Калининградский областной суд в составе: председательствующего - судьи К.Г.В., с участием прокурора - М.Г.И., при помощнике судьи - К.И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям ООО "М.", АО "Я." к Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области об оспаривании нормативных правовых актов, возложении обязанности, установил:
ООО "М." (далее также - Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее также - Служба, административный ответчик, регулятор), в котором указывает, что в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", приказом Федеральной службы по тарифам от 29 августа 2014 года N 1371-э оно является субъектом естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе и для него осуществляется государственное регулирование деятельности в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии на территории Калининградской области.
26 апреля 2019 года ООО "М." обратилось в Службу с заявлением об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО "М." на 2020 год, просило Службу установить тариф на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год в размере 2 386,3 руб./МВт.ч., установить необходимую валовую выручку на 2020 год в размере 47 480, 48 тыс. руб. с учетом оплаты потерь (стоимость оплаты потерь в размере 2 801,79 тыс. руб.).
По результатам рассмотрения Служба, согласно пункта 1.8 Протокола N 111/19 от 26 ноября 2019 года, утвердила необходимую валовую выручку для ООО "М." на 2020 год в размере 34 749,43 тыс. руб. без учета оплаты потерь; с учетом оплаты потерь, которые Служба уменьшила до 2 655,22 тыс. руб., необходимая валовая выручка была предложена к утверждению на 2020 год в размере 37 404,65 тыс. руб.
ООО "М." считает, что Службой при уменьшении необходимой валовой выручки неверно применено условие, указанное в абзаце пятнадцатом пункта 12 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, а именно, что в отношении территориальных сетевых организаций для которых не утверждена в установленном порядке инвестиционная программа на срок, соответствующий долгосрочному периоду регулирования, и (или) не согласованы долгосрочные параметры регулирования с Федеральной антимонопольной службой, регулирование осуществляется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки с начала периода регулирования.
В рамках расчета по подконтрольным расходам, по работам и услугам производственного характера (в том числе сторонних организаций по содержанию сетей и распределительных устройств), Служба уменьшила заявленные ООО "М." 7 969,16 тыс. руб. на 4 199,86 тыс. руб., утвердив своим расчетом 3 769,30 тыс. руб.
ООО "М." не согласно с таким расчетом Службы, считает его не соответствующим действующему законодательству в области тарификации, в том числе статье 23 Федерального закона "Об электроэнергетике", пунктам 2, 15-34 Основ ценообразования. Служба в своем расчете приняла за основу цены 2018 года, что противоречит пунктам 28, 29 Основ ценообразования.
В рамках расчета по подконтрольным расходам, по расходам на оплату труда, Служба уменьшила заявленные ООО "М." 9 666,236 тыс. руб. на 2 131,47 тыс. руб., утвердив своим расчетом 6 534, 76 тыс. руб.
ООО "М." считает, что расходы на оплату труда Службой занижены необоснованно. В частности, Службой при определении фонда оплаты труда приняла численность персонала в количестве 16,5 человек, хотя по данным на сентябрь 2019 года в штате ООО "М." были трудоустроены 22 человека.
В рамках расходов по неподконтрольным расходам Служба по своим расчетам уменьшила заявленные ООО "М." расходы по аренде с 779,53 тыс. руб. до 582,55 тыс. руб., по амортизационным отчислениям с 13 687,55 тыс. руб. до 12 585,09 тыс. руб., отчисления на социальные нужды с 2 677, 87 тыс. руб. до 2 019,24 тыс. руб., налог на прибыль в размере 317,12 тыс. руб. полностью исключила из расходов. Также исключены полностью из расходов выпадающие расходы по льготному присоединению заявленные в размере 116,08 тыс. руб.
ООО "М." считает, что правомерно включило в статью неподконтрольных расходов расходы по аренде (в том числе по аренде земли) в размере 779, 53 тыс. руб., что соответствует подпункту 5 пункта 28, пункту 29 Основ ценообразования.
ООО "М." в 2019 году были введены в эксплуатацию три объекта электросетевого хозяйства, являющиеся основными средствами (ТП 03-14, КТП-24, КЛ 10 кВ ТП-20 - ТП 24), однако Служба не учла данный факт при формировании амортизации на 2020 год, что не соответствует рекомендациям Основ ценообразования.
ООО "М." полагает, что поскольку Служба необоснованно уменьшила расходы на оплату труда, это повлекло за собой необоснованное занижение расходов на социальные нужды.
Служба необоснованно исключила из неподконтрольных расходов налог на недвижимое имущество в размере 837,69 тыс. руб.
ООО "М." считает незаконным и необоснованным исключение Службой расходов выпадающих по льготному технологическому присоединению в размере 116,08 тыс. руб.
ООО "М." не согласно с произведенной Службой корректировкой необходимой валовой выручки на 2018 год, которая была заявлена в размере 1 498,93 тыс. руб. Служба уменьшила необходимую валовую выручку на 293,24 тыс. руб., установив в размере 1 205,69 тыс. руб.
Кроме того, 30 декабря 2019 года на заседании правления Службы (протокол N 154/19) при установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии территориальные сетевые организации были разделены на два типа - организации, регулирование которых осуществляется методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки и организации регулирование которых на 2020 год осуществлено методом экономически обоснованных затрат, так как для них с 2020 года начинается новый долгосрочный период регулирования 2020-2024 годы. Также отдельно Служба выделила территориальные сетевые организации, у которых рост необходимой валовой выручки на 2020 год составлял по расчету Службы более 3 процентов. В отношении указанных территориальных сетевых организаций, в том числе ООО "М.", Службой пропорционально условным единицам электросетевого оборудования произведен вычет расходов из необходимой валовой выручки на 2020 год. Данная методика не подтверждена никакими нормативными правовыми актами. В отношении ООО "М." из уже утвержденной необходимой валовой выручки в размере 34 749,42 тыс. руб., с которым Общество также не согласно, Служба удержала еще 4 323,26 тыс. руб. Таким образом Служба утвердила для ООО "М." необходимую валовую выручку на 2020 год в размере 30 426,16 тыс. руб. (без учета оплаты потерь). При этом Служба указала, что затраты всем сетевым организациям, не учтенные при тарифном регулировании 2020 года, в том числе и ООО "М." (4 323,26 тыс. руб.) будут возмещены Службой в последующих периодах регулирования. Однако в протоколе не имеется указаний на то, каким способом, в какие периоды и какие суммы будут возмещаться.
