Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение N 2. Порядок применения Рабочего плана счетов централизованного бухгалтерского учета

Приложение N 2 к приказу
Федерального казначейства
от 17 декабря 2020 г. N 41н

 

Порядок применения Рабочего плана счетов централизованного бухгалтерского учета

ГАРАНТ:

См. Правила формирования номера счета бухгалтерского учета, а также порядок внесения изменений в Рабочий план счетов централизованного бухгалтерского учета в рамках единой учетной политики при централизации учета, утвержденные приказом Казначейства России от 7 мая 2024 г. N 2Н

I. Общие положения

 

1. Рабочий план счетов централизованного бухгалтерского учета разработан на основании абзаца второго подпункта "д" пункта 3 Общих требований к передаче Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования полномочий соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1890 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 1, ст. 78), абзаца первого пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2020 г. N 153 "О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений" в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. N 1817 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2020 г. N 153", с учетом требований федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный N 46517), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 10 июня 2019 г. N 94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 июля 2019 г., регистрационный N 55140), от 30 июня 2020 г. N 130н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 сентября 2020 г., регистрационный N 59804) (далее - Приказ N 256н), на основании Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2010 г., регистрационный N 19452) (далее - Инструкция N 157н), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 12 октября 2012 г. N 134н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 декабря 2012 г., регистрационный N 26060), от 29 августа 2014 г. N 89н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 октября 2014 г., регистрационный N 34361), от 6 августа 2015 г. N 124н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 августа 2015 г., регистрационный N 38719), от 1 марта 2016 г. N 16н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 марта 2016 г., регистрационный N 41570), от 16 ноября 2016 г. N 209н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный N 44741), от 27 сентября 2017 г. N 148н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 октября 2017 г., регистрационный N 48573), от 31 марта 2018 г. N 64н (зарегистрирован Министерством Российской Федерации 26 апреля 2018 г., регистрационный N 50910), от 28 декабря 2018 г. N 298н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2019 г., регистрационный N 53597), от 14 сентября 2020 г. N 198н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 октября 2020 г., регистрационный N 60238), Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. N 162н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 января 2011 г., регистрационный N 19593) (далее - Инструкция N 162н), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. N 174н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 февраля 2013 г., регистрационный N 27282), от 17 августа 2015 г. N 127н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 сентября 2015 г., регистрационный N 38808), от 30 ноября 2015 г. N 184н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 2016 г., регистрационный N 40589), от 16 ноября 2016 г. N 209н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный N 44741), от 31 октября 2017 г. N 172н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 ноября 2017 г., регистрационный N 48998), от 31 марта 2018 г. N 65н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2018 г., регистрационный N 50911), от 28 декабря 2018 г. N 297н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2019 г., регистрационный N 53598), Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. N 209н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 февраля 2018 г., регистрационный N 50003) с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 30 ноября 2018 г. N 246н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2018 г., регистрационный N 53186), от 13 мая 2019 г. N 69н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 июля 2019 г., регистрационный N 55372), Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июня 2019 г. N 85н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 июля 2019 г., регистрационный N 55171) с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 17 сентября 2019 г. N 148н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 октября 2019 г., регистрационный N 56231), от 29 ноября 2019 г. N 206н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 января 2020 г., регистрационный N 57388), от 10 марта 2020 г. N 37н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 апреля 2020 г., регистрационный N 58044), от 12 мая 2020 г. N 86н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июня 2020 г., регистрационный N 58742), от 8 июня 2020 г. N 98н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 сентября 2020 г., регистрационный N 60018), от 28 сентября 2020 г. N 215н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 октября 2020 г., регистрационный N 60664), иных федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов, единой методологии бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

2. Настоящий Порядок применения Рабочего плана счетов централизованного бухгалтерского учета (далее - Порядок) устанавливает правила формирования номеров счетов бухгалтерского учета (кодов счетов бухгалтерского учета - синтетического и аналитического учета), включенных в Рабочий план счетов централизованного бухгалтерского учета, применяемых для ведения бюджетного учета субъектов централизованного учета (далее - правила формирования номера счета бухгалтерского учета при централизации), а также правила внесения в Рабочий план счетов централизованного бухгалтерского учета изменений, в том числе исключения (дополнения) из Рабочего плана счетов централизованного бухгалтерского учета номеров счетов бухгалтерского учета (кодов счетов бухгалтерского учета - синтетического и аналитического учета), в случае изменений нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо в случае поступления предложений от субъектов централизованного учета* по формированию аналитической информации по данным бухгалтерского учета (далее - Ведение Рабочего плана счетов централизованного бухгалтерского учета).

3. Настоящий Порядок применяется при реализации уполномоченным органом*, уполномоченными организациями* централизуемых полномочий* субъектов централизованного учета*.

 

II. Правила формирования номера счета бухгалтерского учета при централизации

 

4. Формирование номеров счетов бухгалтерского учета (кодов счетов бухгалтерского учета - синтетического и аналитического учета), включенных в Рабочий план счетов централизованного бухгалтерского учета, и применяемых для ведения бюджетного учета субъектов централизованного учета, осуществляется с учетом положений Инструкции N 157н и Инструкции N 162н с отражением следующих кодов бюджетной классификации:

код классификации расходов бюджета (КРБ) - с 4 по 20 разряды кодов расходов федерального бюджета: код раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов, по которым соответствующему субъекту централизованного учета предусмотрены бюджетные ассигнования (лимиты бюджетных обязательств) на соответствующий финансовый год и годы планового периода;

код классификации доходов бюджета (КДБ) - с 4 по 20 разряды кодов доходов бюджета: код вида, подвида доходов бюджета, по которым соответствующий субъект централизованного учета осуществляет полномочия администратора доходов (главного администратора) доходов бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

код классификации источников финансирования дефицита бюджета (КИФ) - с 4 по 20 разряды кодов источников финансирования дефицита бюджета: код группы, подгруппы, статьи и вида источников финансирования дефицита бюджета, по которым соответствующий субъект централизованного учета осуществляет полномочия администратора (главного администратора) источников финансирования дефицита бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

5. Формирование номеров счетов Рабочего плана счетов централизованного бухгалтерского учета, применяемых на очередной финансовый год, осуществляется с учетом действующих кодов бюджетной классификации Российской Федерации. При этом перенос показателей на очередной финансовый год осуществляется с учетом измененных кодов бюджетной классификации расходов, доходов, источников финансирования дефицита бюджета на очередной финансовый год согласно утвержденным таблицам соответствия.

6. Номер забалансового счета Рабочего плана счетов централизованного бухгалтерского учета, содержащий код синтетического забалансового счета, состоит из двух либо трех разрядов.

7. Детализация аналитического учета на забалансовых счетах определена Рабочим планом счетов централизованного бухгалтерского учета с учетом следующих положений.

 

Счет 21 "Основные средства в эксплуатации"

 

8. Аналитический учет по счету 21 "Основные средства в эксплуатации" ведется в разрезе объектов имущества, ответственных лиц (далее - ОЛ), местонахождений объектов (адресов).

 

Счет 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению"

 

9. Аналитический учет по счету 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению" ведется в разрезе контрагентов (учреждений - грузоотправителей), объектов имущества, правовых оснований.

 

Счет 29 "Предоставленные субсидии на приобретение жилья"

 

10. Для забалансового счета 29 "Предоставленные субсидии на приобретение жилья" определены правила принятия к учету и выбытия сумм единовременных субсидий, предоставленных государственным гражданским служащим на приобретение жилого помещения, а также аналитический учет по данному счету.

Счет 29 "Предоставленные субсидии на приобретение жилья" применяется для учета единовременных субсидий, предоставленных федеральным государственным гражданским служащим на приобретение жилого помещения.

Принятие к учету сумм единовременных субсидий, предоставленных федеральным государственным гражданским служащим на приобретение жилого помещения, осуществляется на основании первичного учетного документа по выделенной сумме.

Выбытие с забалансового учета единовременных субсидий, предоставленных федеральным государственным гражданским служащим на приобретение жилого помещения, производится на основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости (в случае частичного возврата кредита, за счет которого было приобретено жилое помещение - на основании документов банка (кредитной организации), содержащих информацию о досрочном возврате части кредита, произведенном с использованием средств единовременной субсидии) по стоимости, по которой объекты были ранее приняты к забалансовому учету, а также в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 43 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 321; 2015, N 14, ст. 2008) - в случае исключения гражданского служащего из реестра гражданских служащих в связи с его смертью (гибелью), признанием безвестно отсутствующим или объявленным умершим.

Аналитический учет по счету ведется в разрезе сотрудников, решений о предоставлении субсидий.

 

Счет 45 "Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда"

 

11. Аналитический учет по счету 45 "Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда" ведется в разрезе объектов строительного подряда, местонахождения (адресов), контрагентов, правовых оснований.

 

Счет 130 "Имущество, переданное уполномоченному органу (Росимущество) для распоряжения"

 

12. В соответствии с пунктом 332 раздела VII Инструкции N 157н Рабочим планом счетов централизованного бухгалтерского учета в целях формирования единой учетной политики при централизации учета, а также для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета и внутреннего контроля за сохранностью имущества, полученного в распоряжение, введен дополнительный забалансовый счет 130 "Имущество, переданное уполномоченному органу (Росимущество) для распоряжения", определены правила принятия к учету и выбытия такого имущества, а также аналитический учет по данному забалансовому счету.

