"Налоговый контроль в сфере
внешнеэкономической деятельности станет более эффективным"
(интервью с И.В. Золотаревой, заместителем руководителя Управления
международного сотрудничества и обмена информацией МНС России)
Налоговые инспекторы России могут получить право участвовать в проверках деятельности организаций за рубежом. Об этом говорится в проекте Конвенции стран - участниц СНГ "О взаимной административной помощи в налоговых вопросах". Как рассказала в интервью нашему журналу заместитель руководителя Управления международного сотрудничества и обмена информацией МНС России Ирина Владимировна Золотарева, это далеко не единственное изменение, которое планируется внести в международную контрольную работу налоговых органов.
Ирина Владимировна, прежде чем поговорить о планах, хотелось бы, чтобы вы рассказали о том, как сегодня складывается и в чем заключается сотрудничество российских и зарубежных налоговых органов.
Мы сотрудничаем практически со всеми ведущими государствами мира в целях осуществления налогового контроля. Налоговый контроль в странах дальнего зарубежья, как и в странах СНГ, осуществляется в основном через запросы. Практически со всеми ведущими государствами у нас заключены Соглашения об избежании двойного налогообложения, где четко прописаны правила обмена информацией.
Особенно эффективно мы работаем с Великобританией, Францией и другими странами Европейского Союза, а также с США. В скором времени мы планируем наладить обмен информацией с государствами Латинской Америки и Прибалтики.
Что же касается стран СНГ, то наиболее активно идет обмен информацией с Белоруссией, Украиной и Казахстаном, так как именно с этими странами торгово-экономическое сотрудничество развивается наиболее высокими темпами.
Если говорить языком цифр, то по сравнению с 2002 годом число запросов, поступающих и исходящих из стран дальнего зарубежья, значительно возросло. Так, в 2002 году было обработано более 2 тысяч документов, а в 2003-м - уже более 5 тысяч. За первые полтора месяца 2004 года поступило порядка полутора тысяч документов.
Интересно, откуда поступает большая часть запросов?
Наибольшее количество запросов поступает из стран ближнего зарубежья (Белоруссия, Украина). Если говорить о странах дальнего зарубежья - это Германия, Италия.
Какую информацию обычно запрашивают российские и иностранные налоговые службы?
Девять из десяти запросов, поступающих из российских налоговых инспекций, касаются подтверждения факта реальности экспортной сделки. В последнее время участились случаи, когда наши коллеги в других странах не находят контрагента, которого указал в документах российский экспортер. Например, из 100 запросов, направленных в Великобританию с просьбой подтвердить существование контрагента, примерно 10-15 возвращаются с отрицательным ответом.
Запросы налоговых органов из дальнего зарубежья в основном касаются взаиморасчетов между иностранными компаниями и их российскими контрагентами.
Судя по охвату стран, в управлении должны работать сотрудники со знанием нескольких языков. Бывают ли трудности в общении с зарубежными коллегами?
Никаких языковых трудностей у нас нет. Практически все запросы - как с нашей стороны, так и из зарубежных стран - идут на английском языке, которым, кстати, владеет большинство наших сотрудников. Конечно, мы не препятствуем тому, если кто-нибудь из них изъявляет желание попрактиковаться и в других иностранных языках, ведь большинство срочных вопросов с зарубежными коллегами мы решаем по телефону.
Сколько же времени уходит на обработку подобных запросов?
На обработку одного запроса в среднем затрачивается от одного дня до недели. Это зависит от сложности самого запроса и представленных документов.
Продолжительность ожидания ответа определяется разными факторами. Многое зависит от страны, в которую направляется запрос. Например, в США запрос сначала попадает в Службу внутренних доходов страны, затем в управление службы по штату и только потом в территориальный налоговый орган. Ответ на запрос идет, разумеется, в обратном направлении. Сами понимаете, что это занимает определенное время.
Ответы на запросы из стран СНГ поступают быстрее. Это объясняется тем, что с большинством наших соседей у нас заключены внутренние соглашения о взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства, которые распространяются на все виды налогов и позволяют более оперативно получать информацию.
