Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Краткий анализ состояния законодательства Московской области по направлению деятельности Комитета за отчетный период
В сфере образования, культуры, туризма, защиты прав несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2020 году Комитетом подготовлены к рассмотрению и приняты Московской областной Думой следующие законы.
1. Закон Московской области N 45/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О музеях в Московской области".
Закон разработан в целях приведения законодательства Московской области о музеях в соответствие с территориальным муниципальным делением Московской области. Уточнено, что к муниципальным музеям относятся музеи городского округа (исключены музеи поселения и муниципального района).
2. Закон Московской области N 50/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об образовании".
Закон разработан с целью приведения терминологии в соответствие с Федеральным законом от 6 марта 2019 года N 17-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".
Уточнена терминология в части полномочия исполнительных органов государственной власти Московской области в сфере образования по участию в проведении экспертизы учебников и обеспечению учебниками образовательных организаций в Московской области.
3. Закон Московской области N 52/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области" (разработан Комитетом).
В целях приведения в соответствие с действующим муниципальным и территориально-административным устройством Московской области муниципальные районы исключены из перечня административных единиц деления муниципальных образований Московской области.
4. Закон Московской области N 62/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в образовательных организациях".
Утвержден порядок определения общего объема субвенций бюджетам муниципальных образований Московской области на частичную компенсацию стоимости питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях и в частных общеобразовательных организациях в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, обучающимся по очной форме обучения.
5. Закон Московской области N 84/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей".
В связи с изменением территориальной организации местного самоуправления в Московской области в формулировки некоторых положений законодательства Московской области о предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, внесены соответствующие корректировки. Также установлен порядок определения общего объема субвенций бюджетам муниципальных образований Московской области для осуществления переданных государственных полномочий.
6. Закон Московской области N 88/2020-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Московской области, регулирующие финансовое обеспечение реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного и общего образования в образовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области".
В связи с тем, что в состав Московской области входят только городские округа, из основного нормативного правового акта о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями в сфере образования исключены понятия муниципальные районы, сельские и городские поселения. Также внесены коррективы в методику расчета субвенций, предоставляемых из регионального бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию государственных полномочий.
7. Закон Московской области N 89/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечении дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2020 году и в плановом периоде 2021 и 2022 годов".
Внесены изменения в основной нормативный правовой акт о финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечении дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях за счет средств бюджета Московской области в 2020 году и в плановом периоде 2021 и 2022 годов.
Изменены формулы расчета субвенций, значения корректирующих коэффициентов, отражающих особенности оказания муниципальных услуг, а также нормативы финансового обеспечения в части затрат на оплату труда работников, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительные общеразвивающие программы.
8. Закон Московской области N 90/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в сфере образования".
Изменена методика расчета субвенций, предоставляемых из регионального бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию государственных полномочий, в части субвенции на финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр и игрушек.
Добавлен коэффициент выравнивания, вводимый с целью недопущения резкого снижения уровня финансового обеспечения частных общеобразовательных организаций в сложившейся в 2020 году экономической ситуации, в том числе в связи с уменьшением поступлений от приносящей доход деятельности частных общеобразовательных организаций в условиях режима повышенной готовности.
9. Закон Московской области N 91/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в образовательных организациях".
Исключен норматив обеспечения частичной компенсации стоимости питания для обучающихся по образовательным программам начального общего образования, за исключением детей из многодетных семей, в государственных образовательных организациях Московской области. Изменена методика расчета субвенции на частичную компенсацию стоимости питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области и в частных общеобразовательных организациях в Московской области. Скорректирована формула расчета субвенции на 2020 год и на последующие годы. Скорректированы обязанности центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, осуществляющего управление в сфере образования.
10. Закон Московской области N 105/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О материальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на усыновление в семьи граждан Российской Федерации" (разработан Комитетом).
Внесены изменения об исключении выписки из домовой книги из перечня предоставляемых заявителем документов. Истребование документа, подтверждающего место жительства ребенка по месту жительства усыновителей (усыновителя), органами опеки и попечительства в порядке межведомственного взаимодействия невозможно во исполнение статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации о сохранении тайны усыновления. Документ, подтверждающий совместное с ребенком проживание, предоставляется заявителем-усыновителем в инициативном порядке.
11. Закон Московской области N 104/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области".
В связи с изменением территориальной организации местного самоуправления в Московской области (преобразованием муниципальных районов в городские округа) в законодательство о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав внесены коррективы. Установлен порядок определения общего объема субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований Московской области.
12. Закон Московской области N 108/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Об образовании".
Компетенция исполнительных органов государственной власти Московской области в сфере образования дополнена полномочием по согласованию назначения руководителей структурных подразделений администраций городских округов Московской области, осуществляющих муниципальное управление в сфере образования.
