Положение о дополнительном профессиональном образовании в Федеральном государственном бюджетном учреждении "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (федеральный центр науки и высоких технологий)
(одобрено Научно-техническим советом ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), протокол N 9 от 27 ноября 2014 г.)
Законодательные и нормативные правовые акты в области ДПО
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года N 706 "Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг";
3. Постановление Правительства РФ от 29.11.2018 N 1439 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 июля 2013 года N 499 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам";
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. N 1244 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499".
Введение
В ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) ежегодно реализуется перечень программ дополнительного профессионального образования, к которым относятся программы повышения квалификации специалистов с высшим и средним профессиональным образованием (перечень программ дополнительного профессионального образования размещается на официальном сайте Института).
Дополнительные профессиональные образовательные программы (далее - ДПО) в ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) реализуют структурные подразделения - научно-исследовательские центры в рамках видов деятельности, определенных Уставом ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).
1. Система дополнительного профессионального образования
1.1. Общие положения
Система ДПО Института представляет собой совокупность взаимодействующих:
программ дополнительного профессионального образования;
структурных подразделений, участвующих в учебном процессе.
1.1.1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации. В Институте для слушателей по программам ДПО предусмотрены формы обучения с отрывом от работы.
1.1.2. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
В структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.
1.1.3. К освоению дополнительных профессиональных программ повышения квалификации допускаются лица:
имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
1.1.4. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, предъявляемые к профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
1.1.5. Структура дополнительной профессиональной программы включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты. Учебный план дополнительной профессиональной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
1.1.6. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.
1.1.7. Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
1.1.8. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 академических часов.
1.1.9. При реализации дополнительных профессиональных программ Институтом может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий.
1.1.10. Образовательный процесс по программам дополнительного профессионального образования осуществляется в течение всего календарного года.
1.1.11. Образовательная деятельность обучающихся может предусматривать следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, круглые столы, деловые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, практические занятия, консультации, выполнение аттестационной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом.
Для всех видов учебных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
1.1.12. Институт может осуществлять обучение по дополнительной профессиональной программе на основе договора об образовании, заключаемого со слушателем и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.
Обучение работников Института по дополнительной профессиональной программе может осуществляться на безвозмездной основе.
1.1.13. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, утвержденной в учебном плане каждой рабочей учебной программы.
1.1.14. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
1.1.15. Лицам, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть дополнительной профессиональной программы и (или) отчисленным, в Институте выдается справка о прослушивании курса лекций, утвержденной данным Положением формы.
Документ о квалификации выдается на бланке, образец которого установлен Положением о порядке изготовления, хранения и заполнения бланков документов о квалификации и выдачи их дубликатов, разработанным и утвержденным приказом ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).
1.1.16. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования, удостоверение о повышении квалификации выдается после получения соответствующего документа об образовании и о квалификации при его предъявлении.
1.1.17. Оценка качества освоения дополнительных профессиональных программ проводится в отношении:
соответствия результатов освоения дополнительной профессиональной программы заявленным целям и планируемым результатам обучения;
соответствия процедуры (процесса) организации и осуществления дополнительной профессиональной программы установленным требованиям к структуре, порядку и условиям реализации программ;
способности Института результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению образовательных услуг.
1.1.18. Оценка качества освоения дополнительных профессиональных программ проводится в следующих формах:
внутренний мониторинг качества образования;
внешняя независимая оценка качества образования.
1.1.19. Виды и формы внутренней оценки качества реализации дополнительных профессиональных программ и их результатов устанавливаются начальником ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).
1.2. Структурные подразделения, реализующие дополнительные профессиональные образовательные программы
1.2.1. Дополнительные профессиональные образовательные программы реализуются в структурных подразделениях ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).
1.2.2. Общими задачами структурных подразделений, реализующих дополнительное профессиональное образование, являются:
удовлетворение потребностей специалистов и преподавателей в получении новых знаний о достижениях в соответствующих отраслях науки, передовом отечественном и зарубежном опыте;
проведение повышения квалификации специалистов, преподавателей, высвобождаемых работников, подготовка их к выполнению новых трудовых функций;
консультационная деятельность.
1.2.3. Структурные подразделения выполняют научную, научно-методическую (методическую), организационную работу, могут организовывать в установленном порядке издательскую деятельность по выпуску учебных планов и программ, учебных пособий, конспектов лекций и другой научно-методической литературы для слушателей.
Институт обеспечивает необходимые условия для деятельности структурных подразделений.
1.3. Управление структурными подразделениями, реализующими дополнительные профессиональные образовательные программы
1.3.1. Управление структурными подразделениями осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом Института.
Общее руководство деятельностью структурных подразделений осуществляет начальник Института.
Непосредственное руководство деятельностью Института по вопросам дополнительного профессионального образования осуществляет заместитель начальника Института, ответственный за данное направление.
1.3.2. Институт организует весь учебный процесс по дополнительной профессиональной программе, утвержденной начальником Института и согласованной с заказчиком.
1.3.3. Взаимоотношения с заказчиком для обучения специалистов сторонних организаций на возмездной основе определяются договорами на обучение, заключаемыми между ним и Институтом.
1.3.4. Заместитель начальника Института, ответственный за реализацию дополнительных образовательных программ, несет персональную ответственность за выполнение обязательств по заключенному договору.
1.3.5. Заместитель начальника Института несет ответственность за:
качество учебного процесса;
качество преподавательского состава, ведущего учебный процесс в соответствии с лицензионными требованиями;
получение обратной связи от слушателей, оперативное принятие управленческих решений для обеспечения высокого качества учебного процесса;
получение отзывов заказчика образовательной программы;
организацию и проведение текущей, промежуточной и итоговой аттестации слушателей;
оформление протоколов итоговой аттестации, которые являются основанием для формирования приказа об отчислении слушателей;
вручение выпускных документов и ведение журналов учета выдачи выпускных документов с подписями выпускников;
формирование отчетных документов.
2. Слушатели, сотрудники (работники) и специалисты Института, реализующие дополнительные профессиональные образовательные программы
2.1. Слушателями Института являются сотрудники (работники) Института, организаций и учреждений, зачисленные для обучения по программам ДПО соответствующим приказом начальника Института.
Права и обязанности слушателей определяются настоящим Положением, Уставом Института, правилами внутреннего распорядка Института и договором об обучении.
2.2. Слушатели Института имеют право:
пользоваться рекомендованной нормативной, инструктивной, учебной и методической документацией по вопросам профессиональной деятельности, имеющейся в библиотеке и структурных подразделениях Института, реализующих соответствующие программы повышения квалификации;
принимать участие в конференциях и семинарах;
обжаловать приказы и распоряжения Института в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2.3. Оплату проезда слушателей к месту учебы и обратно, выплату суточных за время их нахождения в пути, а также оплату за проживание на период обучения Институт не осуществляет.
2.4. При невыполнении требований учебного плана, а также при грубом нарушении правил внутреннего распорядка, слушатель может быть отчислен с выдачей соответствующей справки о пребывании на учебе.
2.5. Сотрудники (работники) и специалисты Института, реализующие дополнительные профессиональные образовательные программы, имеют право:
повышать профессиональную и педагогическую квалификацию;
пользоваться в установленном порядке информационными и методическими фондами, а также услугами научных и других его подразделений.
Работники имеют также другие права, определенные законодательством, Уставом Института и трудовыми договорами (контрактами).
2.6. Основу преподавательского состава представляет персонал научно-исследовательских центров Института.
Учебный процесс по программам ДПО также могут осуществлять представители Департаментов, Управлений Центрального аппарата МЧС России и учебных заведений, ведущие ученые, специалисты и работники организаций, представители федеральных органов власти на условиях внешнего совместительства и почасовой оплаты труда, в т.ч. по гражданско-правовым договорам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2.7. Важными направлениями развития преподавательского состава являются научно-методическая работа, публикация трудов, защита ученых степеней, работа в качестве консультанта.
3. Содержание программ дополнительного профессионального образования
Образовательные программы определяют содержание дополнительного профессионального образования.
3.1. Дополнительные профессиональные образовательные программы повышения квалификации разрабатываются и утверждаются структурными подразделениями, отвечающими за направления подготовки, на основе установленных требований к содержанию программ обучения, по согласованию с заказчиком, и должны соответствовать требованиям Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В реализации программ ДПО принимают участие все необходимые структурные подразделения Института.
3.2. Содержание реализуемой дополнительной профессиональной программы и (или) отдельных ее компонентов (дисциплин (модулей), практик) должно быть направлено на достижение целей программы, планируемых результатов ее освоения.
