В настоящем обзоре продолжим рассматривать примеры административной практики Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению жалоб на действия субъектов контроля, в частности операторов электронных площадок при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Одним из наиболее часто встречающихся вопросов является вопрос обеспечения электронной площадкой возможности участнику закупки принять участие в электронной закупке.
Напомним, в соответствии с положениями Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Закон о контрактной системе после 01.07.2019 предусматривает, что участником аукциона в электронной форме на закупку отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, может быть исключительно участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направивший оператору электронной площадки в отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 названного Федерального закона.
Оператор электронной площадки по каждому виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участником закупки предоставлены такие документы размещает их (такие документы или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, иными словами на каждый такой вид товаров, работ, услуг электронная площадка дополнительно "аккредитует" участника закупки.
В соответствии с частью 15 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительством Российской Федерации от 14.09.2019 N 1202 "О порядке взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки", утвержден порядок взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, в том числе при направлении документов (или их копий) и их рассмотрении в соответствии с частями 12 и 13 указанной статьи (далее - Правила), т.е. правила "аккредитации".
Вместе с тем, как следует из анализа практики антимонопольного органа, вопросы применения указанных положений Закона о контрактной системе, Правил в первую очередь касаются участников закупки, планирующих участие в таких аукционах и проходящих указанную дополнительную "аккредитацию" электронной площадкой. В частности, речь идет о правомерности проверки электронной площадкой представленных участником закупки документов на предмет их соответствия Постановлению Правительства N 99 и подтверждения соответствия того участника закупки дополнительным требованиям, установленным указанным Постановлением.
Так, в соответствии с пунктом 2 Правил установлен перечень документов и информации, направляемый участником закупки соответствующей электронной площадки для целей их "аккредитации", т.е. размещения в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
В соответствии с частью 3 статьи 24.2 Закона о контрактной системе и пунктом 4 Правил оператор электронной площадки в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения установленных Правилами электронных документов (или их копий) по каждому виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участником закупки предоставлены такие документы, принимает решение о размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке или об отказе в размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Необходимо обратить внимание на то, что перечень оснований для отказа оператором соответствующей электронной площадки в "аккредитации", установленный пунктом 2 части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, пунктом 4 Правил - исчерпывающий. Следовательно, отказ электронной площадкой в "аккредитации" участнику закупки по иным основаниям, недопустим.
Из приведенного ниже примера решения Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок, принятого по результатам рассмотрения жалобы участника закупки на действия оператора электронной площадки при "аккредитации" следует, что электронная площадка не правомерно отказала в размещении вышеуказанных документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в связи с несоответствием представленных документов (или их копий) документам, которые установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99).
Как следует из указанного примера, в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе пунктом 4 Правил оператор электронной площадки проверяет документы на соответствие Перечню, а не осуществляет оценку указанных документов на предмет соответствия участника закупки требованиям Постановления Правительства N 99.
Следовательно, отказ в размещении электронных документов (или их копий), представленных в соответствии с установленным перечнем Постановления Правительства N 99, в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, не правомерен.
Кроме того, как указывалось выше, в целях участия в аукционе в электронной форме на закупку отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, необходимо учитывать вопрос своевременности размещение соответствующих документов и информации в соответствии с указанными Правилами в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, поскольку указанное влияет на возможность принятия участником закупки участие в электронном аукционе.
В частности, согласно части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения в соответствии с частью 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе электронных документов (или их копий), оператор электронной площадки по каждому виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участником закупки предоставлены такие документы, принимает решение, в том числе о размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, о чем, согласно части 14 статьи 24.2 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки извещает участника закупки о размещении таких документов (или их копий) в указанном реестре.
Таким образом, внесение в реестр документов (или их копий) по соответствующему виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участником закупки предоставлены такие документы после окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, лишает такого участника закупки возможности принять участие в такие закупки, поскольку его заявка подлежит возврату.
Рассматривая вопрос применения положений Закона о контрактной системе, положений Правил, нельзя не отметить действия субъектов контроля при осуществлении ими закупок, выраженные в несоблюдении указанных положений законодательства Российской Федерации, влекущих неблагоприятные последствия как для субъектов контроля, так и участников закупок.
