Контроль либерализовали
Очередной этап реформирования российской валютной системы ознаменовался принятием Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон), который заложил основу для радикальной перестройки механизма валютного регулирования и валютного контроля в стране с целью достижения к 2007 году полной конвертируемости рубля не только по текущим, но и по капитальным валютным операциям, как важного условия развития рыночной экономики в Российской Федерации. Ситуацию прокомментировал Александр Медведовский, специалист Правового департамента Ассоциации российских банков
В отличие от одноименного Закона РФ от 1992 года большинство норм Закона имеет прямое действие, что создает атмосферу стабильности, облегчает восприятие правил и обеспечивает субъектам рынка необходимую свободу для маневра. Прозрачность системы валютного регулирования и валютного контроля достигается также и за счет резкого сокращения количества подзаконных актов нормативного характера.
Среди новелл, введенных Законом, особое внимание следует обратить на изменение подхода к установлению валютных ограничений.
Закон отменяет губительную для субъектов внешнеэкономической деятельности практику получения индивидуальных разрешений на проведение валютных операций. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 5 настоящего Закона установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений не допускается. Одновременно Законом закреплено лишь два допустимых вида валютных ограничений требований к порядку совершения валютных операций между резидентами Российской Федерации и нерезидентами - это требование о резервировании и требование об использовании специального счета.
В соответствии со ст. 6 Закона установление поименованных выше валютных ограничений допускается исключительно в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса страны. Вместе с тем Закон не содержит критериев наступления таких обстоятельств. Предоставление органам валютного регулирования возможности самостоятельно определять основания для введения валютных ограничений ставит под сомнение незыблемость права на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, и только федеральными законами. Следует обратить внимание, что законодатель рассматривает валютные ограничения в качестве временных мер, в связи с чем установлено, что они действуют исключительно до 1 января 2007 года.
Поощрение инвестиций
Мировой опыт валютного регулирования показывает, что самостоятельно и без применения защитных мер справиться с серьезными трудностями платежного баланса могут только страны с мощным экономическим и финансовым потенциалом. В свою очередь, нежелательный отток малочисленных валютных ресурсов из национальной экономики развивающихся стран обуславливает необходимость ведения политики запретов или ограничений на внешнеторговые или валютные операции. В сложившейся ситуации закрепленная Законом модель государственного регулирования порядка проведения валютных операций направлена на поощрение именно долгосрочных инвестиций в Российскую Федерацию. Так, расчеты и переводы при получении резидентами кредитов и займов в иностранной валюте от нерезидентов на срок более трех лет, а также расчеты и переводы при выпуске резидентами облигаций, являющихся внешними ценными бумагами, выкуп и платежи по которым не предполагаются в первые три года с даты выпуска указанных облигаций, осуществляются резидентами без ограничений.
К нововведениям, оказывающим положительное воздействие на инвестиционную активность физических лиц - резидентов Российской Федерации, также следует отнести тот факт, что Законом в два раза (до 150 000 долларов США) увеличена сумма разрешенных к осуществлению без ограничений операций между физическими лицами - резидентами и нерезидентами с внешними ценными бумагами в течение года. В настоящее время основным требованием при совершении регулируемых валютных операций является требование об использовании специального счета, под которым в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 1 Закона понимается банковский счет в уполномоченном банке, либо специальный раздел счета депо, либо открываемый реестродержателями в реестре владельцев ценных бумаг специальный раздел лицевого счета по учету прав на ценные бумаги.
Резервирование
Анализ положений Закона и нормативных актов Банка России позволяет сделать вывод о том, что включение института специального счета в систему валютного регулирования продиктовано стремлением, обеспечить полное и своевременное исполнение требования о резервировании, которое представляет собой внесение определенной суммы денежных средств на отдельный счет в уполномоченном банке. Реализация требования о резервировании соответствует заложенному в Законе принципу постепенного отказа от административных запретов в пользу экономических методов регулирования валютных отношений. Необходимость исполнения требования о резервировании удорожает валютную операцию и соответственно делает ее менее выгодной, поскольку, как следует из ч. 8 ст. 16 Закона, на суммы резервирования, зачисленные на счета, как в уполномоченных банках, так и в ЦБ РФ, проценты не начисляются.
