Заслушав и обсудив информацию руководителя Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Р.А. Молдованова о деятельности Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее также - Управление) за 2019 год и девять месяцев 2020 года, Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает следующее.
Целями деятельности Управления являются обеспечение экологической безопасности Российской Федерации, соблюдение рационального, неистощительного, экологически безопасного природопользования, сохранение всех компонентов окружающей среды от деградации и уничтожения, а также выявление, пресечение и профилактика правонарушений, связанных с незаконным и нерациональным использованием природных ресурсов, негативным воздействием на окружающую среду при осуществлении всех видов природопользования.
Управление осуществляет полномочия в сфере федерального государственного экологического надзора, включающего в себя надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, земельным надзор, надзор в области обращения с отходами, надзор в области охраны атмосферного воздуха, лесной надзор, надзор в области охраны, воспроизводства использования объектов животного мира и среды их обитания на особо охраняемых природных территориях (далее также - ООПТ) федерального значения надзор в области охраны и использования ООПТ федерального значения, охотничий надзор на ООПТ федерального значения, надзор в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на ООПТ федерального значения, надзор за соблюдением требований к обращению с веществами, разрушающими озоновый слой, надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами при осуществлении федерального государственного экологического надзора, пожарный надзор в лесах и государственный надзор в области семеноводства при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях ООПТ федерального значения, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Контрольно-надзорная деятельность Управления является одним из основных направлений работы, формируется и проводится с учетом требований, предъявляемых к контролирующим органам Российской Федерации, в том числе требований о снижении нагрузки на бизнес и переносе с карательной практики на профилактику правонарушений, а также принципов освобождения от излишних регуляторных барьеров. Так, например, применялась такая мера профилактического воздействия, как предостережение о недопустимости нарушения требований природоохранного законодательства.
За 2019 год природопользователям было направлено 68 предостережений, за девять месяцев 2020 года - 820 предостережений. На протяжении последних лет наблюдается уменьшение количества плановых проверок. За 2019 год проведено 111 проверок, за девять месяцев 2020 года - 29 проверок. Необходимо отметить, что за рассматриваемый период Управлением обеспечено выполнение утвержденных планов контрольно-надзорной деятельности в полном объеме и с учетом реализации принципа комплексности проверок. За 2019 год вынесено 1712 постановлений о привлечении к административной ответственности и выписано штрафов на общую сумму 70271,0 тыс. рублей. За девять месяцев 2020 года вынесено 1716 постановлений о привлечении к административной ответственности, общая сумма примененных штрафных санкций составила 61125,5 тыс. рублей. В соответствии со вступившими в законную силу постановлениями Управлением взыскано в 2019 году 48853,64 тыс. рублей, за девять месяцев 2020 года - 36875,331 тыс. рублей.
В Управлении налажена работа по принудительному взысканию неоплаченных штрафов. Во всех случаях составляются и направляются в суды протоколы за неуплату административных штрафов в срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В Федеральную службу судебных приставов для принудительного взыскания неоплаченных штрафов за 2019 год направлено 121 постановление, за девять месяцев 2020 года - 87 постановлений.
В 2019 году по девяти материалам, направленным в правоохранительные органы, были возбуждены уголовные дела по фактам совершения лицами экологических преступлений, за девять месяцев 2020 года возбуждено семь уголовных дел.
Кроме того, в 2019 году по двум материалам суд вынес постановления о приостановлении деятельности на различные сроки. За девять месяцев 2020 года приостановка деятельности была применена по трем материалам.
Управлением активно принимаются меры по побуждению поднадзорных организаций к исполнению ранее выданных предписаний.
Принятыми мерами, в том числе административным понуждением, удалось добиться поступления в доход бюджета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год в размере 377735 тыс. рублей, за девять месяцев 2020 года - 190322,67 тыс. рублей.
Основными направлениями деятельности Управления также являются повышение эффективности работы систем управления отходами производства и потребления на территории Краснодарского края, обеспечение ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, применение профилактических мер в виде предупреждения правонарушений.
Продолжается работа, связанная с постановкой на учет объектов негативного воздействия на окружающую среду и их распределением по категориям риска. На сегодняшний день 8622 объекта включено в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Сформирован перечень предприятий-производителей, обязанных обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров. На сегодня 560 предприятий оплатили экологический сбор, сумма составила 86960,008 тыс. рублей.
В соответствии с задачами национального проекта "Экология", а также в связи с актуальностью вопроса инвентаризации мест размещения твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) было принято решение о ежеквартальном проведении мониторинга состояния объектов размещения отходов.
За 2019 и 2020 годы значительно сократилось количество мест несанкционированного размещения ТКО. Так, по состоянию на декабрь 2018 года на территории Краснодарского края насчитывалось 142 свалки ТКО, в том числе 66 - несанкционированных. По итогам инвентаризации, проведенной Управлением, по состоянию на 1 октября 2020 года имеется 66 объектов размещения ТКО, в том числе 12 лицензированных полигонов, 48 санкционированных свалок, 6 несанкционированных свалок.