В частности, необходимо учитывать, что, устанавливая требования к участникам закупки при осуществлении закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, важное значение имеет правильность установление таких требований и правильность их квалификации по соответствующему пункту Приложения N 1 Постановления Правительства N 99.
Некорректность установления в извещении о проведении аукциона в электронной форме соответствующего пункта Приложения N 1 Постановления Правительства N 99 может повлечь за собой не возможность участника закупки, соответствующего требуемого уровня квалификации по Постановлению Правительства N 99, принять в таком аукционе фактическое участие.
Еще одним, не менее важным вопросом, является вопрос внесения изменений в документы, размещенные в соответствии с указанными Правилами в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Напомним, в соответствии с пунктом 7 Правил, участник закупки вправе внести изменения в документы, размещенные в соответствии с указанными Правилами в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, направив оператору электронной площадки новые электронные документы в порядке, установленном пунктом 2 Правил. Оператор электронной площадки рассматривает такие документы в порядке, установленном пунктами 4 и 5 Правил. При этом такие внесенные изменения либо такие новые электронные документы применяются к отношениям, связанным с участием в закупках, заявки на участие в которых поданы таким участником после размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 указанных Правил новых документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Следовательно, заявка участника закупки, которым внесены изменений в документы, размещенные в соответствии с указанными Правилами в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке после фактической подачи заявки на участие в аукционе в электронной форме, подлежит возврату, если документов (или их копий) на момент подачи заявки на участие в таком аукционе не подтверждают соответствие дополнительном требованиям, установленным Постановлением Правительства N 99.
1. Комиссия ФАС России по результатам рассмотрения жалобы пришла к выводу об обоснованности жалобы на неправомерный отказ во включении в единый реестр участников закупки документов, которые в соответствии с Перечнем Постановления Правительства N 99 подтверждают соответствие участника закупки дополнительным требованиям, поскольку Оператор электронной площадки проверяет документы на соответствие Перечню, а не осуществляет оценку указанных документов на предмет соответствия участника закупки требованиям Постановления Правительства N 99.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при размещении документов в реестре участников закупок.
Согласно доводу жалобы Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно возвратившего документы Заявителя, подтверждающие соответствие Заявителя дополнительным требованиям, предусмотренных частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом жалобы Заявителя и сообщил, что Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 12 статьи 24.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99) установлены дополнительные требования о наличия опыта выполненных работ участниками закупки, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям (далее - Перечень).
Согласно части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения в соответствии с частью 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе электронных документов (или их копий), оператор электронной площадки по каждому виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участником закупки предоставлены такие документы, принимает решение:
1) о размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке;
2) об отказе в размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в случае:
а) несоответствия перечня представленных документов (или их копий) перечню, который установлен Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе;
б) нарушения порядка, установленного Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 15 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, при направлении таких документов (или их копий).
В соответствии с частью 4.1 статьи 24.2 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки осуществляет ведение реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Согласно части 14 статьи 24.2 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки направляет участнику закупки уведомление о размещении или об отказе в размещении документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в течение одного часа с момента принятия решения, предусмотренного частью 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе. В случае, если принято решение об отказе в размещении, такое уведомление должно содержать обоснование принятого решения.
В соответствии с частью 15 статьи 24.2 Закона о контрактной системе порядок взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, в том числе при направлении документов (или их копий) и их рассмотрении в соответствии с частями 12 и 13 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.09.2019 N 1202 "Правила взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки" (далее - Правила) установлено, что оператор электронной площадки рассматривает информацию и документы, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, на предмет, в том числе, соответствия перечня представленных документов перечню, который предусмотрен графой "Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" приложения к дополнительным требованиям.
Из жалобы Заявителя следует, что Заявителем 21.01.2021 в личном кабинете на сайте Оператора электронной площадки загружены документы для включения в единый реестр участников закупки, которые в соответствии с Перечнем подтверждают соответствие участника закупки дополнительным требованиям в соответствии с пунктом 2.4 приложения N 1 Постановление Правительства N 99.
При этом Заявителем 21.01.2021 в личном кабинете на сайте Оператора электронной площадки получено уведомление об отказе в размещении вышеуказанных документов.
На заседании Комиссии представитель Оператора электронной площадки пояснил, что Заявителю отказано в размещении документов в связи с тем, что данные документы не соответствуют требованиям Перечня, а именно Заявителем письмо о том, что разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не требуется, не подписано уполномоченным представителем Заявителя.