Кроме того, обмен информацией с налоговыми органами некоторых стран СНГ у нас происходит на уровне региональных управлений. Например, с Казахстаном такой обмен налажен с 1998 года. Аналогичную практику мы сейчас ввели и с Белоруссией, правда, пока только в качестве эксперимента. Если он будет удачным, мы планируем перевести на уровень управлений всю переписку с государствами СНГ. Мы полагаем, что благодаря этому налоговый контроль в сфере внешнеэкономической деятельности станет более эффективным.
Ирина Владимировна, давайте поговорим о планах. Насколько нам известно, сотрудники МНС России совместно со своими коллегами из ближнего зарубежья ведут разработку Конвенции стран - участниц СНГ "О взаимной административной помощи в налоговых вопросах". Какие нововведения в контрольную работу может привнести конвенция?
Решение о принятии такой конвенции назрело давно. Начиная с 2001 года совет руководителей налоговых служб стран СНГ ведет работу по согласованию механизмов организации налогового контроля и приведения национальных налоговых законодательств этих стран к единообразию.
В Конвенции "О взаимной административной помощи в налоговых вопросах" планируется учесть основные моменты взаимодействия налоговых служб стран содружества по обмену информацией. Это должно сделать контрольную работу более эффективной, и, в частности, это может значительно ускорить процесс проверки экспортных сделок.
Среди методов налогового контроля, которые предлагается прописать в конвенции, можно отметить одновременные проверки. Поясню, что это такое. Одновременная проверка будет проводиться в случае возникновения вопросов, для решения которых необходима информация из другой страны. Например, компания, по которой проводится проверка, ведет деятельность на территории двух государств - скажем, России и Украины. В этом случае мы посылаем запрос в налоговую службу Украины. На основании нашего запроса украинские инспекторы проводят параллельную проверку деятельности налогоплательщика. А затем две страны обмениваются полученными сведениями.
Конвенция также содержит норму, согласно которой представители налогового органа одной страны смогут присутствовать при проведении проверок по налоговым вопросам в другой стране. То есть благодаря конвенции наши специалисты смогут принимать участие в проверках предприятий на территории других государств СНГ. Пока в проекте не определено, смогут ли представители иностранного государства высказывать свое мнение или как-то вмешиваться в процесс проверки, но со своей стороны мы такие предложения планируем внести.
Также в конвенции предполагается предусмотреть так называемый спонтанный обмен информацией. Это может дать возможность налоговым органам в случае обнаружения информации, которая может заинтересовать налоговые службы другой стороны, направлять эти материалы немедленно, не дожидаясь запроса. Кроме того, мы предлагаем разрешить странам, заключившим конвенцию, принимать все обеспечительные меры по взысканию налогов по налоговым требованиям другой стороны на своей территории. То есть на основании запроса одной из сторон другая сторона должна будет принять все необходимые меры по исполнению требования по уплате налогов, штрафов и пеней - вплоть до ареста имущества налогоплательщика.
Не могли бы вы назвать примерные сроки принятия конвенции?
Документ находится на стадии разработки. Изменения в него и предложения по его совершенствованию поступают еженедельно. После того как совет налоговых служб утвердит окончательный текст проекта, стороны должны будут его подписать. Но чтобы конвенция вступила в силу, государства-участники должны будут провести определенные законодательные процедуры и ратифицировать ее в своих странах. Поэтому работа на ближайшие годы предстоит большая.
На последнем заседании Координационного совета руководителей налоговых служб государств - участников СНГ были выработаны предложения по гармонизации налогового законодательства внутри содружества. Как идет эта работа?
Выработка тех предложений, о которых вы упомянули, - одно из главных направлений работы совета. Эти предложения в основном касаются прямых и имущественных налогов. Прежде всего предлагается разработать единый подход к порядку исчисления налоговой базы по каждому налогу.
В частности, по налогу на прибыль следует определить общий порядок формирования доходов и расходов, а также порядок их признания по методу начисления. Также планируется выработать единые понятия основных средств и общий порядок учета расходов на их ремонт. Помимо этого было предложено ввести общий принцип признания требований обязательств по сомнительным и безнадежным долгам.
Что касается других налогов, то, например, по НДФЛ утверждены основные принципы предоставления льгот и преференций отдельным группам населения. Также планируется обсудить единый порядок администрирования доходов, в частности полученных по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами. А в рамках гармонизации администрирования налогов на имущество мы планируем выработать единый подход к порядку оценки имущества, а также определить общие принципы налогообложения.
"Российский налоговый курьер", N 15, август 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99