Сокращение количества свалок произошло за счет ликвидации несанкционированных мест размещения отходов путем перемещения свалочных масс на ближайшие санкционированные полигоны.
При этом фактически эксплуатируются 30 объектов, остальные объекты закрыты. Оставшиеся объекты размещения ТКО должны быть рекультивированы. Для этого необходимо в рамках региональной программы в области обращения с отходами выделить средства на разработку проектно-сметной документации по рекультивации выведенных из эксплуатации объектов размещения ТКО.
В 2019 году было ликвидировано 12 несанкционированных свалок, за истекший период 2020 года - 1 несанкционированная свалка.
В рамках осуществления надзора на территории ООПТ в 2019 году сотрудниками Управления были проведены мероприятия по выявлению и пресечению фактов использования редких и исчезающих видов животных.
При проведении данных мероприятий на территориях муниципальных образований город-курорт Анапа и город-курорт Сочи установлены факты использования объектов животного мира, находящихся под охраной Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации. Общее количество изъятых объектов животного мира составляет 64 особи.
По итогам мероприятий, проведенных в отношении лиц, нарушивших требования природоохранного законодательства Российской Федерации, возбуждены дела об административных правонарушениях в рамках санкции статьи 8.35 "Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений" КоАП РФ, материалы направлены в судебные органы.
Судом вынесены решения по 13 административным делам. По 8 делам объекты животного мира изъяты из владения лиц, в отношении которых были составлены административные материалы.
За истекший период 2020 года на территориях муниципальных образований город-курорт Сочи и город-курорт Анапа специалистами Управления составлено 11 протоколов об административных правонарушениях по статье 8.35 КоАП РФ в отношении лиц, нарушивших требования природоохранного законодательства Российской Федерации. Изъято из оборота 37 объектов животного мира, находящихся под угрозой исчезновения и подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС). Материалы направлены в судебные органы для принятия процессуального решения.
Кроме того, сотрудники Управления приняли участие в мероприятиях, проводимых прокуратурой Прикубанского внутригородского округа и Краснодарским линейным управлением МВД России на транспорте, направленных на
недопущение и пресечение использования объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и охраняемых международными договорами.
В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением требований природоохранного законодательства в области использования и охраны водных объектов федерального значения, а также на территориях их водоохранных зон проводятся плановые рейдовые осмотры.
В результате данных мероприятий специалистами Управления выявляются факты производства работ в пределах береговой полосы водных объектов, связанных с изменением дна и берегов водного объекта (незаконная выборка полезных ископаемых из русел рек). Виновные лица привлекаются к административной ответственности, специалистами Управления производится расчет вреда, нанесенного водным объектам от указанных противоправных действий.
Так, например, отделением УФСБ России по Краснодарскому краю в городе Лабинске в рамках оперативно-розыскных мероприятий по факту незаконной выемки гравийно-песчаной смеси на участке русла реки Фарс в станице Ярославской Мостовского района проведен инструментальный маркшейдерский замер поймы указанной реки. Материалы были направлены в адрес Управления для проведения расчета вреда, причиненного водному объекту - реке Фарс. Требование о возмещении вреда, причиненного реке Фарс, на сумму 266317,6 тыс. рублей было предъявлено ООО "Термалы".
Управлением устанавливаются факты изменения хозяйствующими субъектами водного режима водных объектов, выражающиеся в проведении работ по изменению или обустройству природного водоема.
В июле 2020 года ООО "Кубанские консервы" произвело выемку грунта в реке Кирпили, создав искусственный водоток к насосной станции, расположенной в Роговском сельском поселении Тимашевского района. В результате Управлением за нарушение правил водопользования при заборе воды ООО "Кубанские консервы" было привлечено к административной ответственности.
Также типичными нарушениями в области использования водных объектов, которые устанавливаются Управлением, являются несвоевременное получение хозяйствующими субъектами решений либо договоров о предоставлении водных объектов в пользование, а также самовольное пользование водными объектами.
Так, например, в июне 2020 года в адрес Управления поступали многочисленные жалобы от жителей станицы Северской Краснодарского края по факту сброса сточных вод в реку Убинка при эксплуатации канализационно-насосной станции, расположенной в районе государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Северская центральная районная больница" министерства здравоохранения Краснодарского края. В результате за самовольное занятие и использование водного объекта - реки Убинка без необходимых документов в отношении ИП Иванченко И. А. Управлением возбуждено дело об административном правонарушении.
Кроме того, в 2019 году Управлением установлены факты использования муниципальным унитарным предприятием "Водоканал" города Лабинска водного объекта - реки Лаба в границах муниципального образования Лабинский район Краснодарского края без разрешительных документов. При этом Управлением рассчитан вред, причиненный реке Лаба сбросом вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод муниципального унитарного предприятия "Водоканал" города Лабинска, в размере 11020,8 тыс. рублей.
