Письмо Минфина России от 30 декабря 2020 г. N 03-01-11/116286
Департаментом анализа эффективности преференциальных налоговых режимов совместно с Департаментом налоговой политики рассмотрено обращение и по вопросу оказания мер государственной поддержки сообщается следующее.
По вопросу 1 обращения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), ведущим деятельность в отраслях, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - постановление N 434, Правила N 576).
В соответствии с Правилами N 576 получатель субсидии определялся по основному виду экономической деятельности (ОКВЭД 2), информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020 года.
При этом был установлен предельный срок для обращения заявителя с целью получения субсидии - не позднее 01.07.2020 года.
Решение о продлении указанной меры поддержки, в том числе срока подачи заявок на получение субсидии, Правительством Российской Федерации не принималось.
По вопросам 2, 3 и 4 обращения.
На основании статьи 57 Конституции Российской Федерации и в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Кодекса каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Налоги являются необходимым условием существования государства, в связи с чем обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
Эта норма является обязательной как в Российской Федерации, так и в других развитых странах.
Одновременно сообщается, что в целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции принят Федеральный закон от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 102-ФЗ), положениями которого Правительству Российской Федерации предоставлены полномочия по изданию в 2020 году нормативных правовых актов по отдельным вопросам налогового регулирования, а также снижены в совокупном размере с 30 до 15 процентов (10 процентов на обязательное пенсионное страхование и 5 процентов на обязательное медицинское страхование), начиная с 01.04.2020, тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами МСП в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) с части выплат в пользу физических лиц, превышающих величину минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ).
Таким образом, в случае, если организации и индивидуальные предприниматели являются субъектами МСП, то независимо от вида осуществляемой экономической деятельности они вправе применять вышеупомянутые пониженные тарифы страховых взносов с 1-го числа месяца, в котором сведения о них внесены в единый реестр субъектов МСП, но не ранее 01.04.2020 года.
Также, в целях реализации Федерального закона N 102-ФЗ приняты постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (далее - постановление N 409) и постановление N 434.
Постановлением N 409 утверждены Правила предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов (далее - Правила), предусматривающие упрощенный порядок предоставления названной отсрочки (рассрочки) для заинтересованных лиц, указанных в пункте 1 Правил.
Виды осуществляемой экономической деятельности "творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений" (далее - ОКВЭД 2, код 90) и "деятельность в области спорта, отдыха и развлечений" (далее - ОКВЭД 2, код 93) включены в приложение к Правилам, что позволяет соответствующим лицам получить отсрочку (рассрочку) по уплате отдельных платежей, регулируемых Кодексом, в соответствии с Правилами.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2020 N 1791 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 409" в постановление N 409 внесены изменения, согласно которым продлеваются сроки уплаты налогов (за исключением налога на добавленную стоимость, налога на профессиональный доход, налогов, уплачиваемых в качестве налогового агента), авансовых платежей по налогам за март и I квартал 2020 г., исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц за март 2020 г. страховых взносов на 9 месяцев (в ранее действующей редакции постановления N 409 была предусмотрена отсрочка на 6 месяцев). Указанное продление распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, включенных по состоянию на 01.03.2020 в соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ в единый реестр субъектов МСП, осуществляющих отдельные виды экономической деятельности.
Также сообщается, что положения Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" предусматривают для определенного круга налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов:
освобождение от исполнения обязанности уплачивать налоги, авансовые платежи по налогам (за исключением налога на добавленную стоимость) и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды за 2-ой квартал 2020 года для индивидуальных предпринимателей и организаций, относящихся к числу малых и средних и осуществляющих деятельность в отраслях, указанных в постановлении N 434, а также социально ориентированных некоммерческих организаций;
уменьшение для индивидуальных предпринимателей, указанных в постановлении N 434, установленной на 2020 год суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на величину МРОТ (в 2020 году 12 130 рублей).
В случае освобождения плательщиков от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование застрахованные лица (работники предприятий и индивидуальных предпринимателей, а также сами индивидуальные предприниматели) будут лишены возможности формировать свои пенсионные права в полном объеме, что в дальнейшем может повлечь ограничение их права на пенсионное обеспечение, так как согласно положениям Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" только при установлении пониженных тарифов страховых взносов выпадающие доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов компенсируются из федерального бюджета с целью сохранения прав граждан на обязательное социальное страхование.
Если заинтересованное лицо не подпадает под действие Правил и указанного продления, оно не лишено возможности получить отсрочку (рассрочку) по уплате обязательных платежей, регулируемых Кодексом, в соответствии с главой 9 Кодекса.
В соответствии со статьей 63 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении ему отсрочки (рассрочки) по уплате обязательных платежей, регулируемых Кодексом, при наличии оснований, установленных пунктом 2 статьи 64 Кодекса, и соблюдении условий, предусмотренных статьями 61, 62, 64 Кодекса.
Такая отсрочка (рассрочка) предоставляется на основании заявления заинтересованного лица и документов, указанных в пунктах 5 и 5.1 статьи 64 Кодекса.
На основании пункта 12 статьи 64 Кодекса законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате соответственно региональных и местных налогов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Кодекса высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе в 2020 году издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно) продление сроков уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, указанными в подпунктах 1-3 и 5 пункта 2 статьи 18 Кодекса, а также продление установленных законодательством субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами муниципальных образований о местных налогах и сборах сроков уплаты региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам) и торгового сбора в случае, если указанные сроки не продлены в соответствии с пунктом 3 статьи 18 Кодекса либо если в соответствии с пунктом 3 указанной статьи предусмотрены более ранние сроки их уплаты.
Учитывая изложенное, а также то, что в сегодняшней ситуации возрастающие расходы на социальные обязательства государства должны быть исполнены в полном объеме, а реализация предлагаемых мер поддержки приведет к существенному росту выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, указанные предложения не могут быть поддержаны.
Заместитель директора Департамента анализа эффективности преференциальных налоговых режимов |
А.Т. Заитов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Субъекты МСП, пострадавшие от коронавируса, могли обратиться за получением субсидии до 01.07.2020. Указанная мера поддержки не продлевалась.
Субъекты МСП независимо от вида деятельности вправе применять пониженные тарифы страховых взносов с месяца, в котором сведения о них внесены в единый реестр субъектов МСП, но не ранее 01.04.2020.
Лица, осуществляющие спортивную и развлекательную деятельность (коды по ОКВЭД2 - 90 и 93), могут получить отсрочку (рассрочку) по налогам на специальных условиях.
Если заинтересованное лицо не подпадает под действие специальных правил, оно может получить отсрочку (рассрочку) по налогам на общих основаниях.
Письмо Минфина России от 30 декабря 2020 г. N 03-01-11/116286
Текст письма опубликован не был