Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утвержден
приказом Министерства
транспорта Алтайского края
от 30.12.2020 N 301
Порядок
осуществления внутреннего финансового аудита в Министерстве транспорта Алтайского края
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет правила осуществления внутреннего финансового аудита в Министерстве транспорта Алтайского края (далее - "Министерство") и подведомственном ему краевом государственном казённому учреждении (далее - "Учреждение").
Порядок разработан в соответствии с приказами Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 N 195н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц, работников при осуществлении внутреннего финансового аудита", от 21.11.2019 N 196н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи осуществления внутреннего финансового аудита", от 18.12.2019 N 237н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", от 22.05.2020 N 91н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", от 05.08.2020 N 160н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита".
2. Применяемые термины внутреннего финансового аудита в настоящем Порядке:
Субъект внутреннего финансового аудита - уполномоченное должностное лицо Министерства, наделенное полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита в Министерстве, на основе функциональной независимости.
Аудиторская группа - группа, состоящая из не менее одного уполномоченного должностного лица Министерства и не менее одного привлеченного к проведению аудиторского мероприятия должностного лица (работника) Министерства, или группа, состоящая из нескольких должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита, которые являются членами аудиторской группы и проводят аудиторское мероприятие в соответствии с программой аудиторского мероприятия. Руководитель аудиторской труппы - входящее в состав аудиторской группы уполномоченное должностное лицо Министерства, ответственное за подготовку, проведение и результаты аудиторского мероприятия.
Члены аудиторской группы - привлеченные к проведению аудиторского мероприятия должностные лица (работники) Министерства. Привлеченные к проведению аудиторского мероприятия должностные лица (работники) Министерства наделяются правами и обязанностями должностных лиц субъекта внутреннего финансового аудита.
Бюджетные процедуры - процедуры Министерства, результат выполнения которых влияет на значения показателей качества финансового менеджмента, определяемые в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе процедуры по составлению и представлению сведений, необходимых для составления проекта краевого бюджета, а также по исполнению бюджета, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности.
Операция (действие) по выполнению бюджетной процедуры - одна из совокупности операций (действий) по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры, и (или) по организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе контрольное действие, последовательное выполнение которых в соответствии с требованиями правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и ведомственных (внутренних) актов Министерства позволяет достичь результат выполнения бюджетной процедуры.
Объект внутреннего финансового аудита - бюджетная процедура и (или) составляющие эту процедуру операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры (далее - объекты аудита).
Субъекты бюджетных процедур - руководитель (заместители руководителя), руководители и должностные лица (работники) структурных подразделений Министерства, которые организуют (обеспечивают выполнение), выполняют бюджетные процедуры.
Аудиторское мероприятие - совокупность профессиональных действий уполномоченного должностного лица Министерства и членов аудиторской группы, выполняемых на основании приказа Министерства и программы аудиторского мероприятия, в том числе действий по сбору аудиторских доказательств, формированию выводов, предложений.
Мониторинг процедур внутреннего финансового контроля - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой регулярный процесс изучения контрольных действий и их результатов, оценки надежности внутреннего финансового контроля, включая оценку организации, применения и достаточности контрольных действий. При проведении мониторинга процедур внутреннего финансового контроля устанавливаются взаимосвязи (связующие соотношения) между применяемыми контрольными действиями и бюджетными процедурами в целях оценки влияния внутреннего финансового контроля на минимизацию бюджетных рисков, а также в целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков.
Внутренний финансовый контроль - внутренний процесс Министерства, осуществляемый в целях соблюдения, установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, в том числе осуществляемый посредством совершения контрольных действий. Контрольные действия - вид действий по выполнению бюджетной процедуры, совершаемых субъектами бюджетных процедур и (или) прикладными программными средствами, информационными ресурсами (с их использованием) перед, во время, после выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, и осуществляемых в целях обеспечения (подтверждения) законности, целесообразности совершения указанных операций (действий), в том числе полноты и достоверности данных, используемых для их совершения, либо выявления и устранения нарушений и (или) недостатков, в том числе их причин и условий. Нарушение - несоблюдение установленных правовыми актами требований к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе к операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры.
