Минфин России рассмотрел письмо с предложениями по внесению изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах в части порядка применения специальных налоговых режимов и сообщает следующее.
В отношении вопроса об отмене действия системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) с 2021 года сообщаем, что в настоящее время Минфином России подготовлены предложения о продлении возможности применения индивидуальными предпринимателями ЕНВД на один год, до 1 января 2022 года.
Одновременно отмечаем, что Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрена возможность добровольного выбора наиболее оптимального специального налогового режима в отношении осуществляемой организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности. Так, организации и индивидуальные предприниматели, помимо ЕНВД, также вправе перейти на упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), а непосредственно индивидуальные предприниматели - на патентную систему налогообложения (далее - ПСН) или на уплату налога на профессиональный доход (далее - НПД).
При этом в рамках совершенствования УСН, в целях создания комфортных условий перехода на данный специальный налоговый режим, разработан и находится на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающий предоставление возможности продолжать применять УСН в случае частичного превышения налогоплательщиками установленных Кодексом ограничений по доходам и (или) средней численности работников.
Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" статья 346 25 Кодекса дополнена пунктом 2 2, исходя из которого, налогоплательщики, применявшие ЕНВД или ПСН до перехода на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, вправе учесть произведенные до перехода на УСН расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, которые будут учитываться по мере реализации указанных товаров в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 346 17 Кодекса.
В целях обеспечения максимально комфортного перехода индивидуальных предпринимателей на ПСН в Правительство Российской Федерации 31 марта 2020 года внесен проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 346 43 и 346 51 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", которым предусматривается расширение области применения ПСН, в частности:
- расширение перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться ПСН, за счет включения в него ряда видов предпринимательской деятельности, в отношении которых в настоящее время может применяться ЕНВД, в том числе, услуг по мойке автомототранспортных средств, услуг по предоставлению во временное владение (пользование) мест для стоянки автомототранспортных средств, услуг по распространению рекламы;
- приведение ограничений по размерам площадей торгового зала стационарной торговой сети и зала обслуживания посетителей объекта организации общественного питания, используемых в целях применения ПСН, в соответствие с действующими ограничениями для налогоплательщиков, применяющих ЕНВД (до 150 квадратных метров), с одновременным предоставлением субъектам Российской Федерации права на снижение размера таких ограничений;
- предоставление налогоплательщикам, применяющим ПСН, права уменьшать сумму налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН, на страховые платежи (взносы) и пособия по аналогии с имеющимся в настоящее время правом у налогоплательщиков, применяющих ЕНВД.
Также обращаем внимание, что в соответствии с главой 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации сумма налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН, аналогично ЕНВД, подлежит зачислению в доходы местных бюджетов.
Кроме того, Кодексом субъектам Российской Федерации предоставлены полномочия по установлению дифференцированных налоговых ставок по специальным налоговым режимам.
Так, на основании пункта 1 статьи 346 20 Кодекса для налогоплательщиков, перешедших на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, установлена налоговая ставка в размере 6 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категории налогоплательщиков.
Для налогоплательщиков, перешедших на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков (пункт 2 статьи 346 20 Кодекса).
Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН (пункты 7 и 8 статьи 346 43 Кодекса).
Минимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не ограничен.
Поскольку предоставление указанных преференций Кодексом делегировано законодательным органам субъектов Российской Федерации, вопрос о снижении налоговой нагрузки в отношении субъектов малого предпринимательства, применяющих специальные налоговые режимы, в частности УСН и ПСН, может быть решен на уровне субъекта Российской Федерации.
Учитывая изложенное, предложения о распространении применения ПСН для организаций, а также по увеличению ограничения по средней численности наемных работников за налоговый период с 15 до 100 человек и по увеличению предельного дохода налогоплательщика, применяющего ПСН по всем видам предпринимательской деятельности до 150 млн рублей, в настоящее время, не поддерживаются.
Следует также отметить, что исходя из данных налоговой отчетности за 2018 год 6034 налогоплательщиков, применяющих УСН, имеют доход свыше 135 млн рублей, что составляет менее 0,2 процентов от их общего количества.
В этой связи, предложение по увеличению ограничения по доходам для применения УСН со 150 млн рублей до 300 млн рублей в год, считаем нецелесообразным.
В части применения НПД сообщаем, что Федеральным законом от 15 декабря 2019 года N 428-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской области и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" внесены изменения в Федеральный закон от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", предусматривающие распространение с 1 января 2020 года эксперимента по установлению специального налогового режима НПД на территориях города федерального значения Санкт-Петербург, Волгоградской, Воронежской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областей, Красноярского и Пермского краев, Ненецкого автономного округа, Ханты-Мансийского автономного округа - Югра, Ямало-Ненецкого автономного округа, Республики Башкортостан.
При этом Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 101-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" субъектам Российской Федерации, не включенным в эксперимент по установлению специального налогового режима НПД, предоставлено право его введения на территории субъекта Российской Федерации с 1 июля 2020 года.
|
А.В. Сазанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 15 мая 2020 г. N 03-11-10/39975 "О предложениях по оптимизации налоговых режимов ввиду прекращения действия режима ЕНВД"
Текст письма опубликован не был