13. Закон Московской области N 132/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области" (разработан Комитетом).
Уточнены принципы деятельности, основные задачи и полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области. Так, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав городских округов Московской области наделена полномочием по обращению в суд с исковыми заявлениями о возмещении вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) компенсации морального вреда.
Внесено уточнение в части исключения возможности возложения на сотрудников структурных подразделений в администрациях городских округов Московской области, созданных для обеспечения деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, полномочий, не связанных с обеспечением деятельности муниципальных комиссий.
В целом изменения направлены на оптимизацию деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Московской области.
14. Закон Московской области N 142/2020-ОЗ "О внесении изменения в закон Московской области "О патронате".
Положения законодательства Московской области в сфере социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации в части исключения из них термина "выписка из домовой книги".
15. Закон Московской области N 143/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об образовании".
В законодательство Московской области об образовании внесены изменения, предусматривающие обеспечение горячим питанием обучающихся по образовательным программам начального общего образования в государственных образовательных организациях Московской области и в муниципальных образовательных организациях в Московской области. Кроме того, уточнен термин "молодой специалист".
16. Закон Московской области N 164/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в сфере образования".
Направлен на регулирование компенсационных и стимулирующих выплат педагогическим работникам, задействованным на ЕГЭ на территории Московской области. В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), увеличена в 1,5 раза стоимость часа работы работников, привлекаемых к проведению в Московской области государственной итоговой аттестации.
17. Закон Московской области N 186/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О патриотическом воспитании в Московской области".
Скорректированы основные направления деятельности в сфере патриотического воспитания в Московской области. Субъекты патриотического воспитания в пределах своей компетенции осуществляют деятельность в сфере патриотического воспитания в Московской области, в сфере установления и благоустройства памятников, обелисков, стел, других мемориальных сооружений, организуют выставки, увековечивающие дни воинской славы России и памятные даты России.
18. Закон Московской области N 192/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О народных художественных промыслах в Московской области" (разработан Комитетом).
Уточнены полномочия центрального исполнительного органа государственной власти Московской области. Центральный исполнительный орган, уполномоченный на осуществление государственного регулирования в сфере народных художественных промыслов, осуществляет методическое руководство по учету и хранению изделий народных художественных промыслов.
19. Закон Московской области N 197/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в сфере образования".
Внесены коррективы в методику расчета субвенций, предоставляемых из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области на реализацию государственного полномочия по выплате пособия молодым специалистам в муниципальных дошкольных и общеобразовательных организациях в Московской области.
20. Закон Московской области N 198/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Об образовании".
Изменены порядок установления, размер и условия выплаты пособия молодым специалистам - выпускникам профессиональных образовательных организаций или образовательных организаций высшего образования, приступившим к работе на должностях педагогических работников в государственных или муниципальных образовательных организациях Московской области.
21. Закон Московской области N 204/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Об образовании".
Категории работников образовательных организаций, работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Московской области, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, приведены в соответствие с федеральным законодательством.
К ним относятся руководители и заместители руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций в Московской области, руководители и заместители руководителей структурных подразделений указанных образовательных организаций, педагогические работники и работники государственных и муниципальных образовательных организаций в Московской области, не относящиеся к педагогическим работникам.
22. Закон Московской области N 237/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Об Уполномоченном по правам ребенка в Московской области и внесении изменений в некоторые законы Московской области" (разработан Комитетом).
Скорректированы требования, предъявляемые к кандидату на должность Уполномоченного по правам ребенка в Московской области, формулировки приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации.
23. Закон Московской области N 227/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об образовании".
Расширены полномочия исполнительных органов государственной власти Московской области в сфере образования. В частности, дополнены полномочием по созданию, формированию и ведению региональной информационной системы доступности дошкольного образования в порядке, установленном Правительством Московской области, с учетом методических рекомендаций к порядку формирования и ведения указанной региональной информационной системы, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в том числе в части предоставления родителям либо законным представителям детей сведений из данной региональной информационной системы.
24. Закон Московской области N 257/2020-ОЗ "О финансовом обеспечении реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2021 году и в плановом периоде 2022 и 2023 годов".
Законом установлен порядок расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, методики расчета прогнозируемой на очередной финансовый год и фактической средней численности воспитанников в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области. Для расчета нормативов финансового обеспечения оказания муниципальных услуг в части затрат на оплату труда работников, определяемых на единицу оказания муниципальных услуг, на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов применяется фактическая среднемесячная заработная плата работников в сфере общего образования в Московской области за 2019 финансовый год в размере 51 910 рублей.
Кроме того, Законом установлена обязанность центрального исполнительного органа государственной власти Московской области в сфере образования утверждать среднюю численность воспитанников, получающих образование по основной общеобразовательной программе дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области.
