Постановление Правительства Республики Дагестан от 3 февраля 2021 г. N 13
"Об утверждении Положения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера"
Во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характерам, постановления Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 303 "О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы" и в целях организации и проведения на территории Республики Дагестан эвакуационных мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера.
2. Возложить на Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствие Республики Дагестан осуществление методического руководства и контроля за организацией и проведением эвакуационных мероприятий при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Республики Дагестан.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Временно исполняющий обязанности |
Н. Омаров |
Утверждено
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 3 февраля 2021 г. N 13
Положение
о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера на территории Республики Дагестан (далее - ЧС).
2. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Положении:
"Эвакуация (отселение) населения" - комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон ЧС (прогнозируемых зон ЧС) и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных, по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС) районах (далее - безопасные районы). Эвакуация считается законченной, когда все подлежащее эвакуации население будет вывезено (выведено) за границы зоны действия поражающих факторов источника ЧС в безопасные районы;
"Жизнеобеспечение населения в ЧС" - совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей, в зонах ЧС, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения эвакуированных по нормам и нормативам для условий ЧС, разработанным и утвержденным в установленном порядке;
"Первоочередное жизнеобеспечение населения в зоне ЧС" - своевременное удовлетворение первоочередных потребностей населения в зоне ЧС.
3. Эвакуационные мероприятия планируются и подготавливаются заблаговременно в ходе повседневной деятельности и осуществляются при ЧС.
4. Эвакуационные мероприятия включают:
эвакуацию (отселение) населения при ЧС;
жизнеобеспечение населения в условиях ЧС;
эвакуацию материальных и культурных ценностей.
5. Особенности приведения эвакуационных мероприятий определяются характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение в случае аварии при перевозке радиоактивных веществ железнодорожным транспортом, химическое заражение местности, землетрясение, подтопление в период весенне-летнего половодья, аварии на объектах топливно-энергетического комплекса, пожар и жилом доме, при которых возникает нарушение нормального жизнеобеспечения населения, угроза жизни и здоровью людей), пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС численностью и охватом выводимого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакуационных мероприятий.
6. В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации (отселения) населения: упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная).
Упреждающая (заблаговременная) эвакуация (отселение) населения из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон ЧС) проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения ЧС.
Экстренная (безотлагательная) - эвакуация (отселение) населения проводится в случае возникновения ЧС.
7. В зависимости от развития ЧС и численности вывозимого (выводимого) из зоны ЧС населения могут быть выделены следующие варианты эвакуации: локальная, местная, региональная.
Локальная эвакуация проводится, если зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничена пределами отдельных городских и сельских поселений Республики Дагестан, при этом численность эвакуируемого населения не превышает 10 тыс. человек. В этом случае эвакуируемое население размещается в примыкающих к зоне ЧС населенных пунктах или на безопасной территории муниципального образования Республики Дагестан (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС).
Местная эвакуация проводится, если в зону ЧС попадают городские округа Республики Дагестан с населением от 10 до 100 тыс. человек, муниципальные районы Республики Дагестан. При этом эвакуируемое население размещается на безопасной территории муниципального образования Республики Дагестан, смежной с зоной ЧС.
Региональная эвакуация осуществляется при условии распространения воздействия поражающих факторов на значительные площади, охватывающие территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации с высокой плотностью населения, включающие города с населением от 100 до 1000 тыс. человек. При проведении региональной эвакуации вывозимое (выводимое) из зоны ЧС население может быть эвакуировано на значительные расстояния от постоянного места проживания.
8. В зависимости от масштабов, особенностей возникновения и развития ЧС выделяют следующие варианты проведения эвакуации - общая и частичная.
Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны ЧС.
Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывоза (вывода) из зоны ЧС нетрудоспособного и не занятого в производстве населения (обучающихся в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего образования, совместно с педагогическими и иными работниками, воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в организациях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, совместно с работниками).
Выбор проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих факторов источника ЧС.
9. В случае аварии на химически опасных объектах Республики Дагестан проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения, попадающего в зону заражения, за границы распространения облака аварийно химически опасного вещества. Население, проживающее в непосредственной близости от химически опасного объекта, ввиду быстрого распространения облака аварийно химически опасного вещества, как правило, не выводится из опасной зоны, а укрывается в жилых (производственных) зданиях и сооружениях (с обязательным проведением герметизации помещений и использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания) на верхних или нижних этажах (в зависимости от характера распространения аварийно химически опасного вещества).
10. Основанием для принятия решения о проведении эвакуационных мероприятий является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасности критериям, определенным методическими рекомендациями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
11. Население, эвакуированное (отселенное) в безопасные районы, временно размещается в общественных и административных зданиях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В летнее время возможно кратковременное размещение населения в палатках.
12. Право принятия решения о проведении эвакуационных мероприятий принадлежит Председателю Правительства Республики Дагестан.
В ситуациях, требующих принятия безотлагательного решения, экстренная эвакуация может осуществляться по указанию (распоряжению) начальника центра управления в кризисных ситуациях Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Дагестан или руководителя ликвидации ЧС.
