В целях исполнения положений национального проекта "Образование", приказов Министерства образования и науки Челябинской области от 21.09.2020 г. N 01/1985 "Об утверждении Концепции (обновлений) региональной системы оценки качества образования (Челябинская область), от 18.02.2020 г. N 01/448 "О внесении изменений в приказ от 16.12.2019 г. N 03/4551, а также учитывая решение Учебно-методического объединения в системе общего образования Челябинской области от 12.08.2020 г. N 13 "Об утверждении системы методической работы в Челябинской области" приказываю:
1. Утвердить прилагаемую модель методической работы в системе образования Челябинской области и мониторинг ее эффективности.
2. Определить оператором проведения мониторинга ГБУ ДПО "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования" (далее - ГБУ ДПО ЧИППКРО).
3. ГБУ ДПО ЧИППКРО (Хохлов А.В.) обеспечить разработку Дорожной карты реализации модели методической работы в системе образования Челябинской области и мониторинга её эффективности на 2021-2022 годы до 19.02.2021 г.
4. ГБУ ДПО ЧИППКРО (Хохлов А.В.), ГБУ ДПО "Региональный центр оценки качества и информатизации образования" (Барабас А.А., ГБУ ДПО "Челябинский институт развития профессионального образования" (Сичинский Е.П.) обеспечить организационное и информационно-методическое сопровождение реализации модели методической работы в системе образования Челябинской области и проведение мониторинга ее эффективности в рамках своей компетенции.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, обеспечить на муниципальном уровне реализацию модели методической работы в системе образования Челябинской области и мониторинга её эффективности на 2021-2022 годы.
6. Контроль исполнения приказа возложить на начальника управления общего образования Е.А. Тюрину.
Министр |
А.И. Кузнецов |
Утверждена
приказом Министерства образования
и науки Челябинской области
от 29 января 2021 г. N 01/249
Модель
методической работы в системе образования Челябинской области
Нормативными основаниями функционирования модели методической работы в образовательной системе Челябинской области выступает комплекс нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней 1, использование которого [комплекса] способствует решению задач, реализуемых на территории Челябинской области федеральных проектов национального проекта "Образование".
Методическая работа - система взаимосвязанных методических мероприятий, базирующаяся на достижениях сложившейся практики и обеспечивающая непрерывное развитие профессионального мастерства педагогических и управленческих работников.
Модель методической работы в системе образования Челябинской области (далее - модель) представляет собой совокупность взаимосвязанных инфраструктурных компонентов (юридических лиц и профессиональных объединений) областной образовательной системы, использование ресурсов которых позволяет осуществлять комплексную адресную / превентивную методическую помощь руководителям и педагогическим работникам образовательных организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, образовательных организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций) по реализации требований профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов различных уровней образования.
Целевой установкой выступает развитие мотивов профессионального роста педагогов и руководителей образовательных организаций средствами проектного управления в аспекте требований профессиональных стандартов.
Соответственно реализация модели направлена на решение задач в части:
- формирования системы непрерывного профессионального развития педагогов, обеспечивающей достижение качества образования;
- внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% педагогов общеобразовательных организаций и дополнительного образования;
- выявления и ликвидации профессиональных дефицитов педагогических и управленческих кадров, оказания адресной помощи в формировании индивидуального маршрута профессионального совершенствования педагогов и руководителей образовательных организаций;
- инициирования муниципальных методических служб на организацию своей деятельности в режиме "проектного офиса" для обеспечения привлечения различных ресурсов в формате консалтингового сопровождения образовательных организаций;
- создания условий для профессионального роста молодых педагогов посредством формирования системы эффективного вовлечения их в профессиональное сообщество;
- формирования многовекторной региональной системы наставничества, в том числе командного;
- развития сетевых профессиональных сообществ и совершенствования сети методических объединений педагогов;
- проведения мониторинговых исследований результативности методической работы по актуальным для областной образовательной системы направлениям деятельности.
Модель представляет собой трехуровневую агломерацию, где ресурсы инфраструктурных компонентов - юридических лиц и профессиональных объединений (далее - сущностей) - используются для оказания адресной / превентивной методической помощи. Совокупность таких инфраструктурных компонентов отражена в таблице 1.
Таблица 1
Модель
методической работы в системе образования Челябинской области как агломерация оказания адресной / превентивной методической помощи руководителям и педагогическим работникам образовательных организаций
Уровни агломерации |
Сущности, ресурсы которых используются для оказания адресной / превентивной методической помощи |
Региональный |
Учебно-методическое объединение в системе общего образования Челябинской области; Центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов; Центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников; Центр выявления и поддержки одаренных детей Челябинской области; федеральные / региональные инновационные площадки; ресурсные центры по вопросам инклюзивного образования; предметные лаборатории; образовательные организации дополнительного профессионального образования (ГБУ ДПО ЧИППКРО, ГБУ ДПО РЦОКИО, ГБУ ДПО ЧИРПО, организации негосударственного сектора); сетевые профессиональные сообщества и профессиональные объединения педагогов, в т.ч. молодых 2; Клуб молодых педагогов Челябинской области; профессионально-общественные и экспертные сообщества 3; конкурсы профессионального педагогического мастерства; методические направления деятельности и ресурсы Челябинской областной организация профсоюзов работников народного образования и науки Российской Федерации |
Муниципальный |
муниципальные методические службы; муниципальные инновационные площадки; муниципальные ресурсные центры; Точки роста, IT-кубы, Кванториумы; образовательные технопарки; районные / городские методические объединения педагогических работников; методические направления деятельности и ресурсы местных организации профсоюза образования |
Институциональный |
школьные методические объединения педагогических работников |
Доступ к ресурсам выделенных сущностей доступен всем субъектам системы и обеспечивается через совокупность мероприятий (образовательных событий и активностей), направленных на всестороннее повышение компетенции и профессионального мастерства работников образования, в том числе молодых педагогов.
Основой региональной модели является проектная деятельность, в которой принимают участие следующие субъекты:
- специалисты органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
- специалисты муниципальных методических служб;
- педагоги и руководители образовательных организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, образовательных организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций);
- иные заинтересованные лица.
В процессе реализации мероприятий федеральных проектов национального проекта "Образование" спектр потребностей и профессиональных дефицитов руководителей и педагогов образовательных организаций расширяется в связи с появлением новых направлений профессиональной деятельности, преодолением психологических затруднений (барьеров).
Соответственно в региональной модели методической работы значимая роль отведена использованию ресурсов образовательных организаций, работающих в режиме инноваций (например, федеральных / региональных инновационных площадок, предметных лабораторий, ресурсных центров по вопросам инклюзивного образования и др.) 4. Именно через работу данного направления формируется новая система наставничества, которая рассматривается как стратегически значимый элемент системы развития персонала, при этом на первый план выдвигаются задачи формирования уникальных знаний, навыков и компетенций сотрудников, развития их потенциала, формирования поведенческих моделей, соответствующих целям развития организации, повышения вовлеченности и инновационной активности персонала.
Наставничество как ключевая стратегия развития организаций, исходя из современных трендов, не рассматривается только как форма обучения специалиста, имеющего незначительный трудовой стаж и относительно небольшой возраст (молодого специалиста). Основной акцент в модели методической работы в регионе направлен на процесс обучения менее опытного более опытным, что не определяется только возрастом или стажем. Кроме того, формируется система "командного наставничества", под которым понимается универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Данное направление работы осуществляется на основе принципов, отраженных в методологии (целевой модели) наставничества обучающихся, утверждённой распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации,
Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации, что распространяется на педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов.
Работа с молодыми педагогами также системно представлена в комплексе методических мероприятий. Поддержка молодых педагогов осуществляется как на региональном, так и на муниципальном, институциональном уровнях. Для молодых педагогов представлены возможности участия в значительном количестве профессиональных конкурсов, в которые они вовлекаются на всех указанных уровнях. Областной "Клуб молодых педагогов Челябинской области", являющийся общественным объединением молодых педагогов, обеспечивает процесс профессиональной и социальной адаптации молодых педагогов, их профессиональный рост. Систему методической работы в данном направлении поддерживают клубы и иные организации, созданные в муниципальных образовательных системах.
В областной модели методической работы приоритетными также являются направления работы, связанные с актуализацией системы работы методических объединений педагогических работников и сетевых сообществ.
Для актуализации достаточно традиционной работы городских и районных методических объединений создан областной сетевой ресурс "Методическое объединение педагогических работников по совершенствованию технологий обучения" в рамках реализации проекта, направленного на повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, и контингенты которых предрасположены к агрессивному и противоправному поведению (далее - методическое объединение). Сформировано сообщество педагогических работников, заинтересованных в совершенствовании своих профессиональных компетенций в части применения современных технологий обучения и воспитания различных контингентов обучающихся. Целью деятельности методического объединения является организация пространства обмена знаниями между педагогическими работниками общеобразовательных организаций - участниками проекта по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в части применения современных педагогических технологий обучения и воспитания различных контингентов обучающихся.
Данный ресурс обеспечивает организацию обмена знаниями и опытом между педагогами в рамках следующих методических объединений:
- методическое объединение педагогов по освоению технологий формирования гибких компетенций у обучающихся;
- методическое объединение педагогов, осваивающих технологии педагогической деятельности с низкомотивированными и слабоуспевающими обучающимися;
- методическое объединение педагогов, осваивающих технологии педагогического взаимодействия со "сложными" контингентами обучающихся.
В ресурсе также запланирована работа форумов по актуальным вопросам методического обеспечения образовательного процесса.
В областной системе работает методический центр Межрегионального совета профессионального образования Уральского федерального округа, что позволяет не только формировать систему работы 23 методических объединений внутри системы, но и использовать методически ресурсы регионов, входящих в федеральный округ.
В системе методической работы сформирован также ресурс "Сетевое сообщество педагогических работников Челябинской области" (далее - Сообщество), созданный для профессионального общения по актуальным проблемам в области образования, определяемым в соответствии с приоритетами образовательной системы федерального и регионального уровней, в рамках реализации проекта по модернизации технологий и содержания образования. Сообщество является современным средством профессионального развития, самообразования педагога и повышения его квалификации. В сообщество входят педагоги Челябинской области и других субъектов Российской Федерации, что позволяет в режиме коллективного профессионального общения обеспечить осмысление конкретных актуальных проблем в области образования, обсудить и сформировать предложения по проектам федеральных и региональных документов в сфере образования, провести обмен информацией и актуальными практиками работы учителя. Также существует возможность проведения совместной проектной и экспертной деятельности. Деятельность Сообщества через работу групп по профессиональным признакам и постоянно действующим форумам отвечает цели его создания; организации единого информационно-методического пространства, обеспечивающего мобильность педагогических ресурсов, а также возможности создания, развития и поддержания образовательных инициатив. Благодаря созданным условиям деятельности Сообщества становятся возможными:
1. самореализация и самоутверждение педагога через совместную сетевую практическую деятельность;
2. обмен опытом в области применения инновационных педагогических технологий, в том числе в формате работы с цифровыми образовательными ресурсами;
3. разработка и продвижение продуктов совместной инновационной деятельности общественно-профессиональных и сетевых методических объединений по учебным предметам или предметным областям на региональном, федеральном и международном уровнях;
4. обеспечение непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогических работников, в том числе коммуникативной компетентности при работе в цифровой среде;
5. профессионально-общественная экспертиза и поддержка педагогических инициатив;
6. укрепление имиджа общественно-профессиональных и сетевых методических объединений по учебным предметам или предметным областям.
В рамках сетевого взаимодействия в региональной модели методической работы сформирована и работает Сетевая школой консультантов по вопросам достижения современного качества общего образования (далее - Сетевая школа), которая представляет собой региональное сетевое профессиональное сообщество, обеспечивающее научно-методическое сопровождение профессионального развития работников общего образования Челябинской области. Целью её деятельности является формирование пространства обмена знаниями, аккумулирующего человеческие и интеллектуальные ресурсы системы общего образования Челябинской области по мобильному распространению эффективных инновационных практик достижения качества общего образования.
Формирование пространства обмена знаниями в рамках работы Сетевой школы обеспечивает систематическое формальное и неформальное повышение квалификации её участников:
- обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации в очной, очно-заочной формах обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;
- разработка консультантами в проектной культуре при сопровождении структурных подразделений института дополнительных профессиональных программ повышения квалификации (модульных курсов) по обучению школьных команд;
- подготовка к публикации научных статей в научные журналы, индексируемые в РИНЦ, сборники материалов научно-практических конференций и иных научных мероприятий;
- подготовка к изданию учебных, учебно-методических и методических пособий на основе концептуализации эффективного опыта проектной деятельности консультантов для слушателей курсов повышения квалификации;
- разработка проектов по внедрению эффективных инновационных практик достижения качества общего образования в управленческую и образовательную деятельность общеобразовательных организаций Челябинской области;
- участие в экспертной деятельности по оцениванию эффективных инновационных практик достижения качества общего образования.
Весомым ресурсом, обеспечивающим профессиональный рост педагогических и руководящих работников образовательных организаций Челябинской области, является непрерывное повышение их профессионального мастерства. Реальным механизмом формирования эффективной системы непрерывного повышения профессионального мастерства руководящих и педагогических работников в рамках федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование" является переход на новые модели организации повышения квалификации, в том числе активно использующие дистанционные формы обучения.
С 2020 года на базе ГБУ ДПО "Челябинский института переподготовки и повышения квалификации работников образования" функционирует Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников по модели "стандарт" (далее - Центр), ресурсы которого могут быть использованы для выстраивания адресного (превентивного) сопровождения работников областной образовательной системы. Методическая работа Центра неразрывно связана с деятельностью профессиональных ассоциаций, с использованием форматов постоянного обмена опытом и лучшими практиками в ходе организации и проведения постоянных тематических мероприятий, тренингов и обучающих семинаров для руководящих и педагогических работников областной образовательной системы, в том числе команд образовательных организаций, с приглашением ведущих специалистов не только системы образования, но и культуры, искусства, спорта, бизнеса. Ресурсы Центра (проектные зоны, зоны коворкинга и др.) доступны для широкого круга потребителей образовательных услуг. На оснащенной необходимыми кадровыми и техническими ресурсами базе Центра педагоги и руководители образовательных организаций Челябинской области могут реализовать собственные индивидуальные программы повышения профессионального мастерства с учетом разнообразия форм, технологий и содержания дополнительного профессионального образования, что обеспечит их личностный рост, а также повысит уровень коммуникативной компетентности работы в цифровой среде.
Формирование и повышение уровня профессиональной компетенции педагогических и руководящих работников, непрерывное развитие их профессионального мастерства, раскрытие творческого потенциала каждого педагога и педагогического коллектива - это направления, в плоскости которых определяются стратегические задачи современной муниципальной методической службы, а именно:
- создание условий для профессионального роста всех категорий работников образования;
- формирование системы адресного повышения квалификации управленческих и педагогических работников с учетом всех видов имеющихся в муниципалитете ресурсов, а также с учетом привлечения всех ресурсов региональной образовательной системы, в том числе образовательных организаций, получивший статус федеральных, региональных инновационных площадок;
- создание и развитие сети муниципальных инновационных площадок, ресурсных центров, направленных на решение приоритетных задач развития образования в контексте национального проекта "Образование";
- выстраивание сетевого взаимодействия между образовательными организациями, учреждениями культуры и спорта, среднего и высшего профессионального образования региона с целью решения задач, позволяющих привлекать их ресурсы для решения задач муниципальной образовательной системы;
- расширение спектра методических услуг через развитие новых форм методической работ, в том числе на основе принципов проектного управления;
- формирование субъектной позиции педагогов в построении собственной траектории непрерывного профессионального развития;
- обеспечение непрерывного "опережающего" развития кадрового ресурса муниципальной образовательной системы;
- осуществление системы мониторинга эффективности организации методической работы по реализации национального проекта "Образование" на муниципальном уровне в целом.
Одной из эффективных современных инновационных форм организации деятельности муниципальных методических служб является организация работы в формате проектного офиса. С позиции проектного управления под проектными офисами понимаются организационные структуры, стандартизирующие процессы руководства проектами и способствующие обмену ресурсами, методологиями, инструментами и методами. Кроме того, проектный офис - это современный элемент в системе муниципального менеджмента, задача которого заниматься управлением проектами, направленными на получение уникального и измеримого результата при оптимальном использовании всех ресурсов: временных, материальных, кадровых и иных.
Основная функция деятельности муниципальной методической службы в формате проектного офиса заключается в поддержке руководителей и педагогов образовательных организаций муниципалитета различными способами:
- управлением общими ресурсами всех проектов, реализуемых в муниципалитете;
- разработкой и определением лучших практик управления проектами в муниципалитете и в конкретных образовательных организациях;
- организацией наставничества, непрерывного профессионального развития педагогов и руководителей образовательных организаций муниципалитета;
- проведением мониторинга достижения индикативных показателей, реализуемых в муниципалитете проектов;
- координацией коммуникаций между проектами.
Муниципальная методическая служба в областной образовательной системе формируется как центр взаимодействия участников муниципального образовательного пространства. Ближайшей перспективой в ее работе становится эффективная реализация информационно-коммуникационных и организационно-методических функций:
- по внедрению и распространению проектного подхода в целом для решения различных проблем муниципального образования;
- организации системы взаимодействия между различными образовательными организациями и теми ресурсами, которые необходимы и достаточны для решения проектных задач в рамках исполнения проектов федерального, регионального, муниципального уровней, реализующихся в системе образования.
В областной образовательной системе действует образовательная агломерация - это инициативное объединение субъектов муниципальных систем образования, потенциально имеющих или уже имеющих сложившуюся многокомпонентную динамическую систему связей для совместного решения проблем в сфере образования. Средством организации деятельности образовательной агломерации выступают проектные договоры, заключаемые ГБУ ДПО "Региональный центр оценки качества и информатизации образования" (далее - ГБУ ДПО РЦОКИО) с органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, по различным аспектам развития региональной системы оценки качества образования. Организационное, научно-методическое и информационно-технологическое сопровождение деятельности муниципальных органов управления образования, имеющих статус проектной площадки, осуществляет региональный координатор образовательной агломерации - ГБУ ДПО РЦОКИО. Деятельность проектных площадок, входящих в состав образовательной агломерации строится в соответствии с основными направлениями деятельности образовательной агломерации на текущий период по выполнению утверждённых технических заданий и реализации регламента комплексной Дорожной карты межмуниципального взаимодействия по актуальным направлениям развития систем оценки качества образования в рамках образовательной агломерации (далее - Дорожная карта). Деятельность образовательной агломерации по реализации регламента комплексной Дорожной карты направлена на реализацию концепции информационной политики и концепции регионального сетевого сообщества в сфере оценки качества образования в системе образования Челябинской области, а также на апробацию модельной методики оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации по обеспечению деятельности образовательной организации, ее развития, повышения качества оказания образовательных услуг".
Результативность функционирования модели методической работы в образовательной системе Челябинской области
Результативность функционирования региональной модели методической работы определяется на основе данных мониторинга эффективности модели методической работы в образовательной системе Челябинской области.
Мониторинг эффективности методической работы в образовательной системе Челябинской области (далее - мониторинг) представляет собой совокупность процедур сбора, обработки и анализа информации об эффективности системы методической работы на региональном и муниципальном уровнях, а также на уровне образовательной организации, подготовки адресных рекомендаций, принятия мер и управленческих решений, анализа эффективности принятых мер.
Цель мониторинга - получение объективной и достоверной информации об эффективности системы методической работы и ее влиянии на качество образования в Челябинской области.
Проведение мониторинга базируется на соблюдении следующих принципов:
- прозрачности мониторинговых процедур;
- приоритета в использовании открытых источников информации;
- полноты и достоверности информации о состоянии методической работы;
- минимизации количества запрашиваемой информации при сохранении качества и полноты информации;
- ответственности лиц, предоставивших информацию;
- открытости и доступности информации о результатах мониторинга для заинтересованных групп пользователей.
В качестве объектов мониторинга выделены индикативные показатели регионального проекта "Учитель будущего" (далее - непосредственные показатели). По динамике изменения данных показателей можно судить о характере влияния мероприятий (образовательных событий и активностей) на достижение современного качества образования.
Инициатор мониторинга - Министерство образования и науки Челябинской области, оператор мониторинга - ГБУ ДПО "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования".
Сроки и периодичность проведения мониторинга определяет инициатор мониторинга.
Все мероприятия, проводимые по обеспечению функционирования модели методической работы в системе образования Челябинской области и мониторинга её эффективности, включаются в Дорожную карту ее реализации, которая разрабатывается оператором мониторинга и утверждается Министерством образования и науки Челябинской области.
По итогам проведения мониторинга проводится анализ результатов по следующим направлениям:
- Оценка эффективности деятельности муниципальных методических служб, методических объединений и / или профессиональных сообществ педагогов;
- Оценка эффективности деятельности системы поддержки молодых педагогов и / или системы наставничества.
- Оценка мероприятий, направленных на повышение качества методического сопровождения деятельности педагогов.
- Оценка мероприятий, направленных на совершенствование системы методической работы.
По результатам анализа формируются адресные рекомендации, а также принимаются управленческие решения в отношении:
- совершенствования деятельности инфраструктурных компонентов - юридических лиц и профессиональных объединений (далее - сущностей), ресурсы которых используются для оказания адресной / превентивной методической помощи;
- деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по созданию условий для оказания адресной / превентивной методической помощи;
- деятельности образовательных организаций дополнительного профессионального образования в части совершенствования научно-методического сопровождения развития мотивов профессионального роста педагогов и руководителей образовательных организаций;
- деятельности дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, образовательных организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций в части управления непрерывным развитием профессионального мастерства педагогов и руководителей.
Анализ результатов мониторинга модели методической работы размещается на сайте ГБУ ДПО ЧИППКРО. На основе результатов анализа данных принимаются управленческие решения на региональном уровне (приказы, распоряжения, указания, иные документы, либо документы рекомендательного характера), направленные на распространения эффективных практик методической работы, а также на коррекцию и преодоление возникших затруднений.
Ответственным за обработку, систематизацию и хранение информации о деятельности модели методической работы в образовательной системе Челябинской области и результатах её мониторинга является ГБУ ДПО ЧИППКРО.
Показатели
эффективности модели методической работы в системе образования Челябинской области
N п/п |
Индикативный показатель |
Обеспечивающий показатель |
Целевые значения |
Источник данных |
1. |
Доля учителей общеобразовательных организаций, вовлеченных в национальную систему профессионального роста педагогических работников, % |
1.1. Положительная динамика числа педагогов системы общего образования, получающих методическую помощь (поддержку) в Центрах непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников |
Положительна я динамика - 1 балл / отсутствие - 0 баллов |
Сайты ГБУ ДПО ЧИППКРО, ГБУ ДПО РЦОКИО |
1.2. Наличие Плана работы с муниципальными методическими службами Челябинской области |
Наличие плана - 1 балл / отсутствие - 0 баллов |
Сайты Министерства образования и науки Челябинской области, ГБУ ДПО ЧИППКРО |
||
1.3. Наличие рекомендаций Учебно-методического объединения в системе общего образования Челябинской области по вопросам совершенствования системы методической работы |
Наличие решений - 1 балл / отсутствие - 0 баллов |
Сайты Министерства образования и науки Челябинской области, ГБУ ДПО ЧИППКРО; протоколы УМО в системе общего образования Челябинской области |
||
1.4. Наличие практик выявления и обобщения результатов развития мотивов профессионального роста педагогов и руководителей образовательных организаций |
Наличие практик - 1 балл / отсутствие - 0 баллов |
Сайты Министерства образования и науки Челябинской области, ГБУ ДПО ЧИППКРО; справка по итогам экспертизы практик |
||
2. |
Доля педагогических работников системы общего, дополнительного и профессионального образования, которые повысили уровень профессионального мастерства в форматах непрерывного образования, % |
2.1 Наличие в областной системе мероприятий (образовательных событий и образовательных активностей) с различными целевыми группами педагогических работников |
Наличие мероприятий - 1 балл / отсутствие - 0 баллов |
Сайты Министерства образования и науки Челябинской области, ГБУ ДПО ЧИППКРО, ГБУ ДПО РЦОКИО, ГБУ ДПО ЧИРПО, областной организации профсоюзов работников народного образования и науки РФ |
2.2 Наличие мероприятий (образовательных событий и образовательных активностей), направленных на оказание методической помощи (поддержки) молодым педагогам и (или) наставничеству |
Наличие мероприятий -1 балл / отсутствие - 0 баллов |
Сайты ГБУ ДПО ЧИППКРО, Областной организации профсоюзов работников народного образования и науки РФ; информационные материалы от муниципальных методических служб / образовательных организаций |
||
2.3 Наличие в областной системе сетевых сообществ и методических объединений |
Наличие работы в сетевых сообществах и методических объединениях на региональном уровне - 1 балл / отсутствие - 0 баллов |
Сайты ГБУ ДПО ЧИППКРО /ГБУ ДПО ЧИРПО; информационные материалы от муниципальных методических служб / образовательных организаций |
||
2.4 Положительная динамика числа педагогических работников системы общего образования, которые получают методическую помощь (поддержку) через методические объединения и сетевые сообщества и /или через региональный клуб молодых педагогов |
Положительна я динамика - 1 балл / отсутствие - 0 баллов |
Сайт ГБУ ДПО ЧИППКРО /ГБУ ДПО ЧИРПО; информационные материалы от муниципальных методических служб / образовательных организаций, областной организации профсоюзов работников народного образования и науки РФ |
||
2.5 Положительная динамика числа педагогических работников системы дополнительного образования, которые получают методическую помощь (поддержку) через методические объединения и сетевые сообщества и /или через региональный клуб молодых педагогов | ||||
2.6 Положительная динамика числа педагогических работников системы профессионального образования, которые получают методическую помощь (поддержку) через методические объединения и сетевые сообщества | ||||
2.7 Наличие управленческих решений по результатам анализа деятельности методических объединений, по осуществлению поддержки молодых педагогов и/или наставничеству, по работе с различными целевыми группами педагогов муниципальной системы образования, по организации методической работы (или по результатам анализа результатов мониторинга региональных показателей) |
Наличие приказов, распоряжений - 1 балл / отсутствие - 0 баллов |
Сайты Министерства образования и науки Челябинской области, ГБУ ДПО ЧИППКРО, ГБУ ДПО РЦОКИО, ГБУ ДПО ЧИРПО |
---------------------------------------
1Постановление Правительства Челябинской области от 19.11.2014 г. N 603-П "О Порядке признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а так же их объединений региональными инновационным площадками"; Концепция интегративной модели конкурсов профессионального мастерства (решение Коллегии Министерства образования и науки Челябинской области октябрь 2013 г); Концепция региональной системы оценки качества образования Челябинской области (утверждена Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 14.12.2016 г. N 01/3525); Концепция межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества образования (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 29.03.2017 г. N 01/970); Концепции психологического сопровождения введения ФГОС общего образования в Челябинской области на период до 2020 года (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 12.07.2018 года N 01/2090); Концепция развития школьных информационно библиотечных центров в Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 20.07. 2018 г. N 01/2231); Концепция функционирования школьных информационно библиотечных центров в Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 20.07.2018 г. N 01/2231); Концепция регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования и Дорожной карты по ее реализации на 2018-2020 гг. (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 24.12.2018 г. N 03/3758); Концепция информационной политики в системе образования Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 18.12.2018 г. N 03/3669) и др.
2 Например, Сетевая школой консультантов по вопросам достижения современного качества общего образования
3 Например, Экспертный совет по апробации и распространению моделей управления качеством образования в общеобразовательных организациях с низкими результатами общего образования и в общеобразовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях
4 Справка. В областной образовательной системе работает 56 региональных инновационных площадок, 32 Точки роста, 40 предметных лабораторий; 10 образовательных технопарков, 10 школ-лидеров в рамках проекта поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, 7 ресурсных центров по вопросам инклюзивного образования, 5 школ РАН. Активно используется потенциал образовательных организаций, которые работали в статусе федеральных инновационных площадок, а также муниципальных инновационных площадок.
Утверждены
приказом Министерства образования и
науки Челябинской области
от 29 января 2021 г. N 01/249
Критерии
и показатели регионального мониторинга эффективности модели методической работы в образовательной системе Челябинской области
|
Критерии оценки системы методической работы |
Показатели оценки системы методической работы |
Детализация показателей |
Количество баллов |
Источник данных |
1. |
Системность методической работы: |
|
|
|
|
1.1. |
Учет специфики групп педагогических работников в образовательных организациях муниципальной образовательной системе |
Наличие в муниципальной образовательной системе мероприятий (образовательных событий и образовательных активностей) с различными целевыми группами педагогических работников |
План работы муниципальной методической службы |
Наличие - 1 балл Отсутствие - 0 баллов |
Сайты муниципальных методических служб и/или их страницы на сайтах муниципальных органов управления образованием, Сайты образовательных организаций муниципальной образовательной системы |
Информационный ресурс муниципальной методической службы (сайт, страница на сайте, иное) |
Наличие - 1 балл Отсутствие - 0 баллов |
||||
Адресные рекомендации для команд образовательных организаций, разных категорий педагогов |
Наличие - 1 балл Отсутствие - 0 баллов |
||||
Адресные программы повышения квалификации для команд образовательных организаций, разных категорий педагогов |
Наличие - 1 балл Отсутствие - 0 баллов |
||||
1.2. |
Система поддержки молодых педагогов и(или) наставничества |
Наличие мероприятий (образовательных событий и образовательных активностей), направленных на оказание методической помощи (поддержки) молодым педагогам и (или) наставничеству |
Муниципальная программа по осуществлению поддержки молодых педагогов и (или) наставничеству |
Наличие - 1 балл Отсутствие - 0 баллов |
Сайты муниципальных методических служб и/или страницы на сайтах муниципальных органов управления образованием; информационные материалы муниципальных методических служб / образовательных организаций; Сайты образовательных организаций муниципальной образовательной системы |
Дорожная карта (план) мероприятий по поддержке молодых педагогов и (или) реализации системы наставничества в муниципальной образовательной системе. |
Наличие - 1 балл Отсутствие - 0 баллов |
||||
1.3. |
Взаимодействие с методическими объединениям образовательных организаций муниципальной системы образования и (или) профессиональным и (в т.ч. сетевыми) сообществами педагогов |
Наличие в муниципальной образовательной системе профессиональных (в т.ч. сетевых) сообществ и методических объединений |
Наличие и реализация модели методической работы, основанной на взаимодействии профессиональных (в т.ч. сетевых) сообществ и методических объединений (ассоциации, сетевые сообщества, ШМО, РМО, МИП, РИП, ФИП, точки роста, технопарки, предметные лаборатории и др.) |
0,1 балла за каждое сообщество, являющееся элементом методической работы, но не более 1 балла по показателю |
Сайты муниципальных методических служб и/или страницы на сайтах муниципальных органов управления образованием; Сайты образовательных организаций муниципальной образовательной системы |
|
|
Положительная динамика числа педагогических работников системы общего образования, которые получают методическую помощь (поддержку) через методические объединения и профессиональные (в т.ч. сетевые) сообщества, в т. ч. через региональный клуб молодых педагогов |
Программа развития и (или) поддержки школьных методических объединений и (или) профессиональных (в т.ч. сетевых) сообществ педагогических работников системы общего образования (с указанием количества) |
Наличие - 1 балл Отсутствие - 0 баллов |
Сайты муниципальных методических служб и/или страницы на сайтах муниципальных органов управления образованием, Сайты образовательных организаций муниципальной образовательной системы; Информационные материалы муниципальной профсоюзной организации работников системы образования |
Программы (дорожные карты) профессионального развития педагогических работников системы общего образования муниципалитета (с указанием количества) |
Наличие - 1 балл Отсутствие - 0 баллов |
||||
Активность представителей школьных, районных методических объединений и (или) профессиональных (в т.ч. сетевых) сообществ педагогических работников системы общего образования в профессиональных конкурсах (грантах) |
