Минфин России, рассмотрев обращение, содержащее предложения по совершенствованию порядка закупок товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), в том числе по внесению изменений в Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), сообщает следующее.
1. По вопросу о недопущении отсрочки оплаты товаров (работ, услуг) субъектам МСП и применения механизмов дополнительного финансирования для покрытия возможного финансового разрыва (контрактного кредитования, оборотного кредитования, факторинга) компаниям крупного бизнеса при выполнении государственных контрактов Минфин России сообщает.
Законодательством о закупках установлена обязанность заказчика осуществить оплату по договору, заключенному с субъектами МСП, не более чем в течение 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке товара (выполнении работы, оказании услуги) по договору (отдельному этапу).
В целях обеспечения своевременной оплаты по договорам, заключенным с субъектами МСП, в настоящее время подготовлен проект федерального закона N 902432-7 "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение сроков оплаты по договорам, заключенным с субъектами малого и среднего предпринимательства", предусматривающий установление ответственности за нарушение сроков и порядка оплаты по договорам, заключенным с субъектами МСП.
В отношении предложения в части применения механизмов дополнительного финансирования для покрытия возможного финансового разрыва компаниям крупного бизнеса при выполнении государственных контрактов, Минфин России сообщает.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается также на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Оплата государственного (муниципального) контракта является исполнением бюджета по расходам и определяется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Пунктом 3 статьи 219 БК РФ предусмотрено, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
При этом бюджетным законодательством Российской Федерации не определен порядок санкционирования оплаты денежных обязательств, возникающих из государственных (муниципальных) контрактов, третьему лицу, не являющемуся поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по такому контракту.
Таким образом, вопрос отсутствия возможности реализации механизмов факторинга обусловлен соответствующими положениями бюджетного законодательства Российской Федерации.
Одновременно Минфин России сообщает, что с учетом принятых мер в рамках закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ текущая необходимость введения факторинга отсутствует, поскольку установлен предельный срок оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (по общему правилу 30 дней со дня приемки товара, работы, услуги, 15 дней - при осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций), а также административная ответственность за его несоблюдение.
Учитывая изложенное, предлагаемые изменения Минфином России не могут быть поддержаны.
2. По вопросу об установлении возможности предоставления при рассмотрении вторых частей заявки образцов продукции Минфин России сообщает.
Установление требований о предоставлении на этапе подачи заявки образцов, полностью соответствующих техническому заданию, является избыточным, поскольку накладывает на участников закупки излишние обременения.
Кроме того, в случае если участник закупки не является производителем соответствующей продукции, получение таких образцов на этапе подачи заявки зависит от волеизъявления третьих лиц, что противоречит принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Таким образом, внесение предлагаемых изменений может привести к невозможности участия в такой закупке и сокращению количества участников закупки, в связи с чем не может быть поддержано.
3. По вопросу об установлении ограничения участия в закупках физических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн рублей, Минфин России сообщает.
В соответствии с положениями части 5 статьи 3 Закона N 223-ФЗ и пункта 4 части 1 статьи 3 Закона N 44-ФЗ участником закупки может быть любое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала.
Положениями части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ определены принципы, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, в том числе принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичные принципы установлены статьей 6 Закона N 44-ФЗ.
Минфин России отмечает, что законодательством Российской Федерации в сфере закупок установлена эффективная структурированная система осуществления заказчиками закупок, предусматривающая приоритетное применение конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при проведении которых реализуются принципы равенства и состязательности, способствующие повышению эффективности расходуемых средств.
Таким образом, внесение предлагаемых изменений противоречит основополагающим принципам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, нужд отдельных видов юридических лиц, в связи с чем не может быть поддержано.
4. По вопросу об усилении ответственности и обеспечении контроля для заказчиков, которые не передают информацию о подрядных организациях, срывающих работы по контракту, в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП), Минфин России сообщает.
Ответственность за непредставление или несвоевременное представление информации о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) либо представление заведомо недостоверной информации о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение РНП, предусмотренного законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, установлена статьей 19.7.2-1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем предложения по вопросу об усилении ответственности для заказчиков, которые не передают информацию в РНП, целесообразно направить в адрес Федеральной антимонопольной службы, которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также органом, уполномоченным на ведение РНП.
5. По вопросу об установлении обязанности предоставления в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе технических характеристик поставляемого товара Минфин России сообщает.
В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с Законом N 223-ФЗ и положением о закупке заказчика.
Таким образом, требования к составу заявки, в том числе требования о необходимости представления технических характеристик поставляемого товара, устанавливаются заказчиком в соответствии с положением о закупке.
В отношении закупок, осуществляемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Минфин России сообщает, что частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Указанная информация включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Таким образом, Законом N 44-ФЗ установлены случаи, в которых информация о конкретных показателях товара включается в первую часть заявки на участие в электронном аукционе.
Учитывая изложенное, внесение дополнительных изменений не требуется.
6. По вопросу об установлении заказчиком требований к поставляемым товарам в соответствии с ГОСТ, Минфин России сообщает.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ при описании объекта закупки заказчик указывает показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Аналогичные положения установлены пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
Таким образом, Законом N 44-ФЗ и Законом N 223-ФЗ установлена обязанность применения установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
При этом в случае неприменения таких документов документация о закупке должна содержать соответствующее обоснование.
Учитывая изложенное, внесение дополнительных изменений в положения Закона N 44-ФЗ и Закона N 223-ФЗ не требуется.
7. По вопросу об установлении в Законе N 223-ФЗ единообразных требований к документам, предоставляемым для участия в закупках, по аналогии с требованиями, установленными Законом N 44-ФЗ, Минфин России сообщает, что в настоящее время подготовлены поправки Правительства Российской Федерации ко второму чтению Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона N 301875-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", предусматривающего установление исчерпывающего состава и содержания заявок на участие в закупках, предусмотренных статьей 3.4 Закона N 223-ФЗ.
|
А.М. Лавров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 26 августа 2020 г. N 24-02-08/74849 "О рассмотрении предложений"
Текст письма опубликован не был