13. Общее руководство эвакуационными мероприятиями осуществляется заместителем Председателя Правительства Республики Дагестан - заместителем председателя Комиссии при Главе Республики Дагестан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
14. Проведение эвакуационных мероприятий осуществляется на основе планирования и заблаговременной всесторонней подготовки: транспорта, дорог, районов размещения эвакуированного населения в безопасных местах, а также всесторонней подготовки населения к защите от ЧС.
15. Эвакуация (отселение) населения планируется, организуется и проводится по производственно-территориальному принципу:
из зон ЧС обучающихся образовательных организаций совместно с работниками - от мест расположения организаций ответственными должностными лицами организаций;
из зон ЧС воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в организациях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, совместно с работниками - от мест расположения организаций ответственными должностными лицами организаций:
из жилых домов - по месту жительства эвакуационными комиссиями совместно с товариществом собственников жилья (жилищным кооперативом, управляющей организацией).
II. Эвакуационные органы и их задачи
16. Организация и проведение эвакуационных мероприятий осуществляется республиканской эвакуационной комиссией и Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Дагестан.
17. К эвакуационным органам, создаваемым заблаговременно, относятся:
эвакуационные комиссии;
пункты сбора населения (далее - ПС);
пункты временного размещения населения (далее - ПВР);
пункты посадки населения на автотранспорт (далее - ПП).
18. Основными задачами эвакуационных органов являются:
планирование эвакуации (отселения) населения;
планирование эвакуации материальных и культурных ценностей;
планирование приема, размещения эвакуированного (отселенного) населения;
организация и осуществление контроля жизнеобеспечения эвакуируемого (отселяемого) населения:
осуществление контроля планирования эвакуации (отселения) населения в подведомственных органах, учреждениях и организациях;
организация и контроль подготовки и проведения эвакуации (отселения) населения;
организация приема и размещения эвакуируемого (отселяемого) населения;
организация и контроль автотранспортного обеспечения эвакуационных мероприятий.
19. ПС создаются для сбора и учета эвакуируемого (отселяемого) населения из возможных зон ЧС, организованной отправки его в ПВР в безопасные районы.
20. ПВР создаются для организации приема и временного (не более 1-3 суток) размещения эвакуируемого (отселяемого) из возможных зон ЧС населения с дальнейшим размещением в жилых помещениях маневренного фонда в муниципальном образовании Республики Дагестан.
Основными задачами ПВР при повседневной деятельности являются:
планирование и подготовка к осуществлению мероприятий по организованному приему населения, выводимого из зон возможных ЧС;
разработка документации, необходимой для организации работы ПВР;
заблаговременная подготовка помещений, инвентаря и средств связи;
обучение администрации ПВР действиям по приему, учету и размещению пострадавшего в ЧС населения;
практическая отработка вопросов оповещения, сбора и функционирования администрации ПВР;
участие в учениях, тренировках и проверках.
Основными задачами ПВР при возникновении ЧС являются:
полное развертывание ПВР для эвакуируемого населения, подготовка к приему и размещению людей;
организация учета прибывающего населения и его размещения;
установление связи с комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) муниципального образования и эвакоприемной комиссией, Единой дежурно-диспетчерской службой, организациями, участвующими в жизнеобеспечении эвакуируемого населения,
организация жизнеобеспечения эвакуированного населения;
информирование об обстановке прибывающего в ПВР пострадавшего населения;
представление донесений о ходе приема и размещения населения в КЧС и ОПБ.
21. Задачами ПП являются:
организация посадки эвакуированного (отселенного) населения на автотранспорт на ПП и по месту нахождения (по месту жительства или работы):
распределение эвакуированного (отселенного) населения по транспортным средствам, формирование эвакуационных колонн и распределение их по маршрутам эвакуации;
осуществление контроля за проведением эвакуации и информирование вышестоящих эвакуационных органов;
организация и поддержание общественного порядка на ПП.
III. Планирование эвакуационных мероприятий
22. Планирование эвакуационных мероприятий и разработку расчетов на эвакуацию (отселение) населения при ЧС осуществляет республиканская эвакуационная комиссия при участии Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствии по Республике Дагестан.
Расчеты на эвакуацию (отселение) населения при ЧС отрабатываются заблаговременно на основе складывающейся обстановки на территории Республики Дагестан и уточняются ежегодно.
23. К подготовительным эвакуационным мероприятиям относятся:
приведение в готовность эвакуационных органов я уточнение порядка их работы;
уточнение численности населения, подлежащего эвакуации (отселению) из зоны возможной ЧС;
уточнение планов и времени поставки автотранспортных средств для эвакуируемого населения к ПП, расчетов пеших колонн и маршрутов их движения;
уточнение сроков прибытия эвакуируемого (отселяемого) населения на ПС и ПП.
24. Эвакуация (отселение) населения в безопасные районы осуществляется посредством вывоза части населения автотранспортом независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, привлекаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, с одновременным выводом остальной части населения пешим порядком.