Недостаток - правомерная и не являющаяся нарушением операция (действие) по выполнению бюджетной процедуры и (или) действие (бездействие) субъекта бюджетных процедур, которые оказывают негативное влияние на значения показателей качества финансового менеджмента главного администратора (администратора) бюджетных средств, определяемое в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Результат выполнения бюджетной процедуры - сформированный (подписанный) в соответствии с требованиями к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры документ и (или) совершенное действие, в отношении которого нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, установлены форма, требования к содержанию, сроки и порядок выполнения.
II. Порядок составления, ведения и утверждения плана проведения аудиторских мероприятий
3. Внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с планом проведения аудиторских мероприятий посредством проведения плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с планом проведения аудиторских мероприятий, утвержденным приказом Министерства. Внеплановые аудиторские проверки проводятся по решению Министра транспорта, иных контролирующих органов, обладающих соответствующими полномочиями (далее - Инициаторы проверки).
4. Составление и ведение плана проведения аудиторских мероприятий (далее - План) осуществляется уполномоченным должностным лицом Министерства по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
5. План представляет собой перечень планируемых к проведению в очередном финансовом году аудиторских мероприятий, проведение которых предусмотрено в очередном финансовом году. По каждому аудиторскому мероприятию в Плане указывается тема аудиторского мероприятия, объект аудита, вид проверки (камеральная, выездная, комбинированная), проверяемый период, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители.
6. Проверяемый период определяется инициатором проверки и может включать: период текущего года до начала проведения аудиторского мероприятия проверки и периоды отчетного финансового года; период текущего года до начала проведения аудиторского мероприятия; периоды отчетного финансового года.
7. Перечень тем аудиторских мероприятий для включения в План формируется исходя из следующих критериев отбора, приведенных в порядке убывания их значимости:
а) объем бюджетных ассигнований, предусмотренный по направлению расходов бюджета;
б) существенность нарушений (недостатков), выявленных органами государственного (муниципального) финансового контроля за период времени, прошедший с момента предыдущей аудиторской проверки;
в) период времени, прошедший с момента предыдущей аудиторской проверки (в случае, если указанный период превышает 3 года);
г) полнота и своевременность исполнения аудиторских предложений, выданных по результатам предыдущих аудиторских проверок;
д) наличие существенных изменений бюджетного законодательства Российской Федерации, принятых в течение проверяемого периода;
е) опыт и квалификация государственных гражданских служащих (работников) Министерства, осуществляющих операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур).
8. Выбор объектов аудита Министерства для включения в План осуществляется исходя из следующих критериев отбора, приведенных в порядке убывания их значимости:
а) объем активов (обязательств) объекта аудита на конец отчетного финансового года;
б) существенность нарушений (недостатков) в сфере бюджетного учета и отчетности, выявленных органами государственного финансового контроля за период времени, прошедший с момента предыдущей аудиторской проверки;
в) полнота и своевременность исполнения аудиторских предложений, выданных по результатам предыдущих аудиторских мероприятий достоверности бюджетной отчетности;
г) период, прошедший с момента окончания предыдущего аудиторского мероприятия;
д) организация внутреннего контроля ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности;
е) опыт и квалификация государственных гражданских служащих (работников) Министерства, необходимые для исполнения ими своих должностных обязанностей по осуществлению операций, осуществляющих ведение бюджетного учета и отчетности.
9. План составляется на один финансовый год и утверждается Министром транспорта Алтайского края до начала очередного финансового года. При необходимости в течение финансового года вносятся изменения в План.
III. Порядок проведения аудиторского мероприятия
10. Подготовка к проведению аудиторского мероприятия включает в себя следующие действия:
а) предварительный анализ данных об объекте внутреннего финансового аудита, соответствующих теме аудиторского мероприятия, опросы, собеседования;
б) разработка программы аудиторского мероприятия по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку;
в) подготовка проекта приказа о проведении аудиторского мероприятия.
11. При необходимости для проведения аудиторского мероприятия формируется аудиторская группа, в которую включаются должностные лица (работники) Министерства. Руководителем аудиторской группы назначается уполномоченное должностное лицо Министерства. При формировании аудиторской группы руководитель субъекта внутреннего финансового аудита должен обеспечить соблюдение принципов внутреннего финансового аудита, а именно, принципа законности, функциональной независимости, объективности, компетентности, профессионального скептицизма, системности, эффективности, ответственности и стандартизации. Численность аудиторской группы определяется исходя из количества и сложности объектов внутреннего финансового аудита, целей, сроков проведения аудиторского мероприятия и квалификации должностных лиц (работников) Министерства, привлеченных к проведению аудиторского мероприятия.
12. Аудиторское мероприятие проводится в соответствии с программой аудиторского мероприятия, утвержденной приказом Министерства о проведении аудиторского мероприятия.
13. В приказе Министерства о проведении аудиторского мероприятия отражается: основание аудиторского мероприятия (приказ Министерства об утверждении плана проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год или решение министра транспорта Алтайского края о проведении внепланового аудиторского мероприятия); наименование структурного подразделения Министерства, в отношении которого проводится аудиторское мероприятие; ФИО и должность руководителя субъекта бюджетных процедур; должность и ФИО руководителя аудиторской группы; должности и Ф.И.О. членов аудиторской группы; срок проведения аудиторского мероприятия; за какой период проводится аудиторское мероприятие, срок предоставления заключения о результатах аудиторского мероприятия.
14. Метод внутреннего финансового аудита - прием, применяемый при проведении аудиторского мероприятия членами аудиторской группы или уполномоченным должностным лицом Министерства, в зависимости от целей и задач аудиторского мероприятия, результатов оценки бюджетных рисков, степени обеспеченности ресурсами (временными, трудовыми, материальными, финансовыми и иными ресурсами, которые способны оказать влияние на качество проведения аудиторского мероприятия). Выбор метода внутреннего финансового аудита для исследования каждого из вопросов, подлежащих изучению для достижения целей аудиторского мероприятия, основывается на характере исследуемого вопроса и целях его изучения. Для изучения одного вопроса могут быть использованы несколько методов внутреннего финансового аудита, а именно, аналитические процедуры, инспектирование, пересчет, запрос, подтверждение, наблюдение, мониторинг процедур внутреннего финансового контроля.
15. Руководителю субъекта бюджетных процедур направляется приказ Министерства о проведении аудиторского мероприятия и программа аудиторского мероприятия для ознакомления.
16. Уполномоченное должностное лицо Министерства запрашивает информацию в срок за пять дней до начала проведения аудиторского мероприятия, а руководитель субъекта бюджетных процедур обязан предоставить информацию по вышеуказанному запросу в течение трех рабочих дней с дня получения запроса.
17. Внутренний финансовый контроль - внутренний процесс Министерства, осуществляемый в целях соблюдения, установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, в том числе осуществляемый посредством совершения контрольных действий. Контрольные действия - вид действий по выполнению бюджетной процедуры, совершаемых субъектами бюджетных процедур и (или) прикладными программными средствами, информационными ресурсами (с их использованием) перед, во время, после выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, и осуществляемых в целях обеспечения (подтверждения) законности, целесообразности совершения указанных операций (действий), в том числе полноты и достоверности данных, используемых для их совершения, либо выявления и устранения нарушений и (или) недостатков, в том числе их причин и условий.
18. В ходе аудиторского мероприятия проводится оценка надежности внутреннего финансового контроля, достоверности бюджетной отчетности, экономности и результативности использования бюджетных средств, в том числе посредством осуществления аудита операций с активами и обязательствами, совершенных субъектами бюджетных процедур Министерства, отражения операций с активами и обязательствами в бюджетном учете и бюджетной отчетности Министерства.
19. При проведении оценки надежности внутреннего финансового контроля (качества осуществления внутренних бюджетных процедур) анализируются результаты контрольных действий в отношении операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), в том числе операций, имеющих коррупционные риски (далее - коррупционно-опасные операции).
