1. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации устанавливают основные принципы, нормативы и направления комплектования библиотечных фондов общедоступных библиотек Московской области и разработаны в целях оказания содействия органам управления культуры муниципальных образований Московской области, центральным (межпоселенческим) библиотекам и библиотекам поселений в проведении комплектования фондов в соответствии с современными библиотечными стандартами.
1.2. Методические рекомендации по комплектованию фондов общедоступных библиотек Московской области (далее - Методические рекомендации) разработаны на основе следующих документов:
Бюджетного кодекса Российской Федерации:
Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле";
Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федерального закона от 29.12.1994 N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов";
Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2010 N 1186 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований и государственных библиотек гг. Москвы и Санкт-Петербурга";
Распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.07.2007 N 923-р "Об изменении социальных нормативов и норм, одобренных распоряжением Правительства РФ от 03.07.1996 N 1063-р";
Распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 236-р "О Перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона";
Распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 755-р "Об определении операторов для проведения аукционов в электронной форме";
Закона Московской области от 20.06.2006 N 90/2006-ОЗ "О библиотечном обслуживании населения Московской области общедоступными библиотеками";
Также использованы следующие нормативные документы:
Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований: утв. Конференцией Российской библиотечной ассоциации на XII Ежегодной сессии 16 мая 2007 г.;
Единый План счетов бухгалтерского учета: утв. приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н:
Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки: принят Конференцией Российской библиотечной ассоциации. XIII Ежегодная сессия. 22 мая 2008 г., Ульяновск;
Нормативы минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры (общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений): утв. приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 20.02.2008 N 32;
Указание Центрального Банка Российской Федерации от 20.06.2007 N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя";
Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 11.03.2011 N 229 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2010 N 1186";
Инструкция об учёте библиотечного фонда: утв. приказом Министерства культуры Российской Федерации от 02.12.1998 N 590;
ГОСТ 7.76-96. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Комплектование фонда документов.
Библиографирование. Каталогизация. Термины и определения: введен в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 15.04.1997 N 136;
ГОСТ 7.83-2001. Межгосударственный стандарт. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения.
2. Основные принципы и критерии комплектования
2.1. Фонд библиотеки является библиотечно-информационным ресурсом конкретной территории (муниципального образования) и должен удовлетворять информационные потребности местного населения.
Фонд публичной библиотеки должен быть универсальным и содержать документы, имеющие научную, историческую, художественную ценность, а также деловую, правовую и иную социально значимую информацию.
2.2. Комплектование библиотечного фонда осуществляется на основании следующих принципов:
научность - пополнение библиотечного фонда документами, способствующими формированию мировоззрения, нравственных и гражданских качеств;
селективность - определение целесообразности приобретения и хранения уже имеющихся документов:
профилирование - зависимость комплектования от типа библиотеки, задач, которые она решает, групповых и общих информационных потребностей читателей, их возрастного состава, профессионального уровня:
пропорциональность - определение соотношения частей фонда, составляющих его целое, их соразмерности и соответствия каждой из частей задачам, стоящим перед ЦБС в целом и каждым структурным подразделением в отдельности:
систематичность - планомерное, регулярное и оперативное пополнение фонда документами;
плановость - обоснованное определение содержания, профиля, объема, источников и сроков комплектования.
2.3. При формировании библиотечного фонда применяются следующие критерии:
тематический диапазон библиотечного фонда: перечень отраслей науки, хозяйственной и общественной деятельности, тем, которые соответствуют задачам конкретной библиотеки и потребностям ее читателей;
видовой аспект комплектования библиотеки: печатные, аудиовизуальные документы, электронные издания;
типологический аспект фонда: перечень тех типов изданий, которые собираются в фонде (научные, научно-популярные, производственные, учебные, справочные, информационно-библиографические);
языковой диапазон комплектования (документы на языках народов Российской Федерации и на иностранных языках);
географический или краеведческий диапазон библиотечного фонда, включающий издания выпущенные в свет на территории Московской области и посвященные Московскому краю;
хронологическая глубина фонда определяется временем хранения документов с момента их выпуска в свет. Для общедоступных библиотек характерна быстрая обновляемость фондов;
потребительская ориентация фонда, которая предполагает выявление основных групп пользователей библиотеки.