Контрольно-надзорные мероприятия осуществляются с привлечением специалистов федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу" в целях контроля качества сточных и природных вод. На основании лабораторных исследований установлено, что основной причиной загрязнения вод является отсутствие системного контроля за состоянием и эксплуатацией централизованных систем водоотведения, в том числе ливневых коллекторов муниципальных образований.
Выявление вышеуказанных фактов нарушений природоохранного законодательства сопровождается не только привлечением к административной ответственности лиц, допустивших правонарушения, но и выдачей предписаний об устранении выявленных нарушений, а также систематическим контролем со стороны инспекторского состава Управления до полного их устранения.
Контрольно-надзорные мероприятия, проведенные Управлением с 2019 года по настоящее время, показали, что немалая часть загрязняющих веществ в составе сточных вод поступает в поверхностные водные объекты от организаций, оказывающих услуги по отводу хозяйственно-бытовых стоков (возбуждено 69 административных дел).
Установлен низкий уровень эксплуатации и технического обслуживания очистных сооружений, сточные воды не очищаются до установленных показателей и сбрасываются в поверхностные водные объекты с превышением предельно допустимых концентраций. Мощность очистных сооружений не покрывает потребность в очистке сточных вод до нормативного уровня, тем самым обязывая водопользователей исчислять плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Вышеуказанное связано с тем, что очистка стока осуществляется по традиционным схемам и на устаревшем технологическом оборудовании, спроектированном 40-50 лет назад в соответствии с совершенно другими требованиями к принимаемому очистными сооружениями канализации стоку. Поэтому многие очистные сооружения не имеют узлов доочистки, а методы очистки сточных вод на сегодняшний день не соответствуют установленным нормативам состава сточных вод.
Так, в Управление поступали многочисленные обращения граждан по поводу сброса неочищенных сточных вод в водный объект - реку Кубань через систему ливневого водоотведения муниципального образования город Краснодар. В связи с чем Управлением в 2020 году с привлечением специалистов федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу" проведены рейдовые мероприятия по обследованию акватории поверхностного водного объекта - реки Кубань от Краснодарского водохранилища до станицы Елизаветинской (176 км от устья реки Кубань). Было установлено, что сбросы сточных (ливневых) вод на территории муниципального образования город Краснодар оказывают негативное воздействие на водный объект - реку Кубань. В пробах, отобранных из выпусков неочищенных сточных ливневых вод на территории муниципального образования город Краснодар, определены значительные превышения концентраций загрязняющих веществ по сравнению с предельно допустимой концентрацией загрязняющих веществ, установленной для водного объекта - реки Кубань как объекта рыбохозяйственного значения.
В результате в отношении администрации муниципального образования город Краснодар организовано проведение внеплановой проверки в связи с выявленными сбросами неочищенных сточных вод в реку Кубань из ливневых коллекторов.
Учитывая вышеизложенное, а также в целях эффективного обеспечения экологической безопасности и соблюдения экологически безопасного природопользования Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Информацию руководителя Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Р.А. Молдованова о деятельности Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования за 2019 год и девять месяцев 2020 года принять к сведению.
2. Рекомендовать Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования:
1) усилить контроль за соблюдением законодательства в области обращения с отходами, в том числе за эксплуатацией объектов размещения отходов, соблюдением лицензионных условий при транспортировке отходов, неукоснительным соблюдением территориальной схемы в области обращения с отходами;
2) активизировать работу по поступлению в федеральный бюджет средств от экологического сбора и выявлению лиц, уклоняющихся от уплаты данного вида платежа;
3) усилить контроль на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения с целью предотвращения и пресечения фактов использования редких и исчезающих видов животных;
4) усилить контроль за оснащением лесопожарных формирований пожарной техникой, оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
5) обеспечить проведение в летне-осенний период плановых рейдовых мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений при использовании водных объектов, в том числе прибрежной защитной полосы реки Кубань в пределах города Краснодара;
6) провести инвентаризацию выданных министерством природных ресурсов Краснодарского края решений о предоставлении в пользование водного объекта - реки Кубань, организовать предварительные проверки соблюдения водопользователями условий решений о предоставлении водных объектов в пользование;
7) обеспечить контроль за соблюдением организациями (независимо от форм собственности), индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований природоохранного законодательства.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам использования природных ресурсов, экологической безопасности, санаторно-курортного комплекса и туризма.
Председатель Законодательного |
Ю.А. Бурлачко |
г. Краснодар
27 января 2021 года
N 2111-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 27 января 2021 г. N 2111-П "О деятельности Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования за 2019 год и девять месяцев 2020 года"
Вступает в силу с 27 января 2021 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Законодательного Собрания Краснодарского края (http://www.kubzsk.ru) 2 февраля 2021 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://publication.pravo.gov.ru) 4 февраля 2021 г. N 2300202102040011