Порядок безналичных операций
Внесены также определенные изменения и в порядок проведения безналичных валютных операций физических лиц. Так, ранее физические лица, в том числе и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей осуществляли безналичные валютные операции по обычным валютным счетам. На них не распространялось и требование об обязательной продаже части валютной выручки вне зависимости от степени их участия в экономической деятельности и характера совершаемых ими валютных операций. В связи с этим индивидуальные предприниматели находились в несравнимо более выгодных и привилегированных условиях по сравнению с юридическими лицами.
В настоящее же время валютная выручка индивидуальных предпринимателей подлежит обязательной продаже наравне с юридическими лицами.
Командировочные расходы
С вступлением Закона в силу в практической деятельности юридических лиц-резидентов возникли сложности с выдачей иностранной валюты для оплаты командировочных расходов выезжающих за рубеж сотрудников. Вызвано это тем, что в содержащемся в ст. 9 настоящего Закона перечне разрешенных к исполнению между резидентами валютных операций передача иностранной валюты на командировочные расходы не обозначена.
По нашему мнению, это все же не является препятствием для ее совершения. Организация передает наличную иностранную валюту в подотчет своему сотруднику в связи с выполнением последним служебного поручения вне места работы. Оплата командировочных расходов осуществляется в рамках трудовых отношений работодателя и работника. Кроме того, иностранная валюта остается на балансе организации-работодателя и списывается последствии в качестве расходов самой организации. Таким образом, передача иностранной валюты для оплаты командировочных расходов не является валютной операцией (ст. 1 Закона) и осуществляется соответственно без ограничений.
Недостатки и нерешенные проблемы
К недостаткам Закона следует также отнести неоправданно узкий перечень нерегулируемых валютных операций между резидентами и уполномоченными банками. Так, в соответствии с частью 3 ст. 9 Федерального закона N 173-ФЗ без ограничений осуществляются валютные операции, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к банковским операциям.
Данная норма существенно ограничивает возможности уполномоченных банков по обслуживанию своих клиентов, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 02.12.90 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" и ГК РФ кредитные организации обладают исключительным правом на осуществление помимо банковских операций и иных сделок, к которым, в частности относятся доверительное управление денежными средствами и финансирование под уступку денежного требования.
Из числа наиболее сомнительных нововведений Федерального закона N 173-ФЗ представляется важным отметить несколько преждевременное закрепление за резидентами Российской Федерации права свободного открытия счетов в зарубежных кредитных организациях, что, безусловно, окажет негативное влияние на состояние национальной банковской системы, и без того переживающей в настоящее время трудности, вызванные резким сокращением ресурсной базы. Несмотря на то что по настоятельной просьбе российского банковского сообщества введение данной нормы для юридических лиц отсрочено до 19 июня 2005 года без комплексной реформы и либерализации внутреннего финансового рынка, национальные банки выдержать конкуренцию со стороны своих зарубежных коллег окажутся попросту не в состоянии.
Как видно из приведенного выше далеко не полного списка новелл правового регулирования валютно-финансовых отношений, Закон заложил основу для действительно радикальной перестройки сложившегося в РФ порядка проведения валютных операций. Особенно остро данную проблему ощутили на себе крупнейшие операторы валютного рынка - уполномоченные банки, которые вынуждены в экстренном порядке вносить коррективы в отработанные механизмы банковского обслуживания клиентов. В этой ситуации Ассоциация российских банков направила в адрес ЦБ РФ обращение с просьбой ввести мораторий на применение мер ответственности к уполномоченным банкам за нарушения требований Закона и принятых в соответствии с ним нормативных актов ЦБ РФ, в связи с чем ЦБ РФ было принято решение вплоть до 1 сентября 2004 года не применять к уполномоченным банкам штрафные санкции за нарушение норм валютного законодательства. В случае выявления совершенных в период с 18.06.04 по 01.09.04 нарушений территориальным учреждениям Банка России рекомендовано применять исключительно предупредительные меры воздействия (Письмо Банка России от 08.07.2004 N 78-Т).
Вместе с тем, следует признать, что принятие Закона является существенным достижением в сфере либерализации порядка государственного регулирования валютных отношений, а устранение недостатков - это уже предмет для конструктивного диалога бизнес сообщества и власти.
А. Золотов,
обозреватель "эж-ЮРИСТ"
"эж-ЮРИСТ", N 30, июль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru