Решение Верховного Суда Республики Адыгея от 1 сентября 2020 г. N 3а-38/2020
Верховный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего судьи - Панеш Ж.К.,
при помощнике судьи - Долевой М.Н.,
с участием помощника прокурора Республики Адыгея - Яриджанова А.В., представителя административного ответчика Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям по доверенности Нагарокова Р.Н., представителя заинтересованного лица Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Республике Адыгея по доверенности Демидюка А.Н., представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования "Старобжегокайское сельское поселение" по доверенности Тлеуж С.Б.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Попова Д.А. к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям о признании недействующими пункта 144 приложения к Приказу Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 27 декабря 2016 года N 296 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2017 год", пункта 176 приложения к Приказу Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 29 декабря 2017 года N 332 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2018 год", пункта 132 приложения к Приказу Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 29 декабря 2018 года N 364 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2019 год", пункта 8521 приложения к Приказу Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30 декабря 2019 года N 458 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 год", установил:
Приказом Комитета от 27 декабря 2016 года N 296 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2017 год" утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, который опубликован в установленном порядке на официальном интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея http://www.adygheya.ru 28 декабря 2016 года (далее - Перечень на 2017 год).
В Перечень на 2017 под номером 144 включено здание с кадастровым номером 01:05:2900013:2212, общей площадью 2055,1 кв. м., расположенное по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, а. Новая Адыгея, ул. Тургеневское шоссе, д. 13, правообладателем 1/3 доли которого является Попов Д.А.
Приказом Комитета от 29 декабря 2017 года N 332 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2018 год" утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, который опубликован в установленном порядке на официальном интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея http://www.adygheya.ru 29 декабря 2017 года (далее - Перечень на 2018 год).
В Перечень на 2018 под номером 176 включено здание с кадастровым номером 01:05:2900013:2212, общей площадью 2055,1 кв. м., расположенное по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, а. Новая Адыгея, ул. Тургеневское шоссе, д. 13, правообладателем 1/3 доли которого является Попов Д.А.
Приказом Комитета от 29 декабря 2018 года N 364 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2019 год" утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, который опубликован в установленном порядке на официальном интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея http://www.adygheya.ru 29 декабря 2018 года (далее - Перечень на 2019 год).
В Перечень на 2019 год под номером 132 включено здание с кадастровым номером 01:05:2900013:2212, общей площадью 2055,1 кв. м., расположенное по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, а. Новая Адыгея, ул. Тургеневское шоссе, д. 13, правообладателем 1/3 доли которого является Попов Д.А.
Приказом Комитета от 30 декабря 2019 года N 458 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 год" утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, который опубликован в установленном порядке на официальном интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея http://www.adygheya.ru 30 декабря 2019 года (далее - Перечень на 2020 год).
В Перечень на 2020 под номером 8521 включено здание с кадастровым номером 01:05:2900013:2212, общей площадью 2055,1 кв. м., расположенное по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, а. Новая Адыгея, ул. Тургеневское шоссе, д. 13, правообладателем 1/3 доли которого является Попов Д.А.
Нежилое здание с наименованием "магазин" расположено по указанному адресу, на земельном участке, с кадастровым номером 01:05:2900013:10431 и согласно данным выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) имеет вид разрешенного использования: для строительства магазина и для объектов общественно-делового значения, принадлежит на праве общей долевой собственности с 24.10.2012 административному истцу Попову Д.А., заинтересованным лицам - Лапину С.С. и Щетинникову Д.Ю.
Административный истец Попов Д.А., обратился в Верховный суд Республики Адыгея с административным исковым заявлением о признании указанных пунктов перечней объектов недвижимого имущества недействующими, ссылаясь на противоречие этих норм положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указано на то, что здание не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включение здания в перечни нарушает права административного истца, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество физических лиц. Наименование "магазин" нельзя считать достаточными основаниями для формального включения данного объекта недвижимости в Перечни. Вид разрешенного использования земельного участка предусматривает использование земельного участка для нахождения на нем здания смешанного назначения и поэтому не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, наличие слова "магазин" в наименовании спорного здания также нельзя считать достаточным основанием для формального включения его в Перечни.