20. К коррупционно-опасным операциям относятся операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур):
внутренней бюджетной процедуры, определенной Министерством в качестве коррупционно-опасной (при реализации которой наиболее вероятно возникновение конфликта интересов);
при выполнении, которых может возникнуть конфликт интересов и в отношении которых внутренний финансовый контроль осуществляют должностные лица, замещающие должности, включенные в перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками;
в отношении, которых имеется информация о признаках, свидетельствующих о коррупционных действиях или бездействии должностных лиц при их выполнении.
21. При анализе оценки надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого в Министерстве, необходимо:
а) установить достаточность и актуальность правовых актов и документов Министерства, устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе к операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры (полноты регламентации процесса их выполнения) и (или) выявление несоответствия положений этих актов правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;
б) выявить (при их наличии) избыточные (дублирующие друг друга) операции (действия) по выполнению бюджетных процедур;
в) изучить наличие прав доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий Министерства, в целях формирования предложений по предотвращению несанкционированного доступа к таким базам данных, вводу и выводу из них информации;
г) оценить степень соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению бюджетных полномочий, требований к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетных процедур, в том числе к операции (действию) по выполнению бюджетных процедур;
д) сформировать предложения по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур;
е) изучить совершаемые субъектами бюджетных процедур и (или) прикладными программными средствами, информационными ресурсами контрольных действий и их результатов, в том числе провести анализ причин и условий нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления), в целях определения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, в отношении которых контрольные действия не осуществлялись и (или) осуществлялись не в полной мере;
ж) оценить организацию, применения и достаточности совершаемых контрольных действий на предмет их соразмерности выявленным бюджетным рискам, а также способности предупреждать (не допускать) нарушения и (или) недостатки;
з) сформировать предложения по организации и применению контрольных действий в целях:
минимизации бюджетных рисков при выполнении бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
обеспечения отсутствия и (или) существенного снижения числа нарушений и (или) недостатков, а также устранения их причин и условий;
достижения Министерством значений показателей качества финансового менеджмента, в том числе целевых значений, определенных в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным Порядком, утверждённым Министерством.
22. Искажение бюджетной отчетности - отражение в бюджетной отчетности информации, которая содержит ошибки, приводящие к искажению информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате и допущенные в связи с нарушением единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной в соответствии со статьями 165 и 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Риск искажения бюджетной отчетности - бюджетный риск, выражающийся в возможности допущения факта искажения бюджетной отчетности и (или) данных бюджетного учета, приводящих к искажению бюджетной отчетности.
Для подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также ведомственным (внутренним) актам Министерства, необходимо:
а) изучить порядок формирования (актуализации) актов Министерства, устанавливающих в целях организации и ведения бюджетного учета учетную политику Министерства (документы учетной политики), а также подтверждение соответствия указанных актов Министерства требованиям единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности;
б) установить законность и полноту формирования финансовых и первичных учетных документов, а также достоверности данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета, и наделения субъектов бюджетных процедур правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
в) определить данные бюджетного учета и (или) бюджетной отчетности, включая показатели бюджетной отчетности, и используемые в их отношении методы внутреннего финансового аудита в целях подтверждения наличия (отсутствия) искажения бюджетной отчетности;
г) проверить достоверность бюджетной отчетности, подготовленной с учетом положений Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" и в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной Министерством (индивидуальной бюджетной отчетности), а также соблюдения Министерством порядка формирования консолидированной бюджетной отчетности;
д) сформировать предложения субъектам бюджетных процедур Министерства по предотвращению нарушений и недостатков при отражении в бюджетном учете и (или) бюджетной отчетности информации, в том числе отклонений, существенных ошибок и искажений, а также по совершенствованию применяемых процедур ведения бюджетного учета.