На основании протоколов заседаний правления Службы от 26 ноября 2019 года N 111/19 и от 30 декабря 2019 года N 154/19, Службой изданы приказы:
от 30 декабря 2019 года N 154-01э/19 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования, необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций на 2020-2024 годы и признании утратившими силу отдельных приказов Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области" (далее также - Приказ Службы от 30 декабря 2019 года N 154-01э/19);
от 30 декабря 2019 года N 154-05э/19 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между территориальными сетевыми организациями Калининградской области на 2020 год и признании утратившими силу отдельных приказов Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области" (далее также - Приказ Службы от 30 декабря 2019 года N 154-05э/19).
Названные приказы Службы вступили в силу с 1 января 2020 года.
ООО "М." считает Приказы Службы от 30 декабря 2019 года N 154-01э/19 и N 154-05э/19 незаконными и необоснованными, принятыми с грубым нарушением законодательства об энергетике и Основ ценообразования, значительно влияющими на деятельность Общества в сфере регулируемой деятельности. Служба в нарушение Федерального закона "Об электроэнергетике", Основ ценообразования, методических указаний произвольно, необоснованно существенно уменьшила подконтрольные расходы заявленные Обществом. В связи с чем, указанные Приказы Службы подлежат отмене в части тарифов, установленных для ООО "М.".
ООО "М.", с учетом последующего уточнения заявленных требований (т. 10, л.д. 61-62), просит суд:
признать недействующим в части со дня его принятия Приказ Службы от 30 декабря 2019 года N 154-01э/19 в отношении ООО "М.";
признать недействующим в части со дня его принятия Приказ Службы от 30 декабря 2019 года N 154-05э/19 в отношении ООО "М.";
обязать Службу принять в отношении ООО "М." новое решение и новые приказы об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Калининградской области, об установлении долгосрочных параметров регулирования, необходимой валовой выручки для территориальной сетевой организации ООО "М." на 2020-2024 годы, об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между территориальными сетевыми организациями Калининградской области на 2020 год в отношении ООО "М." и АО "Я."в размере заявленном ООО "М." с вступлением их в действие с 1 января 2020 года.
Определением Калининградского областного суда от 19 мая 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено АО "Я." (т. 8, л.д. 236-237).
АО "Я." (далее также - Акционерное Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Службе, заинтересованное лицо - ООО "М.", об оспаривании Приказов Службы от 30 декабря 2019 года N 154-05э/19 и 154-01э/19 в части установления индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для расчетов между АО "Я." и ООО "М.", а также в части установления необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования ООО "М.".
В обоснование иска АО "Я." указывает, что является территориальной сетевой организацией, которая с использованием принадлежащего ей имущества оказывает услуги по передаче электрической энергии, является субъектом отношений, регулируемых Приказами Службы от 30 декабря 2019 года N 154-05э/19 и 154-01э/19, поскольку данными нормативными правовыми актами устанавливаются тарифы для расчетов за услуги по передаче электрической энергии между АО "Я." и сетевыми организациями, перечисленными в оспариваемых нормативных правовых актах.
Считает оспариваемые приказы Службы нарушающими права и законные интересы Акционерного Общества, так как АО "Я." производит расчеты с субъектом энергетики за услуги по передаче электроэнергии на основании тарифов, установленных оспариваемыми Приказами, что в виду их экономической необоснованности, наносит убытки АО "Я.".
АО "Я." полагает незаконными принятые в отношении ООО "М." тарифные решения на 2020 год ввиду:
необоснованно завышенного заявленного ООО "М." количества условных единиц, принятого для расчета тарифов;
необоснованной и завышенной заявленной и утвержденной Службой величины затрат по статье "Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо";
необоснованной заявленной Обществом и принятой Службой величины затрат по статье "Работы и услуги производственного характера";
необоснованной принятой Службой величины затрат по статье "Расходы на оплату труда";
необоснованной заявленной Обществом и принятой Службой величины затрат по статье "Услуги связи";
необоснованной заявленной Обществом и принятой Службой величины затрат по статье "Расходы на юридические и информационные услуги";
необоснованной заявленной Обществом и принятой Службой величины затрат по статье "Расходы на транспортные услуги";
необоснованной заявленной Обществом и принятой Службой величины затрат по статье "Расходы на техническое обслуживание";
необоснованной заявленной Обществом и принятой Службой величины затрат по статье "Расходы на страхование";
необоснованной заявленной Обществом и принятой Службой величины затрат по статье "Расходы на подготовку кадров (командировки)";
необоснованной заявленной Обществом и принятой Службой величины затрат по статье "Другие прочие расходы";
необоснованной принятой Службой величины отчислений на социальные нужды,
необоснованной принятой Службой величины расходов на "Амортизацию основных средств",
необоснованной принятой Службой величины расходов по статье "Налог на имущество";
необоснованной заявленной Обществом и принятой Службой величины расходов по статье "Услуги банков";
необоснованной принятой Службой величины расходов по статье "Плата за аренду имущества"
Кроме того считает, что Службой некорректно сделаны расчет корректировки подконтрольных Обществу расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов и расчет корректировки необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности.
АО "Я." с учетом последующего уточнения заявленных требований (т. 10, л.д. 69-72) просит суд:
признать недействующим со дня его принятия Приказ Службы от 30 декабря 2019 года N 154-05э/19 в части установления индивидуального тарифа на услуги по передаче электроэнергии для расчетов между АО "Я." - ООО "М.";
признать недействующим со дня его принятия Приказ Службы от 30 декабря 2019 года N 154-01э/19 в части установления необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования ООО "М.";
обязать Службу устранить нарушения, приняв новые приказы об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между территориальными сетевыми организациями Калининградской области на 2020 год, об установлении долгосрочных параметров регулирования, необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций на 2020-2024 годы и признании утратившими силу отдельных приказов Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области" в части ООО "М.".
Определением судьи Калининградского областного суда от 22 мая 2020 года административное исковое заявление АО "Я." принято к производству Калининградского областного суда (дело N 3а-127/2020) (т. 1, л.д.1-2)
Определением Калининградского областного суда от 19 июня 2020 года объединено в одно производство с административным делом N 3а-94/2020 по административному исковому заявлению ООО "М." к Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области об оспаривании нормативных правовых актов административное дело N 3а-127-2020 по административному исковому заявлению АО "Я." к Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области об оспаривании тех же нормативных правовых актов (т. 9, л.д. 266-268).
Определением Калининградского областного суда от 17 августа 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Федеральная антимонопольная служба (т. 10, л.д. 94-98).
Определением Калининградского областного суда от 29 сентября 2020 года (т. 10, л.д. 144-149) по основаниям в нем изложенным, отказано в удовлетворении ходатайств ООО "М.", АО "Я." о назначении по делу судебной экспертизы.
Определением Калининградского областного суда от 08 октября 2020 года (т. 10, л.д. 254-256) к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ОГБУ "Ц.".
Относительно административных исковых заявлений ООО "М." и АО "Я." Службой представлены письменные возражения (т. 1, л.д. 127-137, т. 9, л.д. 236-238), дополнительные возражения (т. 10, л.д. 150-157).
ООО "М." представлены письменные возражения относительно административного искового заявления АО "Я." (т. 9, л.д. 236-238).
ОГБУ "Ц." представлены письменные возражения на административные исковые заявления ООО "М." и АО "Я." (т. 11, л.д. 1-2).
В судебном заседании представитель ООО "М." К.Э.А. поддержала административное исковое заявление ООО "М." по изложенным в нем доводам и основаниям, заявленные в нем требования в полном объеме, возражала против удовлетворения административного искового заявления АО "Я.".
Представитель АО "Я." Ю.А.А. поддержала административное исковое заявление АО "Я." по изложенным в нем доводам и основаниям, заявленные в нем требования в полном объеме, возражала против удовлетворения административного искового заявления ООО "М.".
Представитель Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области К.А.В. с заявленными административными истцами требованиями не согласился, просил суд в их удовлетворении отказать в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица ОГБУ "Ц." К.К.А. просил суд в удовлетворении заявленных ООО "М." и АО "Я." требований отказать в полном объеме.
Федеральная антимонопольная служба своего представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявила. С учетом мнения иных участников процесса и положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанного заинтересованного лица.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора М.Г.И., полагавшей административные исковые заявления ООО "М." и АО "Я." подлежащими частичному удовлетворению, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности в соответствии с положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Государственное регулирование цен (тарифов) в области электроэнергетики осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон "Об электроэнергетике"), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила государственного регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания).
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат, в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Федерального закона "Об электроэнергетике" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно пункту 63 Основ ценообразования, в систему регулируемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) на розничных рынках входят цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям; тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями.
Положением о Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 28 марта 2011 года N 189 (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрено, что Служба является исполнительным органом государственной власти Калининградской области в области государственного регулирования цен (тарифов), а также контроля за их применением в соответствии с действующим законодательством (пункт 1); к основным задачам Службы отнесено, в том числе, установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сферах электроэнергетики и теплоснабжения (подпункт 1 пункта 11). В сфере государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию и услуги, реализуемые организациями независимо от организационно-правовой формы, Служба устанавливает (регулирует, в том числе, цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов) (подпункт 3 пункта 12).
Судом установлено, что 26 апреля 2019 года ООО "М." подало в Службу заявление об открытии дела об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год в размере 2386,3 руб/Мвт.ч. и об установлении необходимой валовой выручки на 2020 год в размере 47 480,48 тыс. руб. (т. 1, л.д. 141-157).
В соответствии с Правилами государственного регулирования Служба открыла дело об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "М." на 2020 год.
Службой был осуществлен запрос у Общества дополнительных сведений, необходимых для установления тарифов. Обществом представлен ответ о результатах деятельности за 9 месяцев 2019 года.
В соответствии с пунктом 22 Правил государственного регулирования, регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев. Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников. В случаях, определяемых регламентом рассмотрения дел об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирующий орган может принять решение о проведении экспертизы сторонними организациями (физическими лицами).
Как следует из материалов дела, Службой в порядке, предусмотренном действующим законодательством и в установленные сроки проведена экспертиза представленных расчетных материалов, по результатам которой подготовлено экспертное заключение (т. 9, л.д. 210-235). Судом установлено, что экспертное заключение выполнено сотрудником Службы, обладающим необходимой квалификацией. Привлечение Службой в рамках государственного задания для подготовки расчетов в рамках экспертизы подведомственного учреждения - ОГБУ "Ц." вышеприведенным положениям Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике не противоречит.
Приказом Службы от 30 декабря 2019 года N 154-01э/19 Обществу установлены долгосрочные параметры регулирования на 2020-2024 годы.
Необходимая валовая выручка ООО "М." на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) определена в объеме: 2020 год - 30 426,16 тыс. руб.; 2021 год - 35 047,69 тыс. руб., 2022 год - 35 530,86 тыс. руб., 2023 год - 36 028,32 тыс. руб., 2024 год - 36 540,51 тыс. руб. (строка 6 Приложения N 2 к приказу Службы от 30 декабря 2019 года N 154-01э/19).
Приказом Службы от 30 декабря 2019 года N 154-05э/19 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО "Я." и ООО "М." в соответствии с календарной разбивкой на 2020 год - 1 полугодие: двухставочный тариф ставка за содержание электрических сетей 160 954,41 руб./МВт.мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) 126,82 руб./МВт.ч., одноставочный тариф 1,82970 руб./кВт.ч.; 2 полугодие: двухставочный тариф ставка за содержание электрических сетей 118 584,21 руб./МВт.мес, ставка на оплату технологического расхода (потерь) 133,47 руб./МВт.ч, одноставочный тариф 1,40908 руб./кВт.ч.
