Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Департамента
Смоленской области по
образованию и науки
от 21.12.2020 г. N 127-УНК/20
Обобщение
и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Управления по надзору и контролю в сфере образования Департамента Смоленской области по образованию и науке в области федерального государственного контроля качества образования за 2020 год
Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Департамента Смоленской области по образованию и науки (далее - Департамент) за 2020 год подготовлены во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) и на основании постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами", с учетом Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 N 7, и приказа Департамента от 20.12.2019 N 212-УНК/19 "Об утверждении порядка организации работы в Департаменте Смоленской области по образованию и науке по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности".
I. Правоприменительная практика организации и проведения мероприятий по контролю (надзору) в установленной сфере деятельности
В целях обеспечения единства практики применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации, доступности сведений о правоприменительной практике, снижения количества нарушений обязательных требований, повышения уровня защищенности охраняемых законодательством Российской Федерации общественных отношений в сфере образования за счет обеспечения информированности о практике применения и соблюдения обязательных требований Департаментом проведен анализ правоприменительной практики при осуществлении им контрольно-надзорной деятельности.
В рамках контрольно-надзорной деятельности Департамент осуществляет следующие виды государственного контроля (надзора):
государственный контроль (надзор) в сфере образования, который включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования (статья 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании));
лицензионный контроль за образовательной деятельностью (Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании)).
Федеральный государственный контроль качества образования направлен на осуществление деятельности по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам посредством организации и проведения проверок в отношении общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (далее - образовательные организации) на территории Смоленской области, и принятие по их результатам мер, предусмотренных действующим законодательством.
При осуществлении федерального государственного контроля применяется единый механизм организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Осуществление проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей включает в себя следующие процедуры:
составление ежегодного плана проведения Департаментом плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
подготовку к проведению проверки (разработку и издание распорядительных актов Департамента о проведении проверок, их содержание; выбор формы проведения проверки; исчисление и соблюдение сроков проведения проверки); проведение проверки (соблюдение прав юридических лиц); оформление результатов проверки;
контроль за устранением выявленного в ходе проверки несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам, включая принятие мер в связи с устранением/неустранением несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам;
работу с обращениями физических и юридических лиц, содержащими сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда общественным отношениям в сфере образования.
Ежегодный план
проведения Департаментом плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.
Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных замечаний и о проведении при возможности в отношении отдельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей совместных плановых проверок.
Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля рассматривают предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок.
План проведения Департаментом Смоленской области по образованию и науке плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год утвержден начальником Департамента 25.10.2019 и направлен в прокуратуру Смоленской области.
В связи с неблагополучной эпидемиологической обстановкой из-за вспышки коронавирусной инфекции в целях предупреждения ее распространения на территории Российской Федерации, защиты здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, а также во исполнение мер, предпринятых Правительством Российской Федерации и высшими исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации по недопущению распространения случаев заболевания, при осуществлении государственного контроля (надзора) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлена необходимость исключения в 2020 году из ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей плановых проверок. С учетом вышеизложенного приказами начальника Департамента от 24.03.2020 N 74-УНК/20 и от 16.04.2020 N 85-УНК/20 были внесены изменения в План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, вследствие сложившейся эпидемиологической ситуации в 2020 году отделом лицензирования, аккредитации и контроля качества управления по надзору и контролю в сфере образования Департамента Смоленской области по образованию и науке (далее - отдел) в рамках федерального государственного контроля качества проведено 14 плановых выездных проверок, т.е. количество проведенных проверок составило 100% от общего количества запланированных проверок с учетом изменений.
Разработка
и издание распорядительных актов Департамента о проведении проверки и их содержание
На основании части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ приказы Департамента о проведении проверок разрабатываются и издаются в соответствии с типовой формой распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 (далее - Типовая форма). В приказах Департамента о проведении проверок указываются сведения, предусмотренные частью 2 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ и Типовой формой.
Формы
проведения проверок (документарная и (или) выездная проверка)
Установление формы проведения проверок регламентировано Федеральным законом N 294-ФЗ.
В соответствии с частью 11 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 Федерального закона N 294-ФЗ.
При проведении проверок федерального государственного контроля качества образования Департаментом используется только выездная форма проверки.
Исчисление и соблюдение сроков проведения проверок
Частью 1 статьи 13 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрено, что срок проведения каждой документарной или выездной проверки не превышает двадцати рабочих дней.