Участие в мероприятии - 0,1 балла за каждую активность, но не более 1 балла Отсутствие подтвержденного участия - 0 баллов |
||||
Положительная динамика числа педагогических работников системы общего образования в соответствие с показателями |
Положительная динамика - 1 балл Отсутствие положительной динамики или отрицательная динамика - 0 баллов |
||||
|
|
Положительная динамика числа педагогических работников системы дополнительного образования, которые получают методическую помощь (поддержку) через методические объединения и профессиональные (в т.ч. сетевые) сообщества, в т. ч. через региональный клуб молодых педагогов |
Программа развития и (или) поддержки методических объединений образовательных организаций дополнительного образования и (или) профессиональные (в т.ч. сетевые) сообщества педагогических работников системы дополнительного образования (с указанием количества) |
Наличие - 1 балл Отсутствие - 0 баллов |
Сайты муниципальных методических служб и/или страницы на сайтах муниципальных органов управления образованием, Сайты образовательных организаций муниципальной образовательной системы |
Программы (дорожные карты) профессионального развития педагогических работников системы дополнительного образования муниципалитета (с указанием количества) |
Наличие - 1 балл. Отсутствие - 0 баллов. |
Информационные материалы муниципальной профсоюзной организации работников системы образования |
|||
Активность представителей методических объединений организаций дополнительного образования и (или) профессиональных (в т.ч. сетевых) сообществ педагогических работников системы дополнительного образования в профессиональных конкурсах (грантах) |
Участие в мероприятии - 0,1 балла за каждую активность, но не более 1 балла. Отсутствие подтвержденного участия - 0 баллов. |
||||
Положительная динамика числа педагогических работников системы дополнительного образования в соответствие с показателями |
Положительная динамика - 1 балл. Отсутствие положительной динамики или отрицательная динамика - 0 баллов. |
||||
|
Положительная динамика числа педагогических работников системы профессионального образования, которые получают методическую помощь (поддержку) через методические объединения и профессиональные (в т.ч. сетевые) сообщества |
Программа поддержки методических объединений образовательных организаций системы профессионального образования и (или) профессиональные (в т.ч. сетевые) сообщества педагогических работников системы профессионального образования (с указанием количества) |
Наличие - 1 балл Отсутствие - 0 баллов |
Сайт ГБУДПО ЧИРПО Сайты образовательных организаций системы профессионального образования |
|
Активность представителей методических объединений образовательных организаций системы профессионального образования и (или) профессиональных (в т.ч. сетевых) сообществ педагогических работников системы профессионального образования в профессиональных конкурсах (грантах) |
Участие в мероприятии - 0,1 балла за каждую активность, но не более 1 балла Отсутствие подтвержденного участия - 0 баллов |
||||
Положительная динамика числа педагогических работников системы профессионального образования в соответствие с показателями |
Положительная динамика - 1 балл Отсутствие положительной динамики или отрицательная динамика - 0 баллов |
||||
1.5. |
Взаимодействие с ГБУ ДПО ЧИППКРО, ГБУ ДПО РЦОКИО |
Система методической работы |
Наличие нормативно-правовой базы, регламентирующей методическую работу в муниципальной образовательной системе (положений, планов) |
Наличие Положений - Да - 1 балл; нет - 0 баллов |
Сайты муниципальных методических служб и/или страницы на сайтах муниципальных органов управления образованием, Сайты ГБУ ДПО ЧИППКРО, ГБУ ДПО РЦОКИО |
Наличие Планов - Да - 1 балл; нет - 0 баллов | |||||
Наличие проектов, ориентированных на реализацию методической работы в муниципальной образовательной системе |
Наличие проектов - Да - 1 балл; нет - 0 баллов |
||||
Наличие мониторингов, обеспечивающих сбор и анализ информации о методической работе в муниципальной образовательной системе |
Наличие мониторингов - Да - 1 балл; нет - 0 баллов |
||||
2. |
Поддержка обновления профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников |
Наличие практик выявления и обобщения результатов развития мотивов профессионального роста педагогов и руководителей образовательных организаций |
Наличие мероприятий по методической поддержке в рамках инновационной деятельности (МИП, РИП, ФИП, точки роста, технопарки) |
Деятельность МИП: Да - 0,2 балла. Нет - 0 баллов. |
Сайты муниципальных методических служб и/или страницы на сайтах муниципальных органов управления образованием, справка по итогам экспертизы инновационных практик |
Деятельность РИП: Да - 0,2 балла. Нет - 0 баллов. | |||||
Деятельность ФИП: Да - 0,2 балла. Нет - 0 баллов. | |||||
Деятельность точек роста: Да - 0,2 балла. Нет - 0 баллов. | |||||
Деятельность технопарков: Да - 0,2 балла. Нет - 0 баллов. | |||||
Наличие мероприятий по адресной методической поддержке руководителей профессиональных (в т.ч. сетевых) сообществ педагогических работников муниципальной системы образования |
Наличие - 1 балл Отсутствие - 0 баллов |