Как следует из материалов дела, оспариваемые административными истцами приказы Службы от 30 декабря 2019 года N 154-01э/19 и N 154-05э/19 приняты большинством голосов на правомочном заседании правления Службы 30 декабря 2019 года (пункт 59 Положения о Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области), что подтверждается протоколом указанного заседания (т. 8, л.д. 145-171), опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 31 декабря 2019 года (т. 1, л.д. 186, 189), введены в действие с 1 января 2020 года.
В силу положений статьи 2 Закона Калининградской области от 15 июля 2014 года N 339 "О размещении (опубликовании) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) правовых актов органов государственной власти и должностных лиц Калининградской области и об особенностях внесения в Калининградскую областную Думу законопроектов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности" размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) нормативных правовых актов органов исполнительной власти Калининградской области является официальным опубликованием указанных правовых актов.
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий Службы с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Проверяя содержание названных приказов Службы, суд исходит из следующего.
В силу положений пункта 2 статьи 23 Федерального закона "Об электроэнергетике" при государственном регулировании цен тарифов в электроэнергетике должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
В силу пункта 16 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Согласно пункту 38 Основ ценообразования, пункту 8 Методических указаний, на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
Довод административного искового заявления ООО "М." о неверном применении Службой положений абзаца пятнадцатого пункта 12 Основ ценообразования суд полагает необоснованным.
В соответствии с абзацем пятнадцатым пункта 12 Основ ценообразования отношении территориальных сетевых организаций, для которых не утверждена в установленном порядке инвестиционная программа на срок, соответствующий долгосрочному периоду регулирования, и (или) не согласованы долгосрочные параметры регулирования с Федеральной антимонопольной службой, регулирование осуществляется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки с начала периода регулирования.
Для ООО "М." 2020 год является первым годом третьего долгосрочного периода регулирования.
Как следует из материалов тарифного дела, Службой произведен расчет тарифов на услуги по передаче электроэнергии на 2020 год, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, исходя из представленных Обществом материалов в соответствии с Методическими указаниями. Период долгосрочных параметров регулирования установлен с 2020 года по 2024 год включительно, базовым периодом регулирования принят 2020 год.
В силу положений Основ ценообразования, вне зависимости от метода регулирования, который применялся в предшествующем долгосрочном периоде регулирования и который будет применен на следующий долгосрочный период регулирования органы регулирования тарифов при установлении базового уровня подконтрольных расходов обязаны провести анализ обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в текущем долгосрочном периоде регулирования. Данный вывод, подтверждается разъяснениями Федеральной антимонопольной служб, данными в письме от 19 июня 2017 года N ИА/41019/17.
Службой, как следует из материалов тарифного дела, при анализе технико-экономических показателей ООО "М.", в частности, учтен рост условных единиц в результате ввода новых объектов электросетевого хозяйства. Доводы иска АО "Я." о неправомерности указанных действий регулятора, поскольку Обществом в обоснование роста условных единиц не представлена инвестиционная программа, не основаны на законе, об отсутствии правовых оснований для открытия Службой дела об установлении тарифов на передачу электроэнергии не свидетельствуют. Обязанность организации, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии, иметь инвестиционную программу действующим законодательством не предусмотрена.
Осуществляя анализ обоснованности расходов регулируемой организации, Служба установила необходимую валовую выручку на содержание электрических сетей без учета оплаты потерь на 2020 год в размере 34 749,43 тыс. руб.
В частности, в рамках расчета по подконтрольным расходам затраты Общества по статье "Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо", приняты регулятором в соответствии с заявкой Общества в объеме 1570,19 тыс. руб.
В соответствии с положениями пункта 29 Основ ценообразования, при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах): установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах. При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.
Согласно положениям пункта 31 Основ ценообразования, при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
На основании приведенных положений Основ ценообразования, расчет расходов по статье затрат "Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо" осуществлен Службой экспертным путем на основе сведений о фактических затратах ООО "М." за 2018 год и за 9 месяцев 2019 года с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Доводы административного искового заявления АО "Я." о неправомерности утверждения Службой затрат по указанной статье в вышеуказанном размере не основаны на законе, а о необоснованности и завышении размера данных расходов - какими либо доказательствами не подтверждены.
Затраты Общества по статье "Работы и услуги производственного характера" при заявке Общества в 7 969,16 тыс. руб. определены Службой в размере 3 769,31 тыс. руб. При этом Служба исходила из того, что Обществом регулятору представлены лишь сведения о плановой стоимости и перечне услуг производственного характера в соответствии с графиками производства работ. Документы, подтверждающие проведение ООО "М." открытых торгов, а также ремонтная программа на долгосрочный период регулирования, документы, подтверждающие необходимость проведения ремонты работ Службе не представлены. В связи с чем Службой с применением положений пунктов 29 и 31 Основ ценообразования произведен расчет затрат Общества по указанной статье с использованием экспертных оценок, основанных на отчетных данных о фактических затратах Общества по данной статье за четыре предшествующих года (2015-2018) и за 9 месяцев 2019 года, что требованиям действующего законодательства не противоречит.
Оснований считать определенный Службой размер расходов по указанной статье необоснованно заниженным или завышенным, исходя из материалов дела, не имеется.
В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования, при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Затраты по статье "Расходы на оплату труда" согласно заявке Общества составили 8 666, 23 тыс. руб. Службой приняты расходы в размере 6 534,76 тыс. руб. При этом Общество при расчете фонда оплаты труда исходило из численности персонала - 24 человека. В то же время согласно фактическим данным за 2018 год численность персонала по данным Общества составила 13,0 человек, а по данным Службы - 12,3. Службой при расчете фонда оплаты труда на 2020 год учтена численность персонала - 18 человек, исходя из численности персонала по факту на октябрь 2019 года и планируемого увеличения численности в 2020 году, в связи с вводом новых объектов электросетевого хозяйства ООО "М.". При осуществлении расчетов учтены представленные Обществом положение об оплате труда и премировании работников ООО "М." и данные о минимальной месячной тарифной ставке (ММТС), согласно уведомлениям Всероссийского Электропрофсоюза и Общероссийского отраслевого объединения работодателей электроэнергетики, тарифный коэффициент, соответствующий ступени по оплате труда, выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, текущее премирование, выплаты по итогам года.
Поскольку на Общество распространяется действие Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2019-2021 годы, утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики "Энергетическая работодательная ассоциация России и Общественной организацией "Всероссийский Электропрофсоюз" 21 декабря 2018 года при определении расходов на оплату труда Общества регулятором в силу приведенных положений пункта 26 Основ ценообразования подлежат применению и нормы указанного Отраслевого тарифного соглашения. В соответствии с пунктом 8.4 Отраслевого тарифного соглашения расходы (средства), направляемые на оплату труда, рассчитываются, исходя из численности работников списочного состава и числа вакантных рабочих мест (но не свыше нормативной численности) с учетом нормативной численности на вновь вводимые объекты, размера ММТС, среднего тарифного коэффициента по Организации.
С учетом данных положений, суд, вопреки доводам административного иска АО "Я.", находит не противоречащим требованиям действующего законодательства произведенный Службой расчет фонда оплаты труда исходя из данных о численности персонала не по факту 2018 года, а по состоянию на октябрь 2019 года и с учетом планируемого увеличения численности в 2020 году. При этом, согласно сведениям самого Общества, представленным Службе (т.8, л.д. 174-175), по состоянию на 30 сентября 2019 года численность персонала ООО "М." составляла 17 человек. Данных о представлении Обществом регулятору сведений о фактической численности персонала на октябрь 2019 года в количестве 22 человек в материалах тарифного дела не имеется.
Затраты по статье "Работы и услуги непроизводственного характера" на услуги связи приняты Службой в соответствии с предложением Общества на уровне 249,9 тыс. руб. В обоснование представлены договора на оказание услуг связи и акты предоставления услуг. При этом суд принимает во внимание, что согласно требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 года N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" (пункт 5 критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям) и постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 года N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии" Общество обязано иметь официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и раскрывать информацию на соответствующем сайте, что требует заключение договора на аренду доменного имени. ООО "М." представлен Службе расчет соответствующих затрат, который произведен на основе прайс-листов, опубликованных на официальных сайтах компаний в сети "Интернет", с учетом индекса потребительских цен на 2020 год.
Расходы Общества на юридические и информационные услуги по статье "Расходы и услуги непроизводственного характера" приняты Службой в соответствии с заявкой Общества в размере 454,64 тыс. руб. Расходы определены регулятором с применением положений пунктов 29 и 31 Основ ценообразования на основе представленных Обществом сведений о фактических затратах на указанные услуги в 2018 году с применением индекса потребительских цен.
Также с применением положений пунктов 29 и 31 Основ ценообразования на основе представленных Обществом сведений о фактических затратах Общества на 2018 год с применением индекса потребительских цен Службой приняты расходы Общества на транспортные услуги в размере 71,31 тыс. руб., расходы на техническое обслуживание в размере 135,05 тыс. руб., расходы на страхование в размере 10,30 тыс. руб., расходы на подготовку кадров (командировки) в размере - 160,96 тыс. руб., другие прочие расходы в размере 872,52 тыс. руб.
При этом регулятором учтено, что оказание транспортных услуг осуществляется на основании заключенных Обществом договоров (услуги автовышки, транспортно-экспедиционные услуги, услуги автокрана). В состав расходов на техническое обслуживание включены расходы по обслуживанию оргтехники, программного обеспечения, расчет которых произведен на основе представленных в материалы тарифного дела коммерческих предложений. Расходы на страхование обусловлены нахождением на балансе Общества транспортного средства. Расходы на подготовку кадров (командировки) определены согласно плана периодического обучения персонала Общества, стоимость определена согласно имеющимся коммерческим предложениям. Затраты на командировочные расходы включены для обучения, проводимого за пределами Калининградской области. В состав затрат на другие прочие расходы в соответствии с действующим законодательством включены расходы на компенсацию использования личного транспорта в служебных целях, расходы на охрану труда, расходы на оформление прав владения объектами электросетевого хозяйства и оформление охранных зон), расходы на канцелярские принадлежности и нормативно-техническую литературу, прочие хозяйственные расходы.
Вопреки доводам административного искового заявления АО "Я." суд, исходя из материалов дела, не усматривает необоснованность и завышенный размер вышеуказанных расходов Общества по статье "Работы и услуги непроизводственного характера", принятые Службой.
Согласно заявке Общества сумма затрат по статье "Отчисления на социальные нужды" представлена в размере 2 677, 87 тыс. руб. Службой расходы определены в размере 2 019,24 тыс. руб. В расходы по данной статье включается сумма установленных действующим законодательством страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, начислений на суммы расходов на оплату труда Таким образом, сумма указанных расходов определяется исходя из суммы расходов на оплату труда, определение которой на 2020 год, как указано выше, по мнению суда, требованиям действующего законодательства не противоречит. С учетом изложенного доводы ООО "М." и АО "Я." о необоснованности суммы затрат по указанной статье также подлежат судом отклонению.
В соответствии с положениями пункта 27 Основ ценообразования, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).
При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".
Таким образом, в силу вышеприведенных положений пункта 27 Основ ценообразования при расчете размера амортизации основных средств на плановый период учитываются основные средства, фактически введенные в эксплуатацию.
Как следует из материалов дела, затраты по статье "Амортизация основных средств" заявлены Обществом в размере 13 687, 55 тыс. руб., учтены Службой в размере 12 585,09 тыс. руб. Обязанность предоставления регулируемой организацией инвестиционной программы для расчета амортизационных отчислений действующим законодательством не предусмотрена. Как следует из материалов дела, при расчете амортизационных отчислений Общества на 2020 год Службой учитывалось имущество, находящееся на балансе Общества с учетом фактических данных за 9 месяцев 2019 года.
Исходя из материалов тарифного дела, сведения о вводе в эксплуатацию указанных в административном исковом заявлении ООО "М." объектов электросетевого хозяйства: ТП 03-14, КПТ-24, КЛ 10 кВ (ТП-20-ТП-24) в Службу Обществом не представлено, в связи с чем амортизационные расходы на указанные основные средства Службой не учтены.
Суд при указанных обстоятельствах находит обоснованными доводы административного ответчика о том, что Общество, являясь коммерческой организацией и профессиональным участником рынка электроэнергетики, должно быть заинтересовано в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления уровня тарифа, выгодного для осуществления деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии. В этой связи законодательством на него возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа. Неисполнение данной обязанности имеет своим последствием неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 33 (1) Основ ценообразования в состав необходимой валовой выручки организаций включается величина расходов на уплату налога на имущество организаций, рассчитанная по ставке, действующей в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Затраты по статье "Налоги и сборы" по налогу на имущество заявлены Обществом в размере 5 342,53 тыс. руб., приняты Службой с учетом фактических данных за 2018 год и за 9 месяцев 2019 года в размере 4 504, 84 тыс. руб.
Отсутствие у ООО "М." инвестиционной программы, вопреки доводам иска АО "Я.", о неправомерности включения указанных расходов в состав необходимой валовой выручки Общества на 2020 год не свидетельствует.
В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.
Затраты по налогу на прибыль на 2020 год заявлены Обществом в размере 317,12 тыс. руб. Указанные расходы обоснованно не приняты регулятором в полном объеме, поскольку Обществом не представлены обосновывающие их документы.
Расходы по статье "Услуги банков" приняты Службой согласно заявке Общества в размере 9,08 тыс. руб. с учетом представленных актов выполненных работ за 2018 год, что требованиям действующего законодательства не противоречит. Ссылка АО "Я." о раскрытии Обществом информации о факте расходов по данной статье за 2018 год в размере 5,43 тыс. руб. о неправомерности действий регулятора, исходившего из представленных Обществом материалов, не свидетельствует.
Выпадающие расходы по льготному техприсоединению, составляющие согласно заявке Общества 116,08 тыс. руб. за 2018 год, в обоснование которых Обществом представлены расчеты согласно Методическим указаниям, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 11 сентября 2014 года N 215-э/1 "Об утверждении Методических указаний по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям", согласно материалам дела учтены Службой в полном объеме в расчетах по корректировке необходимой валовой выручки на 2018 год.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 28 Основ ценообразования расходы на аренду имущества определяются регулятором из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.
Согласно заявке Общества сумма затрат по статье "Плата за аренду имущества" составляет 779,53 тыс. руб. Службой исходя из представленных в подтверждение указанных расходов деклараций по арендной плате за землю, договоров аренды нежилого помещения и производственно-технического помещения, а также актов к указанным договорам, сумма расходов по данной статье определена в размере 582,55 тыс. руб. При этом заявленные расходы Общества на аренду земельных участков приняты в полном объеме (109,65 тыс. руб.). В отношении складской базы и офисного помещения расчет стоимость арендной платы произведен регулятором с учетом стоимости услуги, сложившейся на рынке недвижимости в регионе, и с учетом индекса потребительских цен, а также фактических данных, представленных Обществом за 9 месяцев 2019 года. Оснований ставить под сомнение произведенный регулятором расчет, суд, исходя из материалов дела и по доводам административных истцов, не усматривает. Необходимость предоставления подтверждения арендной платы по недвижимому имуществу рыночной оценкой, произведенной независимой организацией, вопреки доводам административного искового заявления АО "Я.", действующим законодательством не предусмотрена.
В соответствии с пунктом 9 Методических указаний, регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной финансовый год, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, корректировки планируемых значений параметра расчета тарифов.
Как следует из материалов дела, регулятором на основе формул Методических указаний произведен расчет расходов ООО "М.", связанных с компенсацией незапланированных расходов в общем объеме 1 205, 69 тыс. руб. При расчете Службой применена величина условных единиц электросетевого оборудования ООО "М." по факту 2017 года (876 уе), исходя из информации, размещенной на официальном сайте Общества. Наличие на указанном сайте противоречивой информации о величине условных единиц электросетевого оборудования само по себе о неправомерности расчета регулятором указанных расходов, вопреки доводам административного искового заявления АО "Я."не свидетельствует. Доказательств недостоверности использованных Службой данных в материалы дела не представлено.
Представленное ООО "М." в качестве доказательства обоснованности заявленных Обществом размеров подконтрольных и неподконтрольных расходов (затрат) ООО "М." на 2020 год заключение специалистов, поименованное как экспертное заключение (т. 10, л.д. 161-243), оценивается судом критически. Указанное заключение подготовлено на основании внутреннего приказа генерального директора ООО "М." (т. 10, л.д. 160), содержит лишь частное мнение специалистов, которые об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения не предупреждались.
С учетом вышеизложенного, суд находит, что осуществленный Службой расчет необходимой валовой выручки ООО "М." на 2020 год по вышеуказанным статьям расходов, оспариваемый административными истцами требованиям действующего законодательства не противоречит.
С учетом определенного Службой размера необходимой валовой выручки ООО "М." без учета оплаты потерь на 2020 год - 34 749,43 тыс. руб., на заседании правления Службы 26 ноября 2019 года были определены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО "Я." и ООО "М." в соответствии с календарной разбивкой на 2020 год - 1 полугодие: двухставочный тариф ставка за содержание электрических сетей 160 954,41 руб./МВт.мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) 126,82 руб./МВт.ч., одноставочный тариф 1,82970 руб./кВт.ч.; 2 полугодие: двухставочный тариф ставка за содержание электрических сетей 158 304,02 руб./МВт.мес, ставка на оплату технологического расхода (потерь) 133,47 руб./МВт.ч, одноставочный тариф 1,8363,5 руб./кВт.ч. (т. 1, л.д. 190-209).
В то же время указанный протокол содержит указание на необходимость обращения регулятора в Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России) с заявлением по превышению максимальных предельных уровней тарифов для прочих потребителей во втором полугодии 2020 года.
В силу пункта 6 статьи 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" орган регулирования субъекта Российской Федерации обязан установить цены (тарифы) на электрическую энергию в пределах минимального и (или) максимального уровня цен (тарифов) на розничных рынках, определенных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно положения пункта 7 статьи 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, осуществляемому в порядке, установленном правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, до принятия данного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, во исполнение указанного решения правления Службы от 26 ноября 2019 года и в соответствии с приказом ФСТ РФ от 7 декабря 2004 года N 236-э "Об утверждении Порядка согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов", действовавшим до 10 января 2020 года, Служба обратилась в ФАС России о согласовании проекта приказа Службы об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2 полугодие 2020 года в части ставок на содержание электрических сетей и одноставочных тарифов на уровнях, превышающих предельные максимальные уровни тарифов, определенные приказом ФАС России от 14 ноября 2019 года N 1508/19.
В целях сдерживания роста тарифов на передачу электроэнергии в 2020 году ФАС России согласовала для Калининградской области рост единых (котловых) одноставочных тарифов с 1 июля 2020 года в размере 109,9%, в том числе ставок на содержание сетей также на 109,9%, оформив данное решение приказом от 31 декабря 2019 года N 1786/19 (т. 8, л.д. 142-144). С учетом данного обстоятельства, оспариваемым административными истцами Приказом Службы от 30 декабря 2019 года N 154-01э/19 необходимая валовая выручка для ООО "М." (без учета оплаты потерь) определена на 2020 год в размере 30 426,16 тыс. руб.
Приказом Службы от 30 декабря 2019 года N 154-05э/19 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО "Я." и ООО "М.", в том числе на 2 полугодие: двухставочный тариф ставка за содержание электрических сетей 118 584,21 руб./МВт.мес, ставка на оплату технологического расхода (потерь) 133,47 руб./МВт.ч, одноставочный тариф 1,40908 руб./кВт.ч.
Суд принимает во внимание, что приказом ФАС России от 31 декабря 2019 года N 1786/19 не определен порядок его применения, в частности, порядок изменения установленной необходимой валовой выручки на 2020 год для обеспечения вышеуказанных параметров тарифов с 1 июля 2020 года.
Как следует из протокола Службы от 30 декабря 2019 года для исполнения решения ФАС России Служба пропорционально условным единицам электросетевого оборудования произвела вычет расходов из необходимой валовой выручки на 2020 год в общем объеме 189 111, 93 тыс. руб. у тех сетевых организаций, у которых рост необходимой валовой выручки на 2020 год составлял по расчету Службы более 3 процентов, в том числе у ООО "М." в размере 4 323,26 тыс. руб.
По мнению административного ответчика, примененная методика вычета расходов является наиболее целесообразной и отвечает интересам регулируемых организаций.
Вместе с тем, как установлено судом, указанная методика применена Службой не ко всем сетевым организациям. Расчет с учетом доли условных единиц электросетевого оборудования произведен без учета доли АО "Я." (размер доли в общей величине условных единиц - 82,20), для которого Службой установлена твердая сумма удержаний из необходимой валовой выручки в размере 135 980,94 тыс. руб., а подлежащая удержанию остальная сумма 56 495,80 тыс. (189 113,93 тыс. руб.-135 980,94 тыс. руб.) распределена между 6 регулируемыми организациями, в том числе ООО "М." пропорционально условным единицам электросетевого оборудования, что подтверждается представленными Службой письменными пояснениями в рамках рассмотрения Калининградским областным судом административного дела N 3а-182 (т. 11, л.д. 24-27).
Суд исходит из того, что как при принятии Службой Приказа от 30 декабря 2019 года N 154-01э/19, так и до момента разрешения настоящего административного дела судом Службой не определены порядок и сроки возмещения ООО "М." указанных расходов в размере 4 323,26 тыс. руб., не учтенных в котловой необходимой валовой выручке сетевых организаций на 2020 год.
Довод административного ответчика, на которого в силу пункта 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возложено бремя доказывания соответствия оспариваемых нормативных правовых актов актам, имеющим большую юридическую силу, о том, что Службой данный вопрос разрешен в протоколе заседания правления Службы от 30 декабря 2019 года противоречит материалам дела.
Согласно протоколу заседания правления Службы от 30 декабря 2019 года N 154/19 (т. 8, л.д. 145-171), затраты в общем размере 189,112 млн. руб., не учтенные в тарифном регулировании 2020 года, будут возмещены Службой сетевым организациям в последующих периодах регулирования (т. 8, л.д. 167). Таким образом, названное решение правления Службы не содержит указания на то, что указанные расходы будут возмещены сетевым организациям в течение данного долгосрочного периода регулирования - т.е. в отношении ООО "М." до 2024 года включительно, не определяет объем указанного возмещения на соответствующий год долгосрочного периода регулирования.
Довод административного ответчика о том, что на 2021 год в необходимой валовой выручке ООО "М." учтено возмещение вычета в размере 1 080,82 тыс. руб., судом оценивается критически, поскольку на 2021 год итоговая корректировка необходимой валовой выручки ООО "М." Службой еще определена, представленная административным ответчиком в качестве доказательства выписка из проекта экспертного заключения (т. 11, л.д. 23) не может предопределять итоговое решение Службы по данному вопросу.
Таким образом, доказательств того, что Службой определены порядок и сроки возмещения ООО "М." не учтенных в котловой необходимой валовой выручке сетевых организаций на 2020 год расходов в сумме 4 323,26 тыс. руб. в полном объеме административным ответчиком в материалы дела не представлено.
При таком положении указание в протоколе заседания правления Службы от 30 декабря 2019 года на возможность возмещения в следующем периоде регулирования расходов в общей сумме 189 112 тыс. руб., в том числе расходов ООО "М." в размере 4 323,26 тыс. руб., не учтенных в котловой необходимой валовой выручке сетевых организаций на 2020 год не свидетельствует о том, что Приказом Службы от 30 декабря 2019 года N 154-01э/19 в части установления на 2020 год необходимой валовой выручки ООО "М." в размере 30426,16 тыс. руб. не нарушены права и законные интересы ООО "М.".
