Передать бы власть. Но как...
Согласно Указу Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 9 марта 2004 г. N 314 ряд федеральных министерств и ведомств упраздняется с передачей их функций как вновь образованным министерствам, службам и агентствам, так и ранее существовавшим федеральным органам. Возникает проблема установления "правопреемников" упраздненных федеральных органов, в том числе в связи с реализацией процессуального правопреемства при рассмотрении судебных и арбитражных споров, в которых упраздненные органы выступали в качестве участвующих в деле лиц. Проблему прокомментировала Елена ПРУС, магистр частного права, старший консультант ВАС РФ.
Арбитражный суд при выбывании одной из сторон в спорном или установленном судебным актом правоотношении производит замену этой стороны ее правопреемником (п. 1 ст. 48 АПК РФ). Такая замена имеет место, когда правопреемство произошло в материальном (в том числе гражданском) правоотношении.
Между тем предусмотренная названным выше Указом передача функций одних органов другим не означает автоматического перехода к последним также их прав и обязанностей в порядке правопреемства, что отражено арбитражной практикой. В частности, неясность законодательства в отношении правовых последствий "упразднения" федеральных органов в ряде случаев привела к приостановлению арбитражными судами производства по делам с участием рассматриваемых органов со ссылкой на п. 2 ст. 144 АПК РФ. Последний предусматривает в качестве основания приостановления реорганизацию организации, являющейся лицом, участвующим в деле (см. определения ФАС ВСО от 16.03.2004 N А19-13166/03-47-Ф02-789/04-С2, N А74-2793/03-К1-Ф02-740/04-С2).
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 18.03.2004 N 379-р упразднение федеральных органов исполнительной власти осуществляется не в порядке реорганизации, но ликвидации, т.е. с образованием ликвидационной комиссии, составлением ликвидационного баланса и пр. (п. 2, лит. "д" п. 3).
В силу гражданского законодательства ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст. 61 ГК РФ). Правом выступать в суде от имени ликвидируемого юридического лица до завершения работы ликвидационных комиссий упраздненных федеральных органов (т.е. до 01.09.2004)*(1) наделена ликвидационная комиссия (ст. 62 ГК РФ).
Например, при разрешении споров с участием упраздненной Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству, арбитражный суд извещает председателя соответствующей комиссии о месте и времени судебных заседаний (см. постановление ФАС ВСО от 22.04.2004 N А74-1332/01-К1-Ф02-1300/04-С2).
Отметим, что применительно к названной выше Федеральной службе указано, что ее функция по представлению интересов РФ перед кредиторами в процедурах банкротства передана Федеральной налоговой службе (п. 14 Указа)*(2). Вместе с тем в отношении иных упраздненных федеральных органов указанный вопрос не регламентируется. Разрешение данной проблемы усугубляется передачей функций упраздненных органов не одному, а нескольким органам.
К примеру, функции Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства переданы четырем органам - Министерству экономического развития и торговли, Федеральной антимонопольной службе, Федеральной службе по финансовым рынкам, а также Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Распоряжением Правительства РФ от 01.07.2004 N 903-р установлено, что имущество и государственные обязательства упраздненных федеральных органов исполнительной власти должны быть переданы федеральным органам исполнительной власти, ответственным за завершение ликвидационных процедур в их отношении (п. 4), что свидетельствует о "фактическом правопреемстве" в отношении упраздненных федеральных органов.
Однако нельзя не отметить возникающего при этом противоречия такого рода правопреемства общим правилам о ликвидации юридического лица, содержащимся в Гражданском кодексе РФ. Очевидно, что несовершенство действующего законодательства в этой части не способствует единообразию правоприменительной практики.
Полагаем целесообразным более четко, в соответствии с гражданским законодательством регламентировать вопросы, связанные с упразднением федеральных органов исполнительной власти в части установления правил об одновременном переходе не только их функций, но также прав и обязанностей к другим (вновь образованным и уже существующим) органам.
"эж-ЮРИСТ", N 32, август 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно распоряжению Правительства РФ от 01.07.2004 N 903-р работа ликвидационных комиссий упраздненных федеральных органов исполнительной власти должна быть завершена до 01.09.2004.
*(2) До преобразования в Федеральную налоговую службу уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является Министерство РФ по налогам и сборам (п. 1 постановления Правительства РФ от 29.05.2004 N 257).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru