Решение Калининградского областного суда от 7 декабря 2020 г. N 3а-209/2020
Калининградский областной суд в составе: председательствующего судьи - С.А.А. с участием прокурора - М.Г.И. при секретаре - К.И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным искам И.Д.В., Ш.Ю.А., А.Э.И., О.В.В., К.В.А. к окружному совету депутатов муниципального образования "Гурьевский городской округ" об оспаривании генерального плана муниципального образования "Гурьевский городской округ", утвержденного решением Гурьевского окружного совета депутатов от 24 января 2019 года N 190, в части отнесения территории земельных участков с кадастровыми номерами N к функциональной зоне сельскохозяйственного использования, а также правил землепользования и застройки муниципального образования "Гурьевский городской округ", утвержденных решением Гурьевского окружного совета депутатов от 19 декабря 2019 года N 266, в части отнесения территории земельных участков с кадастровыми номерами N к территориальной зоне Сх-2 "Зона, занятая объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенная для ведения сельского хозяйства в составе земель сельскохозяйственного назначения", установил:
И.Д.В., Ш.Ю.А., А.Э.И., О.В.В., К.В.А. обратились в суд 10 августа 2020 года с указанными административными исковыми заявлениями, ссылаясь на то, что им принадлежат земельные участки в пос. Невское Гурьевского района Калининградской области из состава земель населенных пунктов, а именно:
- И.Д.В. с 25 сентября 2019 года - земельный участок с кадастровым номером N площадью 1000 кв. м, разрешенное использование - магазины, автомобильная промышленность, легкая промышленность, пищевая промышленность, деловое управление, для иных видов использования, характерных для населенных пунктов,
- А.Э.И. с 8 февраля 2019 года - земельный участок с кадастровым номером N площадью 941 кв. м, разрешенное использование - деловое управление, для объектов общественно-делового значения,
- Ш.Ю.А. с 6 октября 2018 года - земельные участки с кадастровым номером N площадью 2919 кв. м, разрешенное использование - деловое управление, для объектов общественно-делового значения, а также с кадастровым номером <КН N > площадью 810 кв. м, разрешенное использование - деловое управление, для иных видов использования, характерных для населенных пунктов,
- О.В.В. и К.В.А. с 4 октября 2019 года на праве общей долевой собственности (по ? доле) - земельный участок с кадастровым номером N площадью 2759 кв. м, разрешенное использование - деловое управление, для объектов общественно-делового значения.
На момент приобретения административными истцами перечисленных земельных участков территория этих участков была отнесена к функциональной зоне производственного использования и к территориальной зоне П1 "Производственная зона" в соответствии с действовавшими в тот период времени генеральным планом муниципального образования "Большеисаковское сельское поселение", утвержденным решением представительного органа муниципального образования от 27 декабря 2012 года N 136, и правилами землепользования и застройки муниципального образования "Большеисаковское сельское поселение", утвержденными решением представительного органа муниципального образования от 15 февраля 2013 года N 142.
Градостроительный регламент в составе правил землепользования и застройки муниципального образования "Большеисаковское сельское поселение" допускал строительство различных коммерческих объектов.
Однако действующим генеральным планом муниципального образования "Гурьевский городской округ", утвержденным решением Гурьевского окружного совета депутатов от 24 января 2019 года N 190, функциональная зона данной территории изменена с зоны производственного использования на функциональную зону сельскохозяйственного использования.
Кроме того, правилами землепользования и застройки муниципального образования "Гурьевский городской округ", утвержденными решением Гурьевского окружного совета депутатов от 19 декабря 2019 года N 266, территориальная зона указанной территории изменена с зоны П1 "Производственная зона" на зону Сх 2 "Зона, занятая объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенная для ведения сельского хозяйства из земель сельскохозяйственного назначения".
Такое изменение функциональной и территориальной зон, по мнению административных истцов, не соответствует положениям законодательства о градостроительной деятельности о необходимости учета фактического землепользования при разработке документов территориального планирования и градостроительного зонирования и препятствует застройке земельных участков.
Определением суда от 7 сентября 2020 года административные дела по административным искам И.Д.В., Ш.Ю.А., А.Э.И., О.В.В., К.В.А. объединены в одно производство.
Определением суда от 29 октября 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Агентство по архитектуре, градостроительству и перспективному развитию Калининградской области.
