Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
образования и науки РД
от 25 января 2021 г. N 05-02-32/21
Регламент
по организации и проведению итогового собеседования на территории Республики Дагестан
1. Общие положения
1.1. Регламент по организации и проведению итогового собеседования по русскому языку (автоматизированная обработка бланков) (далее - Регламент) определяют категории участников итогового собеседования по русскому языку (далее - итоговое собеседование), сроки и продолжительность проведения итогового собеседования, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению и проверке ответов участников итогового собеседования, порядок сбора исходных сведений и подготовки к проведению итогового собеседования, рекомендуемый порядок проведения и проверки итогового собеседования, порядок обработки результатов итогового собеседования, срок действия результатов итогового собеседования.
1.2. В продолжительность итогового собеседования не включается время, отведенное на подготовительные мероприятия (приветствие участника, внесение сведений в ведомость учета проведения итогового собеседования и др.).
2. Категории участников итогового собеседования
2.1. Итоговое собеседование как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее - ГИА) проводится для обучающихся IX классов, в том числе для:
лиц, осваивающих образовательные программы основного общего образования в форме семейного образования, либо лиц, обучающихся по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам основного общего образования, проходящих экстерном ГИА в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования (далее - экстерны);
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ);
экстернов с ОВЗ;
обучающихся - детей-инвалидов и инвалидов;
экстернов - детей-инвалидов и инвалидов;
обучающихся на дому;
обучающихся в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении (далее вместе - участники итогового собеседования).
3. Порядок подачи заявления на участие в итоговом собеседовании
3.1. Для участия в итоговом собеседовании обучающиеся подают заявление (приложение 11) и согласие на обработку персональных данных в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы основного общего образования, а экстерны - в организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования, по выбору экстернов не позднее чем за две недели до начала проведения итогового собеседования.
Участники итогового собеседования с ОВЗ при подаче заявления на прохождение итогового собеседования предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), участники итогового собеседования - дети-инвалиды и инвалиды - оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (далее - справка, подтверждающая инвалидность), а также копию рекомендаций ПМПК в случаях, изложенных в подпункте 9.5 пункта 9 настоящего Регламента.
3.2. Итоговое собеседование проводится в образовательных организациях и (или) в местах проведения итогового собеседования, определенных Министерства образования и науки Республики Дагестан (далее - Минобрнауки РД), (далее вместе - места проведения итогового собеседования).
4. Организация проведения итогового собеседования
4.1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) осуществляет следующие функции в рамках проведения итогового собеседования:
осуществляет методическое обеспечение проведения итогового собеседования;
обеспечивает Минобрнауки РД комплектами тем, текстов и заданий итогового собеседования (далее - КИМ итогового собеседования);
разрабатывает критерии оценивания итогового собеседования;
направляет Минобрнауки РД информацию по переводу суммы баллов, полученных участниками итогового собеседования за итоговое собеседование, в систему оценивания "зачет" / "незачет" (за исключением случаев, изложенных в подпункте 9.6 пункта 9 настоящего Регламента);
определяет дополнительный срок проведения итогового собеседования на основании письменного обращения*(1) Минобрнауки РД в случае невозможности проведения итогового собеседования в установленные сроки по объективным причинам.
4.2. Минобрнауки РД в рамках проведения итогового собеседования определяют:
порядок аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении итогового собеседования;
порядок проведения*(2), а также порядок (схему) проверки ответов участников итогового собеседования;
порядок осуществления аудиозаписи ответов участников итогового собеседования (потоковая аудиозапись, персональная аудиозапись каждого участника итогового собеседования, комбинирование потоковой и персональной аудиозаписей);
лиц, ответственных за процедуру проведения итогового собеседования в РД;
порядок создания комиссий по проведению итогового собеседования и комиссий по проверке итогового собеседования в образовательных организациях и (или) комиссий по проведению итогового собеседования и комиссий по проверке итогового собеседования в местах проведения итогового собеседования, определенных Минобрнауки РД;
техническую схему обеспечения проведения итогового собеседования в местах проведения итогового собеседования;
порядок проверки ответов участников итогового собеседования экспертами, входящими в комиссию по проверке итогового собеседования;
порядок и сроки передачи в региональные центры обработки информации (далее - РЦОИ) бланков итогового собеседования, аудио-файлов с записями ответов участников итогового собеседования, ведомостей учета проведения итогового собеседования в аудитории, протоколов экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования;
сроки, места и порядок ознакомления участников итогового собеседования и (или) их родителей (законных представителей) с результатами итогового собеседования;
порядок подачи заявления на проверку аудиозаписи устного ответа участника итогового собеседования и организации повторной проверки устного ответа участника итогового собеседования комиссией по проверке итогового собеседования другой образовательной организации или комиссией, сформированной в местах, определенных Минобрнауки РД, в случае, предусмотренном пунктом 13 настоящего Регламента;
места, порядок и сроки хранения, уничтожения оригиналов КИМ итогового собеседования, аудиозаписей устных ответов участников итогового собеседования и других материалов итогового собеседования.