IV. Обеспечение эвакуационных мероприятий
25. С целью создания условий для организованного проведения эвакуационных мероприятий планируются и осуществляются мероприятия по следующим видам обеспечения: транспортному, медицинскому, охране общественного порядка и обеспечению безопасности дорожного движения, инженерному, материально-техническому, связи и оповещения, финансовому.
26. Обеспечение транспортом эвакуационных мероприятий предусматривает подготовку транспорта, распределение и эксплуатацию транспортных средств. Готовность транспортных средств к выполнению возложенных задач и организация своевременной подачи транспорта обеспечиваются руководителями автотранспортных предприятий.
Транспорт, привлекаемый для вывоза (вывода) населения, обеспечивается горюче-смазочными материалами через существующую сеть автозаправочных станций.
Работа общественного транспорта в ходе эвакуации населения, материальных и культурных ценностей предполагает различные варианты его возможного использования:
доставку населения от места жительства или работы к ПС;
доставку населения от места жительства или работы до ПВР;
вывоз эвакуируемого (отселяемого) населения из зоны ЧС в безопасные районы.
Для организованного осуществления автотранспортных перевозок и создания условии устойчивого управления ими на всех этапах эвакуации создаются автомобильные колонны, группы транспорта из транспортных средств, находящихся в личном пользовании граждан.
Автомобильные колонны формируются на основе автотранспортных предприятий муниципальных образований Республики Дагестан.
Личный транспорт владельцев объединяется в группы (отряды) на основе согласия его владельцев. Транспортные средства личного пользования заблаговременно регистрируются и учитываются.
27. Медицинское обеспечение эвакуационных мероприятий включает в себя проведение органами здравоохранения организационных, лечебных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на охрану здоровья эвакуируемого (отселяемого) населения, своевременное оказание медицинской помощи заболевшим и получившим травмы в ходе эвакуации, а также предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний.
При проведении эвакуации осуществляются следующие мероприятия:
развертывание медицинских пунктов на ПВР и организация на них дежурства медицинского персонала для оказания медицинской помощи эвакуируемому (отселяемому) населению;
контроль санитарного состояния мест временного размещения эвакуируемого (отселяемого) населения;
непрерывное наблюдение за противоэпидемической обстановкой, выявление инфекционных больных и выполнение других противоэпидемических мероприятий;
снабжение медицинских пунктов, лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений и формирований здравоохранения, привлекаемых к обеспечению эвакуируемого населения медицинским обслуживанием, медицинским имуществом.
28. Охрана общественного порядка при проведении эвакуационных мероприятий на межмуниципальном и региональном уровнях осуществляется территориальными органами Министерства внутренних дел по Республике Дагестан с участием территориального управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Дагестан и подчиненного ему федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Дагестан" (включая филиалы).
Обеспечение безопасности дорожного движения при проведении эвакуационных мероприятий на межмуниципальном и региональном уровнях осуществляется территориальными органами Министерства внутренних дел по Республике Дагестан.
29. Целью инженерного обеспечения является создание необходимых условий для проведения эвакуации из зон ЧС. Характер и объемы выполняемых задач инженерного обеспечения зависят от условий обстановки, вида и масштаба эвакуационных мероприятий, наличия сил и средств.
Инженерное обеспечение заключается в оборудовании общественных зданий, сооружений и устройстве временных сооружений для размещения эвакуируемого (отселяемого) населения, материальных и культурных ценностей.
30. Материально-техническое обеспечение эвакуационных мероприятий заключается в организации обеспечения питанием и товарами первой необходимости эвакуируемого (отселяемого) населения в местах временного размещения за счет товарных запасов организаций торговли и общественного питания, организации технического обслуживания и ремонта транспортных средств в процессе эвакуационных мероприятий, снабжении горюче-смазочными материалами, запасными частями и водой.
31. Обеспечение связи и оповещения в период эвакуационных мероприятий заключается в:
оснащении эвакуационных органов (ПП, ПС, ПВР) стационарными и передвижными средствами связи и осуществлении бесперебойной их работы;
в информировании и инструктировании населения в ходе проведения эвакуационных мероприятий с использованием электронных средств массовой информации, уличных громкоговорителей, средств громкой связи на транспортных средствах, наглядной агитации.
32. Автодорожное обеспечение эвакуационных мероприятий заключается в оборудовании объездов разрушенных или непроходимых участков дорог при движении автотранспортных колонн с эвакуируемым (отселяемым) населением в район размещения, очистке дорог от снега при эвакуации (отселении) зимой, содержании труднопроходимых участков дорог путем патрулирования или постоянного дежурства на них необходимых сил и средств при эвакуации в распутицу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Дагестан от 3 февраля 2021 г. N 13 "Об утверждении Положения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера"
Вступает в силу с 3 февраля 2021 г.
Текст постановления опубликован на Интернет-портале правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru) 4 февраля 2021 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 8 февраля 2021 г. N 0500202102080002, на Портале "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" (http://pravo.minjust.ru) 1 марта 2021 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Дагестан от 2 августа 2022 г. N 248
Изменения вступают в силу с 2 августа 2022 г.