В целях развития потребительской кооперации в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития потребительской кооперации в Республике Татарстан на 2021-2025 годы.
2. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан с участием некоммерческой организации "Союз организаций потребительской кооперации Республики Татарстан" до 1 марта 2021 года разработать и внести в Кабинет Министров Республики Татарстан для утверждения план мероприятий по реализации Концепции, утвержденной настоящим постановлением.
3. Признать утратившими силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан:
от 29.11.2011 N 970 "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Концепции развития потребительской кооперации в Республике Татарстан на 2011-2015 годы";
от 08.04.2016 N 206 "Об утверждении Концепции развития потребительской кооперации в Республике Татарстан на 2016-2020 годы";
от 15.02.2017 N 86 "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Концепции развития потребительской кооперации в Республике Татарстан на 2017-2020 годы".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан.
Премьер-министр |
А.В. Песошин |
Концепция
развития потребительской кооперации в Республике Татарстан на 2021-2025 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 6 февраля 2021 г. N 60)
I. Общие положения
1.1. В Концепции развития потребительской кооперации в Республике Татарстан на 2021-2025 годы (далее - Концепция) сформулированы основные направления, цели и задачи развития всех видов деятельности организаций потребительской кооперации в Республике Татарстан, содержание проблем и пути их решения, а также механизм реализации Концепции.
1.2. По своим целям и задачам Концепция интегрирована со Стратегией социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, утвержденной Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года".
1.3. Под потребительской кооперацией в настоящей Концепции понимается система потребительских обществ и их союзов, иных организаций потребительской кооперации, создаваемых и действующих в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-I "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" и с Гражданским кодексом Российской Федерации.
1.4. Потребительская кооперация в Республике Татарстан является системой потребительских обществ и их союзов, иных организаций потребительской кооперации, осуществляющих заготовительную, производственную и торговую деятельность и предоставляющих различные виды услуг жителям сельских населенных пунктов.
1.5. Реализация Концепции должна обеспечить повышение роли организаций потребительской кооперации в развитии заготовительной, производственной и торговой деятельности в сельских населенных пунктах Республики Татарстан, а также способствовать повышению трудовой занятости жителей сельских населенных пунктов Республики Татарстан.
II. Цели и задачи развития потребительской кооперации в Республике Татарстан
2.1. Основными целями развития потребительской кооперации в Республике Татарстан являются увеличение объемов заготовок, производства и реализации сельскохозяйственной продукции и сырья, а также повышение качества жизни жителей в сельских населенных пунктах.
2.2. Основные задачи, на решение которых направлена Концепция:
увеличение совокупного объема услуг, оказываемых жителям сельских населенных пунктов, в том числе по заготовительной, производственной и торговой деятельности;
увеличение сети приемозаготовительных пунктов и увеличение объемов заготовки и переработки сельскохозяйственной продукции и сырья;
увеличение объемов производства и реализации собственной продукции;
обеспечение максимальной загрузки производственных мощностей;
увеличение объемов розничного товарооборота, бытовых услуг, оказываемых жителям сельских населенных пунктов;
повышение деловой активности работников организаций потребительской кооперации;
создание системы информационного обеспечения организаций потребительской кооперации;
цифровизация организаций потребительской кооперации;
повышение финансовой устойчивости организаций потребительской кооперации;
повышение кадрового потенциала и уровня профессионального образования работников организаций потребительской кооперации.
III. Содержание проблем и пути их решения
3.1. Дальнейшее развитие потребительской кооперации и ее конкурентоспособность во многом предопределяются участием пайщиков в деятельности потребительских обществ и их союзов. Активизировать участие пайщиков во всех видах деятельности организаций потребительской кооперации предполагается, прежде всего, путем максимального вовлечения жителей сельских населенных пунктов в деятельность по заготовке сельскохозяйственной продукции и сырья, производство потребительских товаров, организацию общественного питания, а также через их участие в деятельности органов управления некоммерческой организации "Союз организаций потребительской кооперации Республики Татарстан" (Совет, Правление, ревизионная комиссия). Предусматривается усиление роли Совета и Правления в принятии решений по основным направлениям развития потребительской кооперации в Республике Татарстан.
