Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 10 августа 2020 г. N 03-15-05/69923
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу увеличения суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не подлежащей обложению страховыми взносами, и сообщает следующее.
Исходя из положений пункта 1 статьи 419 главы 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) основной категорией плательщиков страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, т.е. работодатели, начисляющие страховые взносы на выплаты своим работникам за счет своих средств.
Сами же физические лица - наемные работники в настоящее время не являются плательщиками страховых взносов. Поэтому фискальная нагрузка по страховым взносам не влияет на уровень доходов физических лиц.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Налогового кодекса база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Налогового кодекса.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса не подлежат обложению страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками:
физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;
работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, установлении опеки над ребенком, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения)), установления опеки, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка.
Помимо вышеуказанных сумм единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками физическим лицам, не подлежат обложению страховым взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период (подпункт 11 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса).
Страховые взносы уплачиваются в целях обязательного социального страхования застрахованных лиц и являются источником финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующим видам обязательного социального страхования: обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного медицинского страхования.
Особо важно отметить, что размер выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Таким образом, учитывая изложенное, увеличение суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не подлежащей обложению страховым взносами, может привести к снижению облагаемых страховыми взносами выплат и, соответственно, к уменьшению поступлений в бюджеты государственных внебюджетных фондов, за счет средств бюджетов которых обеспечиваются социальные гарантии застрахованным лицам, в том числе пенсии.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 10 августа 2020 г. N 03-15-05/69923
Текст письма опубликован не был