В случаях угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, невозможности проведения итогового собеседования в установленные сроки по объективным причинам Минобрнауки РД направляет соответствующее письмо в Рособрнадзор с просьбой рассмотреть возможность установления дополнительного срока проведения итогового собеседования вне сроков проведения итогового собеседования, установленных Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России N 189, Рособрнадзора N 1513 от 07.11.2018 (зарегистрирован в Минюсте России 10.12.2018, регистрационный N 52953) (далее - Порядок).
Минобрнауки РД организует формирование и ведение региональных информационных систем обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее - РИС), и внесение сведений в РИС и федеральную информационную систему обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (далее - ФИС ГИА и Приема).
4.3. Минобрнауки РД обеспечивает:
информирование участников итогового собеседования и их родителей (законных представителей) по вопросам организации и проведения итогового собеседования через образовательные организации и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (МСУ), а также путем взаимодействия со средствами массовой информации, организации работы телефонов "горячих линий" и ведения раздела на официальных сайтах Минобрнауки РД в сети "Интернет;
проведение итогового собеседования в местах проведения итогового собеседования в соответствии с требованиями настоящего Регламента;
организацию проведения итогового собеседования для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования - детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития;
информационную безопасность при хранении, использовании и передаче КИМ итогового собеседования, в том числе определяют места хранения КИМ итогового собеседования, лиц, имеющих к ним доступ, принимают меры по защите КИМ итогового собеседования от разглашения содержащейся в них информации;
ознакомление участников итогового собеседования и (или) их родителей (законных представителей) с результатами итогового собеседования в сроки, установленные Минобрнауки РД.
4.4. Образовательные организации в целях проведения итогового собеседования:
обеспечивают отбор и подготовку специалистов, входящих в состав комиссий по проведению итогового собеседования и комиссий по проверке итогового собеседования в образовательных организациях, в соответствии с требованиями настоящего Регламента;
под подпись информируют специалистов, привлекаемых к проведению и проверке итогового собеседования, о порядке проведения и проверки итогового собеседования, установленном Минобрнауки РД, а также изложенном в настоящем Регламенте;
под подпись информируют участников итогового собеседования и их родителей (законных представителей) о местах и сроках проведения итогового собеседования, о порядке проведения итогового собеседования, установленном Минобрнауки РД, о ведении во время проведения итогового собеседования аудиозаписи ответов участников итогового собеседования, о времени и месте ознакомления с результатами итогового собеседования, а также о результатах итогового собеседования, полученных участниками итогового собеседования.
4.5. В целях информирования граждан о порядке проведения итогового собеседования в средствах массовой информации, в которых осуществляется официальное опубликование нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на официальных сайтах Минобрнауки РД, РЦОИ и ОО публикуется информация о:
порядке проведения итогового собеседования, утвержденном Минобрнауки РД, - не позднее чем за два месяца до дня проведения итогового собеседования;
сроках проведения итогового собеседования - не позднее чем за месяц до завершения срока подачи заявления на участие в итоговом собеседовании;
сроках, местах и порядке информирования о результатах итогового собеседования - не позднее чем за месяц до дня проведения итогового собеседования.
4.6. Организационное и технологическое обеспечение проведения итогового собеседования на территориях субъектов Российской Федерации, в том числе обеспечение деятельности по эксплуатации РИС и взаимодействие с ФИС ГИА и Приема, осуществляется РЦОИ.
4.7. Организационное и технологическое обеспечение проведения итогового собеседования за пределами территории Российской Федерации, обеспечение деятельности по эксплуатации ФИС ГИА и Приема осуществляется уполномоченной организацией - федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральный центр тестирования" (далее - ФГБУ "ФЦТ").
4.8. В связи с сохранением неблагоприятной эпидемиологической ситуации на территории Республики Дагестан, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, и введением ограничительных мер, в том числе в части перевода обучающихся на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, образовательные организации РД, могут принят решение о проведении итогового собеседования с применением информационно-коммуникационных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий (далее - дистанционная форма), и процедуру проведения итогового собеседования в дистанционной форме с соблюдением мер по защите комплектов текстов, тем и заданий итогового собеседования от разглашения содержащейся в них информации, предварительно уведомив об этом Минобрнауки РД.
5. Сроки и продолжительность проведения итогового собеседования
5.1. Итоговое собеседование проводится во вторую среду февраля (10 февраля 2021 года).
5.2. Продолжительность проведения итогового собеседования для каждого участника итогового собеседования составляет 15-16 минут.
Для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования - детей-инвалидов и инвалидов продолжительность проведения итогового собеседования увеличивается на 30 минут (т.е. общая продолжительность итогового собеседования для указанных категорий участников итогового собеседования составляет в среднем 45 минут). Участники итогового собеседования с ОВЗ, участники итогового собеседования - дети-инвалиды и инвалиды самостоятельно по своему усмотрению распределяют время, отведенное на проведение итогового собеседования. Так, вышеназванные участники итогового собеседования могут использовать время как на подготовку к ответам, так и на ответы на задания КИМ итогового собеседования.
В продолжительность итогового собеседования не включается время, отведенное на подготовительные мероприятия (приветствие участника итогового собеседования, внесение сведений в ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории (форма ИС-02, см. приложение 8), инструктаж участника итогового собеседования экзаменатором-собеседником по выполнению заданий КИМ итогового собеседования до начала процедуры и др.).
5.3. В случае получения неудовлетворительного результата ("незачет") за итоговое собеседование участники итогового собеседования вправе пересдать итоговое собеседование в текущем учебном году, но не более двух раз и только в дополнительные сроки - 10 марта и 17 мая 2021 года (вторая рабочая среда марта и первый рабочий понедельник мая).
5.4. Участники итогового собеседования могут быть повторно допущены в текущем учебном году к прохождению итогового собеседования в случаях, предусмотренных настоящим Регламентом, в дополнительные сроки.
6. Подготовка к проведению итогового собеседования в образовательной организации
6.1. Итоговое собеседование может проводиться в ходе учебного процесса в образовательной организации. Участники итогового собеседования могут принимать участие в итоговом собеседовании без отрыва от образовательного процесса (находиться на уроке во время ожидания очереди и возвращаться на урок после проведения итогового собеседования). При этом итоговое собеседование может проводиться и вне учебного процесса в образовательной организации и (или) в местах проведения итогового собеседования, определенных Минобрнауки РД.
6.2. Количество, общая площадь и состояние помещений, предоставляемых для проведения итогового собеседования, должны обеспечивать проведение итогового собеседования в условиях, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
6.3. Для проведения итогового собеседования выделяются:
учебные кабинеты, в которых участники итогового собеседования ожидают очереди для участия в итоговом собеседовании (в учебных кабинетах параллельно могут вестись учебные занятия для участников итогового собеседования, ожидающих своей очереди) (далее - аудитории ожидания итогового собеседования);
учебные кабинеты проведения итогового собеседования, в которых участники итогового собеседования проходят процедуру итогового собеседования*(3) (далее - аудитории проведения итогового собеседования);
учебные кабинеты для участников, прошедших итоговое собеседование (например, обучающиеся могут ожидать начала следующего учебного занятия в данном учебном кабинете);
помещение для получения КИМ итогового собеседования (далее - Штаб).
6.4. Аудитории проведения итогового собеседования должны быть изолированы от остальных учебных кабинетов образовательной организации, в которых осуществляется учебный процесс, для обеспечения соблюдения порядка во время проведения итогового собеседования. Рабочее место в аудитории проведения итогового собеседования должно быть оборудовано техническими средствами, позволяющими осуществить аудиозапись устных ответов участников итогового собеседования (например, компьютер, оснащенный микрофоном, диктофон).
6.5. Штаб оборудуется телефонной связью, принтером, персональным компьютером с выходом в сеть "Интернет" для получения КИМ итогового собеседования, критериев оценивания итогового собеседования и других материалов итогового собеседования.
6.6. Не позднее чем за две недели до проведения итогового собеседования руководитель образовательной организации обеспечивает создание комиссии по проведению итогового собеседования и комиссии по проверке итогового собеседования.
В состав комиссии по проведению итогового собеседования входят:
ответственный организатор образовательной организации, обеспечивающий подготовку и проведение итогового собеседования (см. приложение 1);
организаторы проведения итогового собеседования, обеспечивающие передвижение участников итогового собеседования и соблюдение порядка иными обучающимися образовательной организации, не принимающими участия в итоговом собеседовании (в случае если итоговое собеседование проводится во время учебного процесса в образовательной организации) (см. приложение 5);
экзаменаторы-собеседники, которые проводят собеседование с участниками итогового собеседования, проводят инструктаж участника итогового собеседования по выполнению заданий КИМ итогового собеседования, а также обеспечивают проверку документов, удостоверяющих личность участников итогового собеседования, фиксируют время начала и время окончания проведения итогового собеседования для каждого участника итогового собеседования. Экзаменатором-собеседником может являться педагогический работник, обладающий коммуникативными навыками, грамотной речью (без предъявления требований к опыту работы) (см. приложение 3);
технический специалист (не менее одного на образовательную организацию), обеспечивающий получение КИМ итогового собеседования от РЦОИ, а также обеспечивающий подготовку технических средств для ведения аудиозаписи в аудиториях проведения итогового собеседования, тиражирование материалов для проведения итогового собеседования, сканирование материалов итогового собеседования (в случае сканирования материалов итогового собеседования в образовательной организации) (см. приложение 2).