В судебном заседании представитель административных истцов - К.А.С. заявленные требования поддержал, изложив в их обоснование аналогичные доводы.
Представитель окружного совета депутатов и администрации муниципального образования "Гурьевский городской округ" в судебное заседание не явился, административный ответчик и заинтересованное лицо извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, каких-либо ходатайств не заявили.
Ранее представитель окружного совета депутатов и администрации муниципального образования направил суду письменные пояснения на административные исковые заявления, суть которых сводится к тому, что на момент разработки генерального плана муниципального образования "Гурьевский городской округ" были учтены внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельных участках, в том числе об их разрешенном использовании, а в последующем территориальная зона в составе правил землепользования и застройки установлена в соответствии с функциональной зоной, определенной генеральным планом городского округа.
Представитель заинтересованных лиц - Правительства Калининградской области и Агентства по архитектуре, градостроительству и перспективному развитию Калининградской области - Ж.И.Ю. полагала требования не подлежащими удовлетворению, поскольку при разработке генерального плана Гурьевского городского округа правомерно был учтен вид разрешенного использования земельных участков, внесенный на тот период времени в Единый государственный реестр недвижимости, а возможное несоответствие между определенной генеральным планом функциональной зоной и установленным правилами землепользования и застройки градостроительным регламентом применительно к спорной территории устранимо во внесудебном порядке путем подачи заинтересованными лицами в Агентство по архитектуре, градостроительству и перспективному развитию Калининградской области заявлений о внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования.
Заслушав пояснения представителя административных истцов, представителя Правительства Калининградской области и Агентства по архитектуре, градостроительству и перспективному развитию Калининградской области, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора о наличии оснований к частичному удовлетворению административных исковых требований, суд приходит к следующему.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктам 1, 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган городского округа принимает муниципальные правовые акты.
Законом Калининградской области от 29 мая 2013 года N 229 "Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, и организации местного самоуправления на объединенной территории" ранее входившие в состав Гурьевского муниципального района поселения, в том числе Большеисаковское сельское поселение, признаны утратившими статус муниципальных образований, территория поселений объединена без изменения границ общей территории Гурьевского муниципального района и городское поселение, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории Гурьевского муниципального района, наделено статусом городского округа (муниципальное образование "Гурьевский городской округ").
Решениями Гурьевского окружного совета депутатов от 24 января 2019 года N 190 и от 19 декабря 2019 года N 266 утверждены соответственно генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования "Гурьевский городской округ".
Названные муниципальные акты официально обнародованы путем размещения на официальном сайте администрации муниципального образования "Гурьевский городской округ" в виде графических и текстовых материалов, правила землепользования и застройки также официально опубликованы в издании "Наше время" (приложение "Официальный вестник" 27 декабря 2019 года), вступили в силу с даты опубликования и действуют до настоящего времени.
С 1 января 2017 года вступил в силу Закон Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19 "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области", которым полномочия по утверждению документов территориального планирования и правил землепользования и застройки муниципальных образований, внесению в них изменений, отнесены к компетенции Правительства Калининградской области, а принятие решения о разработке проектов соответствующих документов территориального планирования и градостроительного зонирования - к компетенции Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области.
Статьей 2 названного Закона области предусмотрены переходные положения, согласно которым документы территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований, разработка которых была начата до вступления в силу настоящего Закона, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.
Поскольку разработка и генерального плана, и правил землепользования и застройки муниципального образования "Гурьевский городской округ" была начата до 1 января 2017 года, соответствующие правовые акты приняты представительным органом городского округа.
Таким образом, оспариваемые в части генеральный план и правила землепользования и застройки городского округа приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, а также процедуры их официального опубликования, что административными истцами не оспаривается.
В соответствии с положениями статьи 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 ГрК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
К документам территориального планирования муниципального образования относятся генеральные планы городских округов (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Согласно статье 23 ГрК РФ генеральный план содержит, помимо иных сведений и документов, карту границ населенных пунктов, входящих в состав поселения или городского округа (пункт 3 части 3, пункт 2 части 5), карту функциональных зон поселения или городского округа, их границы и описание (пункт 4 части 3, пункт 3 части 5), параметры функциональных зон в составе положения о территориальном планировании (пункт 2 части 4).
Обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов, входящих в состав поселения или городского округа (часть 5.1 статьи 23 ГрК РФ).
Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат, в частности, перечень земельных участков, которые исключаются из границ населенных пунктов, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования (пункт части 7 статьи 23 ГрК РФ), а материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в частности, границы поселения, городского округа (пункт 1 части 8 статьи 23 ГрК РФ), границы существующих населенных пунктов (пункт 2 части 8 статьи 23 ГрК РФ.
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке (часть 15 статьи 24 ГрК РФ).
По настоящему делу административными истцами, которые оспаривают генеральный план городского округа в части отнесения территории принадлежащих истцам земельных участков к функциональной зоне сельскохозяйственного использования, не представлено доказательств нарушения их законных прав и законных интересов.
Делая такой вывод, суд исходит из того, что принципы обеспечения устойчивого развития территорий и учета сложившегося землепользования были соблюдены при принятии оспариваемого в части генерального плана.
Так, в ходе производства по делу установлено, что по договору купли-продажи от 17 декабря 2016 года Ш.Ю.А. приобрела у ООО "Р." земельный участок с кадастровым номером N площадью 9940 кв. м из состава земель населенных пунктов, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, а также земельный участок с кадастровым номером N площадью 9100 кв. м из состава земель населенных пунктов, разрешенное использование - для проектирования складов с административными помещениями, расположенные в пос. Невское Гурьевского района Калининградской области.
Право собственности Ш.Ю.А. на эти земельные участки зарегистрировано 26 декабря 2016 года.
28 декабря 2016 года Ш.Ю.А. как собственник двух указанных земельных участков приняла решение об их разделе на 5 самостоятельных участков с образованием, помимо иных, земельного участка с кадастровым номером N площадью 11129 кв. м, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, для проектирования складов (т. 2 л.д. 57-60).
Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N и кадастрового дела земельного участка с кадастровым номером N видно, что принадлежащие административным истцам земельные участки с кадастровыми номерами <КН N > образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером N площадью 11129 кв. м на семь земельных участков, включая пять спорных участков.
На кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами N поставлены 6 октября 2018 года и земельный участок с кадастровым номером N - 1 ноября 2018 года.
В силу пункта 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленный федеральными законами.
С учетом приведенной нормы закона разрешенным использованием земельных участков с кадастровыми номерами N являлось разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером N, то есть - для сельскохозяйственного использования, для проектирования складов.
Именно с таким разрешенным использованием были приобретены у Ш.Ю.А. административными истцами И.Д.В., А.Э.И., О.В.В. и К.В.А. земельные участки.
Судом были истребованы у Управления Росреестра по Калининградской области правоустанавливающие документы, на основании которых зарегистрировано право собственности административных истцов на перечисленные земельные участки.
Из полученных документов видно, что И.Д.В., О.В.В. и К.В.А. приобрели у Ш.Ю.А. по договорам купли-продажи соответственно от 16 сентября 2019 года и от 25 сентября 2019 года земельные участки с кадастровыми номерами N, а А.Э.И. - по соглашению об отступном от 25 октября 2018 года земельный участок с кадастровым номером N из состава земель населенных пунктов, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, для проектирования складов с административными помещениями.
Право собственности на упомянутые земельные участки зарегистрировано за И.Д.В. - 25 сентября 2019 года, О.В.В. и К.В.А. - 4 октября 2019 года, А.Э.И. - 8 февраля 2019 года.
Право собственности Ш.Ю.А. на земельные участки с кадастровыми номерами N производно от ее права собственности на исходный земельный участок с кадастровым номером N, зарегистрировано 6 октября 2018 года.
Таким образом, все принадлежащие административным истцам земельные участки из состава земель населенных пунктов были образованы до принятия в январе 2019 года генерального плана городского округа с установлением вида разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, для проектирования складов.
Из представленных Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области и Гурьевским окружным советом депутатов фрагментов карты функциональных зон Гурьевского городского округа в составе генерального плана городского округа следует, что каждый из спорных земельных участков отнесен действующим генеральным планом Гурьевского городского округа к зоне сельскохозяйственного использования, земельные участники не исключены из состава земель населенных пунктов.
