, проблемы и ограничения развития муниципального образования "Город Курчатов". С их учетом могут быть сформированы основные предпосылки развития города - их необходимо учитывать при формулировании миссии города, системы целей, задач и направлений стратегического развития муниципального образования.
В качестве сильных сторон, способствующих развитию города, отмечены:
- выгодное экономико-географическое и транспортное расположение;
- дифференцированная структура экономики;
- наличие высококвалифицированной рабочей силы;
- наличие всех элементов промышленной инфраструктуры (электроэнергия, тепло, вода);
- наличие инфраструктуры для организации программ по оздоровлению населения и проведения межрегиональных соревнований;
- высокий уровень средней заработной платы;
- уровень регистрируемой безработицы ниже среднего по Курской области;
- стремление органов местного самоуправления, спортивно-культурных центров, градообразующих предприятий к социально-экономическому развитию муниципального образования "Город Курчатов", а также повышения уровня жизни населения, улучшения качества среды обитания.
Среди слабых сторон развития были отмечены:
- ограниченная отраслевая специализация и высокая зависимость экономики города от состояния развития отрасли "обеспечение электрической энергией, газом и паром ";
- недостаточно свободных площадей для реализации инвестиционных проектов (строительства промышленных предприятий);
- износ объектов жилищно-коммунальной сферы, инженерной инфраструктуры;
- износ объектов социальной сферы;
- отток населения;
- низкая инвестиционная активность.
Стратегическое видение социально-экономического развития муниципального образования "Город Курчатов" до 2025 года заключается в формировании устойчивых секторов экономики, нацеленных на удовлетворение базовых потребностей населения в товарах и услугах, эффективном использовании ресурсов для производства конкурентоспособной продукции, активном вовлечении населения в вопросы развития социальной и коммунальной сфер деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.