В среднем срок проведения Департаментом комплексной проверки, включающей проведение контрольно-надзорных мероприятий по федеральному - государственному контролю качества образования, составляет 3 дня.
Соблюдение прав
подконтрольных объектов при организации и проведении проверок
Руководствуясь статьей 18 Федерального закона N 294-ФЗ, должностные лица отдела Департамента, осуществляющие контрольно-надзорные мероприятия, соблюдают законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридических лиц, в отношении которых проводятся проверки.
При проведении отделом Департамента проверок соблюдались права руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя образовательной организации, установленные статьей 21 Федерального закона N 294-ФЗ, а именно:
непосредственное присутствие при проведении проверки, получение разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
получение от должностных лиц Департамента информации, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом N 294-ФЗ;
знакомство с результатами проверки и указание в акте проверки о своем ознакомлении и согласии/несогласии с результатами проверки, а также с отдельными действиями должностных лиц Департамента;
обжалование действий (бездействий) должностных лиц Департамента, повлекших за собой нарушение прав юридического лица при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядках в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оформление результатов проверки
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ по результатам проверок должностными лицами, проводящими проверку, в двух экземплярах составляется акт по форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141.
Содержание акта проверки, включая приложение к нему, его оформление, вручение осуществляются в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ.
В акте проверки указываются следующие сведения:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование органа, исполняющего государственную функцию;
3) дата и номер приказа Департамента;
4) фамилии, имена, отчества (последнее - при наличии) и должности должностных лиц Департамента, уполномоченных на проведение проверки, и привлеченных к проведению проверки экспертов;
5) наименование образовательной организации, в отношении которой проведена проверка, фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) и должность уполномоченного представителя такой организации;
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проверки, том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, о их характере, а также о лицах, допустивших нарушения;
8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки уполномоченного представителя организации о наличии его подписи или об отказе от совершения подписи (в случае если составление акта проверки осуществляется непосредственно в организации), а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у организации указанного журнала;
9) подписи должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки.
При устранении выявленного несоответствия в период проведения проверки
в акт проверки вносится соответствующая запись об устранении выявленного несоответствия в присутствии проверяющего.
К акту проверки прилагаются: экспертные заключения, подготовленные экспертами, привлеченными к проведению проверки; протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз; объяснения работников образовательных организаций и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
В журнале учета проверок должностным лицом Департамента, уполномоченным на проведение проверки, осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных несоответствиях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, их подписи.
При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.
Уполномоченными должностными лицами Департамента в соответствии с Правилами формирования и ведения государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 N 719, и правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415, вносится в государственную информационную систему государственного надзора в сфере образования и единый реестр проверок информация о проведении проверок, их результатах, а также принятых мерах.
Меры,
принимаемые Департаментом по результатам проверок в отношении подконтрольных объектов
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ меры, принимаемые по результатам проведения проверок федерального государственного контроля качества образования, устанавливаются Законом об образовании.
В рамках осуществления федерального государственного контроля качества образования отделом Департамента осуществляется оценка соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам мер, предусмотренных частью 9 статьи 93 Закона об образовании.
В случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам Департамент, согласно части 9 статьи 93 Закона об образовании, приостанавливает действие государственной аккредитации образовательной деятельности полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки и устанавливает срок устранения выявленного несоответствия. Указанный срок не может превышать шести месяцев. До истечения срока устранения выявленного несоответствия Департамент должен быть уведомлен образовательной организацией об устранении выявленного несоответствия с приложением подтверждающих документов. В течение тридцати дней после получения уведомления Департамент проводит проверку содержащейся в уведомлении информации об устранении образовательной организацией выявленного несоответствия.
Действие государственной аккредитации возобновляется по решению Департамента со дня, следующего за днем подписания акта, устанавливающего факт устранения выявленного несоответствия. В случае, если в установленный Департаментом срок образовательная организация не устранила выявленное несоответствие, Департамент лишает образовательную организацию государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.
По результатам федерального государственного контроля качества образования по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам в 2020 году Департаментом изданы распорядительные акты:
о приостановлении действия свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности - 3;
о лишении государственной аккредитации образовательной деятельности - 0; о возобновлении действия государственной аккредитации - 9.
II. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
Перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Департаментом федерального государственного контроля качества образования
На основании методических рекомендаций по составлению перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора), утвержденных протоколом заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 18.08.2016, были разработаны и утверждены приказом Департамента от 28.12.2017 N 509-л перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является обязательным при проведении федерального государственного контроля качества образования.
В связи с изданием и вступлен
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.