В состав комиссии по проверке итогового собеседования входят:
эксперты по проверке устных ответов участников итогового собеседования, являющиеся учителями, имеющими высшее образование по специальности "Русский язык и литература" с квалификацией "Учитель русского языка и литературы" (далее - эксперты) (см. приложение 4).
Количественный состав комиссии по проверке ответов участников итогового собеседования определяет образовательная организация в зависимости от схемы оценивания ответов участников итогового собеседования, количества участников итогового собеседования, количества аудиторий проведения итогового собеседования и количества учителей русского языка и литературы, работающих в образовательной организации и участвующих в проверке ответов участников итогового собеседования. В случае небольшого количества участников итогового собеседования и учителей, участвующих в проверке ответов участников итогового собеседования, рекомендуется сформировать единую комиссию по проведению и проверке ответов участников итогового собеседования в образовательной организации.
6.7. За день до проведения итогового собеседования осуществляется формирование и тиражирование материалов для проведения итогового собеседования в соответствии с одним из следующих вариантов*(4):
- РЦОИ формирует с помощью ПО "Планирование ГИА-9", тиражирует и передает на бумажных носителях ответственному организатору образовательной организации бланки итогового собеседования (опционально) (см. приложение 10), списки участников итогового собеседования (для регистрации участников, распределения их по аудиториям) (см. приложение 7), ведомости учета проведения итогового собеседования в аудитории (по количеству аудиторий) (см. приложение 8), листы бумаги для черновиков для внесения первичной информации по оцениванию ответов участника итогового собеседования экспертами (см. приложение 9);
- сформированные материалы передаются в образовательную организацию.
6.8. В образовательной организации список участников итогового собеседования проверяется, в случае необходимости список корректируется. Ответственный организатор образовательной организации распределяет участников итогового собеседования по аудиториям проведения итогового собеседования, заполняет в списке участников итогового собеседования поле "Аудитория".
6.9. Не позднее чем за сутки до проведения итогового собеседования технический специалист проверяет:
- готовность в Штабе рабочего места для ответственного организатора образовательной организации (наличие доступа в сеть "Интернет", рабочее состояние принтера, сканера при сканировании материалов итогового собеседования в образовательной организации, наличие бумаги).
В случае отсутствия доступа у образовательной организации в день проведения итогового собеседования к федеральному Интернет-ресурсу для передачи КИМ итогового собеседования ответственный организатор обращается в РЦОИ РД.
В случае отсутствия доступа у РЦОИ в день проведения итогового собеседования к федеральному Интернет-ресурсу для передачи КИМ итогового собеседования ответственный специалист РЦОИ незамедлительно обращается в контактный центр ФГБУ "ФЦТ" для получения материалов посредством электронной почты (далее - резервная схема). В случае применения механизма резервной схемы РЦОИ публикует полученные от ФГБУ "ФЦТ" КИМ итогового собеседования на собственном Интернет-ресурсе (сайте) или направляет в образовательную организацию посредством электронной почты;
- готовность оборудования для записи ответов участников итогового собеседования (производит тестовую аудиозапись). Аудиозапись ответов не должна содержать посторонние шумы и помехи, голоса участника итогового собеседования и экзаменатора-собеседника должны быть отчетливо слышны. Аудиозаписи сохраняются в часто используемых аудиоформатах (*.wav, *.mp3, *.mp4 и т.д.).
7. Порядок сбора исходных сведений и подготовки к проведению итогового собеседования
7.1. Сведения по итоговому собеседованию вносятся РЦОИ в РИС посредством ПО "Планирование ГИА-9". В РИС вносится следующая информация:
об участниках итогового собеседования;
о местах проведения итогового собеседования;
о назначении участников на даты проведения итогового собеседования;
о распределении участников по местам проведения итогового собеседования;
о результатах итогового собеседования, полученных участниками итогового собеседования.
7.2. Сведения об участниках итогового собеседования предоставляют образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы основного общего образования.
7.3. ФГБУ "ФЦТ" размещает комплекты КИМ итогового собеседования для проведения итогового собеседования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа и в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, на технологическом портале в защищенной сети за 5 календарных дней до даты проведения итогового собеседования.
7.4. Не позднее чем за сутки до проведения итогового собеседования образовательная организация получает критерии оценивания для экспертов с официального сайта Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный институт педагогических измерений" (далее - ФГБНУ "ФИПИ") (http://fipi.ru) и тиражирует их в необходимом количестве.
