Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 23 апреля 2020 г. N 03-12-13/32768
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
В соответствии с положениями абзацев первого и второго пункта 1 статьи 34 Закона РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности", действовавшего до 01.07.2002, государственная регистрация предприятия, независимо от его организационно-правовой формы, осуществлялась районным, городским, районным в городе Советом народных депутатов по месту учреждения предприятия. При этом данные государственной регистрации предприятия в месячный срок сообщались Советом, зарегистрировавшим предприятие, в Министерство финансов РСФСР для включения в Государственный реестр.
Обращаем внимание, что в указанном в обращении периоде действовали Положение о порядке ведения Государственного реестра предприятий, утвержденное Государственной налоговой службой Российской Федерации от 12.04.1993 N ЮУ-4-12/65Н и согласованное с Министерством финансов Российской Федерации, (далее - Порядок) и Указ Президента Российской Федерации от 08.07.1994 N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации" (далее - Указ).
Согласно пункту 15 Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденного Указом, данные о государственной регистрации (аннулировании государственной регистрации) предприятия (предпринимателя) сообщались органом, осуществившим регистрацию, в недельный срок в налоговую инспекцию для включения в Государственный реестр.
В соответствии с пунктом 4 Порядка Государственный реестр представлял собой единый банк данных, распределенный по всем административно-территориальным уровням России и действующий на единых методологических и программно-технологических принципах. Ведение Государственного реестра осуществлялось автоматизированным способом Государственной налоговой службой Российской Федерации, Главным научно-исследовательским вычислительным центром (ГНИВЦ) Госналогслужбы России, государственными налоговыми инспекциями по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, г. г. Москве и Санкт-Петербургу, районам, городам, районам в городах в соответствии с Порядком.
Согласно пункту 7 Порядка формирование сведений в Государственном реестре осуществлялось государственными налоговыми инспекциями по принадлежности после прохождения предприятием государственной регистрации (перерегистрации) на основании сведений о государственной регистрации (перерегистрации) предприятий, получаемых от регистрирующих органов, и сведений, получаемых от предприятий при постановке их на налоговый учет, а также при взаимодействии госналогинспекций с регистрирующими органами, с органами государственного управления, с банками и финансово-кредитными учреждениями и при проведении госналогинспекциями других организационных мероприятий.
Таким образом, полномочия по ведению Государственного реестра в рассматриваемый период были возложены на Государственную налоговую службу Российской Федерации.
При этом отмечается, что такие документы, как "Карта постановки на налоговый учет и включения в Государственный реестр предприятий" и копии зарегистрированных учредительных и других необходимых для регистрации предприятия документов, прошитых и заверенных в установленном порядке, представлялись на основании пункта 9 Порядка должностным лицом предприятия в государственную налоговую инспекцию по принадлежности.
С 01.07.2002 государственная регистрация юридических лиц осуществляется на основании Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 129-ФЗ регистрационные дела о зарегистрированных ранее юридических лицах, хранящиеся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие Федерального закона N 129-ФЗ, являются частью федерального информационного ресурса (Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
Порядок и сроки передачи федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, регистрационных дел зарегистрированных ранее юридических лиц, хранящихся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие Федерального закона N 129-ФЗ, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 441 "Об утверждении порядка и сроков передачи регистрационных дел зарегистрированных ранее юридических лиц, хранящихся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц".
Порядок и условия предоставления содержащихся в ЕГРЮЛ сведений и документов установлены статьями 6 и 7 Федерального закона N 129-ФЗ. Из положений указанных статей следует, что соответствующие сведения и документы предоставляются регистрирующим органом, которым является Федеральная налоговая служба.
Учитывая изложенное, если сведения о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, были переданы в Федеральную налоговую службу в установленном порядке, то они подлежат предоставлению в общеустановленном порядке.
При этом полагаем, что в случае, если в базах данных Федеральной налоговой службы, в частности в ЕГРЮЛ, отсутствуют сведения о конкретном юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, необходимо обращаться в регистрирующий орган, которым было принято решение о регистрации такого юридического лица.
Директор Департамента |
Д.В. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 23 апреля 2020 г. N 03-12-13/32768
Текст письма опубликован не был