Введенный дополнительный забалансовый счет имеет уникальный номер, который не может быть применен после его исключения из Рабочего плана счетов централизованного бухгалтерского учета к другим забалансовым счетам в течение пяти лет после его исключения.

13. Имущество, переданное уполномоченному органу (Росимущество) для дальнейшего распоряжения, учитывается на забалансовом счете 130 "Имущество, переданное уполномоченному органу (Росимущество) для распоряжения", по соответствующим группам:

- арестованное имущество - учитывается фактически принятое арестованное имущество, переданное уполномоченному органу (Росимущество) для распоряжения;

- вещественные доказательства и иное изъятое имущество в рамках уголовных дел - учитываются вещественные доказательства и иное изъятое имущество, переданное уполномоченному органу (Росимущество) для распоряжения в том числе согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23 августа 2012 г. N 848 "О порядке реализации или уничтожения предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 36, ст. 4900; 2017, N 37, ст. 5528);

- вещественные доказательства и иное изъятое имущество в рамках дел по административным правонарушениям - учитываются вещественные доказательства и иное изъятое имущество, переданное уполномоченному органу (Росимущество) для распоряжения в том числе согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2003 г. N 694 "Об утверждении Положения о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 47, ст. 4545);

- задержанные и изъятые таможенными органами товары - учитываются задержанные и изъятые таможенными органами товары, переданные уполномоченному органу (Росимущество) для распоряжения;

- высвобождаемое военное имущество - учитывается высвобождаемое военное имущество, в отношении которого принято решение о реализации.

Имущество, переданное уполномоченному органу (Росимущество) для дальнейшего распоряжения, учитывается на забалансовом счете на основании акта (акта приема-передачи, иного документа, подтверждающего получение имущества и (или) права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной, а в случае ее отсутствия - в условной оценке 1 объект 1 рубль.

Переоценка объектов осуществляется на основании отчета об оценке рыночной стоимости объекта и (или) иных документов.

Внутренние перемещения объектов имущества отражаются на основании оправдательных первичных документов путем изменения ответственного лица и (или) места хранения.

Выбытие объектов с забалансового учета отражается на основании акта (акта приема-передачи, акта об уничтожении, акта о переработке (утилизации)).

Аналитический учет ведется в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ОКУД 0504041) в разрезе объектов имущества, местонахождений объектов (адресов, мест хранений), идентификационных номеров, ОЛ.

 

III. Ведение Рабочего плана счетов централизованного бухгалтерского учета

 

14. Изменения в Рабочий план счетов централизованного бухгалтерского учета в рамках централизуемых полномочий вносятся уполномоченным органом в случае изменений нормативных правовых актов, регулирующих ведение бюджетного учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо поступления предложений от субъектов централизованного учета по формированию аналитической информации по данным бухгалтерского учета.

Предложения по внесению изменений в Рабочий план счетов централизованного бухгалтерского учета от субъектов централизованного учета распространяются на изменения (в том числе включения, исключения) аналитической информации в Рабочем плане счетов централизованного бухгалтерского учета, в том числе в части установления (исключения):

дополнительных аналитических кодов видов синтетического счета объекта учета;

дополнительных аналитических данных об объекте учета;

дополнительной детализации статей (подстатей) КОСГУ;

дополнительных забалансовых счетов, кодов групп забалансовых счетов, кодов аналитического учета групп забалансовых счетов.

В случае поступления предложений по внесению изменений в Рабочий план счетов централизованного бухгалтерского учета в целях формирования единой учетной политики при централизации учета от субъектов централизованного учета, уполномоченный орган в течение 30 рабочих дней от даты поступления предложений принимает решение о внесении соответствующего изменения (включения, исключения) аналитической информации в Рабочий план счетов централизованного бухгалтерского учета, либо подготавливает мотивированное заключение о нецелесообразности представленных предложений по изменению (включению, исключению) аналитической информации в Рабочий план счетов централизованного бухгалтерского учета в виду их несоответствия принципам концептуальных основ бухгалтерского учета, утвержденным Приказом N 256н, в части отсутствия прогностической ценности для финансовой оценки будущих периодов, либо подтверждающей ценности для подтверждения или корректировки ранее сделанных выводов, либо в виду превышения затрат на представление информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности над ее полезностью и преимуществами от ее использования. Уполномоченным органом в период рассмотрения предложений по внесению изменений в Рабочий план счетов централизованного бухгалтерского учета может быть запрошена дополнительная информация у субъекта централизованного учета.

Аналитическая информация, формируемая с применением Рабочего плана счетов централизованного бухгалтерского учета с учетом внесенных изменений, представляется при раскрытии информации по всем субъектам централизованного учета.

 

------------------------------

* - термины используются в значениях, определенных в Общих требованиях к передаче Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования полномочий соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1890 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 1, ст. 78).