Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Усть-Джегутинского
муниципального района
от 25.12.2020 N 554
Муниципальная программа
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Усть-Джегутинском муниципальном районе"
Паспорт
муниципальной программы Усть-Джегутинского муниципального района "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Усть-Джегутинском муниципальном районе"
Наименование программы |
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Усть-Джегутинском муниципальном районе" (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы |
Администрация Усть-Джегутинского муниципального района |
Соисполнители Программы |
Финансовое управление администрации Усть-Джегутинского муниципального района, Управление образования администрации Усть-Джегутинского муниципального района, Муниципальные казенные образовательные организации, Муниципальные казенные дошкольные образовательные организации, Муниципальные казенные образовательные организации дополнительного образования детей |
Участники Программы |
Муниципальные казенные образовательные организации, Муниципальные казенные дошкольные образовательные организации, |
Цель Программы |
Обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов за счёт реализации энергосберегающих мероприятий, повышения энергетической эффективности в муниципальном секторе экономики. |
Задачи Программы |
1. Пропаганда энергосбережения в Усть-Джегутинском муниципальном районе 2. Внедрение приборного учета объема потребления энергетических ресурсов; 3. Применение энергосберегающих технологий и энергоэффективного оборудования; |
Целевые индикаторы и показатели программы |
Снижение объема потребления тепловой энергии в натуральном выражении; Снижение объема потребления воды в натуральном выражении; Снижение объема потребления электрической энергии в натуральном выражении; Снижение объема потребления природного газа в натуральном выражении |
Этапы и сроки реализации Программы |
Срок реализации - 2021 - 2023 годы Этапы реализации программы не выделяются |
Объемы бюджетных ассигнований Программы на 2021 - 2023 год |
Общий объем финансирования мероприятий программы - 2748,6,0 т. руб., в том числе: - Федеральный бюджет РФ 0,00 рублей; - Республиканский бюджет КЧР - 0,00 рублей (по согласованию); - Бюджет Усть-Джегутинского муниципального района 2697,0 тыс. рублей, - Бюджет поселений (по согласованию) - 0,00 руб. - Другие источники (юридические лица и др.) - 0,00 руб. В том числе по годам: 2021 год - 950,6 тыс. руб. 2022 год - 899,0 тыс. руб. 2023 год - 899,0 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Обеспечение снижения объема потребленных энергетических ресурсов в каждый год действия программы от объема фактически потребленного в 2020 году каждого вида ресурсов: - тепловая энергия на 1% (97,82 Гк); - вода на 1% (0,672 тыс. куб. м); - электрическая энергия на 1% (31.98 кВт ч); - природный газ на 0,5% (5,55 тыс. куб. м). Объемы потребляемых энергетических ресурсов в 2020 году Тепловая энергия - 9782,05 Гкал Вода - 67,22 тыс. м 3 Электрическая энергия - 3198,8 тыс. кВт-ч Природный газ - 1111 тыс. м 3 |
1. Анализ ситуации, характеристика проблем
Энергоемкость валового внутреннего продукта (далее - ВВП) является одной из ключевых характеристик экономики России. На сегодняшний день по этому показателю Россия в силу объективных и субъективных причин находится в числе аутсайдеров. Оценка этой ситуации дана Президентом Российской Федерации, который поставил решение этой проблемы в ряд ключевых направлений развития экономики страны. При этом основным параметром оценки результативности решения этой проблемы является снижение энергоемкости ВВП.
В целях обеспечения организации деятельности всех участников процессов энергосбережения и повышения энергетической эффективности был принят ряд законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов, основным из них являются:
- Указ Президента Российской Федерации от 04 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики";
- Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2010 года N 579 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";
- Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 67 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
- Постановление Правительства Российской Федерации от 01 июня 2010 года N 391 "О порядке создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий ее функционирования";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1222 "О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";
- Приказ министерства экономического развития Российской Федерации от 17 февраля 2010 года N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности".
- Приказа Минрегионразвития от 07.06.2010 N 273 "Об утверждении Методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях".
Вышеперечисленные нормативно-правовые документы создают правовую основу для деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включая формирование целевых показателей и организации мониторинга их достижения. Указом Президента Российской Федерации от 04 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" определена основная цель в области повышения энергетической эффективности - снижение к 2020 году энергоемкости валового регионального продукта Российской Федерации на 40 процентов по сравнению с 2007 годом. В Усть-Джегутинском муниципальном районе способствовать поставленной задаче будет реализация настоящей Программы. В ходе решения этой задачи будет осуществлен переход к энергоэффективной экономике.
На территории Усть-Джегутинского муниципального района находятся муниципальные предприятия, которые оказывают услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению и по содержанию жилого фонда.
В настоящее время остро стоит проблема выявления неоправданных потерь топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР). Резкое подорожание стоимости энергоресурсов, привело к увеличению доли затрат на топливно-энергетические ресурсы в себестоимости продукции и оказании услуг.
Существующие тарифы на энергоресурсы не всегда являются экономически обоснованными из-за отсутствия независимого энергоаудита.
Энергетические обследования проводятся в целях оценки эффективного использования энергетических ресурсов и снижения затрат потребителей на топливо и энергообеспечение.
На сегодняшний день применение современных приборов учета показывает необоснованное завышение платежей энергоснабжающими организациями практически по всем видам энергоресурсов.
Установка современных приборов учета стимулирует к рациональному использованию ТЭР.
Одним из основных проблем района является износ водопроводных сетей района, который составляет около 80%, что приводит к большим потерям воды, неоправданным энергозатратам и увеличению нормативов потребления воды.
По данным водоснабжающей организаций потери составляют 45 и более % от поданной воды в сеть.
В целом по району расчеты за потребляемую воду населением на 80% осуществляется с использованием приборов учета.
В соответствии с п. 1. ст. 13 Федерального Закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Не лучшая ситуация обстоит по теплоснабжению потребителей. Такая же картина, что и по водоснабжению - износ теплотрасс на 70%.
В многоквартирных домах не установлены общедомовые и индивидуальные приборы учета.
Казенные учреждения района обеспечены приборами учета тепла.
Существующая система транспортирования тепловой энергии сопровождается значительными ее потерями, в связи с чем, является высоко затратной и, как следствие, дорогостоящей для потребителей.
Ключевыми проблемами системы теплоснабжения района являются:
- высокий износ тепловых сетей, как следствие рост затрат по их обслуживанию и как результат снижение качества предоставляемых услуг;
- неполное использование мощности котельных в отдельных учреждениях , что приводит к росту затрат на приобретаемое топливо, увеличение потерь отпускаемого ресурса и как результат увеличение убытков ресурсоснабжающих организаций;
Для снижения энергоемкости производимых энергоресурсов в Усть-Джегутинском муниципальном районе требуется выработка и осуществление долгосрочных программных мероприятий, совместных действий органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов для устойчивого и эффективного функционирования экономики района, а также воплощения государственной стратегии энергосбережения и повышения энергетической эффективности во всех отраслях экономики.
Муниципальный сектор Усть-Джегутинского муниципального района представлен учреждениями (по состоянию на 01 июля 2017 года): 43 муниципальных учреждений, в т.ч. бюджетных - 2, казенных - 40, 1 - муниципальное предприятие.
По отраслевой структуре учреждения делятся:
1 бюджетное учреждение - МФЦ, 1 бюджетное учреждение - редакция муниципальной газеты, 14 казенных учреждений дошкольного образования, 16 казенных общеобразовательных школ, 1 казенное учреждение досуга детей и молодежи, 5 казенных учреждений дополнительного образования (1 спортшкола, 1 учреждение по детскому творчеству, 1 - художественная школа, 2 музыкальные), 1 учреждение - УТиСР, 1 учреждение - управление образования, 1 централизованная бухгалтерия; 1 - финансовое управление, 1 предприятие - Усть-Джегутинский МУП "Производственное объединение по водоснабжению и водоотведению в Усть-Джегутинском муниципальном районе".
Решение вышеперечисленных проблем невозможно без комплексного подхода к энергосбережению и реализации мероприятий данной Программы.
Муниципальная Программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности по Усть-Джегутинскому муниципальному району" должна помочь в решении энергетической политики в районе при одновременном решении проблемы рационального использования топливно-энергетических ресурсов, создания условий для решения социальных программ.
Согласно регламентированных требований учреждения Усть-Джегутинского муниципального района за период 2018 - 2020 гг. реализовывали программные мероприятия утвержденных программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. В рамках программ были определены ответственные лица за реализацию указанных мероприятий в каждом учреждении, общие правила расходования энергоресурсов. Учреждениями произведены замены ламп накаливания на энергосберегающие, текущие ремонты сетей электропроводки, капитальные ремонты крыш, замена дверных блоков, приобретены и установлены регуляторы температур, уплотнены щели, заменены окна на энергоэффективные пластиковые и др. Достигнуты значительные результаты экономии энергетических ресурсов.
В связи с ограниченными источниками финансирования учреждениями остались нереализованными дорогостоящие мероприятия, такие как замена тепловых узлов, замена оборудования на энергоэффективное и прочие.