3. Система комплектования библиотечных фондов
3.1. Комплектование библиотечного фонда включает в себя процессы выявления, отбора и планомерного приобретения для фонда документов, отвечающих целям и задачам библиотеки, стратегическим планам и особенностям развития территории, информационным потребностям пользователей.
3.2. В целях выявления информационных потребностей пользователей проводят следующие мероприятия, направленные на изучение читательского спроса:
сбор заявок от библиотекарей района (городского округа) на комплектование фонда;
анализ читательских и книжных формуляров (обращаемость книг), листков читательских требований;
анализ материалов справочно-библиографической работы (тетрадь справок);
анализ отзывов пользователей;
анкетирование, интервьюирование, наблюдение;
анализ материалов библиотечной статистики;
изучение рейтинга популярности книжной продукции.
Эффективно также использование опережающего формирования информационных запросов.
3.3. При отборе документов в процессе комплектования фонда необходимо учитывать:
степень соответствия документа модели фонда, задачам библиотеки и потребностям ее читателей;
научная, историческая, художественная ценность документа, его практическая значимость;
степень новизны документов по отношению к уже находящимся в фонде;
информационная и социальная ценность (классика, известность автора, популярное издательство, краеведческая тематика и др.);
актуальность документа, т.е. проявившийся или предполагаемый читательский спрос;
цена документа.
Необходимо также учитывать объёмы выделяемых денежных средств и технические возможности библиотеки.
3.4. Источники отбора документов в фонды: универсальные, тематические и отраслевые каталоги, рекламные листовки, списки литературы, представляемые издательствами и книготорговыми организациями, в том числе через Интернет.
3.5. При комплектовании фонда также необходимо учитывать возможности и перспективы информационно-библиотечного взаимодействия: внутрисистемного обмена, межбиблиотечного абонемента, электронной доставки документов, а также использования информационных ресурсов Интернета.
3.6. Виды комплектования:
текущее - предполагает пополнение фонда выходящими в свет изданиями;
ретроспективное - приобретение недостающих документов издания прошлых лет;
рекомплектование - освобождение фонда от устаревших по содержанию, ветхих, непрофильных и излишних дублетных экземпляров.
3.7. Текущее комплектование библиотечных фондов государственных и муниципальных библиотек осуществляется путем ежегодной плановой покупки.
Основными этапами закупок для текущего комплектования библиотек являются:
формирование заказа;
размещение государственного (муниципального) заказа;
исполнение госзаказа после заключения контракта;
контроль на всех стадиях процедуры закупок.
3.8. Этап планирования заказа включает: исследование рынка, определение примерной стоимости товаров и услуг; подготовку проекта технического задания: предварительные консультации с поставщиками; утверждение технического задания. Игнорирование этого этапа может привести к ситуации, когда котировки составляются только на основе информации, полученной из сети Интернет, без предварительной консультации с потенциальными поставщиками. В результате часто оказывается, что ни один из поставщиков не в состоянии выполнить заказ.
3.9. Процедуры размещения государственного (муниципального) заказа регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а для автономных учреждений - Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3.10. Обеспечение пополнения фонда может осуществляться также посредством книгообмена, безвозмездной передачи, получения в дар подписки на периодические издания, а также на основе получения в случаях, предусмотренных законодательством, обязательных экземпляров Московской области. Важное значение имеет использование каналов межбиблиотечного взаимодействия: внутрисистемного и межбиблиотечного обмена, межбиблиотечного абонемента, электронной доставки документов. В рамках библиотечной сети, объединяющей несколько библиотек (филиалов), регулярная программа обмена фондами позволит использовать эти фонды с максимальной пользой, предоставляя на выбор читателей большее число названий.
4. Основные направления комплектования фондов общедоступных библиотек
4.1. Основными направлениями комплектования фондов общедоступных библиотек являются следующие:
1) Краеведческие издания:
опубликованные документы, полностью посвященные региону (или любой его части) или содержащие значительные по объему или ценности сведения о нем, независимо от физической формы (печатные, электронные издания, аудиовизуальные материалы, микрофильмы и микрофиши), типа и вида издания, языка, времени и места издания;
неопубликованные документы (рукописи, коллекции фотографий, собрания изоматериалов и пр.), передаваемые в библиотеку на постоянное хранение частными лицами или учреждениями;
официальные издания органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципального образования Московской области;
местные издания - документы, изданные на территории региона, независимо от содержания, физической формы (печатные, электронные издания, аудиовизуальные материалы, микрофильмы и микрофиши), типа и вида издания, языка и времени издания.
