Заключение
по проекту федерального закона N 58338-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ко второму чтению)
Досье на проект федерального закона
Изучив по поручению Комитета проект указанного федерального закона, Правовое управление сообщает.
Замечания общего характера
1. Вносимые в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (статья 3 проекта) изменения предусматривают замену слов "компенсации и льготы" на слова "меры социальной поддержки". Однако в части четвертой пункта 15 части первой новой редакции статьи 14 Закона следует в записи "распространялись льготы, указанные в настоящей статье" слово "льготы" заменить на слова "меры социальной поддержки". Целесообразно законопроектом предусмотреть внесение изменения и в часть третью статьи 16 этого Закона, предусматривающую замену слов "трудовые и социально-бытовые льготы" на слова "трудовые гарантии и меры социальной поддержки по оказанию социально-бытовых услуг".
2. В законопроекте содержатся нормы, дублирующие положения действующего законодательства. Так, последний абзац новой редакции статьи 7 Федерального закона "Об уничтожении химического оружия" (пункт 4 статьи 92 проекта) дублирует абзац тринадцатый части первой статьи 14 Федерального закона в действующей редакции.
Предлагаемое проектом исключение из пункта 2 статьи 1 закона о мировых судьях слов "а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законами субъектов Российской Федерации" уже осуществлено Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 50-ФЗ, в связи с чем пункт 1 статьи 117 проекта подлежит исключению.
3. Законопроектом вносятся изменения, которые не являются предметом изменяемых федеральных законов, а относятся к предметам других федеральных законов. Например, в статье 33 законопроекта прописываются полномочия главного государственного инспектора Российской Федерации по участию по подготовке и подписанию международных договоров Российской Федерации, что является предметом Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".
4. В статье 81 проекта содержится внутреннее противоречие, поскольку в пунктах 2 (в части определения понятия "пайковый уголь") и пункте 24 проекта (часть 4 новой редакции статьи 23 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности") различ#
Замечание аналогичного характера содержится в статье 105 проекта при внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
5. Изменение условий и норм установления трудовых пенсий должно осуществляться только законопроектом, предусматривающим внесение изменений в базовый Федеральный закон, а не путем внесения изменений в изменяющий его законодательный акт (см. пункт 57 Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов). Поэтому из статьи 152.1 проекта необходимо исключить пункт 2, которым предлагается внесение изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Данные изменения следует предусмотреть в статье 141.2, вносящий# изменения в этот Федеральный закон.
Постатейные замечания
6. Ряд статей законопроекта (33, 65, 76 и другие) не согласуются с федеральными законами "Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Так, перечень вопросов местного значения и полномочий органов местного самоуправления по их решению (статьи 14-17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") не включает вопросов использования атомной энергии. Однако Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" (статья 65 проекта) наделяет органы местного самоуправления государственными полномочиями в области использования атомной энергии. В соответствии с требованиями части 6 статьи 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предлагается дополнить законопроект положениями о способе (методике) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета для осуществления соответствующих полномочий, порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им полномочий в области использования атомной энергии.
В законопроект (статья 76) необходимо включить положения об изменении пунктов 1 и 5 статьи 16 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", тем самым приведя их в соответствие с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому муниципальный район не является поселением, однако в вопросы его ведения входит содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организация ритуальных услуг (статья 15).
Изменения, вносимые в пункты 1 и 2 статьи 29 Федерального закона (пункт 11 статьи 76 проекта) необходимо скорректировать с учетом вышеуказанных положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с указанным Федеральным законом (статья 15) в вопросы местного значения не только поселений и городских округов, но и муниципальных районов входит содержание на территории районов межпоселенческих мест захоронений и организации ритуальных услуг.
7. Предлагаемые изменения в отдельных статьях (33, 34, 63, 107 и другие), касающиеся обозначения федеральных органов исполнительной власти и их полномочий, нуждаются в согласовании с Указами Президента Российской Федерации "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 9.03.2004 г. N 314 и "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" от 20.05.2004 г. N 649, определившими систему, структуру, задачи, функции и предназначение федеральных органов исполнительной власти.
Например, в результате внесения предлагаемых в статье 63 проекта изменений в Водном кодексе Российской Федерации указан федеральный орган исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда.
В структуре федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 года N 649, указано Федеральное агентство водных ресурсов, которое в силу своего статуса, определенного Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314, осуществляет функцию по управлению государственным имуществом. Однако оно не вправе выдавать разрешения (лицензии), что является функцией по контролю и надзору, что отнесено к компетенции федеральных служб. Ведение мониторинга, осуществление государственного контроля также осуществляется федеральной службой (статья 78 ВК РФ - пункт 27 статьи 63 проекта, статья 81 Кодекса - пункт 28 статьи 63 проекта). Функции по контролю и надзору федеральные агентства вправе осуществлять только в случаях, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Более того, в статье 73 Кодекса согласно изменениям, предлагаемым в пункте 25 статьи 63 проекта, будут указаны федеральные органы исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда, а в статье 74 Кодекса сохраняются функции одного органа с таким же обозначением (пункт 1 статьи 63 проекта).
В пункте 12 статьи 63 проекта вводится понятие "федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выдачу лицензии (лицензирующий орган в области водопользования", который будет применяться в статьях 48, 50-53 Кодекса (пункты 12-15 статьи 61 проекта), в то время как в иных статьях Кодекса, регулирующих вопросы лицензирования (и частности, в статьях 22, 61, 83) будет указан федеральный орган исполнительный орган исполнительной# власти в области управления использованием и охраной водного фонда (пункты 3, 1, 29 статьи 63 проекта).
8. В статье 105 проекта, предусматривающей изменения в Федеральный закон "О статусе военнослужащих", следует отметить неединообразный подход при указании на федеральные органы исполнительной власти. Так, в ряде случае указано Министерство обороны Российской Федерации (иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) (например, абзацы третий и восьмой пункта 7, абзацы третий и тринадцатый пункта 9, абзац шестой пункта 12, абзац двенадцатый пункта 13 статьи 105 проекта), в иных случаях - только федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (например, абзацы шестой, тринадцатый и восемнадцатый пункта 9, абзацы одиннадцатый и двенадцатый пункта 13).
Учитывая, что, согласно статье 3 данного федерального закона для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения, полагаем, что текст изменений в Федеральный закон в перечисленных случаях должен быть дополнен указанием на Министерство обороны Российской Федерации.
Замечания терминологического характера
9. Меры социальной поддержки, изложенные в Законе Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (статья 3 Проекта) и гарантированные гражданам следует в части терминологии привести в соответствии с законодательством Российской Федерации:
в пункте 5 части первой новой редакции статьи 14 (пункт 8 статьи 3 проекта) и пункте 1 части третьей новой редакции статьи 15 (пункт 9 статьи 3 проекта) в записи "ежегодного очередного оплачиваемого отпуска" слово "очередного" заменить словом "основного", что будет соответствовать статье 115 Трудового кодекса Российской Федерации;
в пункте 7 части первой новой редакции статьи 14 (пункт 8 статьи 3 проекта) запись "при сокращении численности или штата" дополнить словами "работников организации" (статья 179 Трудового кодекса Российской Федерации). Кроме того, в этом пункте запись "на данном предприятии, в учреждении, организации" заменить записью "в данной организации", в записи "реорганизации предприятия, учреждения, организации" слова "предприятия, учреждения" исключить как излишние, что согласуется со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой термин "организация" - это обобщающее понятие для всех юридических лиц, организационно-правовая форма различна;
в пункте 2 части первой новой редакции статьи 18 (пункт 12 статьи 3 проекта), пункте 4 части второй новой редакции статьи 19 (пункт 13 статьи 3 проекта) и пункте 2 части второй новой редакции статьи 20 (пункт 14 статьи 3 проекта) запись "дополнительного отпуска, предоставляемого за работу с вредными условиями труда" согласовать со статьей 116 Трудового кодекса Российской Федерации и заменить записью "дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого за работу с вредными и (или) опасными условиями труда";
в пункте 3 части первой новой редакции статьи 18, в пункте 2 части второй новой редакции статьи 19, в пункте 3 части второй новой редакции статьи 20 в словосочетаниях "организациях, независимо от организационно-правовой форм и формы собственности" более правильным слова "независимо от организационно-правовой форм и формы собственности" исключить как излишние, так как в соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации термин "организация" - это обобщающее понятие для всех юридических лиц, организационно-правовая форма и форма собственности у которых могут быть различны.
10. При доработке статьи 16 законопроекта следует учесть, что учреждение как субъект гражданско-правовых отношений не может находиться в собственности кого-либо (см. абзац 4 пункта 6, абзац 9 пункта 7 (новый подпункт "д" подпункта 6 пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об образовании") статьи 16 проекта). В связи с изложенным в абзаце 4 пункта 6 статьи 16 проекта слова "находящееся в федеральной собственности и финансируемое" предлагаем заменить словами "имущество которого находится в федеральной собственности и которое финансируется"; в подпункте "д" слова "собственником образовательного учреждения" заменить словами "собственником имущества образовательного учреждения" или "учредителем образовательного учреждения".
Термин "образовательные учреждения, находящиеся в велении субъекта Российской Федерации" (использован в абзаце 3 пункта 6, абзаце 13 пункта 7,абзаце 4 пункта 15, абзацах 4 и 7 пункта 16, в абзаце 5 пункта 20, абзаце 6 пункта 30 статьи 16 проекта) с точки зрения ГК РФ является неопределенным, поскольку никак не отражает имущественные отношения, сложившиеся между субъектом Российской Федерации и таким образовательным учреждением. В связи с изложенным предлагаем указанное словосочетание заменить словами "образовательное учреждение субъекта Российской Федерации" или "образовательное учреждение, учредителем которого является субъект Российской Федерации" в соответствующем числе и падеже.
С учетом новой редакции статьи 11.1 Закона Российской Федерации "Об образовании", а также принимая во внимание то, что учреждение является лишь одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций, предлагаем в абзаце 5 пункта 6 статьи 16 проекта слова "все образовательные учреждения" заменить словами "все образовательные организации"; в абзаце 6 пункта 5 статьи 16, в абзаце 11 пункта 7 статьи 16 слова "негосударственных образовательных учреждений" заменить словами "негосударственных образовательных организаций"; в абзаце 3 пункта 16 статьи 16 слова "в иное образовательное учреждение" заменить словами "в иную образовательную организацию"; в абзаце 3 пункта 18 статьи 16 слова "негосударственное образовательное учреждение (организация)" заменить словами "негосударственная образовательная организация".
11. В статье 46 Федерального закона "О ветеранах" по всему тексту слова "законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации" следует заменить словами "законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации", что будет соответствовать терминологии, используемой в статье 76 Конституции Российской Федерации.
12. Положения о государственном ветеринарном надзоре в новой редакции статьи 8 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" (пункт 8 статьи 33 проекта) нуждаются в согласовании с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О техническом регулировании" относительно используемой в них терминологии.
13. Проект нуждается в проверке на полноту и единообразие внесения необходимых изменений. Так, например, в статьях 89, 142 Кодекса не произведена замена слов, составляющих "предмет" статьи 63 проекта; одни и те же органы обозначены как "федеральные органы исполнительной власти" и как "специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти" (например, пункты 32, 40, 48, 49 статьи 63 проекта).
Замечания терминологического характера имеются также и в других статьях законопроекта (2, 16, 67, 82 и другие).
Замечания юридико-технического характера
14. Обозначения статей, не имеющих наименований, печатаются полужирным шрифтом, без точки, отдельной строкой. Наименования в статьях 155.1 и 157 законопроекта необходимо снять.
15. Есть ошибки в наименованиях законодательных актов, неверно названы некоторые структурные единицы законов, встречаются нарушения в очередности вносимых изменений, ошибки в заменяемых словах и, соответственно, в заменяющих словах, не все статьи законопроекта располагаются в хронологическом порядке.
16. Требуют доработки те абзацы статей, которые содержат указание на источники официальных опубликований изменений, внесенных в законодательные акты.
17. В статье 152.1 изменения вносятся не в надлежащий акт - изменения, содержащиеся в пункте 2 данной статьи, необходимо перенести в статью 141.2 законопроекта.
18. Обращаем внимание, что отпала необходимость в "новой статье (154)" об отмене пункта 11 статьи 86 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ - ее следует исключить.
Она была введена в связи с тем, что статья о признании утратившими силу содержала пункт 29 (о признании утратившим силу Федерального закона от 25 сентября 1997 года N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации"). Поскольку пункт 29 изъят из статьи, содержащей перечень на признание законодательных актов утратившими силу, нет необходимости и в данной статье (154).
19. В связи с тем, что текст законопроекта был дополнен и изменен, нуждается в существенной корректировке статья о признании утратившими силу законодательных актов, так как исключение из законопроекта одного закона, например, Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", повлечет за собой выпадение из данного перечня около 8 законодательных актов.
20. На данном этапе с точки зрения юридической техники невозможно отработать статью 157 о вступлении в силу. Требуют уточнения ссылки на структурные единицы законопроекта, а это возможно только на этапе, когда текст будет оформлен полностью (статьи корректно структурированы) и сами статьи перенумерованы.
В целом замечания юридико-технического характера и замечания лингвостилистического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.