Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению
Администрации Пестяковского
муниципального района
от 11.12.2017 N 560
Порядок
проведения мониторинга системы образования Пестяковского муниципального района
1. Общие положения
1.1. Порядок проведения мониторинга системы образования Пестяковского муниципального района (далее - Порядок) определяет принципы и цели мониторинга системы образования Пестяковского муниципального района, направления мониторинга, его организационную структуру и функциональную характеристику, методы анализа данных мониторинга.
1.2. Деятельность Отдела образования Администрации Пестяковского муниципального района (далее - Отдел образования) по осуществлению мониторинга системы образования строится в соответствии со ст. 97 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования", нормативными актами Ивановской области, регламентирующими реализацию всех процедур мониторинга системы образования, нормативными правовыми актами Администрации Пестяковского муниципального района, настоящим Порядком.
1.3. Настоящий Порядок распространяется на муниципальные образовательные учреждения, подведомственные Отделу образования, реализующие программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования.
1.4. В настоящем Порядке используются следующие термины:
- качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы (статья 2 ФЗ N 273);
- мониторинг системы образования - систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников учреждений, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети учреждений, осуществляющих образовательную деятельность (статья 97 п. 3, ФЗ N 273);
- экспертиза - всестороннее изучение состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности на основе диагностических и оценочных процедур, осуществляемых различными субъектами муниципальной системы образования;
- измерение - определение уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму, содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
2. Цель, задачи, принципы мониторинга системы образования
2.1. Целью мониторинга является получение объективной информации о системе образования района для принятия обоснованных управленческих решений, а также обеспечение и повышение уровня информированности потребителей муниципальных услуг в области образования.
2.2. Задачи мониторинга:
- формирование механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии муниципальной системы образования;
- координация деятельности всех структур и субъектов мониторинга;
- обеспечение заинтересованных пользователей достоверной информацией о состоянии и развитии системы образования на муниципальном уровне;
- определение рейтинга муниципальных образовательных учреждений и стимулирование их деятельности.
2.3. Принципы мониторинга системы образования:
Достижение поставленной цели мониторинга системы образования обеспечивается соблюдением следующих принципов:
- системность процедур мониторинга;
- приоритет внешней оценки качества образования над внутренней (обеспечение независимости, объективности и качества предоставления информации);
- дифференциация и учет при оценке образовательных учреждений на условиях единства основных параметров;
- технологичность (процесс сбора информации должен быть направлен на реализацию взаимосвязанных и соподчиненных действий, обеспечивающих достижение гарантируемого результата);
- открытость и обеспечение доступности для различных слоев населения информации о механизмах, процедурах и результатах мониторинга;
- минимизация системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления муниципальной системой образования.
3. Перечень информации, подлежащей мониторингу
3.1. Перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу (утвержденный постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования").
3.1.1. Сведения о развитии дошкольного образования:
- уровень доступности дошкольного образования и численность населения, получающего дошкольное образование;
- содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам дошкольного образования;
- кадровое обеспечение дошкольных образовательных учреждений и оценка уровня заработной платы педагогических работников;
- материально-техническое и информационное обеспечение дошкольных образовательных учреждений;
- условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
- состояние здоровья лиц, обучающихся по программам дошкольного образования;
- изменение сети дошкольных образовательных учреждений (в том числе ликвидация и реорганизация учреждений, осуществляющих образовательную деятельность);
- финансово-экономическая деятельность дошкольных образовательных учреждений;
- создание безопасных условий при организации образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях.
3.1.2. Сведения о развитии начального общего образования, основного, среднего общего образования:
- уровень доступности начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования и численность населения, получающего начальное общее, основное общее и среднее общее образование;
- содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования;
- кадровое обеспечение общеобразовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации образовательных программ, а также оценка уровня заработной платы педагогических работников;
- материально-техническое и информационное обеспечение общеобразовательных учреждений, а также иных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ;
- условия получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
- результаты аттестации лиц, обучающихся по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования;
- состояние здоровья лиц, обучающихся по основным общеобразовательным программам, здоровьесберегающие условия, условия организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в общеобразовательных учреждениях, а также иных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ;
- изменение сети учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе ликвидация и реорганизация учреждений, осуществляющих образовательную деятельность);
- финансово-экономическая деятельность общеобразовательных учреждений, а также иных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ;
- создание безопасных условий при организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях.
3.1.3. Сведения о развитии дополнительного образования детей и взрослых:
- численность населения, обучающегося по дополнительным общеобразовательным программам;
- содержание и организация образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
- кадровое обеспечение учреждений, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации дополнительных общеобразовательных программ;
- материально-техническое и информационное обеспечение учреждений, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации дополнительных общеобразовательных программ;
- изменение сети учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (в том числе ликвидация и реорганизация учреждений, осуществляющих образовательную деятельность);
- финансово-экономическая деятельность учреждений, осуществляющих образовательную деятельность в части обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных программ;
- структура учреждений, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;
- создание безопасных условий при организации образовательного процесса в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации дополнительных общеобразовательных программ;
- учебные и внеучебные достижения лиц, обучающихся по программам дополнительного образования детей.