23. Для определения качества финансового менеджмента необходимо:
а) определить влияние прикладных программных средств, информационных ресурсов на результат выполнения бюджетных процедур, на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, и формирование предложений по совершенствованию этих средств и повышению эффективности их применения;
б) провести оценку исполнения бюджетных полномочий Министерством во взаимосвязи с результатами проведения мониторинга качества финансового менеджмента и необходимости достижений значений показателей качества финансового менеджмента, в том числе целевых значений, в целях формирования и предоставления предложений о повышении качества финансового менеджмента;
в) провести оценку результатов исполнения, направленных на повышение качества финансового менеджмента решений субъектов бюджетных процедур;
г) сформировать предложения по предотвращению недостатков и нарушений, совершенствованию информационного взаимодействия между субъектами бюджетных процедур при организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, а также по повышению квалификации субъектов бюджетных процедур, проведению их профессиональной подготовки.
24. При проведении оценки результативности и экономности использования бюджетных средств Министерством, необходимо проверить:
полноту обоснования расходов на достижение заданных результатов, включая объективность и достоверность показателей непосредственных и конечных результатов, в случае их наличия;
своевременность доведения и полноту распределения бюджетных ассигнований, а также о полноте обоснования причин возникновения неиспользованных остатков бюджетных средств и (или) лимитов бюджетных обязательств, в случае их наличия;
качество обоснований изменений в сводную бюджетную роспись, бюджетную роспись;
соответствие объемов осуществленных кассовых расходов прогнозным показателям кассового планирования;
уровень достижения значений показателей результата выполнения мероприятий (при наличии);
обоснованность объектов закупок, в том числе обоснованности объема финансового обеспечения для осуществления закупки, сроков (периодичности) осуществления планируемых закупок, а также начальных (максимальных) цен контрактов;
обоснованность выбора способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с целью достижения экономии бюджетных средств;
равномерность принятия и исполнения обязательств по государственным (муниципальным) контрактам с учетом особенностей выполняемых функций и полномочий в течение финансового года;
обоснованность объемов межбюджетных трансфертов из бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации для достижения значений показателей результативности использования субсидий, установленных соглашениями о предоставлении субсидий и (или) иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое значение;
наличие, объем и структура дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе просроченной.
25. Бюджетный риск - возможное событие, негативно влияющее на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, а также на качество финансового менеджмента главного администратора (администратора) бюджетных средств.
Оценка бюджетного риска - осуществляемое субъектом внутреннего финансового аудита и субъектами бюджетных процедур выявление (обнаружение) бюджетного риска, а также определение значимости (уровня) бюджетного риска с применением критериев вероятности и степени влияния в целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков.
Владелец бюджетного риска - субъект бюджетных процедур, ответственный за выполнение (результаты выполнения) бюджетной процедуры, операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры, в рамках которой выявлен бюджетный риск, в том числе ответственный за реализацию (выполнение) мер по минимизации (устранению) бюджетного риска.
Меры по минимизации (устранению) бюджетного риска - конкретные, достижимые и имеющие срок выполнения действия, направленные на снижение вероятности и (или) степени влияния бюджетного риска, устранение его причин, в том числе контрольные действия.
26. Уполномоченное должностное лицо Министерства ведет реестр бюджетных рисков по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку.
Реестр бюджетных рисков - документ, используемый для сбора и анализа информации о бюджетных рисках и содержащий следующую информацию: выявленные бюджетные риски во взаимосвязи с операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур; причины и возможные последствия реализации бюджетного риска; значимость (уровень) бюджетного риска; владельцы бюджетного риска; необходимость (отсутствие необходимости) и приоритетность принятия мер по минимизации (устранению) бюджетного риска; предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля (рекомендуемые к осуществлению контрольные действия).
27. Актуализация реестра бюджетных рисков - регулярно (не реже одного раза в год) проводимая переоценка (определение значимости) бюджетных рисков, находящихся в реестре бюджетных рисков, а также выявление бюджетных рисков, присущих текущему и очередному финансовому году, в целях их включения в реестр бюджетных рисков.