Вопреки доводам административных истцов, установление соответствующего функционального зонирования в полной мере учитывает разрешенное использование земельных участков, сведения о котором внесены в ЕГРН на момент принятия 24 января 2019 года генерального плана городского округа, и не противоречит фактическому землепользованию при том, что правообладателями земельных участков разрешение на строительство не получено, на законных основаниях строительство не осуществлено, объекты капитального строительства в пределах земельных участков отсутствуют по данным кадастрового учета, земельные участки фактически не использовались для производственных целей при отсутствии к этому административных препятствий с учетом ранее установленного функционального зонирования "зона производственного использования".
По сведениям, представленным по запросу суда филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Калининградской области, кадастровый учет изменений земельных участков с кадастровыми номерами N в части изменения разрешенного использования с "для сельскохозяйственного производства, для проектирования складов" на "деловое управление" произведен соответственно 5 декабря 2019 года, 18 декабря 2019 года, 26 ноября 2019 года и 11 октября 2019 года на основании заявлений О.В.В., К.В.А. от 28 ноября 2019 года, А.Э.И. от 10 декабря 2019 года, Ш.Ю.А. от 20 ноября 2019 года и от 4 октября 2019 года.
Кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером N в части изменения разрешенного использования с "для сельскохозяйственного производства, для проектирования складов" на "магазины, автомобильная промышленность, легкая промышленность, пищевая промышленность, деловое управление" произведен 26 ноября 2019 года на основании заявления И.Д.В. от 19 ноября 2019 года (т. 1 л.д. 162-164).
Таким образом, на момент разработки проекта генерального плана городского округа и на дату его утверждения решением окружного совета депутатов от 24 января 2019 года право собственности на спорные земельные участки, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, проектирования складов - было зарегистрировано только за Ш.Ю.А., остальные истцы не являлись титульными правообладателями земельных участков, приобрели право собственности на участки в период действия генерального плана городского округа, положения которого административным истцам следовало учесть исходя из принципов добросовестности и осмотрительности участников гражданского оборота, а решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков были приняты по собственному усмотрению собственников земельных участков по прошествии значительно периода времени после вступления в законную силу генерального плана в нарушение функционального зонирования территории, установленного с учетом правоустанавливающих документов на землю и отсутствия фактов использования названных земельных участков для производственных целей.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что генеральный план городского округа в части установления функциональной зоны сельскохозяйственного использования в отношении территории земельных участков N (разрешенное использование которых на дату принятия генерального плана - для сельскохозяйственного производства, проектирования складов) с сохранением категории земель населенных пунктов не противоречит законодательству о градостроительной деятельности и не нарушает прав и законных интересов административных истцов.
С учетом изложенного административные исковые требования И.Д.В., А.Э.И., О.В.В., К.В.А., Ш.Ю.А. об оспаривании в части генерального плана муниципального образования "Гурьевский городской округ" не подлежат удовлетворению.
Разрешая требования административных истцов об оспаривании в части правил землепользования и застройки городского округа, суд приходит к следующему.
Градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
В силу части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Пунктами 2, 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом муниципального образования, а также сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана поселения, городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Из содержания пунктов 2, 5, 6, 7, 8 статьи 1, части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Эти требования закона применительно к рассматриваемой территории нарушены.
Как указано выше, генеральным планом муниципального образования "Гурьевский городской округ" упомянутые земельные участки отнесены к землям населенных пунктов, то есть категория земельных участков не изменена.
Согласно представленным Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию калининградской области, а также Гурьевским окружным советом депутатов фрагментам карты градостроительного зонирования в составе правил землепользования и застройки муниципального образования "Гурьевский городской округ", утвержденных решением представительного органа муниципального образования от 19 декабря 2019 года N 266, территория земельных участков отнесена к территориальной зоне Сх 2 "зона, занятая объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенная для ведения сельского хозяйства из земель сельскохозяйственного назначения".
Как справедливо обращают внимание административный ответчик и заинтересованные лица, в силу пункта 1 статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в частности, к территориальной зоне сельскохозяйственного использования.
В отличие от земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов, статьями 77 ЗК РФ определяется понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения, то есть земель иной категории.