Анализ текущего состояния потребления ТЭР выявил следующие проблемы, которые нужно устранить в ближайшие годы:
Замена ламп на светодиодные,
Теплоизоляция отопительных труб,
Установка измерительных приборов (вода, тепло),
Установка терморегулятора на входе отопительной системы,
Замена отопительных труб и регистров на алюминиевые радиаторы,
Установка теплообменников,
Замена котлов:
СОШ а. Новая Джегута,
СОШ а. Сары-Тюз,
Решение вышеперечисленных проблем невозможно без комплексного подхода к энергосбережению и реализации мероприятий данной Программы.
Программа должна стать основным документом для организации и проведения в жизнь энергетической политики в бюджетных и казенных учреждениях Усть-Джегутинского муниципального района при одновременном решении проблемы рационального использования ТЭР, снижение потребности в дополнительных энергоресурсах за счет энергосбережения, что в свою очередь приведет к экономии средств по результатам реализации энергосберегающих мероприятий.
Анализ рисков, снижающих вероятность успешной реализации Программы, определяет необходимость рассмотрения и своевременной нейтрализации:
риска недостаточного обеспечения финансирования Программы;
риска возникновения сбоев (низкого качества управления) при реализации Программы;
риска задержки реализации ключевых мероприятий Программы;
риска отказа от использования программно-целевого метода.
Риск недостаточного обеспечения финансирования Программы (риск ликвидности) можно считать умеренным. Риск возникновения сбоев при реализации Программы (операционный риск) возникает в результате низкой эффективности деятельности, в том числе ошибок исполнителей, совершенных правонарушений, а также неготовности инфраструктуры (управленческой, информационной, финансовой и др.) к решению поставленных задач. Этот риск можно оценить как средний. Нейтрализация указанного риска достигается формированием организационно-финансового плана реализации Программы и последовательным контролем за его выполнением со стороны ответственного исполнителя Программы.
Риск задержки реализации ключевых мероприятий Программы (институциональный риск) возникает по причине того, что Программа может быть не выполнена в полном объеме из-за задержек с покупкой товаров, работ и услуг, которые должны обеспечивать достижение максимально возможных результатов энергетической эффективности, сгруппированных по указанным мероприятиям. Этот риск также можно оценить как средний. Указанный риск является критическим для реализации Программы. Ответственность за минимизацию такого вида рисков путем формирования и оптимизации отдельных программных мероприятий лежит на ответственном исполнителе и соисполнителях.
Особо следует отметить значение риска отказа от использования программно-целевого метода.
Единственным источником ресурсного обеспечения является бюджет Усть-Джегутинского муниципального района в рамках реализации Программы.
Меры управления рисками реализации Программы основываются на следующем анализе:
наибольшее отрицательное влияние на реализацию программы может оказать риск недостаточного обеспечения финансирования. В рамках программы отсутствует возможность управления этими рисками. Возможен лишь оперативный учет последствий их проявления.
Минимизация финансовых рисков возможна на основе:
- регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий Программы;
- своевременной корректировки перечня основных мероприятий и показателей Программы.
Минимизация указанных рисков достигается в ходе регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий Программы.
2. Цель и задачи Программы, срок ее реализации
Целью Программы является обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов за счёт реализации энергосберегающих мероприятий, повышения энергетической эффективности в секторах экономики для снижение объема потребленных энергетических ресурсов в каждый год действия программы от объема фактически запланированного на потребление в 2020 году каждого вида ресурсов:
Тепловая энергия - 9782,05 Гкал
Вода - 67,22 тыс. м 3
Электрическая энергия - 3198,8
Природный газ - 1111 тыс. м 3
Главным условием эффективной реализации Программы является выявление неоправданных потерь ТЭР и внедрение энергосберегающих мероприятий.
Достижение поставленной цели осуществляется на основе решения следующих задач:
1. широкая пропаганда энергосбережения;
2. внедрение приборного учета объема потребления энергетических ресурсов;
3. применение энергосберегающих технологий и энергоэффективного оборудования.
Срок реализации Программы - 2021 - 2023 годы. Этапы реализации программы не выделяются.
3. Перечень основных мероприятий Программы
Область реализации основных программных мероприятий: Администрация Усть-Джегутинского муниципального района; Управление труда и социального развития администрации Усть-Джегутинского муниципального района; Финансовое управление администрации Усть-Джегутинского муниципального района; Управление образования администрации Усть-Джегутинского муниципального района; учреждения образования; учреждения культуры.