||||
Подготовка и издание пособий, информационно-аналитических и других материалов по вопросам методической поддержки руководящих и педагогических работников муниципальной образовательной системы |
Наличие - 1 балл Отсутствие - 0 баллов |
||||
|
|
Положительная динамика числа педагогов системы общего образования, получающих методическую помощь (поддержку) в Центре непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников |
Доля педагогов системы общего образования муниципалитета, получающих методическую помощь (поддержку) в Центре непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников от общего количества педагогов системы общего образования муниципалитета |
Не менее 5% в 2021 г. - 1 балл Менее 5% в 2021 г. - 0 баллов |
Сайты муниципальных методических служб и/или страницы на сайтах муниципальных органов управления образованием, Сайты образовательных организаций муниципальной системы образования |
3. |
Результативность методической работы |
Наличие адресных рекомендаций по результатам анализа деятельности методических объединений образовательных организаций муниципальной системы образования, по осуществлению поддержки молодых педагогов и/или наставничеству, по работе с различными целевыми группами педагогов муниципальной системы образования по организации методической работы (или по результатам анализа результатов мониторинга муниципальных показателей) |
Адресные рекомендации по результатам анализа деятельности методических объединений |
Наличие - 1 балл Отсутствие - 0 баллов |
Сайты муниципальных методических служб и/или страницы на сайтах муниципальных органов управления образованием, Сайты образовательных организаций муниципальной системы образования |
Адресные рекомендации по осуществлению поддержки молодых педагогов и/или наставничеству |
Наличие - 1 балл Отсутствие - 0 баллов |
||||
Адресные рекомендации по работе с различными целевыми группами педагогов муниципальной системы образования |
Наличие - 1 балл Отсутствие - 0 баллов |
||||
Адресные рекомендации по организации методической работы |
Наличие - 1 балл Отсутствие - 0 баллов |
||||
|
|
Наличие рекомендаций Учебно-методического объединения в системе общего образования Челябинской области по вопросам совершенствования системы методической работы |
Наличие материалов по организации методической работы, подготовленных МОС, и получивших гриф "Рекомендовано Учебно-методическим объединением в системе общего образования Челябинской области |
1 материал - 1 балл |
Сайт Министерства образования и науки Челябинской области; Сайт ГБУ ДПО ЧИППКРО; протоколы УМО в системе общего образования Челябинской области Сайты муниципальных методических служб и/или страницы на сайтах муниципальных органов управления образованием, Сайты образовательных организаций муниципальной системы образования |
|
Менее 1 материала - 0 баллов |
||||
|
|
Наличие управленческих решений по результатам анализа деятельности методических объединений муниципальной системы образования, по осуществлению поддержки молодых педагогов и/или наставничеству, по работе с различными целевыми группами педагогов муниципальной системы образования по организации методической работы (или по результатам анализа результатов мониторинга муниципальных показателей) |
Управленческие решения (приказы, распоряжения) по результатам анализа деятельности методических объединений (или) профессиональных (в т.ч. сетевых) сообществ муниципальной системы образования |
Наличие - 1 балл Отсутствие - 0 баллов |
Сайты муниципальных методических служб и/или страницы на сайтах муниципальных органов управления образованием, Сайты образовательных организаций муниципальной системы образования |
Управленческие решения (приказы, распоряжения) по осуществлению поддержки молодых педагогов и/или наставничеству |
Наличие - 1 балл Отсутствие - 0 баллов |
||||
Управленческие решения (приказы, распоряжения) по работе с различными целевыми группами педагогов муниципальной системы образования |
Наличие - 1 балл Отсутствие - 0 баллов |
||||
Управленческие решения (приказы, распоряжения) по организации методической работы в муниципальной образовательной системе |
Наличие - 1 балл Отсутствие - 0 баллов |
||||
|
|
Наличие банка данных и информирование общественности об инновационной, исследовательской и проектной работе образовательных организаций (на разных уровнях) |
Банк данных об инновационной деятельности на уровне муниципальной образовательной системы |
Наличие - 1 балл Отсутствие - 0 баллов |
Сайты муниципальных методических служб и/или страницы на сайтах муниципальных органов управления образованием, Сайты образовательных организаций муниципальной образовательной системы; Справки по итогам экспертизы инновационных практик |
Банк данных об инновационной деятельности на уровне образовательной организации |
Наличие - 1 балл Отсутствие - 0 баллов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 29 января 2021 г. N 01/249 "Об утверждении модели методической работы в системе образования Челябинской области и мониторинга её эффективности"
Вступает в силу с 1 февраля 2021 г.
Текст приказа опубликован на официальном сайте Министерства образования и науки Челябинской области http://www.minobr74.ru 1 февраля 2021 г.