В настоящее судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте слушания дела извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Согласно позиции представителей административного ответчика - Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям по доверенностям Ожева Р.А. и Нагарокова Р.Н, основанием для включения вышеназванного нежилого здания в оспариваемые пункты Перечня явились критерии, установленные подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть вид разрешенного использования земельного участка и абзацем 2 подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, то есть назначение объекта - нежилое здание, наименование - магазин, что подтверждается документами технического учета и выпиской из ЕГРН.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Адыгея по доверенности Копысова Н.Ю., представитель заинтересованного лица Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Республике Адыгея по доверенности Демидюк А.Н., представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" по доверенности Сообцокова С.А., представители заинтересованного лица администрации муниципального образования "Старобжегокайское сельское поселение" по доверенностям Никитина Ф.Т. и Тлеуж С.Б., в судебных заседаниях возражали против удовлетворения административного искового заявления.
Заинтересованные лица Щетинников Д.Ю., Лапин С.С., просили удовлетворить административное исковое заявление, рассмотрев дело в их отсутствие.
Помощник прокурора Республики Адыгея Яриджанов А.В. в своем заключении полагал административный иск не подлежащим удовлетворению.
Суд, выслушав представителей сторон, заинтересованных лиц, заключение прокурора, изучив материалы дела и исследовав представленные доказательства, проанализировав оспариваемые истцом отдельные положения нормативных правовых актов на соответствие нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, приходит к следующим выводам.
Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит на праве общей долевой собственности нежилое здание с наименованием "магазин", что подтверждается выпиской из ЕГРН (т. 1 л.д. 77-79). Указанному зданию присвоен кадастровый номер 01:05:2900013:2212.
Поскольку объект с кадастровым номером 01:05:2900013:2212 включен в Перечни на 2017, 2018, 2019 и 2020 годы, на административном истце с учетом положений статьи 383 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1 Закона Республики Адыгея от 22 ноября 2003 года N 183 "О налоге на имущество организаций" лежит обязанность по уплате налога на имущество в отношении принадлежащего ему здания, исходя из его кадастровой стоимости.
Таким образом, оспариваемыми нормативными правовыми актами затрагиваются права административного истца Попова Д.А. как налогоплательщика, а административный истец вправе обращаться в суд с соответствующим административным иском.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
С учетом положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1 Закона Республики Адыгея от 22 ноября 2003 года N 183 "О налоге на имущество организаций", Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 02 июля 2008 года N 118 "О Положении о Комитете Республики Адыгея по имущественным отношениям", суд приходит к выводу о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в пределах компетенции.
Приказы подписаны председателем Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещены на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Стороны также не ставили под сомнение компетенцию Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям на принятие оспариваемых актов.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что к настоящему иску административным истцом, приложена выписка из ЕГРН о характеристиках объекта недвижимости с кадастровым номером 01:05:2900013:2212 (т. 1 л.д. 28), полученная административным истцом посредством федеральной информационной системы Единого государственного реестра недвижимости, из которой следует, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен спорный объект недвижимости "для объектов общественно-делового значения".
Согласно данным ЕГРН, истребованным судом из Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Республике Адыгея (л.д. 212-213), нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 01:05:2900013:10431, который образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 01:05:2900013:1500, имеет вид разрешенного использования - для строительства магазина, для объектов общественно-делового значения (т. 1 л.д. 214-217).
Согласно ответу на запрос суда Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Республике Адыгея (т. 1 л.д. 212-213) и пояснений представителя ФКП Росреестра Демидюка А.Н. в судебном заседании, следует, земельный участок с кадастровым номером 01:05:2900013:10431 имеет вид разрешенного использования: для строительства магазина, образован участок из земельного участка с кадастровым номером 01:05:2900013:1500, который, в свою очередь, образован 25 ноября 2010 года путем раздела земельного участка с кадастровым номером 01:05:2900013:1459 и имел также вид разрешенного использования: для строительства магазина. С момента постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 01:05:2900013:10431 органом регистрации прав, изменения в сведения ЕГРН, относительно вида разрешенного использования, не вносились.
Происхождение записи в ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка - для объектов общественно-делового значения, Демедюк А.Н. объяснил техническим сбоем в программном комплексе ФГИС ЕГРН, в связи с чем органом росреестра создан инцидент в техническую поддержку и направлен разработчикам программы 21 августа 2020 года.