В соответствии с градостроительным регламентом в составе правил землепользования и застройки муниципального образования "Гурьевский городской округ" территориальная зона Сх 2 определена как зона, занятая объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенная для ведения сельского хозяйства из земель сельскохозяйственного назначения (пункт 265), перечень основных видов использования земельных участков в зоне Сх 2 допускает в основном ведение видов деятельности согласно кодам 1.9-1.20 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков (то есть сельскохозяйственное использование) (таблица 57), перечни условно разрешенных и вспомогательных видов разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков в территориальной зоне Сх 2 не устанавливаются, минимальный размер образуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения составляет 1,0 га (пункт 269), что соответствует положениям федерального и регионального законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, правилами землепользования и застройки земельные участки, принадлежащие истцам, отнесены к территориальной зоне Сх 2, градостроительный регламент которой характерен не для земельных участков из состава земель населенных пунктов, а для земельных участков иной категории - земель сельскохозяйственного назначения.
Такое несоответствие между установленным градостроительным регламентом и категорией упомянутых земельных участков, фактически определенной генеральным планом городского округа, не исключившим данные земельные участки из границ населенного пункта - пос. Невское Гурьевского района, свидетельствует о нарушении принципа первичности генерального плана и, как следствие, - о неправомерном установлении территориального зонирования применительно к рассматриваемой территории.
Доводы представителя Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области о возможности преодоления подобного несоответствия путем подачи заинтересованными лицами во внесудебном порядке заявлений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов сами по себе не свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения требований об оспаривании в части правил землепользования и застройки.
Так, в силу части 2 статьи 33 ГрК РФ основаниями для рассмотрения вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки, в частности, являются:
1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа, возникшее в результате внесения в генеральный план изменений;
2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Из этих положений закона следует, что во внесудебном порядке правила землепользования и застройки могут быть приведены в соответствие с генеральным планом в случае внесения изменений в генеральный план городского округа либо в случае поступления уполномоченному органу обоснованных предложений об изменении границ территориальных зон или градостроительного регламента.
По настоящему делу несоответствие между генеральным планом городского округа и правилами землепользования и застройки возникло не вследствие каких-либо изменений в генеральный план городского округа (которые применительно к спорной территории не вносились), а ввиду несоблюдения вышеприведенных норм закона органами местного самоуправления.
Такая ошибка в применении норм материального права может быть исправлена решением суда.
Кроме того, суд обращает внимание и на то обстоятельство, что выбор способа защиты права относится к исключительной компетенции административного истца (ст. 4, ч.ч. 1, 2 ст. 46 КАС РФ), а суд не вправе отказать в удовлетворении требований об оспаривании нормативного правового акта по мотиву наличия альтернативных способов восстановления права (ч. 2 ст. 215 КАС РФ).
Напротив, в силу прямого указания закона - п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ - суд выносит решение об удовлетворении требований об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
При таких обстоятельствах требования административных истцов об оспаривании правил землепользования и застройки муниципального образования "Гурьевский городской округ", утвержденных решением Гурьевского окружного совета депутатов от 19 декабря 2019 года N 266, в части отнесения территории земельных участков с кадастровыми номерами N к территориальной зоне Сх-2 подлежат удовлетворению.
Определяя дату, с которой решение окружного совета депутатов от 19 декабря 2019 года N 266 в оспариваемой части не подлежит применению, суд полагает его не действующим и не подлежащим применению с момента принятия, учитывая несоответствие закону и генеральному плану городского округа.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
Административные иски И.Д.В., Ш.Ю.А., А.Э.И., О.В.В., К.В.А. удовлетворить частично.
Признать не действующими и не подлежащими применению со дня вступления настоящего решения в законную силу правила землепользования и застройки муниципального образования "Гурьевский городской округ", утвержденные решением Гурьевского окружного совета депутатов от 19 декабря 2019 года N 266, в части отнесения территории земельных участков с кадастровыми номерами N к территориальной зоне Сх-2 "Зона, занятая объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенная для ведения сельского хозяйства в составе земель сельскохозяйственного назначения".
В удовлетворении требований об оспаривании генерального плана муниципального образования "Гурьевский городской округ", утвержденного решением Гурьевского окружного совета депутатов от 24 января 2019 года N 190, в части отнесения территории земельных участков с кадастровыми номерами N к функциональной зоне сельскохозяйственного использования - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 21 декабря 2020 года.
Судья Калининградского |
А.А.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 7 декабря 2020 г. N 3а-209/2020
Текст решения опубликован не был