3.2. Перечень вопросов, подлежащих мониторингу на муниципальном уровне:
- занятость учащихся во внеурочной деятельности;
- промежуточный мониторинг реализации программ развития образовательных учреждений;
- результаты обученности по итогам учебного года;
- результаты промежуточной аттестации обучающихся;
- обеспеченность учебниками;
- обновление сайтов образовательных учреждений и наполнение информацией;
- охват горячим питанием школьников;
- выполнение натуральных и денежных норм питания, заболеваемость в ДОУ;
- очередность детей в дошкольные образовательные учреждения;
- участие района во Всероссийской олимпиаде школьников, результативность и качество проведения на школьном и муниципальном уровнях этапов олимпиад;
- укрепление материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений;
- энергетическая эффективность деятельности общеобразовательных учреждений;
- заработная плата педагогических работников образовательных учреждений;
- оснащенность учебно-лабораторным оборудованием и обеспеченность учебниками общеобразовательных учреждений.
3.3. Результаты мониторинга оформляются в табличном варианте, удобном для проведения сравнительного анализа.
4. Организационная структура мониторинга муниципальной системы образования
4.1. Организационная структура мониторинга муниципальной системы образования включает:
4.1.1. Муниципальный уровень - Отдел образования:
- осуществляет разработку и утверждение критериальной базы мониторинга; нормативное, организационное, технологическое обеспечение проведения мониторинга;
- обеспечивает контроль выполнения процедур мониторинга системы образования; координирует работу различных структур, деятельность которых связана с вопросами оценки системы образования;
- осуществляет сбор, хранение и статистическую обработку информации о состоянии и динамике развития муниципальной системы образования;
- обеспечивает проведение оценки и анализа информации, полученной в ходе мониторинга системы образования; определяет состояние и тенденции функционирования и развития муниципальной системы образования;
- утверждает рейтинг муниципальных образовательных учреждений по результатам мониторинга;
- принимает управленческие решения по совершенствованию состояния образования в муниципальном образовании;
- ежегодно составляет и публикует на сайте Отдела образования доклад о состоянии и перспективах развития системы образования района.
4.1.2. Уровень образовательных учреждений - Муниципальное образовательное учреждение:
- обеспечивает проведение в образовательном учреждении мониторинговые и статистические исследования, проводимые Отделом образования;
- разрабатывает и реализует программы развития образовательного учреждения;
- организует систему внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении, формирует его нормативное, организационное, информационное и технологическое обеспечение;
- осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития образовательного учреждения, анализирует результаты мониторинга системы образования;
- обеспечивает предоставление информации о состоянии системы образования в Отдел образования;
- обеспечивает проведение методической работы по вопросам оценки качества образования;
- принимает управленческие решения по результатам оценки состояния системы образования на уровне образовательного учреждения;
- ежегодно составляет и публикует на сайте образовательного учреждении публичный доклад о состоянии и перспективах развития образовательного учреждения.
4.1.3. Уровень педагогического сообщества - районные методические объединения учителей-предметников:
- обеспечивают в рамках профессионального сообщества проведение мероприятий по развитию педагогических систем оценки качества образования;
- проводят разработку контрольно-измерительных материалов для оценки образовательных достижений обучающихся, рабочих учебных программ, обеспечивают проведение мониторинга и анализ данных;
- обеспечивают практическое решение проблем, выявленных в ходе мониторинга;
- обеспечивают обмен опытом работы по вопросам контрольно-оценочной деятельности и совершенствования образовательного процесса.
4.1.4. Общественный уровень - Совет по развитию системы образования:
- участвуют в оценке качества образования по стандартизированным процедурам, в том числе в государственной итоговой аттестации обучающихся общеобразовательных учреждений (в качестве общественных наблюдателей);
- участвуют в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательных учреждений муниципальной системы образования;
- участвуют в проведении независимой оценки качества образования;
- участвуют в обсуждении результатов мониторинга качества образования, содействуют определению стратегических направлений развития системы образования на муниципальном и учрежденческом уровнях.
4.2. Каждый нижестоящий уровень подконтролен и подотчетен вышестоящему.
4.3. По периодичности сбора данных информация разделяется на:
- ежемесячный мониторинг (отчетность);
- квартальный мониторинг (отчетность);
- годовой мониторинг (отчетность).
4.4. Основными пользователями результатов мониторинга (аналитические отчеты, доклады, информационно-справочные материалы) являются работники Отдела образования, руководящие и педагогические работники образовательных учреждений и другие заинтересованные лица.
4.5. Функционирование мониторинга системы образования подразумевает размещение информации на официальных сайтах Отдела образования и образовательных учреждений.
5. Методы проведения и технология анализа данных мониторинга
5.1. К методам проведения мониторинга относятся:
- тестирование,
- анкетирование,
- проведение контрольных и других квалификационных работ,
- статистическая обработка информации,
- экспертное оценивание.
5.2. Основными инструментами, позволяющими дать качественную оценку муниципальной системы образования, являются анализ изменений характеристик во времени (динамический анализ) и сравнение одних характеристик с аналогичными в рамках муниципальной системы образования (сопоставительный анализ).
5.3. По итогам анализа полученных данных в рамках мониторинга готовятся соответствующие документы: отчеты, аналитические справки, доклады, которые доводятся до администрации Пестяковского муниципального района, начальника Отдела образования, педагогических коллективов муниципальных образовательных учреждений.
5.4. Данные по итогам мониторинга включаются в ежегодный доклад Отдела образования о результатах и основных направлениях деятельности и размещаются на сайте Отдела образования.
5.5. Результаты мониторинга являются основанием для принятия обоснованных управленческих решений на разных уровнях управления образованием.
5.6. Должностные лица, организующие мониторинг, несут персональную ответственность за обработку данных мониторинга, их анализ и использование, а также распространение результатов мониторинга.
5.7. Руководители образовательных учреждений несут персональную ответственность за недостоверное, несвоевременное или некачественное предоставление информации мониторинга системы образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.