2) Официальные издания органов государственной власти Российской Федерации (печатные документы, документы на электронных носителях, базы данных).
3) Издания, посвященные важным политическим, социально-экономическим и культурным событиям государственной важности, литературным и историческим юбилеям, знаменательным датам текущего года.
4) Фундаментальные справочные и библиографические издания.
5) Издания по общественным и гуманитарным наукам (печатные документы, документы на электронных носителях, базы данных).
6) Издания по экономическим наукам и праву (печатные документы, документы на электронных носителях, базы данных).
7) Издания по естественным и техническим наукам (печатные документы, документы на электронных носителях, базы данных). Выборочно - по отраслям знания и отдельным научным дисциплинам, не являющимся профильными для библиотеки.
8) Литературно-художественные издания и издания по искусству (печатные документы, документы на электронных носителях) зарубежных и отечественных современных авторов и классиков, прозаиков и драматургов.
9) Литература для среднего и малого бизнеса (печатные документы, документы на электронных носителях, базы данных).
10) Литература для детей и молодежи (печатные документы, документы на электронных носителях, базы данных).
11) Специализированный фонд проблемно-ориентированной литературы.
12) Электронные ресурсы: локальные электронные издания (CD, DVD), сетевые электронные издания (лицензионный доступ, ресурсы открытого доступа), электронные библиотеки, аудиовизуальные материалы, мультимедийные программы.
13) Периодические издания.
4.2. Комплектование фонда публичной библиотеки осуществляется в следующих форматах: в печатной форме; на электронных и аудио- носителях информации, изданных шрифтом Брайля, в режиме удаленного доступа.
4.3. Основные принципы, направления и стратегия комплектования фонда, а также совокупность содержательных и формальных признаков документов, подлежащих хранению в библиотеке, должны быть определены в Тематико-типологическом профиле комплектования, утверждаемом руководителем библиотеки (далее - ТТПК).
ТТПК - по своей сути является тематико-типологической моделью фонда библиотеки, дает представление о тематическом наполнении библиотечного фонда документами, экземплярности. хронологических границах фонда, языковом составе документов.
5. Основные нормативы текущего комплектования фондов общедоступных библиотек
5.1. Расчет объемов пополнения библиотечных фондов может производиться с учетом нескольких методических подходов, что позволяет проводить политику формирования фонда в зависимости от местных и финансовых условий.
1) Нормы, принятые в международной практике (Руководства ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек), определяются на основе таблицы:
Население |
Число приобретаемых за год книг (экз.) |
|
в расчете на 1 жителя |
в расчете на 1 000 жителей |
|
Менее 25000 |
0,25 |
250 |
От 25000 до 50000 |
0,225 |
225 |
Более 50000 |
0,20 |
200 |
Темпы пополнения из расчета 250 книг на 1000 жителей могут не соответствовать реалиям малых библиотек, не имеющих физической возможности поддерживать рекомендуемый минимальный уровень фонда в 2500 - 3000 книг.
2) Оптимальные размеры текущего комплектования (без учета докомплектования) в соответствии с методическими рекомендациями Российской национальной библиотеки рассчитываются как 3,8% от прогнозируемых объемов книговыдачи. Данный коэффициент рассчитан на основе следующих норм: ежегодно в порядке текущего комплектования допускается попадание в фонд общедоступной библиотеки определенного количества непрофильной литературы - не более 0,066% к размерам книговыдачи; ежегодно в фонде средней общедоступной библиотеки образуется массив устаревшей литературы - около 1,954% к размерам книговыдачи; ежегодно в фонде средней общедоступной библиотеки в результате интенсивного использования физически приходит в негодность определенная часть фонда, примерно 1,78% от размера книговыдачи.
Все эти части фонда подлежат списанию и, соответственно, замене (амортизации). Размер замены определяется суммой указанных выше величин: 0,066% + 1,954% + 1,78% = 3,8% от размера книговыдачи.
При росте книговыдачи. пропорционально увеличивается и размер необходимого обновления фонда.
