Доклад об организации антимонопольного комплаенса в Министерстве промышленности и торговли Пермского края в 2020 году
(утв. протоколом комиссии по оценке эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве промышленности и торговли Пермского края от 28 января 2021 г. N 1)
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" и распоряжения Правительства Пермского края от 28 февраля 2019 г. N 42-рп "О мерах, направленных на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности исполнительных органов государственной власти Пермского края" Приказом Министерства промышленности и торговли Пермского края (далее - Министерство) от 27 марта 2019 г. N СЭД-03-01-03-69 "Об утверждении системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве промышленности и торговли Пермского края" (в редакции приказов Министерства от 26 июля 2019 N СЭД-03-01-03-180, от 30 января 2020 г. N СЭД-03-01-03-18, от 29 июля 2020 г. N 03-01-03-183) в Министерстве создана и организуется система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее - антимонопольный комплаенс), утверждено Положение об антимонопольном комплаенсе.
Оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса осуществляет коллегиальный орган, созданный при Министерстве, - комиссия по оценке эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса, Положение и состав которой утверждены Приказом Министерства от 27 марта 2019 г. N СЭД-03-01-03-69.
Уполномоченным подразделением, осуществляющим внедрение в Министерстве антимонопольного комплаенса и контроль за его исполнением, определен отдел правовой работы Министерства.
План мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства на 2020 год, карта комплаенс-рисков нарушения антимонопольного законодательства на 2020 год утверждены Приказом Министерства от 11 февраля 2020 г. N СЭД-03-01-03-29 (в редакции Приказа от 29 июля 2020 г. N 03-01-03-183).
План мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства на 2020 год включает:
1) предотвращение/недопущение нарушений антимонопольного законодательства в принятых и разрабатываемых нормативных правовых актах Министерства;
2) предотвращение/недопущение нарушения антимонопольного законодательства при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд;
3) предотвращение/недопущение нарушения антимонопольного законодательства при оказании государственных услуг;
4) предотвращение/недопущение нарушения антимонопольного законодательства при подготовке ответов на обращения физических и юридических лиц;
5) предоставление государственной преференции в соответствии с антимонопольным законодательством.
По результатам мониторинга исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства, проведенных в 2020 году, сделаны следующие выводы:
- разрабатываемые Министерством проекты нормативных правовых актов и принятые нормативные правовые акты Министерством за 2020 год соответствуют антимонопольному законодательству;
- при осуществлении закупок товаров работ, услуг для обеспечения государственных нужд Министерства по результатам анализа изменений, вносимых в законодательство о закупках, и контроля за соблюдением требований законодательства в сфере закупок антимонопольное законодательство не нарушено;
- при оказании государственных услуг Министерством на основании постоянного контроля исполнения административных регламентов, регулирующих предоставление государственных услуг в сфере труда и лицензирования, анализа нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в сфере оказания государственных услуг на предмет их соответствия антимонопольному законодательству антимонопольное законодательство не нарушено Министерством;
- при подготовке ответов на обращения физических и юридических лиц необходимо усилить контроль руководителей структурных подразделений за соблюдением сроков ответов на обращения, за подготовкой ответов на обращения физических и юридических лиц по вопросам, касающимся сферы деятельности структурных подразделений. В ходе проверки исполнения требований законодательства при реализации полномочий по контролю соблюдения прав граждан на вознаграждение за труд и законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, проведенной прокуратурой Пермского края в 2020 году в Министерстве, были выявлены случаи нарушения сроков подготовки ответа на обращения физических и юридических лиц;
- государственные преференции в 2020 году антимонопольным органом не предоставлялись, заявления о даче согласия на предоставление преференций Министерством не подавались.
В целях выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, в том числе при выполнении плана мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства на 2020 год, уполномоченным подразделением проведены:
1. Анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Министерства за предыдущие три года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел).
В течение трех предыдущих лет Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю случаев несоблюдения Министерством требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не выявлено. Жалоб участников закупок, граждан, организаций в Управление Федеральной антимонопольной службы на Министерство не поступало.
В 2019 году Министерством финансов Пермского края была проведена плановая проверка по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Пермского края (проверяемый период: октябрь 2018 г. - октябрь 2019 г.), по результатам которой в Министерство был направлен акт плановой проверки от 12 ноября 2019 г. N 38, предписание об устранении выявленных нарушений в сфере закупок выдано не было в связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на процедуры осуществления закупок.