8. Проведение итогового собеседования
8.1. В день проведения итогового собеседования не ранее 07.30 по местному времени технический специалист образовательной организации получает от РЦОИ и тиражирует КИМ ИС-9 для проведения итогового собеседования, передает их ответственному организатору образовательной организации.
Внимание! В случае отсутствия доступа у образовательной организации и РЦОИ в день проведения итогового собеседования к федеральному ресурсу для передачи КИМ итогового собеседования, РЦОИ незамедлительно обращается в Контактный центр ФГБУ "ФЦТ" для получения материалов посредством электронной почты (далее - резервная схема). В случае применения механизма резервной схемы РЦОИ публикует полученные от ФГБУ "ФЦТ" КИМ итогового собеседования на собственном Интернет-ресурсе (сайте) или направляет в образовательную организацию посредством электронной почты;
8.2. Ответственный организатор образовательной организации выдает экзаменатору-собеседнику:
- ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории, где фиксируется время начала и окончания ответа каждого участника итогового собеседования;
- материалы для проведения итогового собеседования;
- бланки итогового собеседования для оценивания ответов участников итогового собеседования.
8.3. Ответственный организатор образовательной организации выдает эксперту:
- листы бумаги для черновиков для внесения первичной информации по оцениванию ответов участника итогового собеседования экспертом;
- комплект материалов для проведения итогового собеседования;
- возвратный пакет для упаковки бланков итогового собеседования;
- возвратный пакет для упаковки листов бумаги для черновиков для внесения первичной информации по оцениванию ответов участников итогового собеседования экспертом.
8.4. До начала проведения итогового собеседования экзаменатор-собеседник и эксперт знакомятся с заданиями, темами беседы и примерным кругом вопросов для обсуждения с участниками итогового собеседования, иными документами для проведения итогового собеседования.
8.5. Ответственный организатор образовательной организации выдает организатору(ам) проведения итогового собеседования список участников итогового собеседования.
8.6. В аудитории проведения итогового собеседования во время проведения итогового собеседования присутствуют:
экзаменатор-собеседник;
не более одного участника итогового собеседования;
эксперт по проверке ответов участников итогового собеседования (в случае использования первой схемы оценивания ответов участников итогового собеседования (см. п. 10.2. настоящего Регламента);
ассистент (при необходимости).
По решению образовательной организации допускается присутствие в аудитории проведения итогового собеседования технического специалиста для осуществления записи ответов участников итогового собеседования.
8.7. В день проведения итогового собеседования в месте проведения итогового собеседования могут присутствовать:
аккредитованные общественные наблюдатели;
аккредитованные представители средств массовой информации;
должностные лица Рособрнадзора, а также иные лица, определенные Рособрнадзором, и (или) должностные лица Минобрнауки РД.
8.8. Итоговое собеседование начинается в 09.00 по местному времени. Участники итогового собеседования ожидают своей очереди в аудитории ожидания итогового собеседования.
8.9. В аудиториях проведения итогового собеседования ведется аудиозапись.
8.10. Технический специалист в каждой аудитории проведения перед началом проведения итогового собеседования включает одну общую аудиозапись на весь день проведения итогового собеседования (один общий поток). Рекомендуется также вести индивидуальную аудиозаписи для каждого участника итогового собеседования.
8.11. Организатор проведения итогового собеседования в произвольном порядке приглашает участника итогового собеседования и сопровождает его в аудиторию проведения итогового собеседования, в которую он был распределен согласно списку участников, полученному от ответственного организатора образовательной организации, а после окончания итогового собеседования для данного участника - в учебный кабинет образовательной организации (параллельно может вестись урок). Затем в аудиторию проведения итогового собеседования приглашает нового участника итогового собеседования.
Внимание! Во время проведения итогового собеседования участникам итогового собеседования запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.
8.12. В случае неявки участника ответственный организатор образовательной организации в списках участников итогового собеседования в поле "Аудитория" рядом с номером аудитории указывает букву "Н". Допускается проставление отметки о неявке участника итогового собеседования организатором проведения итогового собеседования по поручению ответственного организатора образовательной организации.
8.13. Экзаменатор-собеседник проверяет документ, удостоверяющий личность участника итогового собеседования, выдает участнику бланк итогового собеседования и контролирует внесение участником итогового собеседования регистрационных сведений и подписи в бланк итогового собеседования, передает бланк итогового собеседования эксперту, вносит данные участника итогового собеседования в ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории.
8.14. После заполнения участником регистрационных полей бланка итогового собеседования экзаменатор-собеседник выдает КИМ для участника, фиксирует время начала итогового собеседования с участником в ведомости учета проведения итогового собеседования в аудитории и проводит итоговое собеседование. Участник итогового собеседования перед началом ответа по просьбе экзаменатора собеседника проговаривает в средство аудиозаписи свою фамилию, имя, отчество, номер варианта и код работы.
