В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Обзор правоприменительной практики за 2020 год по осуществлению федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах.
2. Разместить прилагаемый Обзор правоприменительной практики за 2020 год по осуществлению федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах на официальном сайте Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия).
3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на руководителя Департамента лесного надзора и охраны лесов Министерства Иванова Владимира Алексеевича.
Заместитель министра |
Я.И. Заровняев |
Утвержден
приказом
Министерства экологии,
природопользования и лесного
хозяйства Республики
Саха (Якутия)
от 22 января 2021 г. N 01-05/1-40
Обзор
правоприменительной практики за 2020 год по осуществлению федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах
Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) в рамках переданных полномочий Российской Федерации осуществляет федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах на землях лесного фонда на территории Республики Саха (Якутия).
- Основная задача лесной охраны - предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований лесного законодательства.
- Федеральный государственный лесной надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок, а также проведения мероприятий по контролю (патрулирований и плановых (рейдовых) осмотров) в лесах.
- Основными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок осуществления федерального государственного лесного надзора являются Лесной кодекс РФ, Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 г. N 394 "Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)", постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. N 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (в части регулирования федерального государственного пожарного надзора в лесах), приказ Минприроды России от 12.04.2016 N 233 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)", указ Главы РС (Я) от 03.10.2018 N 39 "Об утверждении положений о Министерстве экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) и его коллегии", Указ Главы РС (Я) от 03.12.2018 N 215 "О перечнях должностных лиц Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) и подведомственных ему государственных учреждений Республики Саха (Якутия), осуществляющих государственный экологический надзор, федеральный государственный пожарный надзор в лесах" и Приказ Минэкологии РС (Я) от 02.11.2018 N 01-05/1-566 "О должностных лицах, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный охотничий надзор на территории Республики Саха (Якутия), за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения" (вместе с "Перечнем должностных лиц Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) и природоохранных учреждений, осуществляющих федеральный государственный охотничий надзор на территории Республики Саха (Якутия), за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения", "Перечнем должностных лиц Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) и государственных казенных учреждений Республики Саха (Якутия) - лесничеств, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану)").
- В соответствии с Положением Департамента лесного надзора и охраны лесов (далее Департамент), утвержденным приказом Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) (далее Министерство) от 11.03.2019 N 101-к осуществляет непосредственно и через территориальные подразделения Министерство федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) и федеральный государственный пожарный надзор в лесах на землях лесного фонда на территории РС (Я).
Полномочия комитетов и лесничеств по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесная охрана) и федерального государственного пожарного надзора в лесах, предусмотрены положениями уставами утвержденными соответствующими приказами Министерства.
Плановые и внеплановые проверки, мероприятия по контролю в лесах (патрульно-рейдовые мероприятия), профилактические мероприятия
За 2020 год общее количество проведенных контрольно-надзорных мероприятий составило 2348 (за 2019 - 2294), из них в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проведено проверок плановых - 3 (за 2019 год - 0), внеплановых - 7 (за 2019 год - 38), патрульно-рейдовых мероприятий - 2369 (за 2019 год - 2 256), в том числе количество совместных патрульно-рейдовых мероприятий составляет 751 (за 2019 год - 466).
С 01 мая все плановые проверки назначенные на 2020 год отменены в соответствии с постановлением правительства РФ от 03.04.2020 N 438 из-за коронавируса.
Всего выявлено 107 нарушений лесного законодательства (за 2019 год -112).
Всего выдано 4 предписания об устранении нарушений (за 2019 год - 36), из них 2 исполнены в срок (за 2019 год - 21), срок исполнения не наступил - 2 (за 2019 год - 5), не исполнено - 0 (за 2019 год - 10).
Всего выдано 82 требования об устранении выявленных нарушений лесного законодательства (за 2019 год - 80).
В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в целях профилактики нарушений обязательных требований лесными инспекторами выдано 56 (за 2019 год - 56) предостережений о недопустимости нарушений лесного законодательства.
Проводится разъяснительная работа о соблюдении требований лесного законодательства в районных и республиканских СМИ, с начала 2020 года выступлений на ТВ и Радио - 696, статьей в газетах - 1 071, проводятся беседы с гражданами и лесопользователями, так работниками лесничеств, проведено бесед организациям, школам и гражданам - 11 682, на сайте Министерства опубликованы материалы профилактического содержания, а также перечень и тексты нормативных актов, содержащие обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного лесного надзора.
Меры по привлечению к административной ответственности.
