В соответствии с положениями Стандарта комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденного протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации от 27 марта 2018 г. N 2 "Реформа контрольной и надзорной деятельности", приказываю:
1. Утвердить руководство по соблюдению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Республики Саха (Якутия) для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - руководство);
2. Признать утратившим силу приказ Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) 17.03.2020 г. N 55;
3. Департаменту по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения и надзора совместно с Мыреевым А.Л. разместить руководство на официальном сайте Госкомобеспечения РС (Я);
4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на первого заместителя председателя Госкомобеспечения РС (Я) Андросова Иннокентия Михайловича.
Председатель |
Д.Н. Лепчиков |
Утверждено
приказом
Госкомобеспечения РС (Я)
от 22 января 2021 г. N 9
Руководство
по соблюдению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Республики Саха (Якутия) для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Введение
Настоящее руководство по соблюдению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Республики Саха (Якутия) (далее также - региональный государственный надзор по ЧС, руководство - соответственно) разработано в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 г. N 147-р "О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации" и в соответствии с программой профилактики нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Республики Саха (Якутия) (далее - программа профилактики), утвержденной Государственным комитетом по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) (далее также - Комитет).
Целью руководства является разъяснение в доступной форме юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (далее - организации) особенностей соблюдения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - также ЧС) природного и техногенного характера.
Обязательные требования в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, указанные в настоящем руководстве, содержатся в следующих нормативных правовых актах:
- Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Положение N 794);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 "Об утверждении положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Постановление N 1485);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июля 2020 г. N 1119 "Об утверждении правил создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Постановление N 1119);
- приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее также - МЧС России) от 28 января 2020 г. N 50 "Об утверждении Перечня уполномоченных работников, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам или программам курсового обучения в области защиты от чрезвычайных ситуаций в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области защиты от чрезвычайных ситуаций, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, а также на курсах гражданской обороны муниципальных образований и в других организациях".
Полный перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, размещен на официальном сайте комитета.
Общие положения
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. N 1418 "О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" утверждено "Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Положение о государственном надзоре), согласно которому порядок осуществления регионального государственного надзора устанавливается высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В целях реализации Положения о государственном надзоре, приказом Госкомобеспечения утвержден Административный регламент исполнения комитетом государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Республики Саха (Якутия) (далее - административный регламент). Актуальная версия административного регламента утверждена приказом комитета от 02.06.2020 года N 113.
Определен перечень объектов, подлежащих региональному государственному надзору. Проверки проводятся в отношении:
1) органов местного самоуправления;
2) юридических лиц:
- входящих в состав Якутской территориальной подсистемы РСЧС;
- осуществляющих деятельность в сфере организации отдыха и оздоровления детей;
- осуществляющих образовательную деятельность и расположенных на территории, подверженной риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов;
- осуществляющих предоставление социальных услуг с обеспечением проживания, а также оказание стационарной медицинской помощи, и расположенных на территории, подверженной риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов;
- эксплуатирующих объекты жизнеобеспечения населения республики.
Региональный государственный надзор не осуществляется в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществляется федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
Таким образом, перечень проверяемых субъектов ограничен организациями, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС, и осуществляют свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом N 68-ФЗ.
Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 68-ФЗ определены обязанности организаций (как юридических лиц), а, следовательно, и их руководителей (как должностных лиц) в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, в частности:
планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС;
планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в ЧС;
обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от ЧС;
создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о ЧС в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС;
создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от ЧС, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.
Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла ЧС, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и принимает решение об установлении уровня реагирования и о введении дополнительных мер по защите от ЧС ситуации работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории.
Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла ЧС, и назначенный им руководитель работ по ликвидации ЧС несут ответственность за проведение работ по предотвращению и ликвидации ЧС на территории данной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Разработка планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
В соответствии с пунктом "а" статьи 14 Федерального закона N 68-ФЗ организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС.
Согласно пункта "т" части 1 и пункта "о" части 2 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно: разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Пунктом 23 Положения N 794, проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС осуществляется на основе плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС органов местного самоуправления и организаций (далее - План действий).