3) Норма новых ежегодных поступлений может определяться также с учетом книгообеспеченности в расчете на 1 жителя в районе библиотечного обслуживания: для общедоступной муниципальной библиотеки - 6 - 7% от нормы обеспеченности жителя книгами и другими документами; для межпоселенческой библиотеки, центральных библиотек - 2 - 4% от установленной для них нормы обеспеченности книгами и другими документами.
Нормативы книгообеспеченности, рекомендуемые Российской национальной библиотекой, ориентированы на сложившуюся книгообеспеченность 1 жителя в разных регионах России.
Объем
документального фонда в зависимости от места библиотеки в системе обслуживания
Вид муниципальной библиотеки |
Норматив по книгообеспеченности |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
Библиотека сельского поселения |
7 - 9 книг и других документов на 1 жителя в районе обслуживания |
При отсутствии доступа к фондам и информационным источникам других библиотек |
Библиотека городского поселения |
5 - 7 книг и других документов на 1 жителя в районе обслуживания |
При отсутствии доступа к фондам и информационным источникам других библиотек |
Межпоселенческая библиотека (центральная районная библиотека) |
Не менее 4 книг и других документов на 1 жителя районного центра и дополнительно по 0,14 до 0,5 книг и других документов на 1 жителя муниципального района |
Межпоселенческая библиотека (центральная районная библиотека) получает обязательный местный экземпляр документов, изданных на территории муниципального района |
Центральная городская библиотека |
Не менее 3 книг и других документов на 1 жителя в районе обслуживания и дополнительно по 0.1 книги и других документов на 1 жителя города |
Центральная городская библиотека получает обязательный местный экземпляр документов, изданных на территории городского округа |
Библиотека административного района города |
Не менее 2,5 книг и других документов на 1 жителя, проживающего в районе обслуживания и дополнительно по 0,1 книги и других документов на 1 жителя города |
|
5.2. Индикаторами оптимального объема и состава фонда, а также его эффективного комплектования являются следующие показатели:
Книгообеспеченность. Объем фонда библиотеки ориентируется на среднюю книгообеспеченность одного жителя Российской Федерации, в том числе в городе - 5 - 7 томов; на селе - 7 - 9 томов. В оптимальном случае пользователями библиотеки могут быть 70 - 80% проживающего в зоне обслуживания населения. Однако средние показатели объема фонда могут корректироваться в зависимости от потребностей местных жителей, актуальности тематики издания, специфики конкретной библиотеки, близости других библиотек, возможностей доступа к внешним ресурсам, финансовых возможностей.
Обновляемость. Обновляемость фонда за определенный период отражает отношение объема поступлений к объему фонда на конец исследуемого периода. По рекомендации ИФЛА фонд общедоступной библиотеки должен обновляться в течение 10 лет и в нем должны присутствовать: 10% книг, изданных за последние 2 года, 30 - 40% книг, изданных за последние 5 лет. Для фонда с относительно низкой обращаемостью эти пропорции будут значительно меньше.
Укомплектованность. Фонд можно считать укомплектованным оптимально и по составу, и по величине, если им удовлетворяется около 75% общего числа читательских запросов.
Читаемость. Соотношение объема выдачи и количества читателей за год. Средний показатель читаемости равен 21,5 - 24,0. Читаемость ниже средней говорит о том. что фонд в целом не удовлетворяет потребностей читателей, хотя это явление может быть вызвано и другими причинами, определить которые можно путем анализа статистической отчетности.
Обращаемость. Показатель интенсивности использования фонда. Соотношение общего объема фонда и числа выдач в год. Можно также проводить анализ по отдельным тематическим направлениям, по новым поступлениям: за год, за последние 3 года, 5 лет. Оптимальный показатель обращаемости - в диапазоне 2-3. Обращаемость ниже нижнего предела (2) свидетельствует о недостаточном использовании фонда, что может быть связано с отсутствием информации о книгах, плохим качеством комплектования и изучения фонда, несистематическим вторичным отбором и исключением документов из фонда.
5.3. Дополнительные показатели, применяемые для анализа состояния и развития библиотечного фонда:
уровень удовлетворенности пользователей библиотечно-информационным обслуживанием;
оперативность комплектования:
оперативность библиографической обработки книг:
экспертные оценки соответствия деятельности библиотеки общепринятым стандартам.
5.4. Основные нормативы по направлениям комплектования и составу фондов общедоступных библиотек выработаны общероссийской практикой организации библиотечного обслуживания населения.