8.15. Перед ответом на каждое задание участник итогового собеседования произносит номер задания.
8.16. Экзаменатор-собеседник следит за соблюдением временного регламента (рекомендованный временной регламент размещается на сайте ФГБНУ "ФИПИ").
8.17. Эксперт, оценивает ответ участника итогового собеседования непосредственно по ходу общения его с экзаменатором-собеседником во время проведения итогового собеседования в режиме реального времени, сначала заполняет листы бумаги для черновиков для внесения первичной информации по оцениванию ответов участников итогового собеседования, а затем переносит результаты оценивания в бланк итогового собеседования каждого участника.
8.18. В случае если участник итогового собеседования по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить итоговое собеседование, он может покинуть аудиторию проведения итогового собеседования. Ответственный организатор образовательной организации составляет "Акт о досрочном завершении итогового собеседования по русскому языку по уважительным причинам" (см. приложение 13), а экзаменатор-собеседник вносит соответствующую отметку в ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории.
8.19. После окончания итогового собеседования в аудитории эксперт пересчитывает бланки итогового собеседования, листы бумаги для черновиков для внесения первичной информации по оцениванию участника итогового собеседования, упаковывает их в отдельные возвратные пакеты и вместе с комплектом материалов для проведения итогового собеседования передает их экзаменатору-собеседнику.
8.20. Экзаменатор-собеседник передает ответственному организатору образовательной организации в Штабе:
- материалы, использованные для проведения итогового собеседования;
- запечатанные в возвратный пакет бланки итогового собеседования;
- запечатанные в возвратный пакет листы бумаги для черновиков для внесения первичной информации по оцениванию ответов участников итогового собеседования;
- ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории.
8.21. По завершении участниками сдачи итогового собеседования технический специалист выключает аудиозапись ответов участников итогового собеседования, сохраняет ее в каждой аудитории проведения на устройстве для аудиозаписи и копирует на съемный электронный накопитель для последующей передачи ответственному организатору образовательной организации. Наименование файла должно содержать дату проведения итогового собеседования, номер аудитории, код образовательной организации.
8.22. Ответственный организатор образовательной организации направляет в РЦОИ:
- запечатанные в возвратные пакеты бланки итогового собеседования (поаудиторно);
- запечатанные в возвратные пакеты листы бумаги для черновиков для внесения первичной информации по оцениванию ответов участника итогового собеседования (поаудиторно);
- ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории;
- аудио-файлы с записями ответов участников итогового собеседования, списки участников итогового собеседования.
9. Особенности организации и проведения итогового собеседования для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования - детей-инвалидов и инвалидов
9.1. Участники итогового собеседования с ОВЗ при подаче заявления на участие в итоговом собеседовании предъявляют копию рекомендаций ПМПК, а участники итогового собеседования - дети-инвалиды и инвалиды - оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей инвалидность, а также копию рекомендаций ПМПК в случаях, изложенных в подпункте 9.5 пункта 9 настоящего Регламента.
9.2. Для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования - детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, Минобрнауки РД организует проведение итогового собеседования в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.
9.3. Основанием для организации проведения итогового собеседования на дому, в медицинской организации являются заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК.
9.4. Для участников итогового собеседования с ОВЗ (при предъявлении копии рекомендации ПМПК), для участников итогового собеседования - детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность) Минобрнауки РД обеспечивает создание следующих условий проведения итогового собеседования:
беспрепятственный доступ участников итогового собеседования в аудитории ожидания итогового собеседования, аудитории проведения итогового собеседования*(5), учебные кабинеты для участников, прошедших итоговое собеседование, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений);
увеличение продолжительности итогового собеседования на 30 минут;
организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения итогового собеседования.
9.5. Для участников итогового собеседования с ОВЗ (при предъявлении копии рекомендаций ПМПК), для участников итогового собеседования - детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность, и копии рекомендаций ПМПК) Минобрнауки РД обеспечивает создание следующих специальных условий, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития:
присутствие ассистентов, оказывающих указанным выше категориям участников итогового собеседования необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание;
использование на итоговом собеседовании необходимых для выполнения заданий технических средств.
Для слабослышащих участников итогового собеседования:
оборудование аудитории проведения итогового собеседования звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования.
Для глухих и слабослышащих участников итогового собеседования:
привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика;
Для слепых участников итогового собеседования:
оформление КИМ итогового собеседования рельефно-точечным шрифтом Брайля*(6) или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера.
Для слабовидящих участников итогового собеседования:
копирование КИМ итогового собеседования в день проведения итогового собеседования в присутствии члена комиссии по проведению итогового собеседования в увеличенном размере*(7);
обеспечение аудитории проведения итогового собеседования увеличительными устройствами;
индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (возможно использование индивидуальных светодиодных средств освещения (настольные лампы) с регулировкой освещения в динамическом диапазоне до 600 люкс, но не ниже 300 люкс при отсутствии динамической регулировки).