При этом в соответствии с пунктом 2.4 приложения N 1 Постановления Правительства N 99 копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не предоставляется в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
При этом в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе Оператор электронной площадки проверяет документы на соответствие Перечню, а не осуществляет оценку указанных документов на предмет соответствия участника закупки требованиям Постановления Правительства N 99.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки, неправомерно отказавшего Заявителю в размещении в реестре участников закупок документов, подтверждающих соответствие Заявителя дополнительным требованиям, нарушают часть 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "***" обоснованной.
2. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 29.01.2021 по делу N 21/44/105/78 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
(см. решение Комиссии ФАС России от 29.01.2021 по делу N 21/44/105/78)
2. Комиссия ФАС России, признавая жалобу обоснованной, пришла к выводу о том, что оператор электронной площадки неправомерно отклонил заявку заявителя по причине не подтверждения соответствия дополнительным требованиям в соответствии с п. 2.2 приложения N 1 Постановления Правительства N 99, так как документы заявителя о соответствии дополнительным требованиям размещены оператором электронной площадки в реестре до подачи заявителем заявки.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, не обеспечившего надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для проведения Аукциона, в связи с чем у Заявителя отсутствовала возможность подачи заявки на участие в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Оператора электронной площадки 11.01.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 13.01.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено ЕИС - 14.12.2020;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рубль;
4) источник финансирования - субсидия на иные цели;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 28.12.2020;
6) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
7) победителем Аукциона признано ООО "***" с предложением о цене контракта в размере *** рубль.
Согласно доводу Заявителя, Оператором электронной площадки не обеспечена надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для проведения Аукциона, в связи с чем у Заявителя отсутствовала возможность подачи заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с частью 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки обязаны обеспечить непрерывность проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для их проведения, равный доступ участников закупок к участию в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, неизменность подписанных усиленной электронной подписью документов
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4.1 статьи 24.2 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки осуществляет ведение реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Согласно части 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 14 статьи 24.2 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки направляет участнику закупки уведомление о размещении или об отказе в размещении документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в течение одного часа с момента принятия решения, предусмотренного частью 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе. В случае, если принято решение об отказе в размещении, такое уведомление должно содержать обоснование принятого решения.
Пунктом 6 части 11 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки возвращает эту заявку подавшему ее участнику такого аукциона в случае отсутствия в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, электронных документов (или их копий) участника закупки, предусмотренных перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе, либо несоответствия таких документов (или их копий) требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе (при осуществлении закупки, в отношении участников которой заказчиком установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99) установлены дополнительные требования к наличию опыта выполненных работ участниками закупки, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям (далее - Перечень).
В соответствии с извещением о проведении Аукциона срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 28.12.2020 в 09:00.
Согласно извещению о проведении Аукциона Заказчиком к участникам закупки установлено требование о наличии опыта выполнения работ в соответствии с пунктом 2.2 Приложения N 1 Постановления Правительства N 99.
Из жалобы следует, что при попытке Заявителя 25.12.2020 в личном кабинете на сайте Оператора электронной площадки подать заявку на участие в Аукционе возникли технические неполадки, в результате чего Заявитель не смог подать заявку на участие в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии пояснил, что заявка заявителя отклонена Оператором электронной площадки в связи с тем, что Заявитель не подтвердил соответствие дополнительным требованиям в соответствии с п. 2.2 приложения N 1 ПП РФ N 99.
На заседании Комиссии установлено, что заявка Заявителя отклонена по причине отсутствия в реестре участников закупок электронных документов участника закупки, предусмотренных перечнем, установленным в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе (далее - Реестр).
Вместе с тем, документы Заявителя о соответствии дополнительным требованиям 23.12.2020 размещены Оператором электронной площадки в Реестре.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Оператором электронной площадки не обеспечена надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых при проведении Аукциона, что нарушает часть 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, решением *** УФАС России от 11.01.2021 по делу N *** в действиях Заказчика выявлены нарушения пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении неправомерных требований к товарам, а также не дачи ответа на запрос разъяснений положений аукционной документации по существу поданного вопроса.