При этом суд принимает во внимание, что согласно абзацу 11 пункта 7 Основ ценообразования учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. В этом случае распределение учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, осуществляется при расчете необходимой валовой выручки соответствующего годового периода регулирования с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
В то же время, действие указанных положений, установленных абзацем 11 пункта 7 Основ ценообразования не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Таким образом, в силу действующего законодательства, право на последующее возмещение не учтенных экономически обоснованных расходов в тот период регулирования, в котором понесены такие расходы, не является безусловным, не в полной мере зависит непосредственно от заинтересованной регулируемой организации.
Данное право поставлено в зависимость от доли необходимой валовой выручки соответствующей регулируемой организации за 3 последних периода в суммарной необходимой валовой выручке территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов, при условии дальнейшего осуществления регулируемых видов деятельности.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что вычет из необходимой валовой выручки ООО "М." в сумме 4 323,26 тыс. руб. не основан на законе, нарушает права и законные интересы административного истца. Примененный регулятором механизм вычета не предусмотрен действующим законодательством о тарифном регулировании, не применен единообразно для всех сетевых организаций. Подобное установление размера необходимой валовой выручки не отвечает закрепленным в статье 23 Федерального закона "Об электроэнергетике", разделе III Основ ценообразования принципам государственного регулирования цен тарифов в электроэнергетике, в частности, принципам обеспечения экономической обоснованности затрат, коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии и учета результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).
На основании пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах суд полагает административные исковые заявления ООО "М.", АО "Я." к Службе об оспаривании Приказа Службы от 30 декабря 2019 года N 154-01э/19 в части установления необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования ООО "М." подлежащими удовлетворению путем признания не действующей и не подлежащей применению строки 6 Приложения N 2 к Приказу Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 30 декабря 2019 года N 154-01э/19 в части установленной на 2020 год необходимой валовой выручки ООО "М." на 2020 год в размере 30426,16 тыс. руб.
Определяя момент, с которого указанные положения Приказа Службы от 30 декабря 2019 года N 154-01э/19 подлежат признанию не действующими и не подлежащими применению, суд с учетом ограниченного срока действия оспариваемого нормативного правового акта, находит, что указанные положения подлежат признанию не действующими и не подлежащими применению со дня принятия.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" в случае признания судом, недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс, с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Исходя из данных разъяснений, в целях устранения недостаточной правовой урегулированности публичных правоотношений суд полагает необходимым в соответствии с частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возложить на Службу обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, устанавливающий размер необходимой валовой выручки ООО "М." на 2020 год в экономически обоснованном размере.
При этом суд, с учетом вышеизложенного, иные заявленные ООО "М." и АО "Я." требования полагает не подлежащими удовлетворению.
Суд в настоящее время не усматривает достаточных правовых оснований для признания недействующим в и не подлежащим применению в оспариваемой административными истцами части Приказа Службы от 30 декабря 2019 года N 154-05э/19.
Суд учитывает, что на основании положений пункта 38 Основ ценообразования, тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, определяются регулирующими органами в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании долгосрочных параметров регулирования, в том числе базового уровня подконтрольных расходов, устанавливаемого регулирующими органами. В соответствии с пунктом 11 Методических указаний необходимая валовая выручка регулируемой организации при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями, определенная в соответствии методическими указаниями, принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при определении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а также индивидуальных тарифов для взаиморасчета между парой регулируемых организаций.
В данном случае Приказом Службы от 30 декабря 2019 года N 154-05э/19 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО "Я." и ООО "М." установлены на основе долгосрочных параметров регулирования, в том числе установленной на 2020 год необходимой валовой выручки ООО "М." в размере 30 426,16 тыс. руб.
Вместе с тем суд находит, что после исполнения настоящего решения суда о возложении на орган регулирования обязанности принять правовой акт об установлении необходимой валовой выручки ООО "М." на 2020 год в экономически обоснованном размере, замещающий строку 6 Приложения N 2 к Приказу Службы от 30 декабря 2019 года N 154-01э/19, у регулятора в силу приведенных норм законодательства о тарифном регулировании возникнет обязанность по приведению в соответствие с таким замещающим актом иных приказов, в том числе Приказа Службы от 30 декабря 2019 года N 154-05э/19 об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО "Я." и ООО "М." на 2020 год.
До вступления в законную силу настоящего решения суда в части удовлетворения заявленных требований и установления необходимой валовой выручки ООО "М." на 2020 год в ином размере относительно необходимой валовой выручки ООО "М.", установленной Приказом Службы от 30 декабря 2019 года N 154-01э/19, оспариваемые административными истцами индивидуальные тарифы не противоречат нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой, в частности, вышеприведенным положениям пункта 38 Основ ценообразования, пункта 11 Методических указаний.
В случае несоответствия в последующем расчета индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии размеру необходимой валовой выручки или базовому уровню подконтрольных расходов они могут являться предметом судебной проверки в установленном порядке (абзац 7 пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административные исковые заявления ООО "М.", АО "Я." к Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области удовлетворить частично.
Признать не действующей и не подлежащей применению со дня принятия строку 6 Приложения N 2 к приказу Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 30 декабря 2019 года N 154-01э/19 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования, необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций на 2020-2024 годы и признании утратившими силу отдельных приказов Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области" в части установленной необходимой валовой выручки ООО "М."на 2020 год в размере 30 426,16 тыс. руб.
Обязать Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, устанавливающий размер необходимой валовой выручки ООО "М." на 2020 год в экономически обоснованном размере.
В остальной части в удовлетворении требований ООО "М.", АО "Я." отказать.
Настоящее решение подлежит размещению в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда изготовлено 10 декабря 2020 года.
Судья Калининградского |
Г.В.К. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 30 ноября 2020 г. N 3а-94/2020
Текст решения опубликован не был