Программа содержит мероприятия направленные на энергосбережение и повышению энергетической эффективности, которые будут проведены на протяжении срока реализации муниципальной программы:
- мероприятия по замене оборудования на оборудование с более высоким коэффициентом полезного действия;
- мероприятия по учету тепла и эффективного использования тепла;
- мероприятия по учету электроэнергии и эффективного использования электроэнергии;
- мероприятия по учету воды и эффективного использования воды;
- информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
Перечень необходимых работ для выполнения программного мероприятия изложены в Приложении N 3 к Программе.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Слова "изложены в Приложении N 3" следует читать как "изложены в Приложении N 1"
4. Перечень и значения целевых индикаторов и показателей результатов Программы
Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражающие динамику (изменение) показателей, в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" рассчитываются по отношению к значениям соответствующих показателей в году, предшествующем году начала реализации программы.
Планируемые и фактически достигнутые в ходе реализации Программы значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности рассчитываются для каждого года на протяжении всего срока реализации Программы.
Для оценки хода реализации Программы определены целевые показатели Программы:
- Снижение объема потребления тепловой энергии в натуральном выражении;
- Снижение объема потребления воды в натуральном выражении;
- Снижение объема потребления электрической энергии в натуральном выражении;
- Снижение объема потребления природного газа в натуральном выражении.
Значения целевых показателей (индикаторов) приведены в приложении N 2 к Программе.
5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы
В соответствии с разработанными мероприятиями произведен расчет затрат по энергосбережению и повышению энергетической эффективности муниципального учреждения.
Потребность в бюджетном финансировании реализации программных мероприятий на 2021 - 2023 годы оценивается в размере - 2748,6 тыс. руб., в том числе:
- федеральный бюджет 0,00 руб. (по согласованию);
- республиканский бюджет КЧР 0,00 руб. (по согласованию);
- бюджет Усть-Джегутинского муниципального района 2748,6 тыс. руб.;
- Бюджет поселений (по согласованию) - 0,00 руб.
- Другие источники (юридические лица и др.) - 0,00 руб.
В том числе по годам:
2021 год - 950,60 тыс. руб.
2022 год - 899,00 тыс. руб.
2023 год - 899,0 тыс. руб.
Информация по финансовому обеспечению, источникам финансирования реализации муниципальной программы представлена в Приложении N 3 к Программе.
6. Оценка социально-экономической эффективности муниципальной Программы
Оценка эффективности расходования бюджетных средств проводится для повышения результативности бюджетных расходов, а также для принятия своевременных мер для прекращения финансирования неэффективных расходов.
Оценка эффективности реализации муниципальной Программы (далее - Программа) производится путем сравнения фактически достигнутых значений показателей ожидаемых результатов с утвержденными (плановыми) на год (полугодие) значениями.
Оценка эффективности реализации Программы проводится для обеспечения ответственного исполнителя муниципальной программы оперативной информацией о ходе и промежуточных результатах выполнения мероприятий муниципальной программы и подпрограмм, ожидаемых целевых показателей Программы, решения задач и реализации целей.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется в следующей последовательности:
Степень достижения показателя ожидаемых результатов Программы определяется по формуле:
, где:
- степень достижения показателя.
- фактическое значение показателя;
- плановое значение показателя.
По уровню эффективности ожидаемых результатов проводится оценка муниципальной Программы в соответствии со следующим ранжированием:
- Снижение объема потребления тепловой энергии в натуральном выражении в каждый год действия программы на 1% от факта;
- Снижение объема потребления воды в натуральном выражении в каждый год действия программы на 1%;
- Снижение объема потребления электрической энергии в натуральном выражении в каждый год действия программы на 1%;
- Снижение объема потребления природного газа в натуральном выражении в каждый год действия программы на 0,5%;
При снижении объема более запланированного программа считается высокоэффективной;
При снижении объема согласно запланированного программа считается эффективной;
При снижении объема менее запланированного программа считается неэффективной.
Оценка эффективности расходования бюджетных средств проводится для повышения результативности бюджетных расходов, а также для принятия своевременных мер для прекращения финансирования неэффективных расходов.
План реализации Программы представлен в приложении N 4 к Программе.
Эффективность от выполнения мероприятий энергосбережения в муниципальных и казенных бюджетных учреждениях
N пп. |
Показатели |
2021 - 2023 |
1 |
2 |
3 |
1. |
Годовое сокращение потребления тепловой энергии, Гкал/т. руб. |
97,82/381,50 |
2. |
Годовое сокращение потребления воды, куб. м./т. руб. |
0,672/26,80 |
3. |
Годовое сокращение потребления электроэнергии, тыс. кВт ч/т. руб. |
31,98/261,90 |
4. |
Годовое сокращение потребления газа, тыс. куб. м/т. руб. |
5,55/52,10 |
5. |
Стоимость сэкономленных топливно-энергетических ресурсов за год, тыс. руб. |
722,30 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.