В составе книжного фонда центральной библиотеки должно быть сосредоточено 55 - 60 процентов литературы по отраслям знаний. 40 - 45 процентов художественной и детской литературы, в библиотеках-филиалах - 35 - 40 процентов литературы по отраслям знаний и 60 - 65 процентов художественной и детской. В минимальных по объему' фондах художественная и иная литература для взрослых и книги для детей должны быть представлены в равных пропорциях. Эти пропорции могут меняться в зависимости от информационных потребностей местного населения и роли общедоступной библиотеки.
Объем фонда справочных и библиографических изданий должен составлять не менее 10 процентов к общему фонду общедоступной библиотеки. В фонде сельской библиотеки должны быть представлены универсальные и отраслевые энциклопедии, толковые и языковые словари, краеведческие и туристические справочники, атласы, маршрутные карты, адресные книги, пособия, программы в помощь обучению. образованию и развитию, информационные издания для обеспечения разных сфер жизнедеятельности сельского поселения, др.
Объем фонда периодических изданий определяется из расчета не менее 20 названий изданий на библиотеку. Каждая библиотека должна получать не менее 1 названия районной периодики, не менее 2 названий областной периодики, не менее 2 названий общегосударственных ежедневных полноформатных газет, не менее 1 литературно-художественного журнала, не менее 5 названий детских периодических изданий.
Базовая обеспеченность межпоселенческой библиотеки (центральной районной библиотеки, центральной городской библиотеки) периодическими изданиями должна составлять не менее 150 названий изданий.
Сельская библиотека должна иметь возможность получать местные газеты и журналы, в том числе не менее 1 экземпляра региональной периодики; не менее 2 экземпляров общегосударственных ежедневных полноформатных газет; не менее 1 экземпляра общегосударственной воскресной полноформатной газеты. Объем фонда периодических изданий определяется из расчета 10 изданий на 1000 жителей. В составе фонда периодики должны быть издания для детей, а также профессиональные издания для библиотекарей.
В фонде общедоступной библиотеки, обслуживающей инвалидов по зрению, должны присутствовать специальные форматы для слепых, книги рельефно-точечного шрифта, "говорящие" книги, аудиокниги, рельефные пособия, тактильные рукодельные издания, издания в цифровом формате, а также аудиовизуальные материалы с сурдопереводом или сопровождаемые печатным текстом для глухих и слабослышащих.
Для этнических групп пользователей в библиотечном фонде, с учетом международной практики должны соблюдаться следующие нормы: при численности 500 этно-национальных представителей - 100 томов: при численности до 2000 - из расчета 1 том на 10 человек.
6. Особенности комплектования детских библиотек
6.1. Основная задача библиотек, обслуживающих детей, состоит в формировании оптимальных фондов, соответствующих развитию личности. информационным, образовательным и другим потребностям с учетом возрастных особенностей.
6.2. Качество фонда оценивается не по объёму, а по соответствию потребностям целевых групп молодых пользователей и темпам обновления.
При разработке стратегии формирования оптимальных фондов библиотек, обслуживающих детей и юношество, могут быть использованы следующие рекомендации.
Универсальность фонда детской библиотеки.
Формирование постоянной типовой части фонда: научно-познавательные книги по всем отраслям знаний, произведения классиков русской и мировой литературы, книги, вошедшие в золотой фонд детской литературы.
Обязательное наличие в фондах детской библиотеки отраслевых и универсальных энциклопедий, толковых и языковых словарей, краеведческих и туристических справочников, атласов, пособий, программ в помощь обучению и образованию, в том числе развивающих игр, информационных изданий для обеспечения разных сфер жизнедеятельности детства (не менее 10% к общему фонду).
Обеспечение доступа к широкому диапазону документов в самых разных форматах (книги, периодика, аудио и видеодокументы, электронные документы, базы данных, в том числе базы данных Интернета).
Соответствие фондов детских библиотек потребностям растущей личности, обеспечению ее интеллектуальных, духовных, образовательных и иных запросов. Документный фонд детской библиотеки обязан отвечать критериям отбора наиболее качественной литературы и других документов для детей и подростков. В фонде детской библиотеки не должно быть материалов, пропагандирующих вражду, насилие, жестокость, порнографию.
Наличие в фонде краеведческих изданий, местных документов, документов на языках этнических групп, других уникальных коллекций.