План действий разрабатывается в соответствии с Методическими рекомендациями по планированию действий по предупреждению и ликвидации ЧС, а так же мероприятий гражданской обороны для территорий и объектов МЧС России, утвержденными заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Г.Н. Кирилловым от 18 августа 2003 г. Структура и содержание Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций установлены данными Методическими рекомендациями.
План действий разрабатывается в организациях, создающих силы и средства, входящие в территориальную систему звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, а также в организациях, в состав которой входят объекты, обеспечивающие жизнедеятельность населения.
Обеспечение создания, подготовки и поддержания в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществление подготовки работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций
В соответствии с Положением N 794 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2013 г. N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" в организации:
- издается приказ о создании сил, предназначенных для ликвидации ЧС, в котором определяется их состав, структура и оснащение;
- обеспечивается оснащенность сил ликвидации ЧС специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;
- организуется подготовка, всестороннего обеспечения деятельности сил ликвидации ЧС;
- принимаются все необходимые меры по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации ЧС.
Обучение населения и должностных лиц организаций по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС осуществляется в соответствии с пунктом в) статьи 14 Федерального закона N 68-ФЗ, Постановлением N 1485.
Является обязательным:
- переподготовка или повышение квалификации в течение первого года работы для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области гражданской обороны и защиты от ЧС;
- получение дополнительного профессионального образования или курсового обучения в области защиты от ЧС не реже одного раза в 5 лет для председателей комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации (далее - комиссия по ЧС и ОПБ), руководителей органов местного самоуправления и организаций, а также уполномоченных работников.
Перечень уполномоченных работников утвержден приказом МЧС России от 28 января 2020 г. N 50 "Об утверждении Перечня уполномоченных работников, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам или программам курсового обучения в области защиты от чрезвычайных ситуаций в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области защиты от чрезвычайных ситуаций, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, а также на курсах гражданской обороны муниципальных образований и в других организациях".
При планировании учений и тренировок необходимо руководствоваться приказом МЧС России от 29 июля 2020 г. N 565 "Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах".
Командно-штабные учения проводятся в организациях 1 раз в год, продолжительностью до 1 суток.
Тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований 1 раз в 3 года, а с участием сил постоянной готовности - 1 раз в год.
Кроме того, в организациях выполняются следующие мероприятия:
- разрабатывается приказ об организации подготовки персонала в области защиты от ЧС;
- готовится Программа подготовки сотрудников, личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ), личного состава служб, утвержденных руководителем организации, разработанная на основе программ, утвержденных МЧС России, с учетом особенностей организации;
- готовятся графики прохождения обучения сотрудниками предприятия уполномоченных на решение задач в области защиты от ЧС, расписания занятий на каждую учебную группу;
- проводится обучение с получением документов, подтверждающих обучение, переподготовку или повышение квалификации руководителя, председателя КЧС и ОПБ и уполномоченных работников, в учебных заведениях МЧС России, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и на курсах гражданской обороны муниципальных образований;
- осуществляется ведение журналов учета занятий.
Создание и поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях
Согласно статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.
Создание и поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях, на основании статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", входит в обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации.
Зоны действия локальных систем оповещения устанавливаются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов".
В организации разрабатывается правовой акт о создании локальной системы оповещения, обеспечивается работоспособность локальных систем на объекте, соответствие зоны действия системы оповещения установленным требованиям, а также техническое и программное сопряжение локальной системы оповещения с местной и региональной системами оповещения.
Операторы дежурно-диспетчерских служб организаций проходят обучение по приобретению навыков подготовки и задействования локальных систем оповещения в случае аварии или происшествия на опасном производственном объекте.
Обеспечение организации и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
В соответствии с Федеральным законом N 116-ФЗ ликвидация локальных чрезвычайных ситуаций осуществляется, в первую очередь, силами и средствами организаций, на территории которых сложилась ЧС.
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
В организациях решением руководителей на базе существующих специализированных предприятий, служб и подразделений могут создаваться объектовые нештатные аварийно-спасательные формирования (далее - НАСФ) и аварийно-восстановительные формирования. НАСФ оснащаются в соответствии с примерными нормами оснащения специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами. Создание и оснащение НАСФ осуществляется в соответствии с приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999 "Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований".
С профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями, организацией заключаются договоры на обслуживание.
Работники организации проходят обучение действиям в случае аварии или происшествия на опасном производственном объекте.
На основании статьи 12 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.
Финансирование мероприятий по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона N 68-ФЗ организации всех форм собственности участвуют в ликвидации ЧС за счет собственных средств. Из чего следует, что финансирование, на защиту работников организаций от ЧС, осуществляется за счет собственных средств организации.
Средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ) для населения включают в себя средства индивидуальной защиты органов дыхания и медицинские средства индивидуальной защиты.
Накопление СИЗ осуществляется заблаговременно организациями с учетом факторов риска возникновения ЧС техногенного характера, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью населения.
На основании приказа МЧС России от 01 октября 2014 г. N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" обеспечению СИЗ подлежит население, проживающее и (или) работающее на территориях в пределах границ зон:
- защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;
- возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно-, ядерно- и химически опасных объектов.
Обеспечение работников организаций СИЗ - обязанность данных организаций.
Порядок создания и использования резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера, регламентирован Постановлением N 1119. Указанный нормативный правовой акт определяет основные принципы создания, хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
Обязательность требования о создании резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера установлена пунктом "ж" статьи 14 Федерального закона N 68-ФЗ, пунктом 20 Положения N 794.
Для ликвидации ЧС создаются:
- местные резервы материальных ресурсов решением органов местного самоуправления;
- объектовые резервы материальных ресурсов решением администраций предприятий, учреждений и организаций.
Резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС создаются заблаговременно, в целях экстренного привлечения необходимых средств, в случае возникновения ЧС и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.
Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом.
Резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС размещаются на объектах, предназначенных для их хранения, откуда возможна их оперативная доставка в зоны ЧС.
Резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС используются при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан, оказания им единовременной материальной помощи и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения.
Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС ситуаций осуществляется за счет:
- средств местных бюджетов (местные резервы материальных ресурсов);
- собственных средств предприятий, учреждений и организаций (объектовые резервы материальных ресурсов).
Порядок создания резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
В соответствии с пунктом "ж" статьи 14 Федерального закона N 68-ФЗ, пунктом 20 Положения N 794, пунктом 4 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением N 1119, организации обязаны создавать резервы финансовых ресурсов для ликвидации ЧС.
Размеры финансовых резервов для ликвидации ЧС нормативными правовыми актами не установлены. Резерв следует формировать в размере возможных затрат предприятия на локализацию и ликвидацию ЧС, устранение последствий и расследование причин их возникновения.
Определить размер финансового резерва можно на основании методики "Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций" от 29 декабря 2014 г.
Финансовый резерв для ликвидации ЧС должен быть целевым и удовлетворять ряду требований:
- резерв создается заблаговременно и восполняется после использования;
- резерв должен быть доступен в любой момент (оперативность);
- резерв может быть использован только на ликвидацию ЧС (целевой);
- резерв должен быть сформирован одним из трех способов (собственные денежные средства, выделенные на отдельном расчетном счете, оформление банковской гарантии либо заключение договора страхования расходов на ликвидацию ЧС).
Предоставление в установленном порядке информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещение работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане имею право получать, а организации, независимо от формы собственности, обязаны предоставлять сведения, об их деятельности, в области защиты населения и территорий от ЧС.
Сбор информации и обмен ею в установленном порядке осуществляется в целях принятия мер по предупреждению и ликвидации ЧС, а также своевременного оповещения работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении ЧС, что предполагает создание дежурно-диспетчерских служб (ДДС) для приема информации и доведения ее до руководящего состава или непосредственно до работников организаций с использованием технических средств связи и информирования, локальных или объектовых систем оповещения.
Порядок оповещения и информирования работников о ЧС определяется правовым актом руководителя организации, с указанием должностных лиц, ответственных за оповещение и информирование.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) от 22 января 2021 г. N 9 "Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Республики Саха (Якутия) для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Вступает в силу со дня официального опубликования
Текст приказа опубликован не был