25. Закон Московской области N 258/2020-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Московской области по вопросам организации питания и предоставления частичной компенсации стоимости питания обучающихся в образовательных организациях".
Закон вносит изменения в механизм предоставления средств на частичную компенсацию стоимости питания обучающимся в общеобразовательных организациях путем замены субвенции на частичную компенсацию стоимости питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области на субсидию с уровнем софинансирования 10 процентов из муниципального бюджета в 2021 году, а также путем предоставления субвенции на частичную компенсацию стоимости питания отдельным категориям обучающихся в частных общеобразовательных организациях в Московской области отдельным направлением в субвенции на финансовое обеспечение госстандарта общего образования частным общеобразовательным организациям.
26. Закон Московской области N 259/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей".
Законом вносятся изменения в методику расчета субвенций на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа (далее - дети-сироты) по договорам найма специализированных жилых помещений на очередной финансовый год и плановый период (объем субвенций бюджетам муниципальных образований рассчитывается с учетом стоимости 1 кв. метра общей стоимости жилья в Московской области, установленной на III, IV кварталы 2020 года и на I, II кварталы 2021 года в разрезе муниципальных образований), а также устанавливается методика расчета прогнозируемой численности детей-сирот в муниципальных и частных организациях в Московской области для детей-сирот и методика расчета прогнозируемой численности детей-сирот и лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения в муниципальных и частных образовательных организациях высшего образования в Московской области.
27. Закон Московской области N 267/2020-ОЗ "О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечении дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2021 году и в плановом периоде 2022 и 2023 годов".
Законом установлен порядок расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, которые включают нормативы финансового обеспечения, а также методика расчета прогнозируемой на очередной финансовый год и фактической средней численности обучающихся, работников в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области.
Для расчета нормативов финансового обеспечения оказания муниципальных услуг в части затрат на оплату труда работников, определяемых на единицу оказания муниципальных услуг, на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов применяется прогнозируемый среднемесячный доход от трудовой деятельности по Московской области в размере 50 838,7 рублей.
28. Закон Московской области N 268/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в сфере образования".
Законом внесены изменения в методику расчета субвенций на выплату компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в образовательных организациях Московской области, а также в методику расчета субвенций на финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях в Московской области и финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях в Московской области.
В связи с изменением механизма предоставления средств на питание обучающимся в общеобразовательных организациях органам местного самоуправления Московской области переданы полномочия на обеспечение питанием обучающихся в частных общеобразовательных организациях в Московской области, в состав субвенции частным школам включена субвенция на обеспечение питанием обучающихся в частных общеобразовательных организациях в Московской области.
29. Проект закона Московской области N 1402па "О театральной деятельности в Московской области" (разработан Комитетом).
Одобрен постановлением Московской областной Думы от 10.04.2020 N 22/114-П.
Законопроект станет основополагающим правовым актом Московской области в театральной сфере, регулирующим вопросы деятельности театра и развития театрального дела в Московской области.
Принятие законопроекта позволит сформировать эффективный механизм регулирования отношений в сфере театрального дела в Московской области, направленный на укрепление единого культурного пространства региона.
30. Проект Московской области N 1516па "Об активных видах туризма в Московской области".
Принят за основу постановлением Московской областной Думы от 19.11.2020 N 18/131-П.
Положения проекта закона касаются развития активных видов туризма в Московской области. Проектом закона устанавливаются полномочия органов государственной власти Московской области и формы государственной поддержки в сфере развития активных видов туризма в Московской области.
Проект закона дополнен положениями, касающимися активных видов туризма, полномочиями органов государственной власти Московской области в сфере развития активных видов туризма, а также формами государственной поддержки развития активных видов туризма в Московской области. Организаторам активных видов туризма в Московской области может оказываться содействие в разработке и организации туристских маршрутов, подготовке и повышении квалификации специалистов в сфере активных видов туризма, а также в предоставлении нефинансовых мер государственной поддержки, в том числе оказание организационной, информационной и консультационной помощи. Законопроектом также установлены меры по обеспечению безопасности туристов, которые должны осуществлять организаторы активных видов туризма.
Кроме того, Комитетом были подготовлены к рассмотрению и приняты Московской областной Думой:
постановление Московской областной Думы от 06.02.2020 N 24/106-П "Об отчете Комитета по вопросам образования, культуры и туризма за 2019 год";
постановление Московской областной Думы от 12.03.2020 N 30/110-П "О законодательной инициативе Московской областной Думы по проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 146 и 153 Семейного кодекса Российской Федерации";
постановление Московской областной Думы от 14.05.2020 N 26/117-П "О Докладе о деятельности уполномоченного по правам ребенка в Московской области в 2019 году".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.