3.2. Основным предназначением торговой деятельности организаций потребительской кооперации является обеспечение жителей сельских населенных пунктов потребительскими товарами (прежде всего, товарами первой необходимости).
Основными проблемами в торговой деятельности организаций потребительской кооперации остаются:
высокие издержки на содержание магазинов, расположенных в сельских населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек;
расположение магазинов на значительном удалении от мест оптовых закупок товаров (в том числе распределительных центров);
недостаток кадров, отвечающих современным профессиональным компетенциям.
Приоритетами в развитии торговой деятельности организаций потребительской кооперации должны стать:
создание фирменного бренда для товаров, производимых в организациях потребительской кооперации;
создание логистической системы обеспечения товарными запасами организаций потребительской кооперации;
создание организациями потребительской кооперации собственных интернет-магазинов, осуществление продажи товаров, производимых организациями потребительской кооперации, на электронных торговых площадках в Республике Татарстан;
продолжение строительства пунктов комплексного обслуживания населения;
расширение товарного ассортимента, в том числе за счет продукции собственного производства;
сохранение и развитие выездной торговли (автолавок) по доставке товаров первой необходимости жителям сельских населенных пунктов;
расширение участия в ярмарочных мероприятиях, организуемых в Республике Татарстан.
3.3. Главная задача в развитии заготовительной деятельности организаций потребительской кооперации - наращивание объемов закупок сельскохозяйственной продукции и сырья у личных подсобных хозяйств (далее - ЛПХ), а также создание условий для вовлечения жителей сельских населенных пунктов в деятельность по заготовке сельскохозяйственной продукции и сырья.
Основными проблемами, препятствующими развитию заготовительной деятельности организаций потребительской кооперации, являются:
отсутствие единой системы сбыта сельскохозяйственной продукции и сырья, закупленных у ЛПХ;
недостаточность оборотных средств для развития материально-технической базы для закупок и хранения сельскохозяйственной продукции и сырья;
неоднородность качества сельскохозяйственной продукции и сырья, закупленных у ЛПХ.
Приоритетами в развитии заготовительной деятельности организаций потребительской кооперации являются:
модернизация материально-технической базы по заготовке и хранению сельскохозяйственной продукции: восстановление имеющихся, строительство новых овощекартофелехранилищ;
увеличение объемов сельскохозяйственной продукции и сырья, закупаемых у ЛПХ;
увеличение объемов переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и дикорастущего сырья;
вовлечение экономически активного, незанятого населения в деятельность по сбору дикорастущего сырья;
использование средств массовой информации (радио, пресса, телевидение, сеть "Интернет") для информирования населения о проводимой организациями потребительской кооперации работе по закупке сельскохозяйственной продукции и сырья, предъявляемых требованиях к их качеству и т.д.
3.4. Развитие производственной деятельности организаций потребительской кооперации предусматривается по следующим направлениям:
повышение инвестиционной привлекательности производственных предприятий;
интеграция производственной деятельности с заготовительной и торговой деятельностью;
обеспечение загрузки имеющихся производственных мощностей до уровня не ниже 80 процентов;
внедрение систем менеджмента качества и безопасности, в том числе основанных на принципах НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Points) при производстве пищевой продукции.
3.5. Основными направлениями развития общественного питания в организациях потребительской кооперации должны стать:
совершенствование деятельности предприятий общественного питания в соответствии с потребительским спросом, в том числе реализация товаров и услуг через интернет-магазины;
открытие локаций (мест/объектов), ориентированных на различные типы потребительских предпочтений (национальная кухня, молодежный досуг, специальное питание);
производство кулинарной продукции и создание сети магазинов "Кулинария", мини-пекарен, кондитерских цехов;
оказание услуг по организации питания в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях в сельских населенных пунктах.