6.3. Объем фонда муниципальной детской библиотеки должен соответствовать нормативу средней книгообеспеченности одного жителя: в городе - 5 - 7 экз., на селе - 7 - 9 экз.
Центральная муниципальная детская библиотека должна располагать увеличенным объемом фонда: дополнительно из расчета от 0,5 до 2 экз. на одного жителя детского возраста.
Объем фонда периодических изданий определяется из расчета 10 изданий на 1000 жителей. Детская библиотека любой территории должна иметь возможность получать общегосударственные журналы и газеты для детей, местную периодику.
Фонд звукозаписей (речевых и музыкальных) и видеозаписей для детей должен включать лучшие образцы отечественной и зарубежной детской музыкальной классики и киноклассики.
6.4. В публичных библиотеках необходимо сохранение объема бюджетных ассигнований на приобретение детской литературы и других документов в размере не менее 30% от средств, выделяемых на комплектование библиотеки.
6.5. В соответствии с положениями Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки (РБА, 2008) в универсальном фонде публичной библиотеки, если в микрорайоне обслуживания нет специализированной детской библиотеки, литература для детей до 14 лет должна составлять от 30% фонда библиотеки, а также включать обучающие и развивающие программы, игры. Нормативами минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры рекомендуется, что если в сельском поселении нет специализированной детской библиотеки, то литература для детей должна составлять от 30% до 50% фонда библиотеки.
6.6. Фонды региональной детской библиотеки, выполняющей мемориальные функции, должны соответствовать критерию наибольшей полноты комплектования детской литературой.
В фонд региональной детской библиотеки должно постучать не менее 5% изданий текущего года. Базовая обеспеченность региональной детской библиотеки периодикой - не менее 150 названий.
7. Особенности формирования электронных ресурсов общедоступных библиотек
7.1. При формировании фонда электронных ресурсов необходимо учитывать следующие факторы:
доступность цифровых ресурсов, в том числе сравнительно с печатными документами;
состав и количество потенциальных пользователей, располагающих технологиями доступа к цифровым ресурсам;
возможность дополнительных финансовых затрат на обеспечение сохранности больших массивов цифровых ресурсов и периодической трансформации их в новые форматы в связи со сменой технологий;
особенности законодательства в области авторского права, применяемого к цифровым ресурсам:
особенности приобретения и использования электронных ресурсов удаленного доступа.
7.2. Электронные ресурсы по технологии доступа и носителю информации подразделяются на:
электронные ресурсы удаленного доступа - документы, получаемые библиотекой из внешних источников, размешенных на удаленных технических средствах, во временное пользование на условиях лицензионных соглашений с поставщиками информации:
электронные документы (издания) на съемных носителях (CD, DVD и т.п.);
сетевые документы, доступные в локальной сети.
7.3. Электронные ресурсы, доступные через сеть Интернет, обычно организованы в электронные библиотеки. Информационное наполнение электронных библиотек может быть цифровым аналогом печатных документов (электронные научные монографии, художественные произведения, учебники, журналы, диссертации, энциклопедии) и (или) содержать электронные данные, бизнес-информацию, результаты научных экспериментов и т.д.
7.4. Наиболее распространенные виды электронных ресурсов:
базы данных периодических изданий: каталоги журналов: библиографические базы данных (доступ к оглавлениям журналов, аннотациям статей, составленных службой аннотирования и/или автором); полнотекстовые базы данных, содержащие полнотекстовые версии статей из периодических изданий (доступ к новым публикациям и/или архивам;
базы данных электронных книг;
базы данных диссертаций;
энциклопедии;
специализированные базы данных.
7.5. Управление фондом электронных ресурсов, несмотря на его принципиальное отличие от традиционных материалов, предполагает выполнение аналогичных функций: формирование фонда, приобретение, библиографический учет и предоставление доступа.
7.6. В процессе формирования электронных ресурсов необходимо учитывать технические условия доступа к электронным ресурсам, в том числе наличие у библиотеки и у пользователя дополнительных технических и программных средств, нестандартного оборудования, высокоскоростного канала Интернета, а также удобство сервисов при работе с информацией.
Оценка ресурса происходит до и после его отбора. Ресурс оценивается на основе предоставляемой поставщиком статистики использования. Широко практикуется также оформление пробных (тестовых) доступов, во время которых доступ предоставляется бесплатно и есть возможность получить дополнительную информацию для принятия решения о необходимости приобретения ресурса.
