Письмо Минфина России от 28 сентября 2020 г. N 06-04-12/01/84715
Департамент межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленное на официальный Интернет-портал Правительства Российской Федерации, и в рамках своей компетенции сообщает.
1. О внесении изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) о том, чтобы бюджет муниципального образования глава муниципального образования планировал сам, без адресных программ и расшифровок и не был обязан ни с кем согласовывать, и о том, что штатное расписание устанавливается лично главой.
Пунктом 2 части 10 статьи 35 Закона N 131-ФЗ установлено, что в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.
Изменение названной нормы нецелесообразно, поскольку распределение бюджетных полномочий установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), пунктом 1 статьи 153 которого, в частности, к бюджетным полномочиям законодательных (представительных) органов отнесено рассмотрение и утверждение соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и отчетов об их исполнении.
При этом пунктом 2 статьи 154 БК РФ полномочия по составлению проекта соответствующего бюджета и по организации его исполнения возложены на финансовые органы.
Изменение полномочий на отдельно взятом уровне публично-правовых образований нарушит вертикаль правоотношений и неблагоприятно скажется на бюджетном процессе.
Пунктом 2 статьи 172 БК РФ закреплены основания для составления проектов бюджетов, среди которых - государственные (муниципальные) программы (проекты государственных (муниципальных) программ, проекты изменений указанных программ). Таким образом, муниципальные программы являются одним из способов обоснования бюджетных ассигнований.
Составление и исполнение бюджетов осуществляется по кодам бюджетной классификации, структура и состав которой установлен БК РФ (глава 4). Наличие бюджетной классификации, ее стабильность и преемственность являются одним из способов обеспечения принципа единства бюджетной системы Российской Федерации (статья 29 БК РФ) и принципа прозрачности (открытости) (статья 36 БК РФ).
В связи с вышеизложенным, возложение на главу муниципального образования полномочий по составлению бюджета будет противоречить положениям БК РФ. Планирование бюджета без применения "программ и расшифровок", как предлагается в обращении, нарушает основополагающие принципы организации бюджетного процесса.
Пунктом 3 статьи 34 Закона N 131-ФЗ установлено, что порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, отсутствует необходимость регулирования федеральным законодательством вопросов полномочий по утверждению штатного расписания.
Учитывая изложенное, предложение не поддерживается.
2. О предоставлении главе муниципального образования право дать распоряжение сотрудникам о проведении всех закупок без учета федерального законодательства о государственных закупках, заключая прямые договоры.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) указанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части, касающейся заключения предусмотренных Законом N 44-ФЗ контрактов.
Исчерпывающий перечень отношений, к которым Закон N 44-ФЗ не применяется, установлен частью 2 статьи 1 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен частью 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ и является исчерпывающим.
В случае отсутствия оснований для закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями статьи 93 Закона N 44-ФЗ, заказчик согласно части 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ должен использовать конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При осуществлении закупок запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона N 44-ФЗ, приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
За нарушение законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом в случае если действия (бездействия) заказчика нарушают права и законные интересы участников закупки и иных заинтересованных лиц, то такие действия (бездействия) заказчика могут быть обжалованы в порядке, установленном главой 6 Закона N 44-ФЗ, в контрольный орган в сфере закупок, либо в судебном порядке.
Дополнительно сообщаем, что Министерство финансов Российской Федерации не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Учитывая изложенное, предложение не поддерживается.
Заместитель директора Департамента межбюджетных отношений |
Д.С. Хворостухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 28 сентября 2020 г. N 06-04-12/01/84715
Текст письма опубликован не был