28. Уполномоченное должностное лицо Министерства и члены аудиторской группы при подготовке к проведению и в ходе проведения аудиторских мероприятий имеют право:
получать от субъектов бюджетных процедур необходимые для осуществления внутреннего финансового аудита документы и фактические данные, информацию, связанные с объектом внутреннего финансового аудита, в том числе объяснения в письменной и (или) устной форме;
получать доступ к прикладным программным средствам и информационным ресурсам, обеспечивающим исполнение бюджетных полномочий Министерства и (или) содержащим информацию об операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры;
знакомиться с организационно-распорядительными и техническими документами Министерства к используемым субъектам бюджетных процедур прикладным программным средствам и информационным ресурсам, включая описание и применение средств защиты информации;
посещать помещения и территории, которые занимают субъекты бюджетных процедур;
консультировать субъектов бюджетных процедур по вопросам, связанным с совершенствованием организации и осуществления контрольных действий, повышением качества финансового менеджмента, в том числе с повышением результативности и экономности использования бюджетных средств;
осуществлять профессиональное развитие путем приобретения новых знаний и умений, развития профессиональных и личностных качеств в целях поддержания и повышения уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей при осуществлении внутреннего финансового аудита.
29. Уполномоченное должностное лицо Министерства и члены аудиторской группы обязаны:
соблюдать требования законодательства Российской Федерации, а также положения правовых актов, регулирующих организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, включая федеральные стандарты внутреннего финансового аудита и ведомственные (внутренние) акты Министерства;
соблюдать положения Этический кодекс государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы Алтайского края в органах государственной власти Алтайского края, иных государственных органах Алтайского края;
соблюдать принципы внутреннего финансового аудита, своевременно сообщать министру транспорта Алтайского края о конфликте интересов, а также о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений;
использовать информацию, полученную при осуществлении внутреннего финансового аудита, исключительно в целях исполнения должностных обязанностей;
применять основанный на результатах оценки бюджетных рисков (риск-ориентированный) подход при планировании и проведении аудиторских мероприятий;
планировать деятельность субъекта внутреннего финансового аудита, в том числе в части проведения аудиторских мероприятий;
представлять на утверждение министру транспорта Алтайского края проект план проведения аудиторских мероприятий;
проводить аудиторские мероприятия на основании приказов и в соответствии с программами этих мероприятий;
проводить анализ документов и фактических данных, информации, связанных с объектом внутреннего финансового аудита, в целях планирования и проведения аудиторского мероприятия;
направлять субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений Министерства, приказ Министерства о проведении аудиторского мероприятия и программу аудиторского мероприятия, а по итогам проведения заключение;
выполнить программу аудиторского мероприятия в соответствии с принципами внутреннего финансового аудита, осуществляя контроль полноты рабочей документации аудиторского мероприятия и достаточности аудиторских доказательств;
формировать рабочую документацию аудиторского мероприятия; провести сбор и анализ информации о бюджетных рисках, оценить бюджетные риски и способы их минимизации, а также проанализировать выявленные нарушения и (или) недостатки в целях ведения реестра бюджетных рисков;
осуществлять ведение реестра бюджетных рисков; готовить и подписывать заключение, осуществляя контроль полноты отражения результатов проведения аудиторского мероприятия, представлять заключение министру транспорта Алтайского края;
рассматривать письменные возражения и предложения, полученные от субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений Министерства, по результатам проведенного аудиторского мероприятия (при наличии);
готовить и представлять министру транспорта Алтайского края годовую отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита за отчетный год;
проводить мониторинг реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля, в том числе по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков.
30. Субъекты бюджетных процедур имеют право:
ознакомиться с приказом Министерства о проведении аудиторского мероприятия и программой аудиторского мероприятия;
получать разъяснения у должностного лица Министерства и членов аудиторской группы по вопросам, связанным с проведением аудиторского мероприятия;
получать информацию о результатах проведения аудиторского мероприятия (проект заключения, заключение);
представлять письменные возражения и предложения по результатам проведенного аудиторского мероприятия.