В 2020 году проверки в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Пермского края в отношении Министерства не проводились.
В 2020 году прокуратурой Пермского края проводилась проверка соблюдения требований законодательства при осуществлении государственного контроля (надзора), лицензионного контроля, при оказании государственных услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности (проверяемый период: 2019 - 2020 годы). По результатам проверки нарушений законодательства при оказании государственных услуг не выявлено.
Рассмотрение дел по вопросам применения и возможного нарушения Министерством норм антимонопольного законодательства в судебных инстанциях не осуществлялось.
2. Анализ нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства.
На официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Документы" размещены перечни нормативных правовых актов Министерства по годам с приложением текстов таких актов по адресу: http://minpromtorg.permkrai.ru/documents/normativnye-pravovye-akty/.
Перечни нормативных правовых актов, принятых Министерством в 2020 году, с приложением их текстов размещены на официальном сайте Министерства по адресу: http://minpromtorg.permkrai.ru/documents/normativnye-pravovye-akty-prinyatye-v-2020g/.
В 2018 году Министерством принят 41 нормативный правовой акт, в 2019 году - 47 нормативных правовых актов, в 2020 году - 58 нормативных правовых актов.
В целях выявления коррупциогенных факторов и их последующего устранения, а также определения соответствия требованиям законодательства Российской Федерации и Пермского края уполномоченным подразделением проводится правовая и антикоррупционная экспертиза каждого проекта нормативного правового акта, разработанного структурным подразделением Министерства по курируемому направлению деятельности, по итогам которой составляется заключение.
В соответствии с Порядком проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края, утвержденным Указом губернатора Пермского края от 4 июня 2010 г. N 37, и в целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекты нормативных правовых актов, разработанные Министерством, размещаются на сайте Министерства по адресу: http://minpromtorg.permkrai.ru/documents/documents/ с указанием адреса для направления заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы (в том числе адрес электронной почты), а также сведений о дате начала и окончания приема таких заключений.
Замечания и предложения от организаций и граждан на нормативные правовые акты и их проекты в Министерство в 2018 - 2020 годах не поступали.
По результатам анализа и правовой экспертизы нормативных правовых актов уполномоченным подразделением сделан вывод о их соответствии нормам антимонопольного законодательства, нецелесообразности внесения изменений в действующие нормативные правовые акты, а также в разработанные проекты нормативных правовых актов.
Доля актов с выявленными нарушениями - 0% от общего числа.
3. Мониторинг и анализ практики применения Министерством антимонопольного законодательства. Мониторинг и анализ практики применения Министерством антимонопольного законодательства в 2020 году не выявил нарушений в данной отрасли.
Уполномоченное подразделение на постоянной основе осуществляет выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, сбор в структурных подразделениях Министерства сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства, о правоприменительной практике в Министерстве.
На постоянной основе уполномоченным подразделением проводятся консультации государственных гражданских служащих Министерства по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом.
4. Проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
Ключевыми показателями эффективности антимонопольного комплаенса для Министерства являются:
а. коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны Министерства по сравнению с предыдущим годом;
б. доля проектов нормативных правовых актов, разработанных Министерством по курируемым направлениям деятельности, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства;
с. доля нормативных правовых актов, принятых Министерством по курируемым направлениям деятельности, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства.
При оценке эффективности деятельности Министерства используется методика расчета ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса, утвержденная Приказом Федеральной антимонопольной службы от 5 февраля 2019 г. N 133/19.
За отчетный период 2018 - 2020 годов в деятельности Министерства не выявлено нарушений антимонопольного законодательства, в проектах нормативных правовых актов, в нормативных правовых актах, принятых Министерством, нарушения антимонопольного законодательства не выявлены.
Уровень риска нарушения антимонопольного законодательства в Министерстве определен как низкий, так как отсутствует отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества деятельности Министерства, а также вероятность выдачи предупреждений, возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафов.
В соответствии с пунктом 6.2 Положения об антимонопольном комплаенсе настоящий доклад представлен на утверждение в комиссию по оценке эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доклад об организации антимонопольного комплаенса в Министерстве промышленности и торговли Пермского края в 2020 году
Текст доклада опубликован не был