Для участников с расстройствами аутистического спектра:
привлечение в качестве экзаменатора-собеседника дефектолога, психолога или педагога, с которым указанный участник итогового собеседования знаком.
В исключительных случаях при необходимости и при наличии необходимых компетенций в качестве экзаменатора-собеседника может быть привлечен родитель участника итогового собеседования.
Для участников итогового собеседования с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
при необходимости использование компьютера со специализированным программным обеспечением (для ответов в письменной форме).
9.6. Минобрнауки РД самостоятельно определяют категории участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования - детей-инвалидов и инвалидов, особенности психофизического развития которых не позволяют выполнить им все задания итогового собеседования, а экспертам провести оценивание в соответствии с критериями оценивания итогового собеседования.
Указанным участникам итогового собеседования предоставляется право выполнить только те задания КИМ итогового собеседования, которые с учетом особенностей психофизического развития посильны им для выполнения.
Минобрнауки РД определяет минимальное количество баллов для указанной выше категории участников итогового собеседования за выполнение заданий итогового собеседования, необходимое для получения результата "зачет", отличное от минимального количества баллов за выполнение заданий итогового собеседования для остальных категорий участников итогового собеседования. В этих целях Минобрнауки РД разрабатывают соответствующую шкалу (шкалы) оценивания заданий итогового собеседования, применимую(-мые) для названной категории участников итогового собеседования.
Основанием для выполнения отдельных заданий, предусмотренных КИМ итогового собеседования, и оценивания по критериям, по которым данный участник итогового собеседования может быть оценен, являются соответствующие рекомендации ПМПК.
Перечень нозологических категорий, для которых предусмотрено выполнение отдельных заданий КИМ итогового собеседования, а также претендующих на уменьшение минимального количества баллов, необходимого для получения "зачета", различные формы выполнения заданий, критерии оценивания заданий итогового собеседования, по которым отдельные участники итогового собеседования могут быть оценены, минимальные возможные баллы и максимальные возможные баллы за итоговое собеседование представлены в приложении 12.
9.7. Участники итогового собеседования, особенности психофизического развития которых не позволяют им выполнить задания КИМ итогового собеседования в устной форме, могут выполнять задания КИМ итогового собеседования в письменной форме при наличии соответствующих рекомендаций ПМПК. При проведении итогового собеседования в письменной форме допускается использование листов бумаги для черновиков, выданных образовательной организацией, со штампом образовательной организации, на базе которой участник проходит итоговое собеседование. Письменная форма работы оформляется на листах бумаги со штампом образовательной организации, на базе которой участник проходит итоговое собеседование.
9.8. Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы, обучающегося с ОВЗ - ПМПК. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет. ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.
Согласно пункту 3 части 55 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" лица с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК, которые носят для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер в соответствии с пунктом 23 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 (зарегистрирован Минюстом России 23.10.2013, регистрационный N 30242) (далее - Положение о ПМПК).
Таким образом, категория "обучающийся с ОВЗ" определяется не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа - ПМПК. Не каждому инвалиду (ребенку-инвалиду) требуются создание специальных условий для получения им образования. В таком случае он не обучающийся с ОВЗ. Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательным программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечения доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
10. Порядок проверки и оценивания итогового собеседования
10.1 Проверка ответов участников итогового собеседования осуществляется экспертами, входящими в состав комиссии по проверке итогового собеседования.
Эксперты комиссии по проверке итогового собеседования должны соответствовать указанным ниже требованиям.
Владение необходимой нормативной базой:
федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку, по литературе (базовый и профильный уровни), утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 N 1089);
нормативные правовые акты, регламентирующие проведение итогового собеседования;
настоящий регламент по организации и проведению итогового собеседования.
Владение необходимыми предметными компетенциями:
иметь высшее образование по специальности "Русский язык и литература" с квалификацией "Учитель русского языка и литературы".
Владение компетенциями, необходимыми для проверки итогового собеседования:
умение объективно оценивать устные ответы участников итогового собеседования;
умение применять установленные критерии оценивания;
умение разграничивать ошибки и недочёты различного типа;
умение оформлять результаты проверки, соблюдая установленные требования;
умение обобщать результаты.
10.2. Оценивание работ участников итогового собеседования проводится по следующей схеме:
проверка ответов каждого участника итогового собеседования осуществляется экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям по системе "зачет"/"незачет". При этом при необходимости возможно повторное прослушивание и оценивание записи ответов отдельных участников.