31. Субъекты бюджетных процедур обязаны:
оценивать бюджетные риски и анализировать способы их минимизации, а также анализировать выявленные нарушения и (или) недостатки в целях формирования предложений по ведению реестра бюджетных рисков;
выполнять законные требования уполномоченного должностного лица Министерства и членов аудиторской группы, в том числе по письменному запросу представлять необходимые документы, а также объяснения в письменной и (или) устной форме;
по результатам проведения аудиторских мероприятий реализовывать меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля, в том числе по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков (при необходимости);
осуществлять в присутствии уполномоченного должностного лица Министерства и членов аудиторской группы бюджетные процедуры и составляющие эти процедуры операции (действия) по организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры и формированию документов необходимых для выполнения бюджетной процедуры, в случае если аудиторское мероприятие проводится методом наблюдения и (или) инспектирования.
32. Аудиторские доказательства - документы и фактические данные, информация, отраженные в рабочей документации аудиторского мероприятия и используемые для формирования выводов, включая выводы о выявленных нарушениях и (или) недостатках, предложений субъекта внутреннего финансового аудита по результатам проведения указанного мероприятия.
К ним также могут быть отнесены данные прошлых проверок и оценки бюджетных рисков, мониторинга устранения нарушений по тем бюджетным процедурам, которые являются объектами текущего внутреннего финансового аудита.
Все собранные в ходе проведения аудиторского мероприятия доказательства должны быть достаточными и уместными для того, чтобы на их основании можно было сделать обоснованные выводы и дать необходимые предложения в заключении по результатам проведения указанного мероприятия.
33. Рабочая документация аудиторского мероприятия - совокупность документов и фактических данных, информации (материалов), подготавливаемых либо получаемых в связи с проведением аудиторского мероприятия (при выполнении аудиторских процедур), в том числе:
документы, отражающие подготовку к проведению аудиторского мероприятия, включая приказ Министерства и программу проведения аудиторского мероприятия;
документы и фактические данные, информация, связанные с выполнением бюджетных процедур;
объяснения, полученные в ходе проведения аудиторского мероприятия, в том числе от субъектов бюджетных процедур;
информация о контрольных действиях, совершаемых при выполнении бюджетной процедуры, являющейся объектом аудита;
аналитические материалы, подготовленные в рамках проведения аудиторского мероприятия;
копии обращений к лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией необходимой для проведения аудиторского мероприятия, направленных в ходе проведения аудиторского мероприятия, и полученные от них сведения.
Документы должны подтверждать следующее: все объекты исследованы в соответствии с программой аудита; собраны аудиторские доказательства (документы и фактические данные, информация), достаточные и уместные для того, чтобы обосновать выводы, предложения и сформировать заключение по результатам аудиторского мероприятия.
Каждый рабочий документ должен содержать информацию, позволяющую однозначно идентифицировать:
аудиторское мероприятие и пункт программы аудита, при выполнении которого составлен документ;
дату составления документа;
должность, фамилию и инициалы, подпись субъекта бюджетных процедур, составившего документ;
должность, фамилию и инициалы, подпись должностного лица Министерства, который проверил документ, и дату проверки.
IV. Формирование и сроки рассмотрения заключения по результатам аудиторского мероприятия
34. По итогам проведения аудиторского мероприятия оформляется заключение по результатам аудиторского мероприятия (далее - Заключение) по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку. Заключение составляется в двух экземплярах - один для субъекта внутреннего финансового аудита, второй для руководителя субъекта бюджетных процедур.
35. Заключение - подписанный уполномоченным должностным лицом Министерства и членами аудиторской группы документ, отражающий результаты проведения аудиторского мероприятия, включая описание выявленных нарушений и (или) недостатков, бюджетных рисков, и содержащий выводы, предложения, в том числе предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля.
Кроме того, в Заключении отражается:
информация о выявленных в ходе аудиторских мероприятий недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений;
выводы о соответствии ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности объектом аудита методологии и федеральным стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
информация о наличии или об отсутствии возражений со стороны субъектов бюджетных процедур;
предложения по повышению экономности и результативности использования средств краевого бюджета, в том числе по установлению ограничений (нормативов) в правовых актах Министерства, регулирующих внутренние бюджетные процедуры, которым сопутствуют коррупционные риски, риски неэффективного использования бюджетных средств, а также по устранению выявленных аудиторскими проверками недостатков и нарушений.
