Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России, рассмотрев обращение, по вопросу возможности внесения изменений в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части установления минимально возможной цены контракта в отношении закупок образовательных услуг, сообщает следующее.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Необходимо отметить, что снижение начальной (максимальной) цены контракта способствует реализации принципа эффективности осуществления закупок и обеспечивает экономию бюджетных средств.
При этом Законом N 44-ФЗ предусмотрены антидемпинговые меры, направленные на недопущение заключения контракта с участниками закупок, необоснованно занижающими цену контракта, и предусматривающие обязанность предоставления полуторного обеспечения исполнения контракта, а также информации, подтверждающей добросовестность участника закупки.
Помимо необходимости предоставления полуторного обеспечения исполнения контракта участником закупки, предложившим цену контракта на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, статьей 37 Закона N 44-ФЗ предусмотрен запрет на выплату аванса по контракту, заключаемому с таким участником закупки.
Таким образом, вышеуказанные антидемпинговые меры позволяют подтвердить добросовестность участника закупки, а также защитить заказчика от недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих товар (работу, услугу) по необоснованно низким ценам.
Кроме того, в случае ненадлежащего исполнения условий контракта, заказчик вправе применить:
- штрафные санкции, в размере, предусмотренном контрактом;
- отказ от приемки некачественно выполненных работ до устранения недостатков;
- расторжение контракта, в том числе в одностороннем порядке.
Вместе с тем в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр).
Так, в случае необоснованного снижения цены контракта и последующего его неисполнения поставщик (подрядчик, исполнитель) рискует оказаться внесенным в Реестр, и будет исключен из Реестра только по истечении двух лет с даты включения.
На основании вышеизложенного, по мнению Департамента, Закон N 44-ФЗ содержит механизмы защиты заказчика от действий недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем считаем необходимым отметить, что в соответствии с положениями статьи 6 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах, в том числе обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, а также ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Департамент отмечает, что качество работ в дорожном строительстве обеспечивается посредством формирования заказчиком надлежащего технического задания (описания) объекта закупки (в том числе по средствам проектной документации) и последующего контроля исполнения подрядчиком условий контракта, в том числе на стадии приемки исполненного контракта.
Заместитель директора Департамента |
Д.А. Готовцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 18 сентября 2020 г. N 24-01-07/82183 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был