При проверке ответов участников итогового собеседования, эксперт, оценивающий ответ участника непосредственно по ходу его общения с экзаменатором-собеседником, во время проведения итогового собеседования в режиме реального времени заполняет бланк итогового собеседования на каждого участника. Эксперт при необходимости имеет возможность пользоваться листами бумаги для черновиков для внесения первичной информации по оцениванию ответов участников итогового собеседования.
При ведении потоковой аудиозаписи нет необходимости в прослушивании ответов каждым участником: технический специалист проверяет работоспособность оборудования (в том числе и звукозаписывающего) до начала итогового собеседования в каждой аудитории, а, при необходимости, и в перерывах между прохождением итогового собеседования разными участниками итогового собеседования.
"Зачет" выставляется участникам итогового собеседования, набравшим минимальное количество баллов, определенное критериями оценивания выполнения заданий КИМ итогового собеседования, представленными в приложении 6 настоящего Регламента.
10.3. Для лиц, указанных в п. 9.6. настоящего Регламента минимальное количество баллов за выполнение всей работы, необходимое для получения "зачета" для данных категорий участников итогового собеседования, отличное от минимального количества баллов за выполнение заданий итогового собеседования для остальных категорий участников итогового собеседования. Данные категории оцениваются в соответствии с приложением N 12 настоящего Регламента.
10.4. К проведению итогового собеседования и проверке ответов участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования - детей-инвалидов и инвалидов могут быть привлечены учителя-дефектологи (логопеды/ сурдопедагоги/ тифлопедагоги и др.).
10.5. Проверка и оценивание ответов участников итогового собеседования комиссией по проверке итогового собеседования должны завершиться не позднее чем через пять календарных дней с даты проведения итогового собеседования.
11. Обработка результатов итогового собеседования
После завершения процедуры оценивания согласно порядку, установленному Минобрнауки РД, информация в виде бланков итогового собеседования, аудиофайлов с записями ответов участников итогового собеседования, ведомостей учета проведения итогового собеседования в аудитории передаются в РЦОИ для дальнейшей обработки. Проводятся стандартные процедуры сканирования, распознавания и верификации бланков итогового собеседования.
В РЦОИ производится обработка результатов итогового собеседования средствами специализированного программного обеспечения "АИС ГИА" в сроки, установленные федеральным графиком внесения сведений в РИС и ФИС.
12. Повторный допуск к итоговому собеседованию
Повторно допускаются к итоговому собеседованию в дополнительные сроки в текущем учебном году (во вторую рабочую среду марта (10 марта 2021 г.) и первый рабочий понедельник мая (17 мая 2021 г.) следующие участники итогового собеседования:
получившие по итоговому собеседованию неудовлетворительный результат ("незачет");
не явившиеся на итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
не завершившие итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.
13. Проведение повторной проверки итогового собеседования
В целях предотвращения конфликта интересов и обеспечения объективного оценивания итогового собеседования участникам итогового собеседования при получении повторного неудовлетворительного результата ("незачет") за итоговое собеседование предоставляется право подать в письменной форме заявление на проверку аудиозаписи устного ответа участника итогового собеседования комиссией по проверке итогового собеседования другой образовательной организации или комиссией, сформированной Минобрнауки РД.
14. Срок действия результатов итогового собеседования
Результат итогового собеседования как допуска к ГИА действует бессрочно.
------------------------------
*(1) В случае невозможности проведения собеседования в установленные Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 N 189/1513 (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018, регистрационный N 52953), сроки по объективным причинам, в том числе в связи с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой, необходимо письменно обратиться в Рособрнадзор с просьбой определения дополнительного срока проведения собеседования.
*(2) См. подпункт 4.8 пункта 4 настоящего Регламента.
*(3) Для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования - детей-инвалидов и инвалидов при наличии соответствующего заключения ПМПК может быть организована отдельная аудитория проведения итогового собеседования
*(4) В субъекте Российской Федерации может быть выбран любой из предложенных вариантов, либо использован смешанный вариант формирования и тиражирования материалов итогового собеседования.
*(5) Для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования - детей-инвалидов и инвалидов при наличии соответствующего заключения ПМПК может быть организована отдельная аудитория проведения итогового собеседования
*(6) Минобрнауки РД не позднее чем за две недели до даты проведения итогового собеседования направляет в Рособрнадзор запрос о необходимости предоставлении адаптированных вариантов КИМ итогового собеседования для их дальнейшего перевода на шрифт Брайля.
*(7) Минобрнауки РД не позднее чем за две недели до даты проведения итогового собеседования направляет в Рособрнадзор запрос о необходимости предоставлении адаптированных вариантов КИМ итогового собеседования для их дальнейшего масштабирования в местах проведения итогового собеседования.
*(8) В субъекте Российской Федерации может быть выбран любой из предложенных вариантов, либо использован смешанный вариант формирования и тиражирования материалов итогового собеседования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.