36. Уполномоченное должностное лицо Министерства направляет Заключение руководителю субъекта бюджетных процедур, в отношении которого проведена аудиторская проверка.
37. Руководитель субъекта бюджетных процедур обязан в течение трех рабочих дней ознакомиться и подписать Заключение. Руководитель субъекта бюджетных процедур имеет право представить должностному лицу Министерства возражения на изложенные факты в Заключении, не позднее пяти рабочих дней, следующих за датой его получения.
38. Руководитель субъекта бюджетных процедур не позднее семи календарных дней после получения заключения аудиторской проверки обязан разработать план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, с указанием конкретных сроков (далее - План), в соответствии с предложениями Министерства.
39. Руководитель субъекта бюджетных процедур направляет министру транспорта Алтайского края отчет о результатах выполнения мероприятий с приложением Плана.
40. Уполномоченное должностное лицо Министерства проводит мониторинг выполнения Плана, включающий следующие процедуры:
а) получение от субъектов бюджетных процедур информации о выполнении плана мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных по результатам аудита, и ее анализ, включая анализ причин невыполнения отдельных плановых мероприятий;
б) оценка действий субъектов бюджетных процедур по устранению выявленных недостатков и нарушений, совершенствованию внутреннего финансового контроля, в том числе путем проведения контрольных мероприятий.
41. По итогам проведения мониторинга уполномоченное должностное лицо Министерства представляет министру транспорта Алтайского края доклад (служебную записку) о результатах выполнения субъектами бюджетных процедур Плана.
V. Порядок составления и представления годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита
42. На основании проведенных аудиторских мероприятий составляется годовая отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита Министерства (далее - годовая отчетность).
43. Годовая отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита - информация, основанная на данных, отраженных в заключениях и реестре бюджетных рисков, в том числе информация о достоверности сформированной бюджетной отчетности, о принятых (необходимых к принятию) мерах по повышению качества финансового менеджмента и минимизации (устранению) бюджетных рисков, о надежности внутреннего финансового контроля.
44. Годовая отчетность и порядок ее заполнения приведены в приложениях 5 и 6 к настоящему Порядку.
45. Уполномоченным должностным лицом Министерства не позднее 20 января года, следующего за отчетным, представляется годовая отчетность.
VI. Порядок передачи получателем средств краевого бюджета полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита
46. Получатель средств краевого бюджета (КГКУ "Алтайавтодор") имеет право передать полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита Министерству транспорта Алтайского края с учетом положений пункта 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
47. Решение о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита оформляется соглашением о передаче полномочия получателя средств краевого бюджета по осуществлению внутреннего финансового аудита, форма которого приведена в приложении 7 к настоящему Порядку.
48. В случае передачи получателем средств краевого бюджета полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита Министерству транспорта Алтайского края, субъектом внутреннего финансового аудита, будет являться уполномоченное должностное лицо Министерства, которое осуществляет внутренний финансовый аудит в Министерстве.
49. Аудиторское мероприятие у получателя средств краевого бюджета проводится в соответствии с настоящим Порядком осуществления внутреннего финансового аудита в Министерстве транспорта Алтайского края.
VII. Хранение документов по осуществлению внутреннего финансового аудита
50. Документы, образующиеся в процессе подготовки и осуществления внутреннего финансового аудита формируются в дело, в соответствии с номенклатурой отдела и хранятся на бумажном носителе по месту нахождения уполномоченного должностного лица Министерства. Страницы бумажных экземпляров в деле должны быть пронумерованы.
51. Перед помещением документов в дело их проверяет уполномоченное должностное лицо Министерства. Если после этого в них внесены исправления, уполномоченное должностное лицо Министерства должен их заверить подписью с указанием даты.
52. При хранении необходимо исключить возможность изменения документов, а также изъятия или добавления отдельных рабочих документов (их части). Это требование не касается документов, формируемых при мониторинге выполнения планов мероприятий по устранению выявленных нарушений, недостатков и реализации предложений по результатам аудиторского мероприятия.
53. Документы, образующиеся в процессе подготовки и осуществления внутреннего финансового аудита подлежат хранению в течение срока, устанавливаемого в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.