3.3. Образовательные программы состоят из модулей. Образовательный модуль - относительно самостоятельная часть образовательной программы, комплексно охватывающая определенную тему и позволяющая осваивать ее автономно.
3.4. В зависимости от исходного уровня образования и подготовки специалиста, его личностных особенностей, квалификационных требований (профессиональных стандартов), установленных для специалистов, замещающих соответствующие должности, и от целей обучения, образовательные программы дополнительного профессионального образования могут включать:
входное тестирование, позволяющее определять исходный уровень подготовки слушателя по выбранному направлению обучения, а также его личностные особенности и склонности;
блок общепрофессиональных дисциплин (образовательных модулей), позволяющий получить (дополнить) необходимые теоретические знания по выбранному направлению, которые соответствуют цели обучения;
блок специальных дисциплин (образовательных модулей), позволяющих получить необходимые знания и умения в решении профессиональных задач, которые соответствуют квалификационным требованиям (профессиональным стандартам) конкретной должности и цели обучения;
блок вспомогательных дисциплин по выбору (образовательных модулей), способствующих получению навыков практического использования полученных знаний.
3.5. Соотношение различных блоков и модулей в образовательной программе, а также формы и режимы обучения, устанавливаются с учетом целей и сроков обучения, интересов заказчика, образовательного учреждения и личностных особенностей слушателей. Образовательные программы дополнительного профессионального образования должны ориентироваться на современные эффективные формы, методы и средства обучения и контроля знаний, управления образовательным процессом.
3.6. Качество освоения программ подтверждается введением промежуточного контроля (по модулям, темам или блокам программы) и заключительного контроля (итоговой аттестации).
3.7. Вид и средства контроля выбираются при разработке образовательной программы в соответствии с ее целями и сроками освоения.
3.8. Конкретное содержание образовательных программ дополнительного профессионального образования специалистов определяется разработчиком программы, исходя из целей и сроков обучения, а также в соответствии с квалификационными требованиями (профессиональными стандартами) к должностям с учетом требований примерных программ ДПО.
3.9. Содержание дополнительных профессиональных образовательных программ определяется следующими учебно-методическими документами: учебным планом, учебно-тематическим планом и рабочей программой.
Учебные планы и программы должны быть составлены с учетом исходного образовательного уровня и профессиональной подготовленности слушателей.
Учебный план (приложение N 1) отражает:
цель обучения;
категорию обучаемых (занимаемая должность);
продолжительность обучения (согласно нормативным документам);
форму обучения (с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы);
режим занятий (количество часов в день);
перечень разделов и дисциплин (модулей);
количество часов по разделам и дисциплинам (модулям);
виды учебных занятий;
формы аттестации и контроля знаний.
Учебно-тематический план (приложение N 2) конкретизирует учебный план и включает:
описание тем, разделов;
виды учебных занятий (лекции, практические, игровые занятия и др.);
количество часов, отводимых на различные виды занятий;
формы и виды контроля.
Рабочая программа предусматривает:
введение;
перечень тем;
реферативное описание тем или разделов (изложение основных вопросов в заданной последовательности);
наименование видов занятий по каждой теме;
методические рекомендации по реализации учебной программы;
список литературы (основной и дополнительной), а также других видов учебно-методических материалов и пособий, необходимых для изучения (конспектов лекций, аудио- и видеолекций и др.).
Титульный лист учебной рабочей программы ДПО оформляется в соответствии с приложением N 3.
4. Порядок утверждения новых образовательных программ ДПО
4.1. Образовательные программы ДПО могут быть разработаны по:
поручению руководства МЧС России;
указанию Департаментов и Управлений Центрального аппарата МЧС России;
по инициативе Института;
по договору с заказчиком.
4.2. Разработчик образовательной программы ДПО несет ответственность за соответствие содержания, формы и методов реализации программы государственным требованиям (при наличии) или нормативным требованиям системы дополнительного профессионального образования.
4.3. В образовательной программе должны б
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение о дополнительном профессиональном образовании в Федеральном государственном бюджетном учреждении "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (федеральный центр науки и высоких технологий) (одобрено Научно-техническим советом ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), протокол N 9 от 27 ноября 2014 г.)
Текст положения опубликован не был
Разработали: А.И. Коровин, А.В. Верескун
Под общей редакцией И.В. Сосунова