В целях устранения вышеуказанного нарушения *** УФАС России Заказчику, аукционной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки выдано предписание 11.01.2021 по делу N *** для устранения выявленного нарушения путем приведения документации об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "***" обоснованной.
2. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание выдано на основании решения *** УФАС от 11.01.2021 по делу N ***, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы от 13.01.2021 по делу N 20/44/105/19 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
(см. решение Комиссии ФАС России от 13.01.2021 по делу N 20/44/105/19)
3. В другом примере Комиссия ФАС России признала жалобу о неправомерном "не аккредитовании" электронной площадкой заявителя, в связи с чем у последнего отсутствовала возможность подачи заявки на участие в аукционе, необоснованной, поскольку заявитель был "аккредитован" в установленные сроки после окончания срока подачи заявки.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно не аккредитовавшего Заявителя, в соответствии с дополнительными требованиями, предусмотренными частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, в реестре участников закупок (далее - Реестр), в связи с чем у Заявителя отсутствовала возможность подачи заявки на участие в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено ЕИС - 21.12.2020;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
4) источник финансирования - бюджет сельского поселения, КБК - ***;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 29.12.2020;
6) на участие в Аукционе подано 16 заявок от участников закупки;
7) дата проведения Аукциона- 29.12.2020;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 11 участников Аукциона, 5 из которых признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;
9) победителем Аукциона признано ООО "***" с предложением о цене контракта в размере *** рубля.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Оператором электронной площадки неправомерно не аккредитован Заявитель, в соответствии с дополнительными требованиями, предусмотренными частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, в Реестре, в связи с чем у Заявителя отсутствовала возможность подачи заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с частью 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки обязаны обеспечить непрерывность проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для их проведения, равный доступ участников закупок к участию в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, неизменность подписанных усиленной электронной подписью документов
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4.1 статьи 24.2 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки осуществляет ведение реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Согласно части 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения в соответствии с частью 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе электронных документов (или их копий), оператор электронной площадки по каждому виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участником закупки предоставлены такие документы, принимает решение:
1) о размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке;
2) об отказе в размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в случае:
а) несоответствия перечня представленных документов (или их копий) перечню, который установлен Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе;
б) нарушения порядка, установленного Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 15 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, при направлении таких документов (или их копий).
Согласно части 14 статьи 24.2 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки направляет участнику закупки уведомление о размещении или об отказе в размещении документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в течение одного часа с момента принятия решения, предусмотренного частью 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе. В случае, если принято решение об отказе в размещении, такое уведомление должно содержать обоснование принятого решения.
Пунктом 6 части 11 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки возвращает эту заявку подавшему ее участнику такого аукциона в случае отсутствия в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, электронных документов (или их копий) участника закупки, предусмотренных перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе, либо несоответствия таких документов (или их копий) требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе (при осуществлении закупки, в отношении участников которой заказчиком установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99) установлены дополнительные требования к наличию опыта выполненных работ участниками закупки, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям (далее - Перечень).
В соответствии с извещением о проведении Аукциона срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 29.12.2020 в 09:00.
Согласно извещению о проведении Аукциона Заказчиком к участникам закупки установлено требование о наличии опыта выполнения работ в соответствии с пунктом 2.4 Приложения N 1 Постановления Правительства N 99.
Из жалобы Заявителя следует, что Заявителем 25.12.2020 в личном кабинете на сайте Оператора электронной площадки добавлены документы для включения в Реестр, подтверждающие соответствие Заявителя дополнительным требованиям по пункту 2.4 Приложения N 1 Постановления Правительства N 99, при этом Оператором электронной площадки данные сведения неправомерно не размещены в Реестре.
Представитель Оператора электронной площадки в письменных пояснениях представил сведения, согласно которым предоставленные Заявителем документы рассмотрены Оператором электронной площадки в срок, предусмотренный частью 13 статьи 24.2. Закона о контрактной системе, а именно 11.01.2021 в 03:00, то есть после срока окончания подачи заявок на участие в Аукционе.
Кроме того, на заседании Комиссии представитель Заявителя не представил доказательств, подтверждающих наличие вины Оператора электронной площадки, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "***" необоснованной.
(см. решение Комиссии ФАС России от 11.01.2021 по делу N 21/44/105/6)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, февраль 2021)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Семеновым Р.В.