3.6. Бытовое обслуживание сельского населения остается востребованным видом деятельности организаций потребительской кооперации. Его совершенствование будет проходить по следующим направлениям:
развитие сети комплексных приемных пунктов, стационарных предприятий с учетом их востребованности;
организация выездного бытового обслуживания в сельских населенных пунктах, а также прием заказов и оказание бытовых услуг на дому заказчика, через интернет-магазины;
организация сезонного обслуживания населения (в летний период в дачных товариществах, в период проведения весенне-летних полевых работ и уборки урожая);
активное участие в организации торгового обслуживания социально незащищенных групп населения, в том числе ветеранов, инвалидов.
3.7. Повышение финансовой устойчивости организаций потребительской кооперации будет обеспечено за счет:
использования организациями потребительской кооперации современных подходов при планировании финансовой, а также налоговой и инвестиционной политики;
роста рентабельности по всем видам деятельности организаций потребительской кооперации;
использования собственных финансовых ресурсов (средств организаций потребительской кооперации, а также займов и инвестиций);
предоставления мер государственной поддержки организациям потребительской кооперации.
3.8. Качественное кадровое обеспечение деятельности организаций потребительской кооперации остается важным ресурсом их устойчивого развития.
Приоритетами в повышении кадрового потенциала в организациях потребительской кооперации являются:
создание системы поощрения работников в зависимости от результатов их трудовой деятельности;
пресечение коррупции;
предоставление мер социальной поддержки и обеспечение жильем;
привлечение молодых работников, в том числе пайщиков, к решению актуальных проблем в заготовительной, производственной и торговой деятельности;
подготовка кадров, а также их переподготовка и повышение квалификации; формирование заказа на подготовку специалистов в профессиональных образовательных организациях и организациях высшего образования в Республике Татарстан, в том числе во взаимодействии с Центральным союзом потребительских обществ Российской Федерации.
IV. Механизм реализации Концепции
В целях реализации Концепции планируется проведение мероприятий в части:
сохранения в Республике Татарстан системы потребительских обществ и их союзов, иных организаций потребительской кооперации;
создания в сельских населенных пунктах Республики Татарстан организаций потребительской кооперации по оказанию жителям сельских населенных пунктов услуг по закупке, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции и сырья;
продолжения строительства пунктов комплексного обслуживания населения в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют стационарные торговые объекты;
организации продаж сельскохозяйственной продукции и товаров потребительского назначения на розничных рынках в городах и муниципальных районах Республики Татарстан;
оказания мер государственной поддержки организациям потребительской кооперации Республики Татарстан, осуществляемых в рамках реализации Государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013-2025 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.04.2013 N 235 "Об утверждении Государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013-2025 годы";
возмещения части затрат на горюче-смазочные материалы по доставке товаров первой необходимости в сельские населенные пункты далее 11 километров от районных центров Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработана концепция развития потребительской кооперации в Республике Татарстан на 2021-2025 годы.
В концепции сформулированы основные направления, цели и задачи развития всех видов деятельности организаций потребительской кооперации, содержание проблем и пути их решения, а также механизм реализации концепции.
Под потребительской кооперацией понимается система потребительских обществ и их союзов, иных организаций потребительской кооперации.
Потребительская кооперация в республике является системой потребительских обществ и их союзов, иных организаций потребительской кооперации, осуществляющих заготовительную, производственную и торговую деятельность и предоставляющих различные виды услуг жителям сельских населенных пунктов.
Основными целями развития потребительской кооперации являются увеличение объемов заготовок, производства и реализации сельскохозяйственной продукции и сырья, а также повышение качества жизни жителей в сельских населенных пунктах.
Реализация концепции должна обеспечить повышение роли организаций потребительской кооперации в развитии заготовительной, производственной и торговой деятельности в сельских населенных пунктах республики, а также способствовать повышению трудовой занятости жителей сельских населенных пунктов.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 6 февраля 2021 г. N 60 "Об утверждении Концепции развития потребительской кооперации в Республике Татарстан на 2021-2025 годы"
Вступает в силу с 8 февраля 2021 г.
Текст постановления опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 8 февраля 2021 г., в журнале "Собрание законодательства Республики Татарстан", N 13, 16 февраля 2021 г.