В связи с указанными обстоятельствами судом у административного истца истребованы сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, а также доказательства обращения в уполномоченные органы за изменением вида разрешенного использования земельного участка.
Однако, сторона административного истца, уклонилась от предоставления искомых доказательств.
Оценивая представленные доказательства в совокупности и принимая во внимание, что полученная административным истцом из ФГИС ЕГРН не является первоисточником сведений из ЕГРН, суд приходит к выводу, что земельный участок с кадастровым номером 01:05:2900013:10431 имеет вид разрешенного использовании "для строительства магазина".
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года N 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
В названном классификаторе под кодом 4.4 значится вид разрешенного использования земельного участка "магазины", который предполагает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5 000 квадратных метров.
Таким образом, на момент включения в оспариваемые акты объекта недвижимого имущества, принадлежащего административному истцу, нежилое здание, обладало признаками торгового объекта, поскольку оно располагалось на земельном участке, вид разрешенного использования которого допускает размещение на нем торговых объектов.
Данное условие является самостоятельным основанием для признания принадлежащего административному истцу нежилого здания, расположенного на земельном участке с приведенным видом разрешенного использования, предусматривающим размещение торговых объектов.
Из технической документации, экспликации к поэтажным планам, содержащимся в техническом паспорте, составленным ФГУП "Ростехинвентаризация" филиала по Республике Адыгея отдел ТИ по Тахтамукайскому району, следует, что здание с кадастровым номером 01:05:2900013:2212, имеющее назначение - нежилое, представляет собой 2-этажное здание - магазин, состоит из помещений следующего назначения: 1 этаж - "торговый зал", площадью 1625 кв. м., "комната охраны", "туалет мужской", "туалет женский", "коридор", "раздевалка", "душевая", "котельная", 2 этаж - "торговый зал" (т. 1 л.д. 225) и такие характеристики здания свидетельствуют о его использовании в целях размещения торговых объектов.
Из решения Тахтамукайского районного суда от 02.07.2012 (т. 1 л.д. 219-222), на основании которого Щетинников Д.Ю. (предыдущий собственник), стал собственником спорного объекта, следует, что признано право собственности на строение - магазин, площадью 2055,1 кв. м.
Таким образом, здание с кадастровым номером 01:05:2900013:2212, общей площадью 2055,1 кв. м., имеет назначение - нежилое, наименование - магазин, расположено на земельном участке с видом разрешенного использования - для размещения объектов торговли.
При таких обстоятельствах на основании правоустанавливающих документов и документов технического учета можно сделать вывод о том, что спорный объект недвижимости, принадлежащий административному истцу, является торговым по предназначению, поскольку согласно технической документации имеет в своем составе помещения (торговые залы), назначение которых соответствует их наименованию и которые занимают значительную часть общей площади объекта, за исключением вспомогательных помещений.
Таким образом, в государственном кадастре недвижимости, Едином государственном реестре недвижимости, правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах и документах технического учета здания содержаться сведения, которые позволяли отнести спорный объект к объектам общественного питания в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, а также к иным видам объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Учитывая приведенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу, что Комитетом не были нарушены требования Налогового кодекса Российской Федерации, объект недвижимого имущества с кадастровым номером 01:05:2900013:2212 правомерно включен в Перечни, поскольку он отвечает требованиям, установленным законодателем в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
С учетом изложенного суд считает, административные исковые требования Попова Д.А. не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления Попова Д.А. к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям о признании недействующими пункта 144 приложения к Приказу Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 27 декабря 2016 года N 296 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2017 год", пункта 176 приложения к Приказу Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 29 декабря 2017 года N 332 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2018 год", пункта 132 приложения к Приказу Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 29 декабря 2018 года N 364 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2019 год", пункта 8521 приложения к Приказу Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30 декабря 2019 года N 458 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 год", отказать.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный суд Республики Адыгея в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 11 сентября 2020 года.
Судья Верховного суда |
Ж.К. Панеш |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Адыгея от 1 сентября 2020 г. N 3а-38/2020
Текст решения размещен на официальном сайте Верховного суда Республики Адыгея (http://vs.adg.sudrf.ru)