Письмо Минфина России от 31 августа 2020 г. N 09-07-10/76205
Департамент правового регулирования бюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент), рассмотрев адвокатский запрос, сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (далее - Министерство), Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности.
При этом Министерство не наделено полномочиями по разъяснению норм законодательства Российской Федерации и практики его правоприменения.
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства, утвержденного приказом Министерства от 14.09.2018 N 194н, Министерством не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Министерства, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Вместе с тем по вопросам, связанным с бюджетной деятельностью, полагаем возможным отметить следующее.
Согласно преамбуле Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) правовое положение субъектов бюджетных правоотношений устанавливает Кодекс.
Бюджетные учреждения не отнесены к субъектам бюджетных правоотношений в силу того, что в соответствии с нормами Кодекса они не являются участниками бюджетного процесса (ст. 152 Кодекса), обладающими бюджетными полномочиями. Принимая во внимание изложенное, бюджетные учреждения также не могут являться участниками бюджетных отношений от лица публично-правового образования.
Вместе с тем отношения между предоставляющим субсидию из бюджета бюджетной системы участником бюджетного процесса и бюджетным учреждением регулируются Кодексом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения (далее - бюджетное законодательство), и только в части, не противоречащей бюджетному законодательству, - гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.
Такие ограничения в частности установлены нормами частей 13 и 14 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
В соответствии со статьями 41, 42, 47, 51, 57 и 62 Кодекса доходы бюджетных учреждений от платных услуг и иной приносящей доход деятельности, средства безвозмездных поступлений не отнесены к доходам соответствующих бюджетов.
Определение понятия "ущерб публично-правовому образованию", а также перечень действий организаций, приводящих к нанесению ущерба публично-правовому образованию, либо действий, исключающих нанесение ущерба публично-правовому образованию, в бюджетном законодательстве не содержатся. При этом, по мнению Департамента, ущерб публично-правовому образованию может быть причинен в результате нарушений законодательства Российской Федерации в различных сферах деятельности (не только бюджетной деятельности) при использовании бюджетных, собственных или заемных средств (имущества). Таким образом, квалификация действий бюджетных учреждений и других лиц как действий, наносящих ущерб публично-правовому образованию, должна осуществляться уполномоченными в соответствии с законодательством органами власти в каждом конкретном случае.
Директор Департамента |
Т.В. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 31 августа 2020 г. N 09-07-10/76205
Текст письма опубликован не был