7.7. Приобретение или организация доступа к электронным ресурсам регламентируется лицензионным соглашением, в котором зафиксированы взаимные права и обязательства библиотеки и поставщика на определенный период.
Лицензионное соглашение должно включать:
1) Минимальный набор обязательств поставщика:
гарантии высокой степени стабильности содержания, как в отношении единичного, так и совокупного ресурса;
обеспечение доступа через Интернет 24 часа в сутки 7 дней в неделю без ограничений времени использования и числа одновременных подключений, за исключением времени, необходимого для выполнения системных работ:
предоставление документации по пользованию ресурсом и поддержки пользователей в режиме "вопрос-ответ";
предоставление статистики использования ресурса (как правило, в соответствии с COUNTER: www.projectcounter.org).
2) Разрешенные формы использования лицензионных материалов:
аутентификация пользователей на основе IP-адресов или пользовательского идентификатора (имя пользователя) и пароля:
просмотр, поиск и использование результатов для вывода на печать и сохранения на компьютер пользователя.
3) Запрещенные формы использования лицензионных материалов:
использование в коммерческих целях;
внесение любых изменений в выгруженные материалы, включая знаки копирайта, торговые марки и др.;
масштабные выгрузки лицензионных материалов, использование программ-роботов;
использование лицензионных материалов для создания производных продуктов, печатных и электронных:
систематическое распространение лицензионных материалов неавторизованным пользователям.
4) Минимальный набор обязательств подписчика:
обеспечение установленных мер по предоставлению доступа к лицензионным материалам только авторизованным пользователям:
обеспечение установленных мер по информированию авторизованных пользователей о лицензионных требованиях, предъявляемых к пользованию лицензионными материалами;
немедленное информирование поставщика о случаях нарушения лицензионных требований, сотрудничество в расследовании обстоятельств нарушения; принятие разумные меры для того, чтобы нарушения не повторились.
7.8. Также в лицензионном соглашении необходимо предусмотреть:
хронологический охват (доступность архивов при подписке на текущие поступления);
доступ к ресурсу: с паролем или через IP-адрес, а также по количество одновременных пользователей;
возможность копирования текста (распечатка и электронный вид);
возможность отправлять копии документов по МБА;
срок действия контракта;
надежность ресурса (бесперебойный доступ);
сохранение права на использование ресурса после прекращения подписки (например, издания журнала до окончания подписки на полнотекстовую базу данных журналов);
техническую и консультативную помощь.
8. Требования к специалистам по комплектованию библиотечных фондов
8.1. Значительно усложнившиеся в современных условиях процессы комплектования и использования фондов предъявляет к специалистам, занимающимся комплектованием, более высокие квалификационные требования. Комплектатору сегодня необходимо знать:
тенденции развития рынка печатных и электронных ресурсов;
основы библиотечного маркетинга;
социально-демографические особенности и информационные потребности пользователей библиотеки;
федеральное и региональное библиотечное законодательство;
основы авторского, лицензионного и договорного права;
основы бухгалтерского учета:
способы комплектования библиотечных фондов в автоматизированном режиме, в том числе с использованием интернет-ресурсов, возможности получения бесплатного доступа к электронным ресурсам и права библиотеки на использование электронных документов.
8.2. Современный комплектатор должен обладать следующими профессиональными навыками:
самостоятельного принятия решений при отборе документов;
объективности в оценке документов;
предвидения степени использования приобретаемых документов или электронных ресурсов, к которым предоставляется доступ;
свободного владения методами поиска необходимой информации по всем источникам, включая информационные ресурсы Интернета;
эксплуатации офисной техники и компьютерного оборудования (компьютер, сканер, факс, проектор, CD-RW. DVD-ROM дисководы и другие).
8.3. В связи с необходимостью постоянного совершенствования знаний и навыков, применяемых в работе по комплектованию фондов, специалистам данного профиля рекомендуется регулярно посещать тематические семинары, круглые столы, лекции, посвященные вопросам развития комплектования, проходить обучение на курсах повышения квалификации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по комплектованию фондов общедоступных библиотек Московской области (утв. распоряжением Министерства культуры Московской области от 25 июня 2012 г. N 171-р)
Текст Методических рекомендаций опубликован не был