Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 21 августа 2020 г. N 03-13-08/73408
В связи с письмом Департамент налоговой политики сообщает.
В целях недопущения роста цен на моторное топливо на внутреннем рынке сверх инфляции при росте цен на нефть на мировых рынках в отношении производителей автомобильного бензина и дизельного топлива установлено применение механизма обратного акциза на перерабатываемое нефтяное сырье с демпфирующей составляющей.
При превышении средних цен экспортной альтернативы над условными средними оптовыми ценами реализации на внутреннем рынке (установленные в 2020 году для дизельного топлива 48 300 рублей за 1 тонну, для автомобильного бензина 53 600 рублей за 1 тонну) демпфирующая составляющая позволяет компенсировать из бюджетных средств затраты нефтепереработчиков на поставки моторного топлива на внутренний рынок и не допустить рост цен на него сверх инфляции в условиях растущих цен на нефть на мировых рынках.
Так, в 2020 году при поставках на внутренней рынок автомобильного бензина размер компенсации составляет 68 процентов от указанной разницы цен, а при поставках дизельного топлива - 65 процентов.
При превышении средних оптовых цен реализации моторного топлива на внутреннем рынке над средними ценами экспортной альтернативы возникающая у нефтепереработчиков сверхприбыль поступает в федеральный бюджет и в соответствии с бюджетным законодательством РФ формирует Фонд национального благосостояния, обеспечивающего социальные нужды.
Исходя из статистики мировых цен на нефть и цен на нефтепродукты, зависимость установления нефтяными компаниями оптовых и розничных цен на моторное топливо на внутреннем рынке от изменения цен на нефть на мировых рынках отсутствует.
Введение в налоговое законодательство демпфирующего механизма обеспечивает соблюдение экономических, финансовых, бюджетных интересов как государства, так и нефтяных компаний.
Таким образом, в 2019 году в целях поддержания стабильных цен на моторное топливо на внутреннем рынке сумма выплат нефтяным компаниям из федерального бюджета в виде демпфирующей составляющей составила около 300 млрд рублей.
При сохранении до конца 2020 года цены нефти 43,87 долларов за баррель и курса доллара 73,22 рубля за 1 доллар ожидается дополнительное поступление денежных средств в федеральный бюджет в сумме порядка 107 млрд рублей.
Реализация предложения о приостановлении действия демпфирующей составляющей существенно приведет к невозможности получения указанных доходов, что в условиях необходимости поддержки государством граждан и экономики страны неприемлемо.
В части свободного рыночного ценообразования моторного топлива во всех сегментах отраслевой цепи сообщаем, что в соответствии с законодательством Российской Федерации цены на нефтепродукты не подлежат государственному регулированию.
Ценообразование складывается на основании конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения с учетом экспортной альтернативы (цена на нефтепродукты на мировых рынках за вычетом транспортной составляющей и экспортной пошлины), а также действующей налоговой политики.
Что касается предложений об увеличении нормативов реализации топлива через Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу, то в настоящее время между Минэнерго России и ФАС России достигнуты договоренности о повышении минимальных величин продаж на бирже нефтепродуктов, а именно на автомобильные бензины до уровня 11 процентов, дизельное топливо - 7,5 процентов. После межведомственного обсуждения проект приказа будет опубликован на сайте regulation.gov.ru для публичного обсуждения.
Кроме того, Минэнерго России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации, направленный на отмену запрета на импорт нефтепродуктов.
Что касается предложения о снятии запрета реализации алкогольной продукции на автозаправочных станциях, то сообщаем, что Правительством Российской Федерации поддержан проект федерального закона N 85878-7 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", предусматривающий снятие запрета на розничную продажу алкогольной продукции на автозаправочных станциях (официальный отзыв Правительства Российской Федерации от 15 октября 2018 г. N 8428п-П11).
При этом в официальном отзыве Правительства Российской Федерации указано, что при условии снятия запрета на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем на 16,5 процента объема готовой продукции на автозаправочных станциях, необходимо соблюдать все обязательные требования к продаже алкогольной продукции, установленные Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Директор Департамента |
Д.В. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 21 августа 2020 г. N 03-13-08/73408
Текст письма опубликован не был