В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" приказываю:
1. Утвердить доклад по правоприменительной практике Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) в области федерального государственного охотничьего надзора.
2. Департаменту охотничьего хозяйства и особо охраняемых природных территорий (Дьяконову Д.М.) обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Н.В. Додохова.
Заместитель министра |
Я.И. Заровняев |
Утверждено
Приказом
Министерства экологии,
природопользования и
лесного хозяйства
Республики Саха (Якутия)
N 01-05/1-36 от 22 января 2021 г.
Доклад по правоприменительной практике
Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) в области федерального государственного охотничьего надзора
Федеральный государственный охотничий надзор на территории Республики Саха (Якутия) осуществляется Министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство) и его структурным подразделением Департаментом охотничьего хозяйства и особо охраняемых природных территорий (далее - Департамент).
Правоприменительная практика контрольно-надзорной деятельности управления и Дирекции в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, осуществляется согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и проводится по двум основным направлениям:
- правоприменительная практика организации и проведения федерального государственного охотничьего надзора;
- правоприменительная практика соблюдения обязательных требований.
Федеральный государственный охотничий надзор осуществляется посредством организации и проведения плановых проверок, внеплановых проверок, а также мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (плановые (рейдовые) осмотры, обследования охотничьих угодий).
Реализация мероприятий федерального государственного охотничьего надзора на территории области осуществляется в соответствии с:
- планом проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год, согласованным с органами прокуратуры;
- планом работ Министерства и его подведомственных учреждений на 2020 год;
- внеплановыми проверками юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по исполнению ранее выданных предписаний,
- а также по результатам рассмотрения обращений граждан.
Должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный охотничий надзор, на территории республики за 2020 год проведено 1234 рейдовых мероприятия (аналогичный период прошлого года - 1230), выявлено нарушений и составлено протоколов - 1778 (2290), к административной ответственности привлечено - 1554 (2010) нарушителя, наложено административных штрафов на сумму - 1060,6 (1422,0) тыс. руб., из них взыскано 810,1 (1045,5) тыс. руб. Предъявлено исков на возмещение ущерба на сумму - 2763,3 (5275,25) тыс. руб., взыскано - 1019,17 (3761,7) тыс. руб., изъято орудий охоты - 480 (496), изъято продукции охоты - 227 (172), направлено материалов на рассмотрение мировой суд на лишение права охоты - 132 (131), количество лиц лишенных права охоты - 64 (49), передано материалов по незаконной охоте на возбуждение уголовных дел - 16 (27).
По итогам 2020 года, количество рейдовых мероприятий по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сохранилось на прежнем уровне. При этом, наблюдается снижение практически по всем показателям, так снизилось количество выявленных нарушений на 22%, количество привлеченных граждан к административной ответственности на 23%, суммы наложенных штрафов на 26%, изъятых орудий охоты на 4%, суммы предъявленных исков на возмещение ущерба на 36%, суммы взысканных исков на возмещение ущерба на 69%. Вместе с тем, наблюдается увеличение показателей по количеству лишенных права охоты на 26%, изъятой продукции охоты снизилось на 25%.
Кроме того, за истекший период наблюдается значительное снижение выявления фактов незаконной охоты с 27 случаев до 16 случаев, подпадающих под ст. 258 УК РФ.
По итогам 2020 года выявлено 16 фактов незаконной охоты, подпадающих по ст. 258 УК РФ. Снижение нарушений во многом связано с введением режима повышенной готовности и чрезвычайной ситуации в связи с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
Снижение материалов, передаваемых на возбуждение уголовных дел по фактам незаконной охоты связано во многом с тем, что Постановлением Правительства РФ N 750 от 10.06.2019 г. утверждена Методика исчисления крупного и особо крупного ущерба для целей статьи 258 Уголовного Кодекса Российской Федерации, где расчет ущерба производится без пересчетных коэффициентов, предусмотренных в ранее применявшейся Методике исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.12.2011 N 948.
К примеру, размер вреда, причиненного в результате незаконной добычи дикого северного оленя, рассчитанной по Методике исчисления крупного и особо крупного ущерба для целей статьи 258 Уголовного Кодекса Российской Федерации составляет тридцать тысяч рублей, по ранее применяемой методике ущерб составлял девяносто тысяч рублей за незаконную добычу самца, сто пятьдесят тысяч рублей за незаконную добычу самки. Когда как примечанием к статье 258 Уголовного Кодекса Российской Федерации определена конкретная сумма ущерба, так крупным ущербом признается ущерб, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий сорок тысяч рублей, особо крупным - сто двадцать тысяч рублей. В связи с этим, сумма ущерба при незаконной добыче 1 особи дикого северного оленя не дотягивает до ущерба, при котором данное деяние квалифицируется по статье 258 УК РФ. В прошлых годах доля возбужденных уголовных дел по незаконной добыче дикого северного оленя и косули преобладали, а в 2020 году, учитывая вышеизложенное, такие же материалы подпадали под административное правонарушение, что имеет очевидное влияние на снижение показателей в этом направлении. Так, например за 2020 год выявлены факта добычи косули и дикого северного оленя: в Хангаласском район - 1 факт незаконной охоты на косулю, Намеком районе - 1 факт незаконной охоты на косулю, МО г. Якутска на воспроизводственном участке "Чукул" - 1 факт незаконной охоты на косулю и 1 факт незаконной охоты в Оленекском районе на дикого северного оленя.
Из года в год повышается сознательное отношение охотников к соблюдению Правил охоты и все меньше выявляется нарушений в части охоты без разрешения. Этому способствует увеличение количества выданных разрешений на добычу охотничьих ресурсов. К примеру, если сравнить с 2016 годом, выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов увеличилась почти 2 раза (с 38 тысяч до свыше 63 тысяч).
Кроме того, необходимо отметить, что по результатам государственного мониторинга увеличились показатели численности основных ценных видов охотничьих ресурсов: например, численность лося в 2019 году составлял 104,9 тысячи особей, в 2020 году 120,4 тысяч особей, численность косули сибирской в 2019 году - 36,0, в 2020-46,8, благородного оленя в 2019 - 16,0, 2020- 16,0, соболя в 2019 г. - 210,0, в 2020 - 253,5. Соответственно по сравнению с прошлым годом увеличились лимиты и квоты на добычу охотничьих ресурсов, лося на 2726 особей, косули сибирской - 2224, благородного оленя - 367, дикий северный олень 21017, соболя - 43500.
Таким образом, учитывая, что на копытных животных осуществляется коллективная охота, количество охотников соблюдающих Правила охоты и имеющих разрешение на добычу копытных животных в этом году значительно увеличилось, соответственно сократилось количество нарушителей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 22 января 2021 г. N 01-05/1-36 "Об утверждении доклада по правоприменительной практике Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) в области федерального государственного охотничьего надзора"
Вступает в силу с 22 января 2021 г.
Текст приказа опубликован не был