Письмо Федеральной антимонопольной службы от 29 декабря 2020 г. N АК/115906/20
"О постановлении Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 N 1838 и приказе ФАС России от 09.12.2020 N 1203/20"
ФАС России в связи со вступлением в силу с 01.01.2021 постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 N 1838 "Об утверждении Положения о государственном надзоре в сфере рекламы" и приказа ФАС России от 09.12.2020 N 1203/20 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по осуществлению государственного надзора в сфере рекламы путем проведения внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе" сообщает.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2020 N 1015 "О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и об отмене некоторых нормативных правовых актов Федеральной антимонопольной службы, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере рекламы" с 01.01.2021 утратят силу, в том числе постановление Правительства Российской Федерации от 20.12.2012 N 1346 "Об утверждении Положения о государственном надзоре в области рекламы" и приказ ФАС России от 04.06.2012 N 360 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по надзору за соблюдением законодательства о рекламе путем проведения проверок соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе".
С 01.01.2021 вступает в силу Положение о государственном надзоре в сфере рекламы, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 N 1838 (далее - Положение от 16.11.2020 N 1838), содержание которого по большей степени аналогично действующему до 01.01.2020 Положению о государственном надзоре в сфере рекламы, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2012 N 1346 (далее - Положение от 20.12.2012 N 1346).
ФАС России обращает внимание территориальных органов на отличия Положения от 16.11.2020 N 1838 относительно утрачивающего силу Положения от 20.12.2012 N 1346.
Так, в подпункте "д" пункта 2 Положения от 16.11.2020 N 1838 в области государственного надзора в сфере рекламы указывается на институт профилактики обязательных требований, как один из способов достижения задач государственного надзора по выявлению, предупреждению и пресечению нарушения законодательства о рекламе. При этом при осуществлении государственного надзора в сфере рекламы специальные профилактические мероприятия, направленные на предупреждение причинения вреда, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не проводятся.
Также с 01.01.2021 вступает в силу административный регламент Федеральной антимонопольной службы по осуществлению государственного надзора в сфере рекламы путем проведения внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденный приказом ФАС России от 09.12.2020 N 1203/20 (далее - Административный регламент от 09.12.2020 N 1203/20), взамен утрачивающему силу с 01.01.2020 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по надзору за соблюдением законодательства о рекламе путем проведения проверок соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного приказом ФАС России от 04.06.2012 N 360 (далее - Административный регламент от 04.06.2012 N 360).
ФАС России обращает внимание территориальных органов на отличия Административного регламента от 09.12.2020 N 1203/20 относительно утрачивающего силу Административного регламента от 04.06.2012 N 360.
Необходимо отметить, что структура и содержание Административного регламента от 09.12.2020 N 1203/20 разработаны с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг" в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2018 N 1307 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373", что повлекло существенные изменения структуры и содержания Административного регламента от 09.12.2020 N 1203/20, а также его приложений, относительно структуры и содержания Административного регламента от 04.06.2012 N 360, равно как и его приложений.
В первую очередь, такие изменения касаются взаимодействия антимонопольных органов и иных государственных органов, органов местного самоуправления или органов местного самоуправления организаций, от которых в рамках межведомственного информационного взаимодействия антимонопольные органы вправе запрашивать документы и (или) информацию. При этом, в целом положения Административного регламента от 09.12.2020 N 1203/20, касающиеся непосредственно проведения внеплановых проверок, сохранили положения Административного регламента от 04.06.2012 N 360.
Следует обратить внимание, что пунктом 1.12 Административного регламента от 09.12.2020 N 1203/20 вводится исчерпывающий перечень документов и (или) информации, запрашиваемых в ходе проверки у проверяемого лица. Данный перечень является закрытым.
При этом в силу данного пункта Административного регламента от 09.12.2020 N 1203/20 перечень документов и (или) информации, запрашиваемый в ходе проверки у проверяемого лица, определяется антимонопольным органом из исчерпывающего перечня документов и (или) информации, указанного в настоящем пункте, исходя из обстоятельств распространения конкретной рекламы.
Пункт 1.13 Административного регламента от 09.12.2020 N 1203/20 содержит закрытый перечень государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, от которых в рамках межведомственного информационного взаимодействия антимонопольные органы вправе запрашивать при необходимости документы и (или) информацию в соответствии с межведомственным перечнем.
В свою очередь пункты 1.14-1.65 Административного регламента от 09.12.2020 N 1203/20 содержат перечни документов и (или) информации, которая запрашивается при необходимости в рамках межведомственного информационного взаимодействия от государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с межведомственным перечнем.
Стоит обратить внимание на отдельные положения Административного регламента от 09.12.2020 N 1203/20, связанные с организацией и проведением внеплановых проверок, имеющие отличия от Административного регламента от 04.06.2012 N 360.
В силу пункта 3.12 Административного регламента от 09.12.2020 N 1203/20, с 01.01.2021 распоряжение руководителя (заместителя руководителя) антимонопольного органа о проведении проверки должно содержать сведения о виде государственного надзора, подлежащих обязательной проверке требованиях, а также указание на необходимость внесения информации о проведении проверки в единый реестр проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации, что, в свою очередь, нашло отражение в рекомендуемом образце распоряжения руководителя (заместителя руководителя) антимонопольного органа о проведении проверки, содержащемся в приложении N 1 к данному административному регламенту.
Пункт 3.19 Административного регламента от 09.12.2020 N 1203/20 в качестве способа извещения проверяемого лица указывает на возможность уведомления о проведении в отношении него внеплановой проверки посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Пункт 3.56 Административного регламента от 09.12.2020 N 1203/20 вводит конкретизирующее указание на то, что акт проверки составляется не позднее последнего дня срока проведения проверки.
Пункт 5.24 Административного регламента от 09.12.2020 N 1203/20 устанавливает, что решение о продлении срока рассмотрения жалобы на нарушение данного регламента, содержащее указание на причины продления, направляется заявителю в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения в письменном виде заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа посредством электронной почты, если в соответствии с пунктом 5.14 данного Административного регламента ответ должен быть направлен в форме электронного документа
С учетом изложенного, ФАС России обращает внимание территориальных органов на необходимость с 01.01.2021 при осуществлении государственного надзора в сфере рекламы учитывать нормы Положения о государственном надзоре в сфере рекламы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 N 1838, а также Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по осуществлению государственного надзора в сфере рекламы путем проведения внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного приказом ФАС России от 09.12.2020 N 1203/20.
|
А.Б. Кашеваров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 2021 г. действуют новые общие правила госнадзора в сфере рекламы, а также Административный регламент ФАС по проведению внеплановых проверок соблюдения соответствующего законодательства.
Ведомство разъяснило новые нормы.
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 29 декабря 2020 г. N АК/115906/20 "О постановлении Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 N 1838 и приказе ФАС России от 09.12.2020 N 1203/20"
Текст письма опубликован не был
Письмом ФАС России от 2 декабря 2022 г. N МШ/109196-ПР/22 настоящий документ признан недействующим с 2 декабря 2022 г.