Письмо Минфина России от 28 августа 2020 г. N 09-07-07/75632
Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело письмо о разъяснении положений бюджетного законодательства Российской Федерации по вопросу возможности доведения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее - государственное задание) бюджетным и автономным учреждениям субъекта Российской Федерации (далее - учреждения) на организацию капитального ремонта, ремонта и содержания закрепленных автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе (далее - письмо, работы по ремонту и содержанию дорог) и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Министерство финансов Российской Федерации не уполномочено давать разъяснения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и практики их применения.
Вместе с тем Минфин России считает возможным выразить мнение по поставленному в письме вопросу.
В соответствии с положениями статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" бюджетным (автономным) учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Вышеуказанными федеральными законами и бюджетным законодательством не установлены ограничения в отношении сфер, в которых могут быть созданы бюджетные и автономные учреждения.
Деятельность, относящаяся к основным видам деятельности бюджетного или автономного учреждения, осуществляется в соответствии с государственным заданием, от выполнения которого учреждение не вправе отказаться.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные задания бюджетным и автономным учреждениям субъекта Российской Федерации формируются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Государственное задание в части государственных услуг, оказываемых учреждениями физическим лицам, формируется в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам (далее - общероссийские базовые перечни), формирование которых осуществляется исходя из положений федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе формировать государственное задание также в соответствии с региональным перечнем (классификатором) государственных и муниципальных услуг, не включенных в общероссийские базовые перечни, и работ (далее - региональные перечни). В указанный перечень включаются услуги и работы, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Таким образом, цели создания бюджетных и автономных учреждений (работы и услуги, выполнение и оказание которых может осуществляться данными учреждениями) определяются нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности, с учетом требований, установленных нормативными правовыми актами о защите конкуренции.
Учитывая положения вышеуказанных нормативных правовых актов, выполнение учреждением работ по ремонту и содержанию дорог в соответствии с государственным заданием возможно в случае, если данная деятельность в соответствии с уставными документами является его основной деятельностью и соответствующая работа включена в региональный перечень на основании положений нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, устанавливающих право осуществлять выполнение данной работы бюджетным или автономным учреждением.
Вместе с тем, осуществление деятельности по содержанию имущества, направленной по своей сути на удовлетворение нужд субъекта Российской Федерации, не имеющее в соответствии с законодательством Российской Федерации конкретного круга потребителей, в интересах которых оказываются услуги (выполняются работы), по мнению Минфина России, не соответствует целям, для которых создаются бюджетные и автономные учреждения.
Создание публично-правовым образованием бюджетных или автономных учреждений и предоставление им полномочий по оказанию услуги (выполнению работы), если на такие услуги (работы) сформирован конкурентный рынок, может привести к нарушению антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции, поскольку расширение практики предоставления субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации таким учреждениям ограничивает доступ к рынку иных лиц и несет риски ограничения развития конкурентного рынка предоставления таких работ, услуг и снижения качества их предоставления.
Кроме того, следует принимать во внимание, что положениями части 5 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, относятся к собственности субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях оказания государственных услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления создаются казенные учреждения, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В случае, если основной целью деятельности создаваемого учреждения является содержание имущества публично-правового образования, по мнению Минфина России, такое учреждение должно быть создано в форме казенного учреждения.
|
А.М. Лавров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 28 августа 2020 г. N 09-07-07/75632
Текст письма опубликован не был