Всего Департаментом рассмотрено 183 (за 2019 год - 334) административных протоколов из них:
- за нарушение правил использования лесов - 18 (за 2019 год - 67);
- за нарушение правил пожарной безопасности в лесах - 75 (за 2019 год -176);
- за нарушение правил санитарной безопасности в лесах -19 (за 2019 год - 7);
- за незаконную рубку лесных насаждений - 26 (за 2019 год - 26);
- за самовольное занятие лесных участков - 38 (за 2019 года - 50);
- на прочие нарушения приходится - 7 (за 2019 год - 8).
Наложено административных штрафов на общую сумму 8 860 тысяч рублей.
За отчетный период уплачено административных штрафов на сумму 1 459,5 тыс. руб., по остальным проводится работа по принудительному взысканию (за 2019 год - 3 696 тыс. руб. или 60,64% от общей суммы наложенных штрафов).
В органы службы судебных приставов передано 5 постановлений о наложении административных штрафов для принудительного взыскания на общую сумму 209 тыс. руб.
Соотношение рассмотренных административных дел по субъектному составу выглядит следующим образом:
- В отношении физических лиц - 82 (45% от общего количества рассмотренных дел);
- В отношении юридических лиц - 69 (38% от общего количества рассмотренных дел);
- В отношении должностных лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей - 32 (17% от общего количества рассмотренных дел).
Федеральный государственный пожарный надзор в лесах
За пожароопасный сезон 2020 года на территории республики зарегистрировано всего 2061 лесных пожаров.
Всего по настоящее время 2020 года по республике государственными лесными инспекторами проведено 1 406 патрульно-рейдовых мероприятий по соблюдению Правил пожарной безопасности в лесах на территории земель лесного фонда (за 2019 год - 1 123).
В ходе проведения надзорных мероприятий всего составлено 82 протокола об административном правонарушении по фактам нарушения Правил пожарной безопасности в лесах (по статье 8.32 КоАП РФ), за 2019 год составлено 178 протоколов.
В ходе розыскных мероприятий органом дознания ГПН ФПС предварительно установлено 19 причастных лиц к возникновению лесных пожаров; за 2019 год установлено 12 лиц. Зарегистрированы случаи возникновения лесных пожаров из-за аварий на линиях электропередачи, так лесные пожары в Горном, Сунтарском и Чурапчинском районах возникли на линиях электропередачи, принадлежащих ПАО "Якутскэнерго", по причине их ненадлежащей эксплуатации.
Возбуждено 6 уголовных дел в Намеком, Олекминском, Среднеколымском, Таттинском, Томпонском районах по части 2 статьи 261 УК РФ. 16 граждан привлечены к административной ответственности по части 4 статьи 8.32 КоАП РФ.
Сумма причиненного ущерба по указанным лесным пожарам от уничтоженных огнем лесных насаждений в денежном выражении составила 35 433,1 тыс. руб.
Также в целях проведения работы по взысканию в судебном порядке затрат по тушению лесных пожаров, лесовосстановительным работам и очистке лесов от захламления сформированы предварительные суммы. Исковые заявления будут поданы после уточнения данных.
Привлечено к административной ответственности 82 лица с наложением штрафа на сумму свыше 4 млн. 100 тысяч рублей, за 2019 год привлечено 172 лица на сумму 4 393,4 тыс. руб.
Федеральный государственный лесной надзор
Всего по настоящее время 2020 года по республике государственными лесными инспекторами проведено 978 патрульно-рейдовых мероприятий по выявлению фактов незаконных рубок.
В результате проведенных надзорных мероприятий количество выявленных фактов незаконной рубки древесины составило 93 случая (за 2019 год - 85), объем незаконно заготовленной древесины составил 5 815,14 куб. м. (за 2019 год - 2 411,13 куб. м.), размер причиненного ущерба составил 26 295,7 тыс. руб. (за 2019 год - 10 366,8 тыс. руб.) в том числе:
- неустановленными лицами 10 случаев, объем незаконно заготовленной древесины 180,10 куб. м. сумма ущерба 1 108,6 тыс. руб.;
- направлено в правоохранительные органы материалов по 67 случаям, объем незаконно заготовленной древесины 4 269,42 куб. м., сумма ущерба 22 727,4 тыс. рублей, из них:
- возбуждено 35 уголовных дел.
Взыскано ущерба по 45 случаям на сумму 1 971,3 тыс. руб.
Рассмотрены судами 14 уголовных дел по незаконным рубкам лесных насаждений (за 2019 год - 16). К уголовной ответственности привлечено 3 человека (за 2019 год - 7).
По 9 (за 2019 год - 9) возбужденным уголовным делам постановлением районных судов уголовные дела и уголовные преследования прекращены в связи с деятельным раскаянием и полной оплатой ущерба.
Судебное оспаривание решений, действий (бездействия) должностных лиц лесной охраны
Заинтересованные лица, в том числе лесопользователи, имеют право досудебного и судебного обжалования решений Департамента, лесничеств и инспекций (комитетов), а также действий (бездействия) и решений должностных лиц, осуществляющих лесной надзор. Порядок обжалования во внесудебном порядке действий (бездействия) и решений регулируется Административным регламентом исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны). Далее, в случае несогласия с результатами рассмотрения жалобы, заявитель имеет право обратиться в суд согласно Кодексу административного судопроизводства РФ или Арбитражному процессуальному кодексу РФ, в зависимости от предмета спора.
Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях рассматриваются в порядке, установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. И также могут быть поданы в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу или в суд.
Департамент в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора ведет системную работу по представлению своих интересов при пересмотре судами постановлений о назначении административных наказаний.
Из вынесенных в 2020 году Департаментом 150 постановлений о назначении административных наказаний в судебном порядке обжалованы 14 постановлений, из которых по результатам пересмотра судами отменено 8 постановлений, изменены - 2 постановления, на рассмотрении в судах первого и второго пересмотра находятся - 3 постановления, по 1 делу - дело прекращено в связи с отказом от жалобы.
Основными причинами отмены судами постановлений являются процессуальные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также, в 2020 году велась работа по взысканию в судебном порядке причиненного вреда лесам лесными пожарами 2019 года. В судебные органы подано 10 исков о взыскании с 10 виновных лиц вреда лесам в размере 26 015 тыс. руб. Сумма удовлетворенных судом требований составила 1 669 тыс. руб., фактически взысканная сумма составляет 81 тыс. руб.
Больший размер общего вреда состоит из затрат по тушению лесного пожара, который согласно закону также включается в состав ущерба лесам.
При этом, суды в большинстве случаев уменьшают размер взыскиваемого вреда согласно статье 1083 ГК РФ с учетом имущественного положения и иных обстоятельств, характеризующих ответчика, в виду неудовлетворительного материального положения ответчика возмещение вреда носит затяжной характер, так по этим причинам органам службы судебных приставов приходится исполнять исполнительные листы в течение длительного времени, что выражается в виде существенной разницы между общим размером причиненного вреда и суммой фактического взыскания вреда.
Наиболее часто встречающиеся нарушения лесного законодательства, разъяснение обязательных требований лесного законодательства, в том числе изменений законодательства о контрольно-надзорной деятельности
Правоприменительная практика Департамента показывает, что наиболее часто встречающимися нарушениями являются следующие:
1. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах. По настоящее время 2020 года по статье 8.32 КоАП РФ привлечено 82 лиц;
2. Незаконная рубка лесных насаждений. Привлечено по части 1 статьи 8.28 КоАП РФ - 26 лиц;
3. Самовольное занятие лесных участков. Привлечено по статье 7.9 КоАП РФ - 38 лица;
4. Нарушение правил санитарной безопасности в лесах. Привлечено по части 1 статьи 8.31 КоАП РФ - 19 лиц.
Так, арендаторами лесных участков часто допускаются захламление лесных участков при эксплуатации, строительстве линейных объектов (ЛЭП, автомобильных дорог) порубочными остатками, разного рода отходами, нерасчистка просек линий электропередачи от кустарниковой растительности, необеспечение лесных участков средствами предупреждения лесных пожаров. Указанные нарушения существенно повышают риск возникновения лесных пожаров.
Также, нередки случаи использования лесных участков без разрешительных документов, без заключения договоров аренды лесных участков или использование лесных участков после истечения сроков аренды, в том числе с вырубкой лесных насаждений.
- Ежегодно надзорная деятельность Министерства главным образом направлена на предупреждение возникновения лесных пожаров по антропогенным факторам с начала пожароопасного сезона, в том числе путем контроля за деятельностью лесопользователей на лесных участках; а также на пресечение и выявление незаконных рубок на землях лесного фонда и случаев незаконного использования лесов.
Задачи на следующий год заключаются в повышении эффективности и результативности контрольных мероприятий в указанных направлениях, с усилением профилактических мероприятий, и соблюдение прав и интересов лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сведения о статусе документа, его связях с информационным банком и другая полезная аналитическая информация о данном документе будут представлены в одном из ближайших выпусков системы ГАРАНТ
Приказ Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 22 января 2021 г. N 01-05/1-40 "Об утверждении Обзора правоприменительной практики по лесному надзору за 2020 год"
Вступает в силу со дня официального опубликования
Текст приказа опубликован не был